конспект занятия "Про Валенки"
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Андреева Татьяна Владимировна

Закрепить знания детей о производстве валенок, их назначении и обычаях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya_pro_valenki.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №102»

Конспект интегрированного занятия в старшей группе №7

Тема: « Чудесное превращение валенка ».

Воспитатели: Андреева Т.В.

Оренбург-2015 г.

Программное содержание.

Закрепить знание детей о производстве валенок, их назначение , обычаях, связанных с этой обувью, связно и последовательно выражать свои мысли, отвечать на вопросы. Учить обыгрывать знакомые сказочные произведения, используя в речи монологи и диалоги. Воспитывать любовь к народному творчеству, желания украшать изделия самостоятельно проявив фантазию, поощрять добрые отношения, внимание друг к другу.

Предварительная работа.

Оформить групповую комнату как мастерскую. Нанести пластилин на картонную форму валенка. Провести беседу на тему: « Откуда появились валенки», « Как делают валенки», познакомить с обычаями, связанными с этой обувью. Заучить пословицы, поговорки о труде, мастерстве, загадки по теме « Валенки». Инсценировка сказки «Валенки для Бабы-яги».

Рассматривание иллюстраций, картинок по теме « Валенки».

Материал к занятию.

Иллюстрации – валенок: самолёт, мышки, часы, бабушка и дед, паровоз; валенки, украшенные тесьмой, бусинками, кружевом; шапочки- маски зайцы, лиса, волк, платок для Бабы-яги. Большие искусственные деревья: ель и береза. Два телефонных аппарата, детская гладильная доска и утюг. Натуральная овечья шерсть, ножницы, тарелочки, горох, чечевица, бисер цветной, ракушки, салфетки. Вырезанные валенки из картона, на который нанесён пластилин.( на каждого ребёнка).

Словарная работа.

Катанки, самовалочки, чесанки, колодка, войлок, мастер-валяльщик.

Ход занятия.

Ребята проходите в группу, отгадайте загадку.

Их на ноги надевают,

Но это не сапоги

Из шерсти сделаны,

Но не носки. ( валенки)

Воспитатель:

Правильно ребята – это валенки.

Я вас сегодня хочу пригласить в мастерскую. Проходите, рассаживайтесь поудобнее. Вы, наверное, догадались, о чём мы сегодня будем говорить? Верно, о валенках.

Ребята, скажите, а для чего нужны валенки?

(ответы детей)- чтобы ходить зимой.

Посмотрите, у с меня в мастерской много валенок, все они разные, необычные.

Скажите, во что можно превратить обычные валенки?

( в самолет, в теремок, в часы, в бабушки и деда, в мышку, в ежика, просто украсить тесьмой, кружевом, бусинками, цветочками и т.д.)

А из чего сделаны валенки, из какой шерсти?

( из овечьей)

Верно, шерсть состригают так, чтобы ни одно животное не пострадало.(показываю шерсть). Потрогайте ребята, шерсть какая?( мягкая, пушистая, легкая…)

Именно из такой шерсти и делают валенки. Но чтобы эту шерсть превратить в валенки требуется несколько дней тяжелой работы. Я вам уже рассказывала, как делают валенки, давайте вспомним, а помогут мне иллюстрации. Сначала шерсть состригают с овечки, потом обрабатывают кипятком или паром. Затем взбивают в общую массу и расчёсывают специальной гребёнкой, режут на  мелкие кусочки и получают войлок. Войлок катают сначала на столе , потом на колодке, пришлёпывают, прижимают. Получается большой валенок. Потом валенок стирают, сушат, зачищают. Делают по размерам и обрезают края.

Ребята, а вы знаете, как в народе ласково называют валеночки?( катанки, самовалочки, чёсанки).

А теперь, послушайте , что я вам расскажу о валенка. В давние времена на Руси валенки были очень дорогим подарком. Молодой парень считался завидным женихом, если у него были валенки. Валенки берегли, носили по очереди, передавали по наследству. А что вы еще знаете о валенках?

Ответы детей:

- Валенки не только согревают, но и лечат, потому что они сделаны из натуральной шерсти. Через ноги тепло расходится по всему организму и выгоняет болезнь.

- Валенки носили солдаты во время войны, поэтому они не мерзли и победили врага.

- Даже цари и царицы любили носить валенки.

- Старые валенки не нужно выбрасывать. Если их поставить в огороде, под куст, шмели  в них сделают домик и на следующий год будет хороший урожай.

Воспитатель:

Молодцы, вы много знаете о валенках. А теперь давайте поиграем, и опять нам пригодиться валенок.

Физминутка:

Дети встают в круг, передают под музыку валенок, с окончанием музыки кому достался валенок тот выходить танцевать.

А теперь я предлагаю вам стать мастерами. Садитесь за столы, мы сегодня с вами будем украшать валенки. Посмотрите , на валенки уже нанесён пластилин. Скажите, что у вас лежит в тарелочках, какой материал?

(горох, чечевица, ракушки, бисер).

Этими материалами мы будем украшать валенки, а узоры будете придумывать сами. Каждый из вас должен придумать свой узор.

Приступаем к работе . ( дети выполняют работу).

Какие красивые сказочные валеночки у вас получились. Я думаю, что эти валенки приведут нас в сказку.

Любят русские зимою

В стужу валенки носить

Мы ж из валенок решили

Чудо-сказку сочинить.

Выходите ребята из-за столов и надевайте маски.

Не за синими горами, не за темными лесами, а в городе Оренбурге, в детском саду № 102, открылась мастерская. Трудятся в ней славные мастера.

Они работают да приговаривают:

Мастера – дети (прибаутки):

У всякого Матвея –своя затея!

У всякого Мишки свои делишки!

У всякого Ромы- свои приёмы!

Не за тем руки даны, чтобы даром болтались.

Воспитатель.

В мастерской зазвонил телефон.

Мастер.

Алло! Мастерская слушает.

Баба-яга.

Здравствуйте! Это я, Баба-яга! Ребята, помогите мне! Приготовила я для своих внучат подарки-валеночки, положила их в сундук. Глядь, а они все в  дырках! Это моль зловредная надо мной подшутила. Выручайте, деточки, пришлите мне новые валенки.

Мастер.

Не волнуйся, бабушка, будут тебе новые валенки.

Воспитатель.

Именно такие есть у нас в мастерской, их и моль не съест, и внучата рады будут.

Собрали мастера валенки, и пошли к Бабе-яге. Но вот беда: точного адреса никто не знает. В лесу улиц нет, берлоги, норки, дупла без номеров.

Как бабушку отыскать?

Думали-думали да и придумали у зверей помощи просить.

Выбегают зайцы.

Мастер.

Здравствуйте зайцы! Не знаете ли вы дорогу к избушке Бабы-яги?

Зайцы.

Мы так далеко в дремучий лес не бегаем, мы ещё маленькие! Нам мама не разрешает! Вы идите прямо, прямо, дойдете до пушистой ёлки, там живёт Серый волк. У него спросите , он знает.

Мастер доходит до ёлки. Возле ёлки волк с утюгом гладит простыню.

Мастер.

Здравствуй, серый волк!

Волк.

Здравствуйте! Что это вы в лесу бродите? Ни грибов, ни ягод уже давно нет.

Мастер.

Да вот, валенки несём Бабе-яге, а точного адреса не знаем. Может, проводишь нас?

Волк.

Некогда мне, не видите, я бельё гляжу. Вы идите вперед, дойдете до высокой березы- там лиса гуляет. Она вам поможет.

Мастер идёт к березе. Им навстречу выходит лиса.

Мастер.

Здравствуй, лиса! Нас к тебе волк отправил. Помоги нам, пожалуйста, отведи нас к Бабе-яге! Мы ей валенки несём.

Лиса.

Эти? Хороши! Отведу я вас к Бабе-яге! За это вы мне тоже валеночки смастерите. А то зимой лапки мерзнут.

Мастер с лисой идут к избушке.

Лиса.

Ну, вот и пришли!

Мастер.

Здравствуй, бабушка! Насилу мы тебя нашли. Вот принесли тебе валеночки.

Баба-яга.

Ой, спасибо ребятишки! А я для вас гостинцы приготовила мешочек с конфетами (отдает мешочек)

Тут и сказочки конец, а кто слушал молодец.

Все дети подходят к воспитателю и встают в круг.

Итог занятия.

Что было самое интересное на занятии? Что больше всего запомнилось? Что было самым трудным?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация праздника "Валенки, валенки - красивые да ладненькие!"

Презентация праздника  о валенках, выставку поделок из валенок . Направлен на формирование  представления детей с бытом и традициями русского народа на развитие творческой и познавательной а...

Сценарий физкультурно-музыкального развлечения "Валенки да валенки - хороши да стареньки"

Данный сценарий предназначен для детей старшей о подготовительной групп....

Сценарий развлечения "Валенки, валенки - красивые, да ладненькие!"

Закреплять знания детей о валенках - как о старинной, теплой и полезной обуви на Руси....

Конспект праздника совместно с родителями "Ах валенки, да валенки..."

От праздника получили огромный "мешок" эмоций, впечатлений,  знаний, умений и похвал!...

Конспект НОД в области «Социально-коммуникативного развития», в средней группе на тему: «Русский фольклор «ВАЛЕНКИ, ДА ВАЛЕНКИ».

1.Программное содержание:1. Формирование двигательной активности детей.2. Укрепление  физического  здоровья дошкольников.3. Воспитание  коллективизма, доброты.2. Интеграции образователь...

Конспект тематического занятия «Валенки, эх, валенки» (средняя группа)

В рамках проведения тематического дня «16 февраля -День русских валенок» прожажать формировать представления детей об обуви, расширяя знания о валенках в интересной и познаватель...

Конспект- беседа "Валенки"

По морозу, по зимеВзрослым или маленьким,Чтобы быть всегда в теплеОдеваем валенки!Валенки-сапожкиЛёгкие, пушистые.Снежные дорожкиХрусткие, искристые!...