Главные вкладки

    Познавательно-литературная гостиная «Письмо с фронта»
    методическая разработка (подготовительная группа) на тему

    Лудкова Надежда Геннадьевна

    Познавательно-литературная гостиная «Письмо с фронта» является итоговым мероприятием в рамках проекта "Великая Отечественная война 1941-1945г.г.: письма с фронта". Основные задачи, решаемые в ходе неё это :

    1. Систематизация знаний детей о ВОВ.

    2. Знакомство с понятием «гостиная» (что это такое, для чего она нужна в квартире, доме), с обстановкой гостиной и предметами времен ВОВ.

    3. Знакомство с жизнью детей и их родителей во время ВОВ через беседу с ребенком-войны.

    4. Закрепление знаний детей о работе военно-полевой почты, о солдатских письмах-треугольниках, об обстановке, в которой они писались, значении этих писем для солдат, родных и близких во время войны.

    5. Вызвать эмоциональный отклик на письмо пришедшее с войны, на прочитанные стихотворения.

    6. Развитие внимания, любознательности, умения слушать других, логически мыслить, делать выводы, доказывать, выражать свои впечатления.

    7. Воспитание патриотических чувств, уважение к ветеранам и детям-войны, гордость за защитников Отечества, за свою Родину.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Познавательно-литературная гостиная «Письмо с фронта»

    Автор-составитель: Лудкова Н.Г., старший воспитатель

    Задачи:

    1. Систематизировать знания детей о ВОВ.

    2. Познакомить детей с понятием «гостиная» (что это такое, для чего она нужна в квартире, доме), с обстановкой гостиной и предметами времен ВОВ.

    3. Познакомить детей с жизнью детей и их родителей во время ВОВ через беседу с ребенком-войны.

    4. Закреплять знания детей о работе военно-полевой почты, о солдатских письмах-треугольниках, об обстановке, в которой они писались, значении этих писем для солдат, родных и близких во время войны.

    5. Вызвать эмоциональный отклик на письмо пришедшее с войны, на прочитанные стихотворения.

    6. Развивать внимание, любознательность, умение слушать других, логически мыслить, делать выводы, доказывать, выражать свои впечатления.

    7. Воспитывать патриотические чувства, уважение к ветеранам и детям-войны, гордость за защитников Отечества, за свою Родину.

    Материал: аудизапись песни «Солнечный круг» (сл. Л. Ошанина, муз. А. Островского), презентация «Письмо с фронта», предметы времен ВОВ: патефон, керасиновая лампа, медали и ордена, фляжка, патрон с ложечкой, гильза, фоторамка с фотографией портрета тех времен, солдатский ремень, вещевой мешок, пилотка, документы, письмо, сотовый телефон, стол, стулья, полотенце с вышивкой, скатерть; одноразовые вилки, гуашь, баночки с водой, тарелки, тряпичные салфетки.

    Ход:

    Ребята, сегодня у нас необычный вечер. К нам в гости должна прийти _____________________, прабабушка ___________________, которая во время ВОВ ходила в школу (5класс), ей было11лет. Она хочет рассказать нам, как ее семья жила во время войны. Но сначала, я хочу позвать вас в необычную гостиную.

    Что такое гостиная (большая комната, где все члены семьи отдыхают, смотрят телевизор, читают, играют в настольные игры, принимают гостей и т.д.). В этой гостиной много необычных предметов, мы сейчас зайдем и все внимательно рассмотрим. Заходите (зал оформлен под гостиную: стол со скатертью. На столе предметы времен ВОВ, сотовый телефон) (рассматривают)

    Ребята, как вы думаете, чья это гостиная? Как догадались? Давайте присядем на скамейки и разглядим некоторые предметы в этой комнате. (рассматривают документ, гильзу, фляжку, патефон). Как вы думаете, эти предметы сохранились с каких времен? Правильно, с военных, когда была ВОВ. А все ли здесь предметы были в те времена? Что лишнее? Почему? А как вы думаете, откуда этот предмет здесь оказался? (ветеран купил его себе, дети приходили и оставили или внуки, а может знакомые и др.)

    А почему, дети, Письмо, которое лежит на столе так необычно сложено, оно не в конверте, на нем нет марки?? (во время войны не хватало конвертов, поэтому солдаты сворачивали их треугольником, подписывали от кого, кому и отправляли через венно-полевую почту домой). Письма писали солдаты с фронта своим родным и близким, а также друзьям и любимым. Из писем мы можем узнать где, как солдат воевал, с кем, что чувствовал, узнать интересные моменты из военной жизни того или иного человека.

    Есть даже такое стихотворение, где говорится:

    Если хочешь узнать о войне

    И о майской победной весне,

    Попроси солдатскую мать

    Письма сына ее прочитать.  (Е. Гарбанская)

    Это было тяжелое время и музыка, песни, поддержка солдат друг друга, а так же письма от родных, близких, знакомых, а порой даже и незнакомых людей, помогали бойцам не падать духом, смело, отважно сражаться за свою землю, за свой народ. Вы знаете, что письмам приходилось преодолевать не всегда легкий путь, те, кто доставлял почту иногда сами попадали под залпы огня. А кто помнит, как по – другому называли военных почтальонов? (экспедиторы). На чем доставляли почту?

    Где только и как только не писались солдатские письма! Кто нам напомнит, где их писали солдаты? (в блиндажах и землянках во время коротких передышек. На привале при огне, где-нибудь в лесу).

    Давайте на минуту представим, в какой обстановке иногда писались солдатские письма (звучит фонограмма звуков боя). Что вы услышали, звуки чего были слышны? (Дети называют звуки и шумы, которые они слышат: пулемет, взрывы снарядов). Страшно, жутко вам было!?

    В такой обстановке никто из бойцов тогда не знал, доживет ли он до завтра, встретит ли рассвет, увидит ли синее небо, услышит ли пение птиц, суждено ли ему пройти всю войну и вернуться домой. Но мужество и отвага не покидали его. Мысль о том, что дома их любят и ждут, согревала, придавала решимости идти в бой, защищать Родину. А иногда и чувство мести за убитых родных, близких придавало солдату силы.

    Давайте перенесемся во времени назад. Вслушаемся в солдатские письма… Письма с войны… С Великой Отечественной. С их страниц мы услышим голоса павших, тех, кто отдал свои жизни за нас с вами, за то, чтобы мы жили и сделали все то, что не успели сделать они.

    «Фронтовое письмо, не молчи, расскажи

    О жестокой войне и о времени том,

    Как сражался солдат, как в окопах он жил,

     Как страдал и мечтал, как любил отчий дом»

    О чем думал солдат, когда склонившись над листком бумаги, торопливо сочинял письмо домой – родителям, жене, невесте? Я хочу прочитать вам письмо солдата (презентация мелодия «Письмо с фронта», педагог читает письмо)

    Что вы чувствовали, когда слушали это письмо (тревогу, боль, сострадание, грусть и печаль…). Как вы думаете, это было последнее письмо солдата с войны? (да)  Как догадались?

    С каких слов начиналось это письмо? («Здравствуй, дорогая моя мама!»)

    Почти все письма начинаются с обращения к родным и близким: «милая мама», «мои родные», «дорогие мои дети», «любимая Маша» и т.д.

    О письмах с фронта сочиняют стихотворения, пишут рассказы (вы читали «Треугольное письмо», «Военно-полевая почта» и др.).

    Давайте послушаем, о чем пишет солдат из стихотворения «Фронтовой треугольник» (Е.Трутнева). Прочитает нам его _____________.

    Дорогие мои родные!

    Ночь. Дрожит огонёк свечи.

    Вспоминаю уже не впервые,

    Как вы спите на тёплой печи.

    В нашей маленькой старой избушке,

    Что в глухих затерялась лесах,

    Вспоминаю я поле, речушку,

    Вновь и вновь вспоминаю вас.

    Мои братья и сёстры родные!

    Завтра снова я в бой иду

    За Отчизну свою, за Россию,

    Что попала в лихую беду.

    Соберу своё мужество, силу,

    Стану недругов наших громить,

    Чтобы вам ничего не грозило,

    Чтоб могли вы учиться и жить!

    Как вы думаете, кому солдат писал письмо? Что он вспоминал? Что в это время чувствовал? Какое у него было лицо когда вспоминал родных? (покой, радость, улыбался во время написания и др.). А когда писал последние строки, изменилось ли его лицо? Как вы думаете, какое оно уже было? Почему? (напряженное, суровое, грустное и др., т.к. завтра бой)

    Какие смелые, мужественные, отважные были солдаты. Ради мира, счастья своих близких, знакомых могли пожертвовать своей жизнью, хотя им тоже было страшно.

    А письма на фронт? Вы знаете, что их с нетерпением ждали солдаты. Письма из далекого дома согревали их сердца. В затишье между боями фронтовики читали и перечитывали строки, написанные дорогим и близким человеком, вспоминая своих жен, любимых...

    «Сынок, будь осторожнее!..», «Береги себя, любимый!..», «Дорогой папа! Я очень по тебе скучаю. Когда ты вернешься домой?», «Любимый, жду!..», «Сынок, дорогая моя кровиночка! Когда же закончится эта проклятая война? Я жду тебя. Вернись...».

    Наверное, каждый фронтовик получал письма с подобными словами. Он знал, что дома его ждут и любят.

    А сейчас я вам предлагаю поиграть в игру на внимательность. У меня два листка, один сложен треугольником, другой прямоугольником. Если я подниму лист-треугольник, вы будете маршировать, если лист-прямоугольник – хлопать в ладоши. Будьте внимательны (игра «Будь внимателен!»).

    Давайте послушаем в исполнении _________ стихотворение «ПИСЬМО НА ФРОНТ...»

    Мой родной, любимый, добрый папа!

    Возвращайся поскорей, домой.

    Пишет сын, а рядом плачет мама,

    Как давно не виделись с тобой...

    Твои письма редко получаем,

    Их храним, читаем каждый день.

    Тебя любим, часто вспоминаем…

    За окном цветёт твоя сирень…

    Две весны прошли у нас тревожно.

    Едут люди к нам из городов.

    Гул моторов я боюсь, немножко,

    Но сражаться с немцами готов!

    Я в письме ладонь свою рисую

    И большую Красную Звезду!

    Обнимаю, папочка! Целую!

    Твой ответ - я с фронта очень жду!..

    Сколько любви к отцу и веры, что он вернётся чувствуется в этом письме.

     

    Кто-то стучится, наверно ___________________ уже подъехала (заходит бабушка) («Встреча с интересным гостем» - бабушка - ребенок войны).

    Здравствуйте, ______________________! Мы очень рады вас видеть в нашем детском саду, проходите, присаживайтесь на кресло, вам здесь будет очень удобно.

    ____________________, мы сегодня собрались все в этой уютной комнате (гостиной), чтобы поговорить с детьми о тех временах, когда была Великая Отечественная война. Расскажите, пожалуйста …………………..

    Примерные вопросы для беседы:

    1. Сколько в семье было детей, где и кем работали родители, в какие игры вы любили играть, как помогали родителям.

    2.  А как ваша семья узнала, что началась война. Кто из вашей семьи ушел на фронт?

    3. Как вы узнавали о том, как воюют родные? Что они писали в письмах? На чем было написано письмо, оно было сложено треугольником? Кто приносил почту?

    4. А родители на чем писали письма, чем? Отправляли в конверте или складывали треугольником?

    5. А посылки тоже отправляли? Что туда клали?

    6.  Как вы жили во время войны, чем занимались родители? Как вы помогали родителям? Какая одежда у вас была и как вы кушали?

    7. А ваши родные вернулись с войны? Когда? (в конце войны). Какие награды, за что они получили? (если погиб – как узнали что он погиб? Где и как это случилось?)

    8. А как вы узнали, что наши победили? Кто сообщил или по радио услышали? Как вы встречали День Победы? (приходили соседи, все обнимались, танцы в клубе были, концерт и т.п.)

    9. Расскажите, как вы поживаете сейчас? У вас дети, внуки? Кем вы работали после войны? Есть ли у вас награды, какие? за что?

    10. Что хотели бы пожелать нашим детям?

    Спасибо _____________________, что пришли к нам в гости, за интересный рассказ. Желаем вам здоровья, мирного неба над головой, уважения и заботы близких и всего самого хорошего. В память о нашей встрече мы хотим подарить вам небольшой подарок. А еще мы с детьми нарисуем для вас красивый плакат, который передадим с вашим внуком (гость уходит).

    Дети, на память о нашей встрече, мы нарисуем для ______________ красивый рисунок, где изобразим мирное небо, солнце и что еще можно нарисовать? (птиц, салют, деревья, цветы, и др.)  и подарим ей.

    Но рисовать мы будем необычным способом. Вот у меня приготовлен ватман и одноразовые вилки, которыми можно рисовать. Рисунок располагаем на всем листе (показ выполнения рисунка с помощью вилки, гуаша).  Подумайте, что вы будете рисовать, и приступайте к работе. Дети рисуют под песню «Солнечный круг» (сл. Л. Ошанина, муз. А. Островского)

    Вот и пролетело незаметно время, пора нам возвращаться в группу. Хочу вам тоже пожелать, чтоб никогда не было войны, всегда на ваших лицах и лицах ваших близких, родных, друзей и знакомых были улыбки. Пусть каждый из нас помнит, что именно фронтовикам, этим необыкновенно мужественным людям, а также всем кто в это время жил мы обязаны своей свободой, жизнью, мирным небом над головой.

    Использованные информационные источники:

    1. Письмо с фронта (Арцах) / Letter from the Front (Arcakh) [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://www.youtube.com/watch?v=8BXYCxbZaX4

    2. «Письма с фронта»: классный час [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://2bru.ru/


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    " Письмо с фронта"

    Это письмо с фронта моего дедушки, Быкова Василия Самсоновича, и извещение отом, что пропал беэвести....

    Аппликация "Письмо с фронта"

    Аппликация "Письмо с фронта"...

    Посвященное Победе в Великой Отечественной войне «Письмо с фронта».

    Посвященное  Победе в Великой Отечественной войне «Письмо с фронта»....

    ООД для детей подготовительной к школе группы Тема: «Письмо с фронта.»

    Подготовительный к школе возраст - это итог воспитания в детском саду, моё занятие "Письмо с фронта" затрагивают глубокие нравственные, патриатические чувства, которые должны быть сформированы у детей...

    «Письмо с фронта»

    Музыкальный спектакль  для детей 5-7 лет....

    Мастер-класс " Письмо с фронта"

    Работа с салфетками....

    "Письма с фронта"

    Презинтация к 9 мая....