Рабочая программа Кружка «Почемучки»
рабочая программа (младшая группа) на тему

Казанцева Тамара Алексеевна

Работая в дошкольном учреждении, всегда стремлюсь искать новые подходы для интеллектуального развития дошкольников, считаю, что одним из перспективных и эффективных методом познания закономерностей и явлений окружающего мира  является - экспериментирование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhkovaya_rabota_programma.docx35.4 КБ

Предварительный просмотр:

                      Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

                                               детский сад «Березка» село Иогач.

               Рабочая программа

                         Кружка «Почемучки»                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

                     На 2015-2016 учебный год

 Воспитатель: Казанцева Тамара Алексеевна

                                               

                                               Иогач, 2015 г.

                                                                        Содержание

Пояснительная записка………………………………………………………………………………3-4

Актуальность………………………………………………………………………………………………….4

Цель, задачи……………………………………………………………………………………………………4

Перспективный  план………………………………………………………………………………….5-7

Литература………………………………………………………………………………………………………8

Пояснительная записка

 «Пустая голова не рассуждает.

Чем больше опыта, тем больше способна она рассуждать»

                                               П. Б. Блонский

Мир,  в котором мы живём, сложен, многогранен и изменчив. Люди – часть этого мира – открывают для себя всё новые и новые объекты, явления и закономерности окружающей действительности. При этом каждый человек вращается в рамках сформировавшегося у него образа мира.

Дошкольное детство – очень короткий период в жизни человека, в этот период  интенсивно идёт развитие познавательной деятельности. Но не только, как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого. Необходимо уметь открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед  детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё раз возвратиться к тому, что он узнал» ( В.А.Сухомлинский).

Работая в дошкольном учреждении, всегда стремлюсь искать новые подходы для интеллектуального развития дошкольников, считаю, что одним из перспективных и эффективных методом познания закономерностей и явлений окружающего мира  является - экспериментирование.

Главное достоинство применения метода экспериментирования в детском   саду заключается в том, что в процессе эксперимента дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта и его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания;

-идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации, обобщения;

- развивается речь, возникает необходимость давать отчёт об увиденном предмете, формулировать закономерности и делать выводы;

- происходит накопление  фонда умственных умений;

- формируется самостоятельность, целеполагание, способность преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определённого результата;

- развивается эмоциональная сфера ребёнка, творческие способности;

- формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счёт повышения общего уровня двигательной активности.

  Дети по природе своей – исследователи. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребёнка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет познавать: рвёт бумагу и смотрит, что получится; проводит опыты с разными предметами; измеряет глубину снежного покрова на участке; объём воды и т.д. Всё это объекты исследования. Дети любят ставить эксперименты. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное, наглядно-образное мышление. А экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим особенностям. В дошкольном возрасте он – ведущий, а в первые три года – практически, единственный способ познания мира.

Учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей, их интересы и потребности, жизненный опыт, мною разработан перспективный план кружка «Почемучка», основное направление которого – организация экспериментальной деятельности.

Цель: Развивать познавательные способности детей  посредствам опытно-экспериментальной деятельности.

 Задачи работы по экспериментированию:    

1.Вызвать интерес к поисковой деятельности.

2.Учить детей видеть и выделять проблему эксперимента.

3.Формировать представление о живой и не живой природе.

4.Способствовать желанию участвовать в исследовательской деятельности.

Актуальность:

Актуальность детского экспериментирования обусловлена тем, что для развития личности дошкольника особое значение имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. Экспериментирование побуждает детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества.

Время проведения: 16-16.20

Форма организации:

  - непосредственно-организованная деятельность,

  -совместная деятельность

  -самостоятельная деятельность

Продолжительность деятельности: 15 минут во второй половине дня.

Количество детей – 6-8

месяц

Количество

 занятий

Продолжит.

занятий

Объем учебной нагрузки в месяц

октябрь

            4

      15минут

1 час

ноябрь

            4

      15минут

1 час

  декабрь

            4

      15инут

       1 час

  январь

            3

      15минут

      45 минут

  февраль

            4

      15минут

       1 час

  март

            4

      15минут

       1 час

  апрель

            4

      15 минут

       1 час

  май

            3

      15 минут

      45 минут

Всего в год

           30

6 часов 30 минут

Место проведения: групповая комната;  участок; прилегающая территория детского сада.

                         СПЕЦИАЛЬНО-ОРГАНИЗОВАННАЯ УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

                                   Перспективный план клуба "Почемучка"

Месяц

Тема

Цель

Материал и оборудование

Сентябрь

создание мини-лаборатории, диагностика детей.

Октябрь

1. Вода. Окрашивание воды.

2. Воздух. Что в пакете?

3 «Поиграем с солнышком»

4 «Игры с веерами и султанчиками»

Выявить свойства воды: вода может быть теплой и холодной; в воде растворяются некоторые вещества; вода прозрачная, но может менять свою окраску, запах, когда в ней растворяются окрашенные пахучие вещества.

Выявить свойства воздуха: невидим, без запаха, не имеет формы, Сравнить свойства воды и воздуха (воздух легче воды)

Определить, какие предметы нагреваются лучше  светлые или темные, где это происходит быстрее (на солнышке или в тени).

Познакомить детей с одним из свойств воздуха-движением ; движение воздуха - это ветер.

  Емкость с водой (холодной и теплой), кристаллический ароматизированный краситель, палочки для размешивания, мерные стаканчики.

Два целлофановых пакета (один с водой, другой с воздухом), алгоритм описания свойств воздуха и воды.

Бумажные  веера, султанчики.

  Ноябрь

1 Воздух.       Поиск воздуха.

  2.Растения. Что любят растения?

3.«Тонет, не тонет, плавает».

4. «Надувание мыльных пузырей».

Обнаружить воздух в предметах.

 Выявить необходимые условия для роста и жизни

Познакомить детей со свойствами резины, камней. Резина лёгкая она плавает в воде. Камень тяжёлый - тонет.

Научить пускать мыльные пузыри; познакомить со свойством мыльной воды.

Ленточки, флажки, пакет, воздушные шары, трубочки для коктейля, емкость с водой .

 Два комплекта растения, картонная коробка, емкость с водой, предметы ухода за растениями. 

Резиновые игрушки,

камушки.

Тарелочки с мыльной водой, трубочки.

Декабрь

1 Вода. Изготовление цветных льдинок.

2 Снег. Возьмем с собой снеговика.

3 «Наблюдение за природными материалами»

4 «Камни»

 Познакомить с двумя агрегатными состояниями воды - твердым и жидким. Выявить свойства и качества воды: превращается в лед (замерзает на холоде, принимает форму емкости, в которой находиться).

Формировать у детей представление о том, что снег и лед в тепле тают, и образуется вода. Установить зависимость изменений в природе от сезона.

 Сравнить свойства сухого и мокрого песка.

 Познакомить с камнями разными по форме и структуре.

Емкость с окрашенной водой, разнообразные формочки, веревочки

 Снеговик с носом из сосульки, емкость.

Камни.

Январь

1 Цвет. Волшебная кисточка.

2. Магнит        Волшебная рукавичка.

3 «Ткань, её качества и свойства»

Научить узнавать вещи из ткани, определять её качества и свойства.

 Получить путём смешивания основных цветов новые оттенки: оранжевый, зелёный, фиолетовый, голубой.

Выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы.

Научить узнавать вещи из ткани, определять её качества и свойства.

Научить узнавать вещи из ткани, определять её качества и свойства.

красная, желтая, синяя краски.

Магнит, мелкие предметы из разных материалов, рукавичка с магнитом внутри.

Лоскутки  тканей.

Февраль

1. Зачем кошке шершавый язык?     

2. Семена  растений.     

 У кого какие детки. 

 3.   «Горячо-холодно».

4.«Упрямый воздух»

Определить значение и строение языка кошки. Выяснить какой корм любит кошка.

Выделить общее в строении семян (наличие ядрышка). Побудить к называнию частей строения семян: ядрышко, оболочка.

Научить определять температуру веществ и предметов

Показать, что воздух при сжатии занимает меньше места и что сжатый воздух обладает силой – может двигать предметы.

Кусочки наждачной бумаги, меха, натертый грифель карандаша в тарелочке,  в мисочках капуста, молочко.

Овощи, фрукты, ягоды, подносы, лупа, молоточек, изображения растений, коллекция се

мян.

Воздушные шары.

Март

1. Растения. Хитрые семена.

2. Где появятся первые проталинки?

3 «Лисичка в гостях у ребят»

4. «Может ли растение дышать»

Познакомить со способом проращивания семян.

Установить зависимость изменений в неживой природе от сезонных изменений.

Закрепить умение определять свойства сухого

(сыпется) и мокрого (держит форму) песка

Выявить потребность растения в воздухе, дыхании, помочь понять, как происходит процесс дыхания у растений.

 Семена бобов, кабачков, две баночки с землей, палочка, лейка, салфетка из марли.

Опыт проводится в группе и на улице в  солнечную погоду. Емкости, окрашенные в темный и светлый тон. Настольная лампа, листы бумаги темного и светлого цвета.

Чашечки с сухим и мокрым песком.

Комнатные  растения.

Апрель

1.Свет. Солнечные зайчики.

2. «Веточка березы».

3. «Посадка лука».

4.«Сравнения глины и камня»

Понять, что отражение возникает на гладких блестящих поверхностях, научить пускать солнечных зайчиков (отражать свет зеркалом).

 Наблюдать за появлением листочков на веточках, поставленных в воду.

Уточнить представления о луковице, показать необходимость наличия света и воды для роста и развития растений.

Закрепить знания о свойствах глины; познакомит с камнем со свойствами камня.

    Зеркала.

 

Ваза с веточкой березы.

Стаканчики с землей,4 луковицы.

Чашечки с глиной,кам-

ни.

Май

1.Можно ли менять форму камня и глины. Чудесная глина.

2. Песок, глина. Почему песок хорошо сыплется? Где вода?

3.Тонет - не тонет.

 Выявить свойства глины: влажная, мягкая, вязкая; можно изменить её форму, делить на части, лепить. Из мокрой глины изготавливаются различные предметы быта и игрушки. Глиняные предметы могут разбиться. Камень - сухой, твёрдый, из него нельзя лепить, его нельзя разделить на части.

Познакомить со свойствами песка (состоит из песчинок, песок рыхлый, мелкий, легко сыплется, пропускает воду, на песке остаются следы, слипается, мокрый темнее сухого). Выделить свойства песка и глины: сыпучесть, рыхлость. Выявить, что песок и глина по-разному впитывают воду.

Познакомить со свойствами предметов, развивать наблюдательность, смекалку. Дать детям представление о плавучести предметов, о том, что плавучесть зависит не от размера предмета, а от его тяжести. Учить делать выводы.

Глиняные предметы. Глина, сосуды с водой, лоскутки ткани, салфетки, различные камушки.

Прозрачные емкости с сухим песком, с сухой глиной, мерные стаканчики с водой; емкости для пересыпания; лупа, сито.

Различные камешки, бумага, пенопласт, маленький мяч, деревянные и железные предметы, магнит.

 

 

   

 

                                                                             Литература:

1. Косолапова Н. Г., Формирование поисково-исследовательского поведения у дошкольников в процессе создания проектов, Иркутск, Изд-во Иркутского государственного педагогического университета, 2008.

2. Марудова Е. В., Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование, Санкт-Петербург, ООО Изд-во ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010.

3. Организация экспериментальной деятельности дошкольников, Методические рекомендации, по ред. Л. Н. Прохорова, 3-изд., испр., Москва, АРКТИ, 2005.

4.  Корпухина.Н.А., Конспекты занятий в младшей  группе детского сада, Воронеж 2009.

5. КовинькоЛ.В., Секреты природы – это так интересно!,

Линка-Пресс Москва 2004.

6.Дети – исследователи. Журнал «Ребенок в детском саду» 3-2012год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа факультатива "Почемучка" по познавательно-речевому развитию старших дошкольников

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ«ДЕТСКИЙ САД «ЛАДУШКИ» П. ПАНГОДЫ НАДЫМСКОГО РАЙОНА»(МДОУ «ДЕТСКИЙ САД «ЛАДУШКИ». П. ПАНГОДЫ)         ...

Рабочая программа кружка "Почемучка"

Рабочая программа кружка по познавательному развитию «Почемучка»(группа общеразвивающей направленности от 3 до 4лет) Воспитатель: Усова М.В. 20013--2014 учебный...

Рабочая программа кружка "Почемучка" 3-4 года

Рабочая программа кружка по познавательному развитию «Почемучка»(группа общеразвивающей направленности от 3 до 4лет) Воспитатель: Усова М.В. 20013--2014 учебный годПоясните...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА "ПОЧЕМУЧКИ"(СРЕДНЯЯ ГРУППА)

Цель программы:   создание условий для развития интеллектуально – творческого потенциала личности ребенка и его трансформации  в процессе саморазвития путем формирования и совершенствов...

Рабочая программа дополнительного образования "Почемучки" для детей 4-7 лет

Краткое описание дополнительной программы образования по организации экспериментирования, поисково-исследовательской деятельности в дестком саду. Примерные планы образовательной работы для детей 4-7 л...

Рабочая программа дополнительного образования "Почемучка"

Цель программы состоит в создании условий для развития по­исково-познавательной деятельности детей 3—7 лет как основы интеллектуально-личностного, творческого развития....

Рабочая Программа "Почемучки"

Современное состояние общества в изменяющихся социально -экономических условиях обуславливают необходимость поиска новых методов и подходов в обучении.Наиболее эффективной, на мой взгляд, системой обу...