Личностная готовность ребенка к школе
консультация на тему

выступление на тему: «Личностная готовность ребенка к школе. Постановка проблемы» на региональном семинаре «Преемственность развивающего дошкольного и начального школьного образования», для педагогов ДОУ и педагогов общеобразовательных школ г.Нижнекамска на базе МБДОУ № 73

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lichnostnaya_gotovnost_rebenka_k_shkole.docx17.85 КБ

Предварительный просмотр:

Личностная готовность ребенка к школе

          Личностная готовность к школьному обучению предполагает принятие ребёнком нового социального положения – положения школьника. То есть, с поступлением ребёнка в школу у него появятся новые права и обязанности, больше требований со стороны взрослых, проявление самостоятельности и ответственности. Личностная готовность к школе предполагает наличие у ребёнка «внутренней позиции школьника», которая проявляется в отношении ребёнка к школе в целом, к сверстникам, к учебной деятельности, к учителям, к самому себе. Определить личностную готовность Вашего ребёнка Вы можете самостоятельно, задав ему очень простой вопрос: «Ты хочешь пойти в школу?» Если ребёнок ответил положительно, то следует уточнить: «Почему ты хочешь пойти в школу?». Если ответ ребёнка предполагает развитие познавательных интересов, стремление к получению новых знаний, то волноваться не о чем – внутренняя позиция школьника уже сформировалась. А вот если в ответе ребёнка будет просматриваться интерес к школе только с внешней стороны (покупка нового портфеля со всем его содержимым, новой красивой формы, знакомство с новыми друзьями и т.д.), то это говорит пока о том, что принять внутреннюю позицию школьника ребёнок ещё не готов.

        Наличие внутренней позиции школьника говорит о том, что ребёнок решительно отказывается от дошкольно-игрового способа существования и проявляет ярко положительное отношение к школьно-учебной деятельности. Ребёнок просто стремится к поступлению в школу – это для него великая почётная обязанность. Такая положительная направленность ребёнка на школу – важнейшая предпосылка благополучного вхождения его в школьную действительность, т.е. принятие им соответствующих школьных требований и полноценного включения в учебный процесс.

         Кроме отношения к учебному процессу в целом, для будущего школьника очень важно установить положительные взаимоотношения с учителем и сверстниками. В общении со взрослыми ребёнок должен удовлетворять свои познавательные интересы. Определить отношение ребёнка к педагогу, к родителям, а так же к самому себе поможет проективный тест «Лестница отношений» .

         Личностная готовность к школе включает в себя так же и адекватное отношение к самому себе,  к своей деятельности, к своим способностям, к своему поведению и т.д. то есть, у ребёнка к концу дошкольного возраста должен сформироваться определённый уровень самосознания. Определить уровень самосознания и уровень самооценки ребёнка можно с помощью методики «Дерево»

        Многие задают себе такие вопросы: Как же подготовить ребёнка к школе в личностном плане? С какими проблемами встречаются родители и учителя начинающих первоклассников?

         Одна из проблем, с которой часто встречаются учителя и родители, связана именно с общением детей со взрослыми. В подготовительной группе детского сада детей учат решать задачи и придумывать их, тем самым их учат выделять учебную задачу. Они ещё не умеют выделять вопрос-проблему, а опираются на наличную ситуацию. Например, на практике я сталкивалась с такой ситуацией в подготовительной группе детского сада: на занятии по математике я предлагала решить задачу: Мама с Машей пошли в магазин и купили там 1 килограмм шоколадных конфет и 2 килограмма карамели, сколько всего купили конфет мама и Маша? На этот вопрос началось бурное обсуждение, о том, что ещё можно купить в магазине и что там купили дети со своими родителями вчера, и что ещё им обещали купить. Учебная задача осталась на втором плане. Это говорит о том, что ребёнок ещё пока не может выполнять роль ученика. Ещё один наглядный пример сложности принятия роли ученика, когда ребёнок посреди занятия встаёт и идёт играть в игрушки, или не дослушивает интересные сказки или рассказы до конца (не сформирован познавательный интерес). Как правило, причина этого в том, что у ребёнка недостаточно опыта сюжетно-ролевой игры. Другими словами, ребёнок ещё «не наигрался».

         Вы спросите: Как же формировать эту «внутреннюю позицию школьника», чтобы избежать подобных проблем?

         Для успешного формирования «внутренней позиции школьника» целесообразно больше играть с ребёнком в различные игры. Делать это, конечно важно начиная с раннего возраста и играть на протяжении всего дошкольного, но если требуется, то играть можно и с младшими школьниками. Детей надо учить придумывать сюжеты и точно выполнять уже заданные. В игре дети способны длительное время удерживать внимание и выполнять неинтересные для них действия. Конечно же, в предшкольном возрасте чаще играйте с ребёнком в «Школу». Причём необходимо быть равноправным партнёром по игре, или руководить детской игрой, взяв на себя роль «главнокомандующего», например, роль диспетчера, директора школы, заведующей детским садом, главврача и т.д.

         Чтобы успешно формировать «внутреннюю позицию школьника» необходимо учить ребёнка общаться со сверстниками, правильно строить с ними взаимоотношения. В частности, одна из проблем в общении будущих школьников в том, что они не умеют слушать друг друга и принимать мнение другого. Некоторые дети могут работать в классе только тогда, когда учитель обращается непосредственно к ним, не слушают сверстников, бывают невнимательны на уроке, не следят за тем, что происходит в классе. Родители таких детей часто жалуются, что детям задают на дом то, что они не проходили в классе. Ещё бывает, что из-за того, что ребёнок не следит за происходящим в классе, начинает шалить, поэтому учителя жалуются на плохое поведение.  Помочь в этой ситуации могут опять же сюжетно-ролевые игры, но такие, в которых ребёнок одновременно исполняет две роли с противоположными интересами. Например, полицейский – шофёр, парикмахер – клиент, врач – пациент и т.д. Ещё хорошее средство воспитания поведения в коллективе сверстников – это любые игры с правилами. Ребёнок принимает правила игры и действует чётко по ним. К тому же дети часто меняются ролями в таких играх и смотрят на происходящую игру другими глазами, например, ведущий игры и игрок. Ещё можно поиграть в такие дидактические игры как «закончи рассказ», или «закончи предложение», чтобы ребёнок учился слушать и вникать в ситуацию. Ну и, конечно же, само общение со сверстниками, то есть практическое решение проблемы. Просто необходимо организовывать общение ребёнка со сверстниками, включать ребёнка в контакты с другими детьми, чтобы у того был социальный опыт, чтобы он мог видеть, что дети бывают разные, что бывают разные ситуации общения. Если внимательно присмотреться к поведению детей – первоклашек, то можно сразу выделить тех, у кого богатый опыт общения со сверстниками (как правило, это те, кто посещал детский сад) и тех, у кого этого общения было немного. Чаще всего адаптируются к школе лучше первые.

         Ещё одна проблема, с которой сталкиваются учителя, родители и сами первоклашки – это завышенная самооценка ребёнка. То есть, ребёнок оценивает себя, своё поведение, свои способности и возможности слишком высоко и не сопоставляет с тем, что есть на самом деле, не способны критически относиться к собственной деятельности. У таких детей всегда «учительница злая», «школа плохая», «сосед по парте мешает», «математика скучная» и т.д. Это происходит не потому, что ребёнок нескромен или чересчур наглый, а потому, что он не умеет посмотреть на себя состороны. Ни в коем случае нельзя занижать его самооценку искусственно (это может быть причиной развития всевозможных комплексов). Хорошим средством формирования адекватной самооценки у будущего школьника могут стать режиссёрские игры. Режиссёрская игра предполагает, что ребёнок самостоятельно создавать и воплощать сюжет, а кроме этого, он сам выполняет все роли в игре и смотрит на наличную игровую ситуацию с разных позиций. Взрослый тоже может присоединиться к игре и стимулировать её вопросами. Важно, чтобы это была именно режиссёрская игра с сюжетом, а не простое манипулирование предметами или мелкими игрушками.

         Конечно, важно, чтобы ребенок пошел в школу физически подготовленным, однако это далеко не единственное условие. Одним из самых необходимых моментов является психологическая готовность. Ее содержание включает в себя определенную систему требований, которые будут предъявлены ребенку во время обучения, и важно, чтобы он был способен с ними справиться. Психологи делят готовность к школе на три вида: личностная готовность, волевая готовность и интеллектуальная готовность.

         1. Личностная готовность состоит из навыков и способности войти в контакт с одноклассниками и учителями. Ведь дети, даже те, которые ходили в детский сад и оставались на какое-то время без родителей, оказываются в школе среди незнакомых им людей.

         Умение ребенка общаться со сверстниками, действовать совместно с другими, уступать, подчиняться по необходимости — качества, которые обеспечивают ему безболезненную адаптацию к новой социальной среде. Это способствует созданию благоприятных условий для дальнейшего обучения в школе.

Ребенок как бы должен быть готов к социальной позиции школьника, без которой ему будет трудно, даже если он интеллектуально развит. Такие дети часто учатся неровно, успехи появляются только на тех занятиях, которые ребенку интересны, а остальные задания он выполняет небрежно, наспех. Еще хуже, если дети совершенно не хотят идти в школу и учиться. Это недостаток воспитания, и такое поведение является результатом запугивания школой, особенно если ребенок неуверен в себе, робок (“Ты двух слов связать не можешь, как же ты в школу пойдешь?”, “Вот пойдешь в школу, там тебе покажут!”). Поэтому необходимо выработать верное представление о школе, положительное отношение к учителям, к книгам. Личностной готовности к школе родители должны уделить особое внимание. Они обязаны научить ребенка взаимоотношениям со сверстниками, создать такую обстановку дома, чтобы малыш чувствовал себя уверенно и ему хотелось идти в школу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Становление личностной готовности ребенка 6-7 лет к обучению в школе

В последнее время проблема становления готовности детей к школьному обучению занимает одно из важных мест. Личностная готовность ребенка к школьному обучению- это один из важнейших итогов психи...

Личностная готовность ребенка к школе. Постановка проблемы

Личностная готовность ребенка к школе. Постановка проблемы...

Личностная готовность ребенка к школе

В статье освещается проблемы готовности ребенка к школьному обучению и варианты путей их решения...

Материалы к родительскому собранию «Психологическая готовность ребенка к обучению в школе» Психологическая готовность ребенка к школе имеет сложную структуру.

Материалы к родительскому собранию «Психологическая готовность ребенка к обучению в школе» Психологическая готовность (ПГ) ребенка к школе имеет сложную структуру. Компоненты ПГ: мотивационная гото...

Интеллектуальная готовность ребенка к школе Наиболее важными показателями интеллектуальной готовности ребенка к обучению в школе являются характеристики развития его мышления и речи.

Что нужно, чтобы дошкольник рос любознательным, умным, сообразительным? Необходимо как можно чаще прислушиваться  к ребёнку, стараться понять особенности его возраста, оценить его собственные, ин...

Консультация для родителей "Личностная готовность ребенка к школе"

Известно много случаев, когда ребенок в дошкольном возрасте удивлял окружающих своей осведомленностью, глубиной своих знаний и разнообразием интересов, а затем в школе демонстрировал посредственные ре...