Игровая терапия для воспитанников дома ребёнка с ДЦП
статья (младшая группа) на тему

Балмухамбетова Эльвира Мурзабековна

Игровая терапия – это, прежде всего, один из методов лечения или кор­рекции эмоциональных и поведенческих расстройств у де­тей, в основу которого положен, свойственный ребенку способ общения с окружающим миром – игра. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Игротерапия в доме ребёнка44 КБ

Предварительный просмотр:

           Игровая терапия для воспитанников дома ребёнка с ДЦП

               Автор: Балмухамбетова Эльвира Мурзабековна

Наиболее частым контингентом российских домов ребёнка, являются дети, имеющие диагноз: детский церебральный паралич. Большая часть из них проводит свою жизнь в инвалидном кресле и с трудом адаптируется к дальнейшей жизни.  Но многие из них в результате целенаправленных и успешных медицинских мероприятий и применения наиболее эффективных видов психолого-педагогической  терапии встают на ноги и без труда вливаются в общество здоровых детей.

Один  из таких видов терапии, применяемый педагогами нашего дома ребёнка – это игровая терапия

Игровая терапия – это, прежде всего, один из методов лечения или коррекции эмоциональных и поведенческих расстройств у детей, в основу которого положен, свойственный ребенку способ общения с окружающим миром – игра. Основная цель игровой терапии в том, чтобы помочь ребенку выразить свои переживания наиболее подходящим для него образом, т.е. играя. Исключительно, через игру воспитанник дома ребёнка, являющийся инвалидом, может  проявить творческую активность в разрешении сложных жизненных ситуаций. Эти всевозможные ситуации моделируются, а затем обыгрываются в ходе  игрового процесса.

          Игротерапия рассматривается – это средство динамичной коррекции разбалансированной эмоционально-волевой, коммуникативной и опорно-двигательной сфер детей. Целесообразность использования игротерапии в организации коррекционно-развивающего сопровождения воспитанников дома ребёнка обусловлена следующим:

  1. Игра для детей остается наиболее освоенным и органичным видом деятельности и общения.
  2. В технологии игротерапии представлено единство психологической природы игры и общения.
  3. В игре ребенок способен свободно самовыражаться, освобождаясь от напряжения и фрустрации повседневной жизни.
  4. Игротерапия представляет уникальный опыт для социального и психического развития ребенка, открывая ему возможность установления значимых личностных связей с взрослым –  психологом, педагогом, родителем, опекуном.

В связи с этими положениями в нашем доме ребёнка осуществляется разработка и внедрение специфических методов игротерапии в коррекционно-развивающую работу с детьми с детским церебральным параличом (ДЦП).

К основным задачам игровой терапии специалисты относят:

  • облегчение психологического страдания ребенка;
  • укрепление  собственного   «Я»  ребенка,   развитие чувства самоценности;
  • развитие способности эмоциональной саморегуляции;
  • восстановление доверия к взрослым и сверстникам, оптимизация отношений в системах «ребенок - взрослый», «ребенок - ребенок»;
  • коррекцию и предупреждение деформаций в формировании «Я» - концепции;
  • коррекцию и профилактику поведенческих отклонений и т.д.

В основе игротехники направленной игротерапии лежат методические приемы и игры со структурированным игровым материалом и сюжетом. Это педагогически организованные ролевые игры, в которых дети берут на себя разнообразные социальные и сказочные роли и в специальной, создаваемой самими детьми игровой ситуации, воссоздают деятельность и отношения взрослых и детей разного возраста. Согласно игровым ролям, они проявляют те качества, которыми в реальности обладают в малой мере: общительность, уверенность в себе, настойчивость, смелость и т.д., тем самым стимулируя и укрепляя многие сущностные черты своего характера. Именно в роли скрыты коррекционные механизмы воздействия игры на познавательную и эмоционально-волевую сферу личности ребенка.

В качестве структурированного психотерапевтического средства с внутренним сюжетом успешно используются игры-драматизации, суть которых в разыгрывании детьми ролей по какому-то известному сюжету или по его поводу при обязательной свободе в выборе средств и поворотов сюжетов. Корректирующие возможности игры заключены в педагогически контролируемой игровой ситуации, в которой дети общаются согласно ролям, но живущим в игровом поле сюжетной импровизации. В процессе игрового перевоплощения и общения корректируются подавляемые негативные эмоции, страх, неуверенность в себе, расширяются возможности детей в познавательной деятельности, способности к коммуникации. В условиях дома ребёнка наиболее эффективны игры с сюжетом на бытовую тему: «Кукла собирается на праздник», «День рождения» и т.д.

Психотерапевтическую направленность носят и строительные игры, в процессе которых в индивидуальной и совместно-групповой деятельности дети также выражают свои конструктивные или деструктивные намерения.

Особое место среди методов игротерапии занимают приемы телесно-ориентированной психотехники, органично сочетающие «подвижные» игры и упражнения и три эмоциональных компонента: музыку, слово взрослого и импровизацию самих детей. Через познание образа своего тела создается специфическая, эмоционально-положительная среда, способствующая укреплению тормозных реакций, координации движений, развитию равновесия, тренировке вестибулярного аппарата общей психофизической коррекции детей.

Для обеспечения процесса игровой терапии мы имеем все необходимые игрушки и различные игровые материалы. Среди них:

-  реалистические игрушки (кукольный дом и мебель, уголок парикмахера,  машина, касса, мини-магазин, телефон, деревья, железная дорога, животные и т.д.);

-  игрушки и материалы, помогающие снять напряжение, «выплеснул» негативные чувства (различные мягкие валики и подушки, по которым ребенок может колотить и пр.);

-  игрушки и материалы, помогающие сиять эмоциональное напряжение и способствующие творческому самовыражению (различные кубики, конструкторы и мозаики, глина, краски и кисти, бумага, ножницы и клей, песок, вода, ткани, маски, парики и театральные костюмы, музыкальные инструменты, фигуры для кукольного театра).

Вплотную занимаясь игротерапией мы не оставляем без внимания игровую позицию взрослого. В соответствии с его функциями и ролью в игре применяются две формы игротсрапии: направленная (директивная) и ненаправленная (недирективная).

Для воспитанников дома ребёнка актуальной является направленная игротерапия, где взрослый активно участвует в игре ребенка. Он организатор игры и интерпретатор ее символического значения,

В качестве показателей эффективности игротерапии учитывается стремление детей поддерживать общение и деятельность с другими сверстниками и взрослыми в группе и вне ее, что проявляется:

-  в положительных личностных изменениях (отношения к себе, укрепления «эго» и чувства «Я»),

- в улучшении эмоционального самочувствия (от первичной недифференцированности чувств к дифференцированному - положительному или отрицательному отношению к людям)

-  позитивной динамике умственного развития, позволяющего детям более полно и адекватно реализовать в игре свои способности и намерения.

Прогностические методы:

Метод изучения и продуктов деятельности детей включает анализ детских рисунков, поделок (лепных поделок), построек и др. Анализ продуктов деятельности позволяет увидеть, как отражается на ребенке тот или иной способ обучения и воспитания, какова эффективность коррекционного педагогического воздействия.

Метод динамического наблюдения позволяет определять динамику или отсутствие таковой в развитии коммуникативных умений ребенка в ситуации занятия, режимных моментах, различных видах деятельности; степень его обучаемости при усвоении новых способов действия.

Во всех случаях необходимо фиксировать качественные изменения (или их отсутствие) в развитии ребенка. В условиях стационарного учреждения результаты динамического наблюдения фиксируются в карте ребенка-инвалида три раза в год (сентябрь, январь, июнь). Выделяются следующие критерии оценки динамики развития:

- уровень сформированности функции, навыка, модели поведения. Фиксируется невозможность их выполнения, неадекватность действий, отсроченное воспроизведение, выполнение при условии оказания помощи, избирательное выполнение (например, только в домашних условиях). Дети с церебральным параличом часто овладевают лишь аналогом функции или навыка (т.е. эти функции и навыки никогда не выполняются ребенком нормативно в силу двигательных, интеллектуальных нарушений или иных причин).

Выделение надежных показателей уровня психической зрелости на каждом возрастном этапе развития затруднено в силу неравномерности созревания функций и диссоциированного развития, обусловленного церебральным параличом. Однако можно проанализировать усвоение коммуникативного поведения, позволяющего выстраивать отношения с социумом и воздействовать на ближайшее окружение. Именно это является наиболее значимым и объективным показателем его когнитивного потенциала.  

 Для воспитанника дома ребёнка с ДЦП является самым необходимым минимизирование возникающих проблем при вхождении в общество здоровых детей. И если нам удаётся свести эти проблемы к нулю, то наша задача, как педагогов, выполнена.

        Литература

  1. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка / / Вопросы психологии. 1966.  № 6
  2. Моргунова Т. Игротерапия. Сайт института психологического консультирования «Новый век» http://www.institutnv.ru Дата обращения: 31.10.2015
  3. Худенко Е.Д., Приходько О.Г., Дедюхина Г.В., Шаховская С.Н., Кириллова Е.В., Москва 2013


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по использованию компьютерных технологий в формировании лексико - грамматических средств языка у воспитанников Дома ребёнка.

"Игры для Тигры" - известная и хорошо зарекомендовавшая себя логопедическая программа. Мною она использовалась для работы в разновозрастных группах, с детьми "группы риска", имеющими сложный социальны...

Статья «ФОТОАЛЬБОМ МОЕЙ ЖИЗНИ» КАК МЕТОД ФОРМИРОВАНИЯ СВОЕГО «Я» ВОСПИТАННИКОВ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО ДОМА РЕБЁНКА

В статье идёт речь о значении фотографии в формировании личности детей, воспитывающизхся в условиях депривации. Роль фотоальбома в развитии речи....

Песочная терапия в доме ребёнка

Наиболее привлекательной и легкодоступной  в условиях детского специализированного учреждения  является песочная терапия....

Гармонизация детско – родительских отношений с использованием методов арт – терапии, игровой терапии и песочной терапии.

Современным подходом к развитию взаимодействия детского сада и семьи, педагогов и родителей является: партнерский подход -- более сложный многообразный способ организации совместной деятельности родит...

Игровая терапия для ребёнка перед посещением детского сада

В данной консультации говорится об игровой психотерапии как о методе, который помогает ребёнку привыкнуть к детскому саду. Рассматриваются индивидуальная и групповая игровая терапия. В качестве домашн...

Развитие невербальных и вербальных средств коммуникации у воспитанников Дома Ребёнка

Развитие невербальных и вербальных средств коммуникации у воспитанников Дома Ребёнка...