Главные вкладки

    Методическая разработка по коррекционной педагогике на тему:
    Гармонизация детско – родительских отношений с использованием методов арт – терапии, игровой терапии и песочной терапии.

    Филинова Юлия Николаевна

    Современным подходом к развитию взаимодействия детского сада и семьи, педагогов и родителей является: партнерский подход -- более сложный многообразный способ организации совместной деятельности родителей и педагогов. ФГОС предлагает сделать этот выбор в сторону новой модели развития отношений между детским садом и семьей – модели открытого,  партнерского, конструктивного взаимодействия. В центре внимания стандарта - требования к условиям, в том числе психолого-педагогическим, среди которых – сотрудничество с семьей.  

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл semya.docx23.52 КБ

    Предварительный просмотр:

     

     ребенок, семья, общество в условиях реализации ФГОС дошкольного и школьного образования;

    Гармонизация детско – родительских отношений с использованием методов арт – терапии, игровой терапии и песочной терапии.

    Современный этап жизни российского общества обострил проблемы отношений родителей и детей, что создало необходимость обеспечения оптимальных условий для нормального психического развития детей дошкольного возраста  В связи с постоянно возрастающей потребностью в психологической помощи семей, имеющих разные  проблемы межличностного общения, эмоционального и поведенческого отклонения, ослабленного здоровья детей -  возникла необходимость в разработке мероприятий для реабилитации семьи. Немногие семьи имеют возможность в полной мере решить жизненные проблемы собственными силами.

    Причины разные: одни семьи категорично не хотят заниматься воспитанием ребенка, другие – просто не умеют это делать, третьи - не понимают, для чего это нужно. Во всех случаях необходима квалифицированная помощь педагогов дошкольного учреждения. В этом случае задачей специалиста становится работа с родителями и убеждении их в том, в том, что совместное посещение занятий будет способствовать более эффективной работе с ребенком, скорейшему улучшению его состояния, изменению нежелательного поведения. На современном этапе необходимость общественного дошкольного воспитания не вызывает ни у кого никакого сомнения.

             Современным подходом к развитию взаимодействия детского сада и семьи, педагогов и родителей является: партнерский подход -- более сложный многообразный способ организации совместной деятельности родителей и педагогов. ФГОС предлагает сделать этот выбор в сторону новой модели развития отношений между детским садом и семьей – модели открытого,  партнерского, конструктивного взаимодействия. В центре внимания стандарта - требования к условиям, в том числе психолого-педагогическим, среди которых – сотрудничество с семьей.  Стандарт   утверждает  личностно- развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей, педагогических и иных работников Организации) и детей.

    Среди основных принципов:

    3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

    4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

    5) сотрудничество Организации с семьей;

    6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

    Взаимодействие с родителями - важное направление в деятельности дошкольного учреждения. В основной общеразвивающей программе дошкольного образования,  по которой работает наш детский сад, общение ребенка со взрослыми (родителями, педагогами) считается необходимым условием физического и психического здоровья дошкольника, формирования творческой, активной, самостоятельной личности.

    Наиболее эффективной формой психологокоррекциой работы с семьями в нашем дошкольном учреждении, является организация межсемейных профилактических групп, которые в семейной психотерапии принято называть детско – родительскими.  Работа в подобных группах строится на принципах  терапии творчеством, включающей  арт – терапию – игровую терапию – песочную терапию. Данный базовый подход в работе детско – родительских групп имеет ряд преимуществ.

    Во первых, арт – терапия ориентирована  на невербальное общение, что делает ее особенно ценной в тех случаях, когда наблюдаются затруднения в словесном описании эмоциональных переживаний. В большей степени это характерно для семей с нарушенной жизнедеятельностью, особенно в случае сложных и деликатных проблем.

    Во вторых, творческая деятельность сама по себе является мощным средством сближения людей. Это особенно ценно в ситуациях нарушения семейной интеграции – взаимного отчуждения, затруднений налаживании контактов.

    В третьих, арт – терапия вызывает у людей положительные эмоции, способствуя преодолению апатии, подавленности, безыниативности, помогает сформировать более активную жизненную позицию, что так необходимо в работе с семьями, испытывающими социальное напряжение.

    Многие авторы подчеркивают, что арт – терапевтические методы облегчают процессы лечения психосоматических заболеваний.

    Игровая терапия – это метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием игры. Совместная  игра оказывает сильное влияние на развитие личности, способствует созданию близких отношений между участниками группы, помогает снимать напряженность, повышает самооценку, позволяет поверить в себя. Спонтанное  самовыражение в игре  позволяет ребенку и взрослому освободиться от болезненных внутренних переживаний, связанных с негативным эмоциональным опытом. Термин « игровая терапия» был впервые предложен известным психоаналитиком М. Кляйн в 1920 годах. Она предложила, что в детской игровой деятельности всегда присутствует символический смысл. Через игру ребенок выражает бессознательные импульсы, влечения, подавленные фантазии и т. п.

    Основной целью игровой терапии является – помочь ребенку выразить свои переживания наиболее приемлемым для него образом – через игру, а так же проявить творческую активность в разрешении сложных жизненных ситуаций, «отыгрываемых» или моделируемых в игровом процессе.

    Песочная терапия в контексте арт – терапии представляет собой невербальную форму психокоррекции, где основной акцент делается на творческом самовыражении, благодаря которому на бессознательно – символическом уровне происходит отреагирование внутреннего напряжения и поиск путей развития. Впервые идея использования песка в игре была реализована английским детским психотерапевтом Маргарет Ловенфельд в 1930г. Она назвала свою методику  - техника « построения мира». В 1950г швейцарский психоаналитик Дора Кальфф, изучив эту методику, начала разрабатывать юнгианскую песочную терапию, ставшую впоследствии самостоятельным направлением. Сегодня « песочницу» активно используют в гештальт – терапии, когнитивно – поведенческой и семейной терапии. И, конечно же, она может входить в инструментарий интегративной арт – терапии.  

    Песок – это универсальный материал, а занятие с ним – увлекательный процесс, который побуждает к творчеству, расслабляет и вдохновляет. Песочная терапия – это уникальная возможность исследовать свой внутренний мир с помощью множества миниатюрных фигурок, световых песочных планшетов. Рисование песком – занятие не просто увлекательное, для ребенка это открытие нового волшебного мира песочных историй.

    Метод рисования на песке в детско – родительских группах я успешно применяю в образовательных и развивающих целях: обучению основам  письма и рисованию, развитию познавательных процессов, расширению кругозора и общей осведомленности, развитие мелкой моторики и координации движений, развитию воображения и творческих способностей. Занятия с песком я использую в детско – родительских группах, потому что рисунок на песке легко исправить, если вдруг что – то не получается, или вообще удалить.  Рисование песком позволяет расслабиться, недаром говорят что песок «заземляет» негативные эмоции, снимает стрессы и внутренние зажимы. Рисование песком целительно уже само по себе. Этот « разговор» рук с песком  дает огромнейший психокорректирующий ресурсный эффект.

    Формирование детско – родительских  групп  осуществляется на добровольной основе и обычно составляет 7 -8 детско-родительских пар. Информацию  о занятии родители получают в ходе психологической консультации, разъяснительной работы и объявлений в группах. Занятие могут посещать  один  или  оба родителя, а также другие члены семьи, занимающиеся воспитанием ребёнка.

    Каждая встреча имеет своё название: «Давайте познакомимся!», «Волшебный цветок», «Наши эмоции», «По дороге в зоопарк», «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!» и другие.

    Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей и родителей динамичной, насыщенной, менее утомляемой. С каждой встречей задания усложняются.

    Структура занятий такова:

    1. Приветствие участниками друг друга.( Приветствие ведущего и участников группы различными игровыми способами)
    2. Разогрев. Введение в работу группы, переключение состояние родителя на «здесь и сейчас».( Групповое взаимодействие).
    3. Основная часть. Создание позитивного настроя.( Коллективное и детско-родительское взаимодействие.)
    4. Работа в детско-родительской паре.
    5. Отработка навыков сотрудничества, умение действовать в команде (отработка навыков совместной игры.)
    6. Психологическое просвещение. ( беседа с родителями)
    7. Рефлексия.Позитивное завершение. (Взрослый и ребенок говорят в круг: «Для меня сегодня самым важным было..)
    8. Прощание.(Занятия завершаются выполнением совместной творческой работы)

    На итоговом занятии проводится анкетирование, в результате которого можно выявить, как изменились детско-родительские отношения. 

    Эти результаты дают мне право говорить о проведении интегрированных занятий с родителями и детьми с использованием методов арт-терапии – игровой терапии и песочной терапии, как о наиболее оптимальной форме работы  для  гармонизации детско-родительских  отношений.

    Литература:

    1. Руководство практического психолога. Психологическое  здоровье детей и подростков в контексте  психологической службы. Под  ред. И.В.Дубровиной. М., 1997.
    2. Психологическое здоровье участников образовательного процесса как  критерий оценки  качества образования: Психологическое  сопровождение управления качеством образования: Опыт  решения  проблемы. -  Киров: Изд-во ИИУ,2003.
    3. Артпедагогика и арт-терапия в специальном образовании: Учебник для студентов средних и высших  учебных заведений. Е.А.Медведева, И.Ю. Левченко, Л.Н.Комиссарова, Т.А.Добровольская. – М.: Издательский центр «Академия»,  2001.
    4. Е.В.Мурашова. Понять ребёнка: Психологические проблемы ваших детей.- Екатеринбург: У - Фактория,2006.
    5. Г.А.Широкова. Справочник дошкольного психолога.- Ростов - на - Дону.: Феникс,2003.
    6. А.И. Копытин Теория и практика арт – терапии. Спб: Питер 2002.
    7. С. Миллер  Психология игры. Спб: Университетская книга, 1999.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Кружок "Радуга цвета" с использованием методов арт-терапии

    В последние годы широкое применение получило использование  методов арт-терапии в дошкольных учреждениях в качестве социально-педагогической коррекции эмоциональной сферы детей.В дошк...

    Программа коррекции агрессивного поведения с использованием методов арт-терапии.

    Пояснительная записка      Настоящая Программа составлена в соответствии с требованиями Министерства образования РФ к обязательной документации педагога-психолога. Соста...

    Конспект коррекционно-развивающего занятия с использованием методов арт-терапии (песочная терапия) "В гости к осьминогам"

    Данное занятие проводилось мной на муниципальном конкурсе "Педагог-года 2014 города Югорска ". Я стала победителем в номинации "Воспитатель года города Югорска"...

    Корреционно – развивающее занятие с детьми старшего дошкольного возраста с гиперактивностью с использование методов арт – терапии.

    Цель: Развитие эмоциональной сферы ребенка.Задачи: 1. Совершенствовать навыки слушания музыки и эмоционального реагирования на нее.2. Обучать приемам визуализации.3. Создавать условия для проявления э...

    « Гармонизация детско – родительских отношений с использованием методов арт – терапии – песочной терапии – игровой терапии»

    Статья о гармонизации детско - родительских отношений с использованием разных методов терапии...

    « Гармонизация детско – родительских отношений с использованием методов арт – терапии – песочной терапии – игровой терапии»

    Взаимодействие с родителями - важное направление в деятельности дошкольного учреждения...