«РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ КАК РЕЗУЛЬТАТ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЁРСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И СЕМЬИ»
статья по теме

Мусина Ольга Николаевна

Статья посвящена анализу организации социального партнерства дошкольной образовательной организации и семей воспитанников с целью полноценного физического развития дошкольников.

Очевидно, что ребёнок воспитывается и развивается параллельно в двух социальных институтах – семье и образовательной организации.

Мы рассматриваем их взаимодействие  как неотъемлемую часть развития детей в целом, и в физическом развитии в частности. Это одна из проблем современной семьи, которую необходимо решать сейчас, когда все еще можно исправить.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл musina_o.n._statya.docx33.45 КБ

Предварительный просмотр:

«РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ КАК РЕЗУЛЬТАТ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЁРСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И СЕМЬИ»

                                                                                                                                                                  

«Надо непременно встряхивать себя физически, чтобы быть здоровым нравственно»  

(Л.Н.Толстой)

   В Федеральном законе  «Об образовании в Российской Федерации», в котором впервые дошкольное образование определено в качестве первого уровня общего образования, говорится, что «родители являются первыми педагогами и обязаны заложить в ребёнке основы физического, психического и интеллектуального развития личности в раннем детском возрасте» [1; c.22].

Признание приоритета семейного воспитания требует новых линий отношений семьи и образовательной организации. Такой подход сделал необходимым разработку федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) дошкольного образования, который в настоящее время вводится в систему дошкольного образования. Предметом регулирования Стандарта являются отношения в сфере образования, возникающие при реализации образовательной программы дошкольного образования. Родители (законные представители) - непосредственные участники образовательных отношений и имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами.

Полноценная реализация ФГОС дошкольного образования  современной образовательной организацией невозможна без взаимодействия с семьями воспитанников.

По мнению таких корифеев отечественной педагогики, как  Е.П. Арнаутова, В.П. Дубровина, О. Л. Зверева, и др. социальное партнерство педагогов и родителей должно базироваться на принципах открытости, доверия и взаимопонимания. В основе новой философии взаимодействия семьи и образовательной организации лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, направить, поддержать, дополнить их воспитательную деятельность. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие». Основной идеей  взаимодействия педагогов и родителей является установление партнёрских отношений, которые позволят объединить усилия для воспитания детей, создать атмосферу общности интересов, активизировать воспитательные умения родителей. Эта идея изменения выражается в различных терминах: развитие, рост, актуализация, интеграция и в целом представляет собой «некий общепризнанный ценностный контур, отражающий реинтеграцию личностного «Я» на основе нового опыта и готовности к восприятию нового опыта»            (А.Ф. Бондаренко).

  Семья для ребенка – это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его первичная социализация. И если мы хотим вырастить нравственно и физически здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад, семья, общественность.           (С.В. Глебова)

Образовательная организация и семья – два основных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка требуется их взаимодействие.

Детский сад — первое образовательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение.  

На современном этапе детский сад постепенно превращается в открытую образовательную систему: с одной стороны, педагогический процесс дошкольного учреждения становится более свободным, гибким, дифференцированным, гуманным со стороны педагогического коллектива, педагоги ориентируются на сотрудничество и взаимодействие с родителями и ближайшими социальными институтами. Таким образом, организуется социальное партнерство — взаимовыгодное взаимодействие различных секторов общества, направленное на решение социальных проблем, обеспечение устойчивого развития социальных отношений и повышение качества жизни, осуществляемое в рамках действующего законодательства. Гармоничное, всестороннее развитие детской личности требует единства, согласованности всей системы воспитательно-образовательных воздействий взрослых на ребенка. От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее его развитие.

Дошкольная образовательная организация, являясь открытой социальной системой, не может быть вне процессов обновления, которые влекут за собой повышение требований к качеству образовательных услуг по различным направлениям развития и воспитания ребенка.  Непонимание, отсутствие контакта между семьей и педагогами детского сада всей тяжестью ложиться на ребенка. Не секрет, что многие родители считают, что детский сад – это место, где только присматривают за детьми, пока они на работе.

Родители являются основными социальными заказчиками ДОО, поэтому взаимодействие с ними педагогов невозможно без учёта интересов и запросов семьи. Именно по этой причине многие образовательные учреждения и наше в том числе, способствуют формированию активной родительской позиции, ориентируются на поиск таких форм и методов работы, которые позволяют учесть актуальные потребности родителей. Выбранное нами направление деятельности детского сада не явилось для нас случайными, это результат анализа  запросов родителей и социокультурных условий микрорайона, в котором находится детский сад.

Взаимодействие нами рассматривается как социальное партнерство, что подразумевает равное участие в воспитании ребенка, как детского сада, так и семьи. Семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга. Поэтому так важно установление между ними партнерских отношений для успешного воспитания и развития детей.

Физическое воспитание является основой всестороннего развития ребенка, так как организованные физкультурные занятия, праздники, совместные походы родителей и детей повышают устойчивость ребенка к заболеваниям. В связи с этим в системе физического воспитания детей дошкольного возраста осуществляется единая цель – подготовка к жизни, овладение определенным запасом двигательных навыков и умений. Кроме того, участие родителей (законных представителей) дошкольников в их физическом развитии способствует формированию у них активной жизненной позиции, повышению стрессоустойчивости, пропаганде здорового образа жизни, повышению уровня детско – родительского взаимодействия, что само по себе переоценить невозможно.

По высказыванию Л.И. Пензулаевой, формирование физических качеств, двигательных навыков и умений тесно связано с интеллектуальным и психическим развитием ребенка, с воспитанием нравственно - волевых черт личности, что также характерно основе всестороннего физического воспитания детей дошкольного возраста.

Необходимым  условием психического развития является общение ребенка с взрослым. Проблема развития общения взрослых и детей была в центре внимания М.И. Лисиной и ее сотрудников. Было Выделено несколько этапов в этом процессе в течении первых семи лет жизни детей, а так же критерии их форсированности и те новообразования в структуре личности и интеллекта, которые напрямую связаны с тем или иным этапом общения.  В исследованиях, выполненных под руководством М.И. Лисиной, показан генезис общения со сверстниками в раннем  дошкольном возрасте. Оказалось что: к 5-7 годам сверстник приобретает индивидуальность в глазах ребенка. Старший дошкольник проявляет острый интерес к товарищам, который проявляется в форме активного подражания, стремления к соперничеству. Данные исследований свидетельствуют, что общение со взрослым на каждом из возрастных этапов выполняет свои специфические функции. В общении со взрослым формируется потребность общения с другими людьми и эмоциональное отношение к ним, развиваются психические процессы, происходит овладение предметными действиями орудийного характера. Формы взаимодействия ребенка и взрослого проходят путь от первоначально-совместных, через совместно-раздельные, до самостоятельной деятельности самого ребенка.

Отсутствие у родителей и педагогов полной информации о здоровье ребенка крайне опасно, так как создает ложное впечатление о благополучии, которого на самом деле нет. Поэтому одним из приоритетных направлений всех детских садов является создание условий для физического развития и укрепления здоровья дошкольников.

Известно, что здоровье формируется под воздействием целого комплекса факторов. К наиболее значимым внешним факторам, определяющим развитие ребенка, относится семейное воспитание. Родители имеют возможность развивать ребенка, исходя из его индивидуальных возможностей, которые знают лучше, чем кто – либо.   Деятельность нашего образовательного учреждения направлена на сотрудничество с семьёй и на достижение основной цели – разработку новых подходов и форм взаимодействия детского сада и родителей как фактора позитивного физического развития ребенка.  

Только в тесном контакте с родителями можно добиться результатов в воспитании и развитии детей. Причем, это взаимодействие мы рассматриваем как социальное партнерство, что подразумевает равное участие в воспитании ребенка, как детского сада, так и семьи.

При этом необходимо строить программу взаимодействия с родителями на следующих принципах:

- индивидуальный подход к каждому ребенку и каждой семье;

- последовательность и систематичность;  

- единство целей и задач воспитания здорового ребенка в ДОО и семье (оно достигается посредством координации усилий педагогов и родителей в данном направлении, ознакомление родителей с основным содержанием, методами и приемами оздоровительной работы в ДОУ и изучение педагогами успешного опыта семейного воспитания);  

- взаимопонимание (взаимопомощь и доверие) педагогов и родителей,

- формирование отношения к родителям, как к равноправным партнерам в образовательном процессе.

Соблюдение данных принципов помогло нам в создании условий для развития двигательных навыков ребенка дома, а также способствовало приобщению родителей к активной деятельности по физическому воспитанию их детей и пополнению их знаний об особенностях использования профилактических и коррекционных физических упражнений, игр на свежем воздухе.

Современные дети мало двигаются, меньше, чем раньше, играют в подвижные игры из-за привязанности к телевизору и компьютерным играм. Поэтому семейный досуг должен строиться, исходя из основных сфер семейных отношений и учитывая все функции семьи. Приоритетным направлением деятельности нашего детского сада является физическое развитие детей. Это направление предусматривает развитие новых форм взаимодействия родителей и педагогов в процессе оздоровления и воспитания дошкольников. 

Мы организуем следующие формы работы ДОУ и семьи:

- совместная спортивная деятельность с детьми и родителями - занятия, развлечения, походы, Дни здоровья и т.д.;

- консультационная помощь специалистов;

- составление индивидуальных планов оздоровления детей совместно со специалистами и родителями.

 Были определены основные направления работы:  

- изучение состояния здоровья детей совместно со специалистами детской поликлиники и родителями по разработанным критериям;

- анализ условий для проведения физкультурно-оздоровительной работы в семье и определения путей улучшения здоровья каждого ребенка;

- создание в дошкольном учреждении и семье медико-социальных условий для укрепления здоровья и снижения заболеваемости детей (зоны физической активности, закаливающие процедуры, массаж и т.п.);

- проведение целенаправленной работы среди родителей по пропаганде здорового образа жизни: выполнение общегигиенических требований, рациональный режим дня, полноценное сбалансированное питание, закаливание;

- тренинг родителей по использованию приемов и методов оздоровления (физические упражнения, дыхательная гимнастика, массаж, разнообразные виды закаливания и т. д.) с целью профилактики заболеваний детей;

- согласование с родителями режима и лечебно-профилактических мероприятий, проводимых в детском саду;

- использование различных методов для привлечения внимания родителей к физкультурно-оздоровительной сфере: проведение викторин, фото- и видео- конкурсов на самую интересную спортивную или подвижную игру с участием детей и взрослых членов семьи и т.п.;

- самодеятельное издание информационных листков с целью освещения и пропаганды опыта семейного воспитания по физическому развитию детей и расширению представлений родителей о формах семейного досуга.

- консультативная, санитарно-просветительская и медико-педагогическая помощь семьям с учетом преобладающих запросов родителей и на основе связи ДОО с детской поликлиникой;

- подбор индивидуальных программ (комплексов упражнений) для укрепления свода стопы, профилактики плоскостопия и т.д. (для ежедневного выполнения дома с детьми);

- проведение дискуссий с элементами практикума по вопросам физического воспитания детей;

- определение приоритетных направлений по оздоровлению детей в детском саду с целью более полного удовлетворения запросов родителей.

- разработка и обеспечение индивидуальной программы формирования и укрепления здоровья каждого ребенка в рамках взаимодействия дошкольного учреждения и семьи.

Первым шагом в становлении социального партнерства стало создание условий для развития и оздоровления детей: это спортивный зал, оснащенный необходимым физкультурным оборудованием,  спортивная площадка для занятий на улице, физкультурные центры в группах. Педагоги разработали нестандартное физкультурное оборудование для закаливающих процедур, дорожки здоровья в спальнях.

Следующим шагом стала разработка комплексной системы оптимизации традиций физического воспитания детей в семье.

Также нами были проведены следующие мероприятия:

- создано информационное пространства для родителей и педагогов;

- организована работа клуба молодых родителей  и вновь поступивших в детский сад «Клуб здоровой семьи» (его деятельность направлена на повышение физической и валеологической компетентности родителей, гармонизации детско – родительских отношений в процессе совместных физкультурных занятий. Цель работы клуба: объединение усилий педагогов и родителей в вопросах сохранения и укрепления здоровья воспитанников, а также оздоровления детей дошкольного возраста);

- организовали выпуск семейных листовок «На ты со своим организмом»;

 - оформили папки-передвижки о здоровом образе жизни, картотеки и видеотеки для родителей и педагогов.

В силу особой актуальности проблемы сохранения психического и физического здоровья дошкольников нами разработана система взаимодействия родителей и педагогов в процессе оздоровления и воспитания детей. В нашу практику стали постепенно входить физкультурные занятия совместно с родителями, которые способствуют адаптации родителей к совместной с ребёнком двигательной деятельности и гармонизации детско-родительских отношений.

Мы на многолетнем опыте убедились, что совместные физкультурные занятия и праздники (Приложение 1) являются актуальной и эффективной формой работы.

Еще одна форма совместной работы с родителями - элементарный туризм. Туризм - одна из форм физического воспитания детей, которая обладает всеми необходимыми компонентами для укрепления и сохранения здоровья. Это - общение с природой, смена обстановки, физическая активность и психологическая разгрузка. Туризм прост в организации, доступен для детей дошкольного возраста, вместе с тем, он является естественным и посильным видом спорта, поскольку нагрузки в нем хорошо дозируются и соотносятся с физическими возможностями участников.

Так как мы живем в природной зоне, в нашем детском саду систематически используются совместные пешеходные походы в рощу к реке Урал. Цель этих походов - оздоровление организма детей, сплочение детей,  родителей и работников детского сада, приобретение навыка ориентировки на местности, умения разбираться в карте-схеме маршрута, знакомство с родным краем, воспитание любви к родной природе, к земле.

Планируя свою работу с родителями, мы отдаем предпочтение совместным мероприятиям, тем самым «разворачивая» семью в сторону детского сада и ребенка.

Список литературы

1.Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ  «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 24.07.2015 г.).

2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Вступил в силу с 01.01.2014 года.

3. Арнаутова, Е.П., Зубова, Г.Г., Ермакова, Л.А. Преемственные связи ДОУ, школы и родителей будущих первоклассников / под ред. Е.П. Арнаутовой Г.Г. Методическое пособие - М.: ТЦ Сфера, 2006.

4. Бочарова, Н.И. Оздоровительный семейный досуг с детьми дошкольного возраста. Пособие для родителей и воспитателей / под ред. Н.И. Бочаровой - М.: АРКТИ, 2003 – 96с.

5.  Евдокимова, Е.С., Додокина, Н.В., Кудрявцева, Е.А. Детский сад и семья: Методика работы с родителями. Пособие для педагогов и родителей / под ред. Е.С. Евдокимовой. - М.: Мозаика - Синтез, 2007.

6. Пензулаева, Л.И. Физические упражнения для дошкольников /под ред. Л.И. Пензулаевой - М.: Просвещение, 2014 – 114с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логико-математическое развитие дошкольников в процессе взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи в условиях реализации ФГОС ДО.

В «Законе об образовании Российской федерации» (статья 44) отмечается, что образовательные организации должны оказывать помощь родителям в развитии индивидуальных способностей несовершеннолетних,...

Роль игры в развитии физических способностей дошкольника.

В статье раскрывается роль подвижных игр в развитии физических способностей детей дошкольного возраста....

Реализация интегрированного подхода при решении образовательных задач по направления развития: - физическое, - познавательное, - речевое, - художественно-эстетическое, - социально-коммуникативное. (Образовательный продукт – памятка в помощь педагогу)

Муниципальное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 37 комбинированного вида143560 Московская область, Истринский район, пос. Курсаково, д. 11 тел. 8-498-729-39-84...

«Развитие физических способностей дошкольников как результат социального партнёрства образовательной организации и семьи»

Образовательная организация и семья – два основных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка требуется их взаимодействие....

Теоретические основы развития познавательных способностей дошкольников на основе применения электронных образовательных ресурсов.

Работа посвящена основам развития познавательных способностей дошкольника. За основу развития предложены использование электронных образовательных ресурсов в ходе организации развивающей образовательн...

Принципы партнёрства образовательной организации и семей воспитанников с ОВЗ

Одной из важных задач деятельности образовательной организации (ОО) выступает взаимодействие с семьями воспитанников, которое позволяет расширить педагогическую компетеность родителей (законных предст...