Тьюторская работа с детьми.
статья по теме

Бондаренко Людмила Николаевна

Термин « тьютор» появился в Европе очень давно, еще в 16 веке. В те времена в Кембридже и Оксфорде такие специалисты выполняли задачи наставников, служили связующим звеном между студентами и профессорами. В Средние века больше всего ценилась свобода, поэтому такое посредничество было просто необходимо. Студенты могли свободно переходить с курса на курс, самостоятельно выбирать предпочтительные предметы. В свою очередь, куратор помогал сопоставлять личные предпочтения подопечного и требования, предъявляемые к экзаменам по выбранным предметам. Студент занимался самообразованием, а наставник контролировал этот процесс. В 17 веке задачи тьютора обрели четкие границы, тьюторство основательно закрепилось в английской образовательной системе. Специалист сопровождал учащегося на протяжении всего учебного процесса, помогал ему адаптироваться в университете, советовал, какие курсы лучше выбрать, составлял план занятий, готовил к экзаменам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tyutorskaya_rabota_s_detmi.docx25.55 КБ

Предварительный просмотр:

Тьюторская работа с детьми.

Термин « тьютор»  появился в Европе очень давно, еще в 16 веке. В те времена в Кембридже и Оксфорде такие специалисты выполняли задачи наставников, служили связующим звеном между студентами и профессорами. В Средние века больше всего ценилась свобода, поэтому такое посредничество было просто необходимо. Студенты могли свободно переходить с курса на курс, самостоятельно выбирать предпочтительные предметы. В свою очередь, куратор помогал сопоставлять личные предпочтения подопечного и требования, предъявляемые к экзаменам по выбранным предметам. Студент занимался самообразованием, а наставник контролировал этот процесс. В 17 веке задачи тьютора обрели  четкие границы, тьюторство основательно закрепилось в английской образовательной системе. Специалист сопровождал учащегося на протяжении всего учебного процесса, помогал ему адаптироваться в университете, советовал, какие курсы лучше выбрать, составлял план занятий, готовил к экзаменам.

Так что же такое тьютор в наше время? Многие путают учителя с  тьютором, но это не совсем правильно, потому как у этих специалистов хоть и схожие направления деятельности, но цели разные. Тьютор – это своего рода посредник между традиционным педагогом и ребенком. Он анализирует интересы и проблемы ребенка, отслеживает, что в программе дается с трудом, а к чему есть способности. Очень часто учителя не занимаются нерадивыми учениками, не проявляющими способности к предмету. Могут махнуть рукой на нерадивого ученика ,то тьютор на то и тьютор , чтобы  найти этому ученику индивидуальный маршрут освоения знаний. Он помогает ему сформировать учебные интересы, а в итоге- нащупать своё призвание. Тьютор это наставник, который сопровождает ребенка в процессе освоения им новой деятельностью и организует условия для складывания и реализации индивидуальной образовательной траектории ребенка. Не понимает он математику, физику, но проявляет способности в гуманитарных науках, имеет развитую фантазию, значит , не надо ребенка заставлять учить все подряд, стоит направить его энергию в нужное русло. Возможно, благодаря такому подходу в будущем вырастет прекрасный писатель.

Задачи тьютора:

  • Сопровождение ребёнка в его жизненной среде, помощь в организации её развивающего характера;
  • Подготовка  условий для образования особого ребёнка в конкретной системе образовательного учреждения;
  • Занятия с ребёнком по  преодолению дефицитов развития  и  формирования новых компетенций.
  • Партнёрство с семьёй в вопросах развития и образования ребёнка, рекомендации в подборе развивающих, коррекционных и образовательных  программ.
  • Правовая и образовательная поддержка  семьи в реализации прав ребёнка во всех социальных институтах.

Ребенок в своем развитии не объект воспитательных усилий, а субъект, претерпевающий изменение. Это значит, что тьютор не управляет ребенком как механизмом или даже как подчиненным, а сотрудничает с ним. Тьютор или наставник призван не исправлять, а направлять; не указывать на ошибки, а дать состояться ошибкам (например – в неправильном планировании, в неумении себя организовать в коллективе, в предмете и т.п.) под присмотром взрослого. Ребенок сам делает выводы о тех ошибках, которые он проанализировал с тьютором. Деятельность, организуемая тьютором, отличается от простой организации череды мероприятий. Важно, что идет совместная работа взрослого и ребенка, любое событие проектируется совместно с детьми. Обсуждая с детьми проблемы, на которые это действие или событие может быть направлено, тьютор формирует активную позицию ребенка по отношению к себе и внешнему пространству. Обсуждая цели и задачи работы, способы достижения цели, ресурсы и результаты ее, тьютор как бы дает ребенку (пока в наиболее безопасном режиме) потренироваться в том, что ждет ребенка в его пути по жизни.

А в некоторых случаях присутствие тьютора рядом с ребенком просто жизненно необходимо. Например при работе в инклюзивном детском саду или школе. Если ребенок плохо видит или слышит, нуждается в физической помощи из-за ДЦП или перенесенной травмы, то это не значит , что он отстал в развитии и у него интеллектуальные проблемы. Такие дети могут учиться в обычных садах и школах вместе со здоровыми сверстниками, но им нужен наставник, который приучит к самостоятельности. Тьютор выполняет благородную миссию, показывая как нужно относиться к инвалидам. Здоровые дети перестанут прятаться от чужих проблем, научатся помогать людям с ограниченными возможностями, а больные поймут: они не одиноки и вполне могут самостоятельно выжить в этом мире.

 В настоящее время наблюдается повышенный интерес и  к проблеме одаренности, к проблемам выявления обучения и развития одаренных детей  и , соответственно, к проблемам подготовки педагогов для работы с ними.

Главным принципом работы с одаренными детьми является   принцип создания условий и предоставления возможностей для над предметной творческой деятельности в социальной сфере.  Диагностика  одаренности осуществляется  по значимому результату этой деятельности: если ребенок с интересом включается в деятельность, начинает достигать последовательных успехов, - значит, он является одаренным. Именно по мотивации, которая,  по мнению  многих исследователей является  ключевой характеристикой одаренности личности, ведущей к продуктивной самореализации в специально сконструированной образовательной среде, и по продуктивности (значимому для ребенка результату) этой деятельности определяем  одаренность.

Для успешного развития одаренности необходимо создание насыщенной, эмоционально богатой культурной  среды, где одаренность ребенка могла бы проявиться, прежде всего, через мотивацию к деятельности с последующим достижением значимых для него результатов.

Благодаря погружению ребенка в культуру и культурную среду ребенок получает возможность глубже осознавать и развивать свои интересы.

Особое значение  в воспитании одаренных детей имеет система продуктивной, творческой деятельности, основанная на внутренних мотивах воспитанников,  дающая право на собственное мнение и ошибку  и  создающая возможность для экспериментирования. Система развития одаренности ребенка должна быть тщательно выстроена, строго индивидуализирована и ее реализация должна приходиться на достаточно благоприятный возрастной период. Детский возраст-период становления способностей, личности и бурных процессов в психике. Подводя итог вышесказанному, можно говорить о том, что тьюторское сопровождение является наиболее эффективной формой работы с одарёнными детьми, потому что даёт возможность для:

диагностического подхода к конструированию индивидуальных стратегий раскрытия одаренности ребенка;

обеспечения индивидуального темпа и дифференцированного подхода к раскрытию потенциала одаренного ребенка, исходя из его индивидуальных предпочтений;

возможности отслеживания результатов на каждом этапе развития одарённой личности;

создания творческого климата отношений педагога и ребенка, обеспечение свободы самовыражения в партнерском взаимодействии.

В России эта профессия не пользуется особой популярностью и только входит в моду. Специалистов с соответствующим образованием сегодня практически нет, поэтому помощь детям оказывают волонтеры или родители. Конечно это не правильно, потому что настоящий куратор-не только помощник, но и учитель, психолог ,который помогает найти свое место среди сверстников, определиться с будущим призванием. Тьюторы работают  в  детских садах, школах, университетах, также они могут заниматься подопечными на дому. Это всесторонне развитые люди, которые в состоянии подтянуть ребенка по всем предметам. Такие специалисты должны быть знакомы с психологией, потому что дети разные, а ведь к каждому нужно найти подход, отыскать ключик к сердцу.

Список используемой литературы:

  1. Ковалева Т.М. - Открытое образование и современные тьюторские практики // Тьюторство: концепции, технологии, опыт. Юбилейный сборник, посвященный 10-летию тьюторских конференций. 1996-2005.- Томск, 2005.

2. Долгова Л.М. - Тьюторство в аспекте результативности образования - Тьюторство: идеология, проекты, образовательная практика, 2004 г. - http://thetutor.ru/pro/articles02.html

3.Комраков Е.С. Тьютор в роли проектировщика– В кн. Техники деятельности  тьютора: Учебно-методическое пособие/ науч. ред. С.А. Щенников, А.Г. Теслинов, А.Г. Чернявская. – Жуковский: МИМ ЛИНК, 2002.

4.Лильин Е.Т. Те, кто приходит на помощь // Новая среда. – 2006. - № 2.

5.Михайлова Н.Н., Юсфин С.М., Александрова Е.А. и др. - Педагогическая поддержка ребенка в образовании, 2006

6.Чернявская А.Г. Тьюторство как новое пространство педагогической деятельности/ Система обеспечения качества в дистанционном образовании: Сборник научных трудов МИМ ЛИНК, выпуск 15.

Сайты, посвященные данной проблематике

http://thetutor.ru/ - Тьюторская Ассоциация

http://www.edu.of.ru/distantobr/default.asp?ob_no=3897 – Дистанционный образовательный портал «Библиотека тьютора»

http://www.odn2.ru/bibliot/tsoi_tiutorstvo_v_obrazovatelnom_protsesse.html - Тьюторство в образовательном процессе

ru.wikipedia.org/wiki/ Тьютор - Тьютор – Википедия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологии работы с детьми: психологические аспекты работы с детьми, пострадавшими от жестокого обращения

Одним из наиболее устойчивых мифов в России, унаследованных из прошлого, является убеждение в том, что дети - это практически единственный привилегированный "класс" в нашем обществе. Но вот что с ним ...

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ТЕМЕ: «Использование логоритмики в работе с детьми с детьми с ограниченными возможностями здоровья»

Почему логоритмика?  Всё, окружающее нас, живёт по законам ритма. Смена времён года, дня и ночи, сердечный ритм и многое другое подчинено определённому ритму. Любые ритмические движения активизир...

План индивидуальной работы с ребенком на основе гендерного подхода. Тьюторская работа.

Очень часто за ярким светом "звезд", мы не замечаем тех, кто мог бы светить еще ярче, но им нужно помочь. Задача педагога не только заметить этот потенциал в ребенке, но и дать ему возможность показат...

Тьюторское сопровождение в условиях ДОУ. Методы и приемы работы с детьми с ОВЗ.

В условиях инклюзивного образования мы должны помнить, что дети с ОВЗ и дети с нормой развития находятся в равных условиях, должны получать равное воспитание и обучение, но все же специфика работы с о...