Принципы партнёрства образовательной организации и семей воспитанников с ОВЗ
материал

Хинич Ксения Владимировна

Одной из важных задач деятельности образовательной организации (ОО) выступает взаимодействие с семьями воспитанников, которое позволяет расширить педагогическую компетеность родителей (законных представителей). Наиболее эффективной считается такая форма взаимодействия как сотрудничество, партнёрство, то есть двустороннее воздействие субъектов процесса, в котором оба участника наделены равной долей ответственности.

Необходимо понимать, на каких принципах необходимо выстраивать партнёрство с родителями (законными представителями) воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), какие особенности важно учитывать, чтобы сотрудничество было продуктивным.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл printsipy_vzaimodeystviya_oo_i_roditeley.docx17.83 КБ

Предварительный просмотр:

Принципы партнёрства образовательной организации (ОО) и

родителей (законных представителей) ребёнка с ОВЗ:

  1. Принцип сознательности [2, 3] – сопровождение эффективно только тогда, когда родители и ребёнок проявляют активность, сознательность, являются субъектами (а не объектами) процесса.
  2. Интеграция и дифференциация целей, задач и действий участников педагогического процесса, направленных на воспитание и развитие детей [3].
  3. Целенаправленное управление взаимодействием детей и родителей специально подготовленными кадрами – управление взаимодействием реализуется специально подготовленными кадрами [3].
  4. Принцип взаимопонимания и взаимопомощи [2] - определение общих целей педагогов детей и родителей; организация их совместной деятельности на основе взаимопонимания и взаимопомощи; исключение проявлений признаков презрения, оскорбительности, формирование толерантности к непривычному поведению других людей; признание их права на такое поведение.
  5. Гуманно-личностный принцип/Гуманистическая ориентация во взаимодействии с семьей/Принцип гуманизации [1, 2, 3] – проявление тактичности, любви к ребёнку, уважение к каждому члену семьи со стороны работников ОО.
  6. Принцип обеспечения эмоциональной безопасности родителей [3] – обеспечение состояния семьи, которое характеризуется готовностью к конструктивному сотрудничеству, осознанием того, что образовательная среда комфортна и не способна причинить вред; создание психологически безопасной среды, в которой «большинство участников имеют положительное отношение к ней и которая характеризуется высокими показателями индексов удовлетворенности взаимодействием и защищенности от психологического насилия – неуважения, недоброжелательного отношения, неприятия, критики, публичного оскорбления, унижения достоинства, обвинений, угроз, игнорирования, изоляции, чрезмерных требований и принуждения — и психологической травмы»; предполагает:
  • создание спокойной, доброжелательной атмосферы, располагающей к диалогу;
  • взаимное доверие во взаимоотношениях между педагогом и родителями;
  • возможность обменяться мнениями, переключиться, пошутить;
  • учёт личных проблем и затруднений родителей в воспитании детей;
  • внимание к просьбам и предложениям со стороны родителей;
  • способность к оказанию психологической поддержки.
  1. Принцип социального партнёрства [3] - формирование общего воспитательного «поля» вокруг ребёнка, обеспечивающего согласованность действий родителей и педагогов; взаимную договоренность между родителями и педагогами об основах воспитания ребёнка;  эмоциональный отклик на события, происходящие как с ребёнком, так и с семьями отдельных воспитанников; единство требований и стиля отношения к ребёнку; взаимное оповещение о значимых событиях в жизни ребёнка; исполнение просьбы педагогов со стороны семьи и исполнение просьбы родителей в адрес педагогов, воспитателей, оказание взаимных услуг; совместную деятельность педагогов, детей и родителей.
  2. Принцип полилога/ принцип субъект-субъектного, полилогического, партнёрского общения/обеспечение субъектной позиции всех участников процесса [3] - принцип предусматривает взаимное доверие и уважение, поддержку и помощь, ответственность по отношению друг к другу, восприятие родителей как субъектов со своими интересами, потребностями, своей позицией.
  3. Принцип индивидуализации [2] – реализация индивидуального подхода в сопровождении семьи ребёнка с ОВЗ, включая учёт типологической и индивидуальной специфики развития ребёнка, индивидуального запроса со стороны семьи, индивидуальных особенностей родителей и др.
  4. Принцип вариативности организации процесса сопровождения [2] – учёт всего диапазона индивидуальных особенностей, предпочтений, создание условий для реализации существующих интересов, запросов семьи.
  5. Принцип организации личного пространства [2] - учёт индивидуального темпа и режима проживания процесса сопровождения, представления возможности самостоятельно регулировать ритм и частоту контактов в соответствии с индивидуальными потребностями, сохранять свою автономию в выборе и определении личного пространства, времени, личных контактов и социальных ролей.
  6. Принцип интеграции/реализации комплексного подхода к сопровождению семьи ребёнка с ОВЗ [1] - координация действий различных социальных институтов, ОО, заинтересованных лиц в процессе сопровождения семьи.
  7. Принцип сочетания взаимной заботы и требовательности [2] – создание такого стиля отношений, при которых каждый субъект партнёрства, ощущая себя достаточно защищенным, в то же время стремится к сохранению гуманистических нравственных норм в коллективе.
  8. Принцип взаимопонимания и взаимопомощи [2]- определение общих целей педагогов детей и родителей; организация их совместной деятельности на основе взаимопонимания и взаимопомощи; исключение проявлений признаков презрения, оскорбительности, формирование толерантности к непривычному поведению других людей; признание их права на такое поведение.

Источники информации:

  1. Афанасьева Л. И., Данилов Д. А., Сивцева К. Н. Партнёрство школы и родителей детей с ограниченными возможностями здоровья // Мир науки, культуры, образования. - №6 (79). – 2019. – С. 49-51 [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/partnerstvo-shkoly-i-roditeley-detey-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya 
  2. Концепция комплексной поддержки семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья // Центр творчества и образования [Электронный ресурс] URL: http://ctio-frn.spb.ru/files_and_documents/concepcya_2k16.pdf 
  3. Никитина Е. Л. Педагогические принципы взаимодействия семьи и школы // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. – 2014. [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskie-printsipy-vzaimodeystviya-semi-i-shkoly 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ КАК РЕЗУЛЬТАТ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЁРСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И СЕМЬИ»

Статья посвящена анализу организации социального партнерства дошкольной образовательной организации и семей воспитанников с целью полноценного физического развития дошкольников. Очевидно, что ребёнок ...

«Развитие физических способностей дошкольников как результат социального партнёрства образовательной организации и семьи»

Образовательная организация и семья – два основных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка требуется их взаимодействие....

План взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников «Индивидуальная поддержка развития детей в семье»

План взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников   «Индивидуальная поддержка развития детей в семье»  ...