«Функционирование в ДОО семейного игрового центра как средства гармонизации детско-родительских отношений».
материал (младшая группа)
Добрый день, уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагается доклад к актуальному педагогическому опыту по теме «Функционирование в ДОО семейного игрового центра как средства гармонизации детско-родительских отношений».
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 38.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад к выступлению
Добрый день, уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагается доклад к актуальному педагогическому опыту по теме «Функционирование в ДОО семейного игрового центра как средства гармонизации детско-родительских отношений».
Семья играет важную и решающую роль в развитии ребенка. На сегодняшний день одной из актуальных проблем в детско-родительских отношениях является недостаточное понимание родителями формирования позитивных установок в детско-родительском взаимодействии, развития сотрудничества, эмоционального и диалогового общения с детьми раннего и дошкольного возраста.
Для изучения детско-родительских взаимоотношений был использован тест-опросник, который позволил распределить показатели уровня эмоционального благополучия в семьях, воспитывающих дошкольника.
Результаты обследования показали, что большее количество опрошенных родителей – 56% - требуют дисциплины и полного послушания ребенка. Так же эти родители следят за достижениями ребенка и требуют от него постоянного успеха, что как раз и характерно для шкалы «Авторитарная гиперсоциализация». По шкале «Симбиоз», то есть ощущения себя и ребенка, как единое целое, желание удовлетворить все его потребности, но при этом не давать самому принимать решения и ограждать от неприятностей, такое мнение показали также 56% опрошенных семей. Взаимоотношения «Маленький неудачник» обнаружилось в 28% семей. Родители в такой семье видят в своем ребенке только недостатки и не желают взаимодействовать с ним. Абсолютную заинтересованность и проявление сочувствия по шкале «Кооперация» показали 56% опрошенных. А высокие или низкие показатели по такой шкале как «Принятие отвержение» и вовсе отсутствуют.
Проблемы детско-родительских отношений указывают на необходимость повышения психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах развития и воспитания детей в раннем и дошкольном детстве, что определяет актуальность вовлечения родителей в педагогический процесс, системное сотрудничество со специалистами ДОО.
Ведущая педагогическая идея опыта заключается в использовании потенциала семейного игрового клуба, функционирующего на базе ДОО в гармонизации детско-родительских отношений.
Работа над опытом велась в 3 этапа (с января 2022г. по май 2025г.)
Целью опыта является успешная гармонизации детско-родительских отношений в рамках семейного игрового центра.
Для реализации поставленной цели определены следующие задачи:
1. Способствовать накоплению положительного опыта совместной игровой деятельности у воспитанников и их родителей.
2. Формировать у родителей психолого-педагогическую компетентность и рефлексию, позволяющую понимать своего ребенка, грамотно выстраивать общение и совместную деятельность с ним.
3. Обогащать опыт родителей по использованию методов и приемов совместного взаимодействия.
4. Продолжать развивать у дошкольников социально-коммуникативные способности и навыки.
Семейный игровой центр - это возможность при помощи игр показать родителям и детям новые способы совместного взаимодействия. Для родителей, с одной стороны, это возможность содержательно провести время вместе со своими детьми и, окунаясь в игру, «вернуться в детство». С другой стороны, это компания единомышленников и полезный опыт для многих семей.
Деятельность семейного игрового центра представлена взаимосвязанными блоками:
1. Организационный блок предусматривал следующие виды деятельности:
- разработка положения о семейном игровом центре;
- составление перспективного плана работы семейного игрового центра;
- обсуждение общих вопросов, связанных с организацией работы семейного игрового центра.
2. Содержательный блок включал реализацию плана работы семейного игрового центра.
Основные принципы работы центра: добровольность, позитивный настрой, учет возрастных особенностей, активное участие, регулярность.
Формы проведения занятий:
- Совместные игровые занятия - основной формат, включающий в себя различные игры, направленные на развитие определенных навыков и укрепление связи между ребенком и родителем.
- Творческие мастерские и досуги, включающие совместную игровую и творческую деятельность.
- Спортивные игровые мероприятия: веселые эстафеты, подвижные игры на свежем воздухе.
Формы и методы, используемые в процессе совместных игровых занятий: игровые, психогимнастика, игры-инсценировки, метод визуализации, метод продуктивной деятельности.
С целью выявления эффективности функционирования семейного игрового центра, а именно какие изменения произошли в детско-родительских взаимоотношениях в той или иной семье, удалось ли достичь гармонизации отношений между родителем и ребенком, была проведена контрольная диагностика. Обследование проходило с использованием тех же методов, что и на первоначальном этапе.
По результатам исследования, изображенном на рисунке видно, что после участия семей в работе семейного игрового центра, преобладающим типом родительского отношения к ребенку является «кооперация» - 70%. По шкале «симбиоз» – 56%; шкала «авторитарная гиперсоциализация» – 28%; наименьшие показатели были выявлены по двум шкалам – «маленький неудачник» и «принятие отвержение» - 14%.
Таким образом, по результатам контрольного исследования, можно сказать, что произошли существенные изменения и улучшение детско- родительских взаимоотношений в семьях, воспитывающих дошкольника. Данные изменения свидетельствуют о том, что родители стали больше интересоваться тем, чем увлекается их ребенок, что любит; стали принимать и адекватно оценивать его особенности.
Результаты наблюдений и анализ посещаемости центра показали, что повысился уровень включения родителей в деятельность детского сада. Изменению педагогической позиции родителей способствовало использование методов игрового взаимодействия с детьми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание на тему «Гармонизация детско-родительских отношений средствами физической культуры»
Родительское собрание на тему «Гармонизация детско-родительских отношений средствами физической культуры»Цель проведения дня открытых дверей: помочь родителям и детям ощутить радость от сов...
Программа повышения квалификации педагогов по теме: «Взаимодействие детского сада и семьи как средство гармонизации детско - родительских отношений»
Программа направлена на повышение мотивации участников образовательного процесса....

Семинар-практикум для родителей по теме: «Семейные традиции, как способ гармонизации детско-родительских отношений в семье»
Семинар-практикум для родителей по теме: «Семейные традиции, как способ гармонизации детско-родительских отношений в семье»...
Выступление на родительском собрании "Гармонизация детско-родительских и семейных отношений"
Личность дошкольника формируется в семье. Родители, братья, сестры, бабушки, дедушки - самые близкие ребенку люди. От их взаимоотношений между собой, чувства привязанности и взаимоподдержки зависит бл...

Проектирование и реализация инициатив педагога в рамках социокультурного проекта семейного клуба по гармонизации детско-родительских отношений "Родительские пятницы"
В соответствии с Концепцией дошкольного образования подход к сотрудничеству с родителями базируется на взаимосвязи семьи и ДОУ. Сущность данного подхода состоит в объединении усилий ДОУ...

Семейный клуб в ДОУ, как инновационная форма взаимодействия с семьями воспитанников по здоровьесбережению, способствующая гармонизации детско- родительских отношений.
Инновационные методы и формы взаимодействия с семьей, которые направлены на формирование у детей элементарных представлений о здоровом образе жизни, культуре здоровья. Семейный клуб - особая фор...

Клуб семейного дизайна «Умное родительство». Практикум по здоровьесбережению «Здоровье семьи сегодня - успешность ребенка завтра». Формирование культуры здоровья семьи, гармонизация детско-родительских отношений
В рамках встречи клуба семейного дизайна «Умное родительство», представлена методическая разработка массового мероприятия с элементами практикума «Здоровье семьи сегод...
