Рабочая программа дополнительного образования "Почемучки" для детей 4-7 лет
опыты и эксперименты по окружающему миру на тему

Краткое описание дополнительной программы образования по организации экспериментирования, поисково-исследовательской деятельности в дестком саду. Примерные планы образовательной работы для детей 4-7 лет.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Попова Светлана Александровна                            Дополнительная образовательная программа «Почемучки»

Лангепасское Городское

 Муниципальное Автономное Дошкольное Образовательное Учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида № 6 «Росинка»

Рабочая программа дополнительного образования

организации поисково-исследовательской

деятельности

«Почемучки»

Возраст детей4 - 7 лет

Срок реализации программы 3 года

       Составитель: воспитатель:

Попова Светлана Александровна

г. Лангепас

Содержание

I.

Пояснительная записка

II.

Тематическое планирование

III.

Содержание программы

1

Перспективное планирование (первый год обучения)

2

Перспективное планирование (второй год обучения)

3

Перспективное планирование (второй год обучения)

IV.

Предполагаемые результаты обучения

V.

Педагогическое обследование

VI.

Список литературы

VII.

Приложение (конспекты занятий)

Пояснительная записка

                Данная программа направлена на развитие поисково-исследовательской деятельности детей 3-7 лет. Направленность программы:по содержанию является научно-технической, по функциональному предназначению – кружковой, по времени реализации годичной.

Программа разработана с учетом   с учетом требований  ФГОС ДО к структуре основной общеобразовательной программы  дошкольного образования  в разделе «Общий объем обязательной части  Программы» образовательной области «Познание»  предусматривает использование в педагогическом процессе поисково-исследовательской деятельности, организованной  в процессе детского экспериментирования; программным содержанием образовательной области «Познание» программы «Радуга»;  на основе парциальной программы Дыбиной О. В «Ребенок в мире поиска», методических пособий:

  • «Организация экспериментальной деятельности дошкольников» под ред. Л.Н Прохоровой;
  • Иванова А.И.  «Методика организацииэкологических наблюдений иэкспериментов в детском саду»;
  • Рыжова Н.А. «Воздух-невидимка»;
  • Рыжова Н.А.  «Волшебница   Вода»;
  • Рыжова Н.А. «Развивающая среда дошкольных учреждений»;
  • Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. «Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников»;
  • Дыбина О. В. «Что было до…».

Новизна программы состоит в создании системы работы по детскому экспериментированию с указанием форм работы, периодичности, временной продолжительности в зависимости от возрастной группы.  

Актуальность. Главное достоинство программы в том, что в основе ее лежит практический метод обучения дошкольников -  экспериментирование, который дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами. В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа, сравнения и классификации, обобщения. Нельзя не отметить положительное влияние экспериментальной деятельности на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков. Детское экспериментирование как важнейший вид поисковой деятельности характеризуется высоким уровнем самостоятельности: ребенок сам ставит цели, сам достигает их, получая новые знания о предметах и явлениях.

Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития поисково-исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. Знания, добытые самостоятельно всегда являются осознанными и более прочными.

                Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности, все стороны воспитания. Инициатива по их проведению распределяется равномерно между воспитателями и детьми. Роль педагога возрастает. Он не навязывает своих советов и рекомендаций, а ждет, когда ребенок, испробовав разные варианты, сам обратиться за помощью. Необходимо способствовать пробуждению самостоятельной мысли детей, с помощью наводящих вопросов направлять рассуждения в нужное русло.В процессе экспериментирования обогащается словарь детей за счет слов, обозначающих свойства объектов и явлений.Таким образом, экспериментальная деятельность дает детям старшего дошкольного возраста возможность самостоятельного нахождения решения, подтверждения или опровержения собственных представлений, управления теми или иными явлениями и предметами. При этом ребенок выступает как исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения.

Педагогическая целесообразность: Материал работы посвящен проблемам развития познавательной активности дошкольников в процессе детского экспериментирования, освоению детьми способов и методов познания окружающего мира, проведению элементарных опытов.

Главное достоинство программы в том, что в основе ее лежит практический метод обучения дошкольников -  экспериментирование, который дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами. В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа, сравнения и классификации, обобщения. Нельзя не отметить положительное влияние экспериментальной деятельности на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков. Детское экспериментирование как важнейший вид поисковой деятельности характеризуется высоким уровнем самостоятельности: ребенок сам ставит цели, сам достигает их, получая новые знания о предметах и явлениях.

Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития поисково-исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. Знания, добытые самостоятельно всегда являются осознанными и более прочными.  Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности, все стороны воспитания. Инициатива по их проведению распределяется равномерно между воспитателями и детьми. Роль педагога возрастает. Он не навязывает своих советов и рекомендаций, а ждет, когда ребенок, испробовав разные варианты, сам обратиться за помощью. Необходимо способствовать пробуждению самостоятельной мысли детей, с помощью наводящих вопросов направлять рассуждения в нужное русло.

В процессе экспериментирования обогащается словарь детей за счет слов, обозначающих свойства объектов и явлений.

Таким образом, экспериментальная деятельность дает детям старшего дошкольного возраста возможность самостоятельного нахождения решения, подтверждения или опровержения собственных представлений, управления теми или иными явлениями и предметами. При этом ребенок выступает как исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения.

При составлении программы учитывались следующие принципы:

  • Деятельностного подхода
  • Индивидуально-дифференцированного подхода
  • Максимальной опоры на различные анализаторы
  • Поэтапности и последовательности
  • Системности и регулярности
  • Комплексности.

Программа разработана для детей дошкольного возраста.

                Программа рассчитана:

- на 8 календарных месяцев (один учебный год), для детей 4-5, 5-6, 6-7 -ми лет;

- состоит из 26-28 тематических занятий, в каждом из которых преследуются свои цель и задачи;

- продолжительность одного занятия составляет 10-15 минут в средней группе, 15-20 минут в старшей и 20—25 минут в старшей группе.

Основными формами организации детского экспериментирования являются наблюдения, занятия – опыты, познавательные проекты, участие в городском экологическом конкурсе.

Программа кружка «Почемучки» идет по трем взаимосвязанным направлениям, каждое из которых представлено несколькими темами:

  1. живая природа (характерные особенности сезонов в разных природно-климатических зонах, многообразие живых организмов как приспособление к окружающей среде и др.);
  2. неживая природа (воздух, вода, почва, звук, вес, цвет, свет и др.);
  3. человек (функционирование организма; рукотворный мир: материалы и их свойства, преобразование предметов и др.).

Все темы усложняются по содержанию, задачам, способам их реализации (информационные, действенно-мыслительные, преобразовательные).

Педагогическое обследование уровнейразвития познавательной активности и любознательности детей проводится в сентябре и мае по методикам Л.Н.Прохоровой «Маленький исследователь» и А.И.Ивановой «Маленький исследователь». Основными методами проведения педагогического обследования являются наблюдение, вопросы поискового характера, тесты. В мае проводится сравнительный анализ результатов, который показывает развитие динамики в развитии познавательной активности и любознательности, формировании навыков проведения элементарных опытов и экспериментов.  

Средствами обучения детей являются деятельность в мини – лаборатории, деятельность в уголке природы, образовательная и исследовательская деятельность.

Цель работы кружка:

                Развитие познавательной активности дошкольников, любознательности    в процессе формированияпредставлений детей старшего дошкольного возраста о физических явлениях и физических свойствах предметов окружающего мира с помощью экспериментирования.

Задачи:

  • Развивать активность, инициативность, любознательность и познавательный интерес у детей в процессе организации элементарных исследований, экспериментов, наблюдений и опытов;
  • Обучать детей проводить элементарные и доступные опыты, строить гипотезы, искать ответы на вопросы и делать простейшие умозаключения, анализируя результат экспериментальной деятельности, решать проблемные ситуации, выполнять творческие задания;
  • Обучать приемам сравнения, анализа, обобщения и классификации;
  • Развивать познавательные умения (задавать вопросы поискового характера, выдвигать гипотезы и предположения, делать выводы, элементарно прогнозировать последствия);
  • Расширять представления о физических явлениях и физических свойствах предметов окружающего мира:
  • Учить фиксировать результаты исследований;
  • Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов.
  • Воспитывать стремление к самостоятельной познавательной активности, умение взаимодействовать со сверстниками.

Распределение задач по возрастам:

Средняя группа:

  1. Продолжать формировать представления детей об окружающем мире через знакомство с различными областями знаний науки.
  2. Формировать умение пользоваться приборами - помощниками, оборудованием для детского экспериментирования.
  3. Развивать представления об основных физических свойствах и явлениях.
  4. Воспитывать самостоятельность, умение работать поэтапно, анализировать и сравнивать результаты опыта, эксперимента.

     Старшая группа:              

  1. Расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с различными областями знаний науки.
  2. Формировать   умение пользоваться приборами- помощниками,
  3. оборудованием для детского экспериментирования.      
  4. Развивать представления об основных физических свойствах и явлениях.
  5. Воспитывать   самостоятельность.  

Подготовительная   к школе группа:

  1. Обогащать представления детей об окружающем мире через знакомство с различными областями науки (физика, химия, география и биология).
  2. Формировать   умение работать поэтапно, соблюдая правила личной безопасности.
  3. Самостоятельно пользоваться приборами- помощниками,оборудованием для детского экспериментирования.  
  4. Фиксировать результаты опытов, экспериментов, наблюдений, используя графические символы (графики, рисунки, схемы).
  5. Развивать представления об основных физических свойствах и явлениях.
  6. Воспитывать   самостоятельность, инициативность, умение доводить начатое дело до конца.

Отличительной особенностью данной программы от других является комплексное применение практических методов обучения дошкольников.

Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития поисково-исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. Знания, добытые самостоятельно всегда являются осознанными и более прочными.

                Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности, все стороны воспитания. Инициатива по их проведению распределяется равномерно между воспитателями и детьми. Роль педагога возрастает. Он не навязывает своих советов и рекомендаций, а ждет, когда ребенок, испробовав разные варианты, сам обратиться за помощью. Необходимо способствовать пробуждению самостоятельной мысли детей, с помощью наводящих вопросов направлять рассуждения в нужное русло.

В процессе экспериментирования обогащается словарь детей за счет слов, обозначающих свойства объектов и явлений.Таким образом, экспериментальная деятельность дает детям старшего дошкольного возраста возможность самостоятельного нахождения решения, подтверждения или опровержения собственных представлений, управления теми или иными явлениями и предметами. При этом ребенок выступает как исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения.

Детское экспериментирование — это многомерное и сложное явление. В современной практике работы дошкольных учреждений в последнее время все больший акцент делается на создание условий для самостоятельного экспериментирования и поисковой активности самих детей, побуждая их к творческому отношению к выполняемой деятельности, самовыражению и импровизации в ее процессе. Проведение опытов, организация экспериментирования - один из эффективных путей интеллектуального развития дошкольников.

Детское экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей.

Использование в педагогическом процессе поисково-исследовательской деятельности позволяет без напряжения усваивать сложный программный материал и способствует интеллектуальному развитию дошкольников: развивает познавательную активность, самостоятельность, умение планировать, выдвигать гипотезы и предположения, собственно экспериментировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе.

Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы: от 4 до 7 лет.

Сроки реализации: три года.

Формы занятий: по количеству детей - фронтальные, индивидуальные; по особенностям коммуникативного воздействия педагога и детей –занятия – опыты, практикумы, лабораторные работы (деятельность в мини – лаборатории); по дидактическим целям – занятия по углублению знаний, практические занятия, занятия по систематизации и обобщению знаний, комбинированные формы занятий (интегрированные).

Образовательная деятельность по программе кружка «Почемучки» состоит из организационной, теоретической и практической частей, причем большее количество времени занимает практическая деятельность. Организационная часть обеспечивает наличие всех необходимых для работы материалов и оборудования для детского экспериментирования. Теоретическая часть носит максимально компактный характер и несет в себе необходимую информацию о теме и предмете знания в доступной для дошкольников форме.

Режим занятий: образовательная деятельность кружка «Почемучка» проводится 1 раз в неделю во 2 половину дня. Продолжительность занятия – от 10 до 25 минут в зависимости от возраста детей.

Ожидаемые результаты освоения программы:

По итогам реализации дополнительной программы у детейна достаточном уровне:

  •  Сформировано положительное отношение и интерес к детскому экспериментированию как к совершенно особой области человеческого познания.
  • Положительные результаты развития познавательной активности, интереса дают занятия в игровой форме с использованием практических методов обучения (опыты, экспериментирование, наблюдения), а также разнообразные формы организации учебной деятельности, особенно интегрированные занятия и занятия-опыты, проекты познавательного и исследовательского характера.
  • Расширяются представления о физических явлениях и физических свойствах предметов окружающего мира.
  • Отмечается положительная динамика в овладении объяснительной и доказательной речью.
  • Дети принимают активное участие в планировании деятельности совместно с взрослым.
  • Сформированы простейшие навыки работы с оборудованием для детского экспериментирования (по возрасту).
  • Включение воспитательных задач в занятия по развитию познавательной активности через детское экспериментирование способствовало развитию таких личностных качеств детей, как: ответственность, уверенность в своих силах, самостоятельность, доброжелательное отношение детей друг к другу, умение работать вместе.

Способы проверки результатов освоения программы кружка «Почемучки»: подведение итогов по результатам освоения материала данной программы проводится в форме наблюдений, тестов, вопросов, в ходе проведения которых дети демонстрируют полученные представления и знания. Заключительным мероприятием является познавательный праздник.


Тематическое планирование

Перспективный план занятий кружка «Почемучки» в средней группе

месяц

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Октябрь

Педагогическое обследование детей.

Знакомство с оборудованием.

Свойства воздуха.

        Что в пакете?

Ноябрь

Свойства воздуха. Загадочные пузырьки.

Состояния и превращения веществ. Растворимость.

Теплота.

Зачем зайчику другая шубка?

Теплота.

Как согреть руки?

Декабрь

Свойства воды.

Откуда берется вода?

Свойства воды.

Изготовление цветных льдинок.

Свойства и качества предметов.

Легкий – тяжелый.

Свойства и качества материалов.

Приключения красок.

Январь

Каникулы.

  Макромир.

 Увеличительное стекло.

Свойства и качества материалов.

В мире пластмассы.

Свойства и качества материалов.

Стеклянный город.

Февраль

Свойства и качества материалов.

 Мир металла.

  Свойства и качества материалов.

Мир ткани

Человек.

Умный нос.

Человек.

Язычок – помощник.

Март

Магнетизм.

Волшебная рукавичка.

Вес. Притяжение.

Угадай-ка.

Свойства снега и льда.

Почему тает снег?

Свойства снега и воды.

Где весна наступит быстрее?

Апрель

Окружающая среда.

Почему птицы могут летать?

  Звук.

Почему все звучит?

Свет.  Цвет.

Свет вокруг нас.

Растительный мир.

Как дышит растение?

Май

Растительный мир.

Где прячутся детки?

    Растительный мир.

Для чего корешки?

Познавательная викторина

«Угадай-ка»

Педагогическое обследование.


        

Перспективный план занятий кружка «Почемучка» в старшей группе.

        

месяц

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Октябрь

Педагогическое обследование детей.

Свойства воздуха.

Упрямый воздух.

Свойства воды.

Откуда берется вода?

Ноябрь

Состояния и превращения веществ. Растворимость.

Теплота.

Твердые - жидкие

Свойства и качества материалов. Мир ткани.

Свойства и качества предметов. Тонет - не тонет.

Декабрь

 Свойства воды.

Почему не тонут айсберги?

 Свойства снега и льда.

Где быстрее?

Космос.

Темный Космос. Вращение Земли.

Познавательный вечер.

«Волшебные превращения».

Январь

Каникулы.

Каникулы.

Свойства и качества материалов. Родственники стекла.

Свойства и качества материалов.

Приключения красок.

Февраль

Человек.

Наши помощники - глаза.

Человек.

Вдох - выдох.

Электричество.

Волшебники.

Путешествие в прошлое лампочки.

Март

Магнетизм.

Волшебная стрелка.

Вес. Притяжение.

Почему все падает на Землю?

Звук.

Где живет эхо?

 Свойства воздуха.

Почему дует ветер?

Апрель

  Живая природа.

Кто как летает по воздуху?

Свойства снега и воды.

Где весна наступит быстрее?

Растительный мир.

Может ли растение дышать?

Растительный мир.

Для чего корешки?

Май

Свет. Оптика.

Световой луч.

Познавательная викторина

«Все обо всем»

Педагогическое обследование.

Итого: 26 занятий


Перспективный план занятий кружка «Почемучка» в подготовительной к школе группе

месяц

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Сентябрь

Педагогическое обследование детей.

Глина и камни.

Могут ли животные жить в земле?

Свойства воздуха.

Поиск невидимки.

Октябрь

Свойства воздуха.

Свечка в банке.

Свойства воздуха.

Реактивный шарик.

Свойства и качества материалов. Мир металлов.

Свойства и качества предметов. Почему не тонут корабли?

Ноябрь

Свойства воды.

 Образование пара.

Свойства снега и льда.

Вода двигает камни.

Теплота.

Тепло против холода.

Теплота.

«Волшебные превращения».

Декабрь

Путешествие по карте.  

Почему в тундре всегда сыро?

Путешествие в прошлое

автомобиля.

Космос.

Далеко – близко.

Познавательный вечер.

 «Занимательные опыты и эксперименты»

Январь

Каникулы.

Каникулы.

Путешествие в прошлое жилища человека.

Свойства и качества материалов.

Секреты бумаги.

Февраль

Человек.      Наши помощники-органы чувств.

Математика. Заюшкина избушка.

Электричество.

Почему светит лампочка.

Электричество.

Прыгающие лягушки.

Март

Магнетизм.

Волшебное озеро.

Вес. Притяжение.

Как дождинки.

Звук.

Звуки и вибрация.

Свойства и качества материалов.

Незнайкин клад.

Апрель

Превращения веществ.

Загадки растворимости.

Свет. Оптика.

Световой луч. Радуга.

Эволюция.

Как возникли вулканы?

Растительный мир.

Может ли растение дышать?

Май

Почему летом в Арктике солнце не заходит?

Познавательная викторина.

Педагогическое обследование.

Всего: 30 занятий



Методическое обеспечение

Примерный перечень оборудования, материалов, пособий для детского экспериментирования

Приборы - помощники

  • увеличительное стекло (лупа)
  • весы
  • песочные часы
  • компас
  • магниты
  • микроскоп
  • телескоп
  • метр
  • бинокль
  • фонарь
  • зеркало
  • воронка

Оборудование

  • разнообразные сосуды из стекла, пластмассы, металла, фарфора разного объема и формы
  • пластмассовые трубочки
  • пипетки
  • воронки
  • резиновые груши
  • пластиковые тарелки
  • пластиковые стаканы
  • мерные ложки
  • мерные стаканчики
  • шпатели
  • линейки
  • технический материал: гайки, скрепки, болты, гвозди, шурупы, детали конструктора.
  • красители: пищевые и непищевые
  • утилизированный материал: проволока, кусочки меха и кожи, ткани, дерева, пробки и т.д.
  • прочие материалы: воздушные шары, соль, сахар, разные виды стекла, пилка для ногтей, сито, свеча и другое.

Коллекции (наборы)

  • Виды тканей.
  • Бумага.
  • Камни.
  • Ракушки.
  • Гербарий.
  • Виды круп.
  • Шишки.
  • Почва. Глина. Камни.
  • Природный материал (листья, ветки, семена и т.д.)
  • Пуговицы.
  • Энциклопедия «Большая книга экспериментов для школьников»
  • Энциклопедия «Занимательные

      опыты и эксперименты»

Свойства и качества веществ

  • соль
  • сахар
  • мел
  • мука
  • песок
  • глина
  • почва
  • акварельные краски
  • растительное масло
  • воск (свеча)
  • пластиковые стаканы
  • мерные ложки
  • контейнеры для веществ

Дополнительное оборудование

  • детские халаты
  • фартуки
  • салфетки
  • полотенца
  • контейнеры для хранения сыпучих веществ и мелких предметов
  • карточки - схемы проведения экспериментов
  • условные обозначения: разрешающие и запрещающие знаки.

Свойства и качества материалов

  • наборы предметов по темам:
  • стеклянный
  • деревянный
  • металлический
  • пластмассовый
  • резиновый
  • кожаный
  • бумажный
  • прозрачный - непрозрачный
  • тонет - не тонет
  • легкий - тяжелый
  • гладкий - шероховатый
  • ножницы

Вода

  • разнообразные сосуды из стекла, пластмассы, металла, фарфора разного объема и формы
  • пластмассовые трубочки
  • пипетки
  • воронки
  • резиновые груши
  • пластиковые тарелки
  • пластиковые стаканы
  • мерные ложки
  • разные формы для льда
  • пробирки, колбы
  • соль, сахар, растительное масло

Измерение

  • весы
  • линейки
  • мерные ложки
  • мерные стаканчики
  • материал для измерения: полоски бумаги, ткани, семечки, фасоль и т.д.
  • условные мерки
  • воздушные шары

Магнетизм. Притяжение

  • магниты
  • игра «Ловись рыбка»
  • наглядное пособие «Лебединое озеро»
  • набор предметов (деревянные, металлические, бумажные, пластмассовые)
  • набор предметов «Тяжелый - легкий»
  • компас
  • бумажные цветы со скрепками
  • удочки с магнитами

Звук

  • колокольчики
  • шумелки из разных материалов, трещотки
  • линейки
  • пособие «Дрожалка и пищалка»
  • аудиозаписи «Звуки природы»
  • расчески
  • бубен, металлофон
  • бумага
  • дрожалки (нити разной толщины)
  • проволока разной толщины

Электричество

  • фонарик
  • батарейки
  • электрическая лампочка
  • кусочек меха
  • расческа

Планета Земля. Космос

  • глобус
  • фонарь
  • фриз «Планеты Солнечной системы»
  • листы картона с отверстиями
  • Энциклопедия «Познай мир»

Педагогическое обследование

Педагогическое обследование проводится на основе соблюдения принципов комплексности, возрастного индивидуального подходов, учета личностных особенностей. В обследовании используются наглядные, словесные и практические методы.

Обследование уровня развития познавательно - исследовательской активности проводится по методике Поздняк Л. В. «Показатели уровня развития любознательности как основы поисково – исследовательской деятельности детей».

Обследование проводится два раза в год (октябрь, апрель) по следующим показателям:

  1. Интеллектуальная инициативность.
  2. Настойчивость.
  3. Познавательный интерес.

При обследовании детей по данной методике, используется метод наблюдения за результатами деятельности детей. Педагог фиксирует уровень развития показателями: высокий, средний, низкий. (Согласно приложению «Показателей уровня овладения детьми экспериментальной деятельностью» - автор Прохорова Л.Н.).

Результаты оформляются в таблицу.

Уровень                            

                          Учебный год/

Период

Высокий

Средний

Низкий

Всего

обследовано детей

Методика «Выбор деятельности» (Л. Н. Прохорова)

Методика исследует предпочитаемый вид деятельности, выявляет место детского экспериментирования в предпочтениях детей.

На картинках изображены дети, занимающиеся разными видами деятельности:

  1. игровая
  2. чтение книг
  3. изобразительная
  4. детское экспериментирование
  5. труд в Уголке природы
  6. конструирование из разных материалов.

Ребенку предлагается сделать выбрать ситуацию, в которой он хотел бы оказаться. Последовательно делается три выбора.  Все три выбора фиксируются в протоколе цифрами 1,2,3. За первый выбор засчитывается 3 балла, за второй выбор - 2 балла, за третий - 1 балл. Вывод делается по сумме выборов в целом по группе. Результаты оформляются в таблицу. (См. Приложение)

Вид деятельности

Н.г.

К.г.

1. Игровая

2. Чтение книг

3. Изодеятельность

4.Детское экспериментирование

5. Труд в Уголке природы

6. Конструирование


Показатели уровня развития любознательности как основы поисково – исследовательской деятельности. /По Поздняк Л. В./

Фамилия, имя

ребенка

Показатели и уровни развития

Интеллектуальная инициативность

Настойчивость.

Познавательный интерес

Итого

Проявляет инициативу  в формировании вопроса.

Не испытывает затруднений в формулировке вопроса.

Часто задает вопросы.

Спрашивает о непонятном.

Способность доводить начатое дело до завершения.

С интересом воспринимает новую информацию.

Проявляет самостоятельность в решении задач.

Умеет рассказывать, обсуждать.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

Группа________________________      Дата _______________________    Воспитатель __________________________________________________

Высокий уровень -

Средний уровень -

Низкий уровень –

Методика «Выбор деятельности» по Л. Н. Прохоровой.

Возраст ………………………………….                  Дата ……………………………….         Воспитатель……………………………………..

 №

ШИФР РЕБЕНКА

ВЫБОР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1

2

3

4

5

6

баллы

уровень

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

23.

24.


Библиография

  • Конституция Российской Федерации от 25 декабря 1993 года, с изменениями от 30 декабря 2008 года;
  • Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"», № 185 от 02 июля 2013 года;
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об
  • утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» № 1155 от 17 октября 2013 года;
  • Письмо Минобразования России от 17.05.1995 № 61/1912 "О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях" (вместе с Порядком проведения психолого-педагогической  экспертизы детских игр и игрушек, Методическими указаниями к психолого-педагогической экспертизе игр и игрушек, Методическими указаниями для работников дошкольных образовательных учреждений «О психолого-педагогической ценности игр и игрушек»); Письмо Минобразования России от 15.03.2004 № 03- 5146ин/1403 «О направлении Примерных требований к содержанию развивающей среды детей дошкольного возраста, воспитывающихся в семье».
  • Комментарии к ФГОС дошкольного образования Министерства образования и науки Российской Федерации № 08-249 от 28 февраля 2014 года;
  • Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено), утвержденная Федеральным координационным советом по общему образованию Министерства образования РФ от 17 июня 2003 года.
  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 г. Москва от «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»»
  • Письмо Министерстваобразования РФ от 18 июня 2003 г. N 28-02-484/16 «Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей, утвержденные    на    заседании    Научно-методического    совета   по дополнительному образованию детей Минобразования России 03.06.2003»
  • Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении от 12. 09.2008 № 666.
  • Основная Общеобразовательная программа ДОУ Радуга: программа и методическое руководство по воспитанию и образованию детей 2-7 лет в детском саду/ Т.Н.Доронова, В.В.Гербова, Т.И.Гризик и др.,2010;
  • Познаю мир Т.И.Гризик, М., Просвещение,2010;
  • Ребенок в мире поиска. Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста / под редакцией Дыбиной О. В., М., ТЦ «Сфера», 2005.
  • Организация экспериментальной деятельности дошкольников / Под   ред. Л.Н Прохоровой, М., Просвещение, 2003.
  • Неизведанное   рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников / под ред. О.В. Дыбиной, Н.П. Рахмановой, В.В.  М, Просвещение,2003.
  • Дыбина, О.В. Из чего сделаны предметы: (Текст) /О. В. Дыбина. -  М.: Творческий Центр Сфера,2004.
  • Что было до… Игры-путешествия в прошлое предметов Дыбина, О.В. (Текст) / О. В. Дыбина. - М.: Творческий Центр Сфера,2004.
  • Творим. Преобразуем О. Дыбина, М., Просвещение, 2008.
  • Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. СПб. Детство – Пресс, 2008.
  • Методика организацииэкологических наблюдений иэкспериментов в детском саду Иванова, А.И: (Текст) / А. И. Иванова. - М.: Сфера,2003. -54с.
  • Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду   А.И. Иванова, М., Просвещение, 2008.
  • Мой мир Козлова С. А., М., Просвещение, 2002.
  • Жукова, В. А. Познавательные опыты в школе и дома:(Текст) / В. А. Жукова. -М.: Росмэн,2001.
  • Ковинько, Л.В. Секреты природы - это так интересно: (Текст) / Л. В. Ковинько.-М.: Линка-Пресс,2004.
  • Николаева, С.Н. Воспитание   экологической   культуры в дошкольном возрасте: (Текст) / С. Н. Николаева. -М.: Просвещение,2002.
  • Авдеева, М.Н.Жизнь вокруг нас: (Текст) / М. Н. Авдеева. - Ярославль: Академия развития,2003.
  • Николаева, С.Н.Эколог в детском саду: (Текст) / С. Н. Николаева. - М.: Мозаика-Синтез,2003.
  • Рыжова, Н.А. Воздух-невидимка: (Текст) / Н. А. Рыжова. - М.: Линка-Пресс,1998.
  • Рыжова, Н.А.  Волшебница   Вода: (Текст) / Н. А. Рыжова. - М.: Линка-Пресс,1997
  • Рыжова, Н.А. Развивающая среда дошкольных учреждений: (Текст) / Н. А. Рыжова. -  М.: Линка - Пресс, 2003
  • Я   иду, гуляю. Прогулки с детьми в выходной день: сборник (Текст) /сост. В. М. Волков. -  М.: Карапуз,2002.
  • Занимательное   природоведение: пособие (Текст) / сост. Ю.Р. Васильев. - М.: Омега,1997.
  • Гризик, Т.И.Познаю мир: пособие (Текст) / Т. И. Гризик. -М.: Просвещение,200
  • Сикорук, Л.Л.Физика для малышей: (Текст) / Л. Л. Сикорук. -М.: Просвещение,1983.
  • Куликовская, И.Э. Детское экспериментирование: (Текст) / И. Э. Куликовская, Н. Н. Совгир. - М.: Педагогическое общество Росии,2005.
  • Интересно. Весело. Полезно: сборник (Текст) / сост. Л. В. Головкова. – Смоленск,1999.
  • Тугушева, Т. П. Игра – экспериментирование для детей старшего дошкольного возраста (Текст) / Т. П. Тугушева, А. В. Чистякова// дошкольная педагогика. -2001.-№1.- С.17-23.
  • Паршукова, И. Л. Маленькие исследователи. Виды и структура исследовательских занятий в детском саду (Текст) / И. Л. Паршукова // Дошкольная педагогика. - 2006.- №5(32).-С. 19-24.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования детей математического кружка «ЗНАЙКА»

Пояснительная записка, содержание программы математического кружка, календарное планирование...

«ВОЛШЕБНЫЙ ЗАВИТОК» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Обучение детей элементарным приемам техники «квиллинг»

Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Являясь наиболее доступным для детей, прикладное творчество облада...

КОНКУРС. Рабочая программа дополнительного образования детей старшего дошкольного возраста «Театр и дети» по направлению: социально-коммуникативное развитие

Рабочая программа по дополнительному образованию разработана с учетом Примерной основной общеобразовательной программой «Детство», в соответствии с требованиями ФГОС ДО...

«ВОЛШЕБНЫЙ ЗАВИТОК» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Обучение детей элементарным приемам техники «квиллинг» Разработана на основе парциальной программы «Конструирование и ручной труд в детском саду» Л.В

Занятия художественным творчеством имеют большое значение в становлении личности ребенка. Они способствуют раскрытию творческого потенциала личности ребенка, вносят вклад в процесс формирования эстети...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования детей математического кружка «Считалочка» для детей дошкольного возраста 5-6 лет

Цель программы: Расширение кругозора математических представлений у детей дошкольного возраста, формирование интереса к занятиям математики. Задачи программы: • развитие логического мышления и ос...