Мое самообразавание
материал (младшая группа) по теме

Повышение коммуникативной компетенции у младших дошкольников через развитие мелкой моторики рук

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл attestatsiya.docx33.27 КБ

Предварительный просмотр:

ПОРТФОЛИО ПЕДАГОГА

МБДОУ десткий сад № 16 «Белочка»

  1. Ф.И.О. педагога: Алексеева Ольга Станиславовна
  2. Образование: Средее-профессиональное
  • Образовательное учреждение: Переподготовка. БОУ ДПО «Институт развития образования Омской области».

Год окончания: 2013

  • Специальность: образование детей старшего дошкольного возраста
  1. Педагогический стаж работы: 20 лет
  2. Стаж работы в ДОУ: 4 года .
  3. Уровень квалификации: не имею
  4. Прохождение курсов повышения квалификации

Название КПК

Срок прохождения

Кол-во часов

Место прохождения КПК

«Новые подходы в организации и планировании образовательного процесса в ДОУ в соответствии с ФГТ»

14.11.11

22.11.11

72

АУ ДПО ХМАО-Югры «Институт развития образования»

Технология и реализации программы «Югорская семья – компетентные родители»

05.02.13

13.02.13

72

АУ ДПО ХМАО-Югры «Институт развития образования»

Информационные технологии в деятельности педагога образовательного учреждения.

21.11.11

30.11.11

72

АУ ДПО ХМАО-Югры «Институт развития образования»

«Содержание и организация образовательного процесса в детском саду в соответствии с ФГОС ДО: актуальные вопросы»

      28.09.15

15.10.15

72

АНО ДПО «ИОЦ «Северная столица

  1. Обобщение педагогического опыта:

Тема

Год

Уровень

Потверждающий документ

"Повышение коммуникативной компетенции у младших дошкольников через развитие мелкой моторики рук».

2014 - 2015

         МБДОУ

Аттестационный лист

САМООБРАЗОВАНИЕ

Тема: "Повышение коммуникативной компетенции у младших дошкольников через развитие мелкой моторики рук».

Цель: разработать и обосновать методику применения пальчиковых игр и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики рук для повышения эффективности   процесса  формирования  речи  детей.

Задачи:

  1. Проанализировать педагогическую литературу.
  2. Разработать перспективный план работы с детьми;
  3. Подготовить диагностику на начало и конец учебного года;
  4. Совершенствовать предметно – развивающую среду группы для развития мелкой моторики.
  5. Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей младшего возраста посредством пальчиковой гимнастики и дидактических игр.
  6. Развивать тактильную чувствительность пальцев рук детей.

Практические выходы:

  1. Открытый просмотр непосредственно образовательной деятельности.

             Тема: «Происшествие в зимнем  лесу»;

        2.Подготовка семинара. Тема: «Повышение коммуникативной компетенции у     младших дошкольников через развитие мелкой моторики рук».

3.Проведение мастер-классов для педагогов. Тема: «Изготовление дидактических игр  из подручного материала»;

4.Оформление папки-передвижки. Тема: «Развитие мелкой моторики».

5.Выставка работ. Тема: «Дидактические игры своими руками».

6.Оформление сборника консультаций для родителей.

Тема: «Чтобы чётко говорить – надо с пальцами дружить».

        7.Проект. Тема: «Игрушечные зайчики».

       8.Отчёт о проделанной работе за учебный год.

План работы

Содержание работы

Сроки выполнения

Планируемый результат

1

Изучение теоретического и методического материала

Постоянно

Систематизация методического и практического материала по развитию мелкой маторики

2

Проведение диагностического обследования младших дошкольников

Сентябрь 2015 –

май 2016

Подбор диагностического материала, позволяющего выявить пробелы в образовательной деятельности и возможности скорректировать образовательный процесс

3

Обогащение предметно-развивающей среды в соответствии с ФГОС дошкольного образования

Ноябрь 2015 –

апрель 2016

Создание предметно-развивающей  среды для развития мелкой моторики рук

4

Создание картотеки пальчиковых игр и игр-драматизаций

В течение года

Теоретическая подготовка к последующей деятельности с детьми

5

Проведение пальчиковых игр в различных видах деятельности

В течение года

Развитие мелкой моторики рук.

Созданы условия для развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста в процессе пальчиковых игр

6

Проведение контрольного диагностического исследования

Май

Проведение мониторинга результатов развития мелкой моторики рук.

Выводы:   Повышение коммуникативной компетенции у младших дошкольников через развитие мелкой моторики рук   – задача комплексная, охватывающая многие сферы деятельности ребенка. Она является одним из аспектов проблемы обеспечения полноценного развития в дошкольном возрасте. И поскольку общее моторное отставание наблюдается исследователями у большинства современных детей, слабую руку дошкольника нужно и необходимо развивать

 Учитывая тот факт, что активные движения пальцев рук стимулируют развитие речи, целесообразно расширять объём пальчиковых игр и систематически использовать их в работе с детьми.

Таким образом, чтобы результат работы был эффективным необходимо использовать разнообразные приемы и методы работы по формированию тонких движений пальцев рук. Результаты своей работы я вижу в проявлении интереса детей к различным видам деятельности.

Выдающийся педагог Мария Монтессори утверждала, что найти способ учить ребенка делать работу перед тем, как он приступил уже к самой работе, т. е. подготовить движения при помощи повторных упражнений. Она также писала, что «ребенок, берясь за вещи, которые делает плохо, притупляет в себе чувствительность к собственным ошибкам, при этом надо помнить, что первое впечатление у ребенка самое яркое и сильное».

Поэтому я стараюсь предоставить детям возможность испытать удовольствие от творческого процесса, от того что он что-то сделал сам, учу тому, что любую работу и любое действие можно сделать с интересом.

В результате проделанной работы я пришла к заключению, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста во взаимодействии с родителями способствует формированию интеллектуальных способностей, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка. И все это напрямую готовит его к успешному обучению в школе.

В дальнейшем я буду продолжать искать новые методические приемы, которые будут способствовать развитию мелкой моторики рук, общей моторики, самостоятельности, которые будут формировать интерес к различным видам деятельности.

 

                                Перспективный план работы с детьми

Месяц

Тема

Программное содержание

Диагностика  

1

Сентябрь

Знакомство с пластилином  и Самоделкиным. Дружно пальчики сгибаем,

Крепко кулачки сжимаем. Пальцы в гости приходили,

«Тук, тук, тук, стучались в дверь!»

Знакомить детей со свойствами пластилина: мягкий, можно отделять куски, лепить.

Развивать самостоятельность, мелкую мускулатуру пальцев рук.

Воспитывать интерес к работе с пластилином

2

Октябрь

«Ниточки».   Мы капустку рубим, рубим.. Мы делили апельсин…, Травка – муравка со сна поднялась. Ежик топал по дорожке и грибочки нес в лукошке.

Учить выкладывать несложное изображение из ниток по нарисованному контуру.

Развивать зрительно – двигательную координацию.

Развивать у детей наблюдательность, внимание, зрительную память, выдержку

3

Ноябрь

«Мастерская игрушек». Вот идет по полю гусь.

Он не страшный, ты не трусь! А мизинцы, как котята,

Тоже вздумали играть. Это пальчик – дедушка…

Учить закрашивать контур предмета не выходя за линию.

Учить правильно держать карандаш.

Учить классифицировать предметы по цвету.

Закреплять основные цвета.

Воспитывать желание помочь.

4

Декабрь

Сминание. «Птички клюют зернышки» Пальчиковая гимнастика «1, 2, 3. 4. 5» Мы ладони сложим вместе… Жук, жук где твой дом? Водичка – водичка. Дед Мороз, Дед Мороз!

Щиплет щеки…

Знакомить детей со свойствами бумаги: можно сминать, формировать в шарики

Продолжать учить  приемам наклеивания: намазывать клеем обратную сторону формы, брать его на кисть немного, работать на клеёнке, прижимать изображение к бумаге салфеткой и всей ладонью

Закрепить знание о форме предметов (круглые).

Развивать  эстетическое восприятие, координацию движений

Вызвать у детей интерес к аппликации

5

Январь

«Зайчик» Пальчиковая гимнастика «Зайчик»

Упражнение «Поможем зайчику добежать до морковки»

Физминутка «Зайке холодно сидеть»

Тренируются весь день

И бороться им не лень. Мы рисуем бегемота.

Кто желает поработать?

Учить проводить горизонтальные линии.

Учить выполнять движения по тексту игры.

Развивать умение правильно держать карандаш.

Развивать  зрительно – двигательную координацию движений.

Развивать мелкую моторику рук.

Воспитывать желание помочь игровому персонажу.

6

Февраль

«Снеговик»

(из ваты)

Покажите пальцем зайца… Наш мизинец хочет спать… Я сильней наверняка! Пальчик вышел погулять,

Ключ забыл с собою взять…

Познакомить с изготовлением поделки из ваты

Развивать чувство формы, глазомер.

Развивать мелкую моторику руки.

Продолжать помогать детям  преодолевать неуверенность и страх перед незнакомым делом.

Вызывать интерес к изготовлению игрушек, создавать радостное настроение и условия для самовыражения.

7

Март

Самый красивый цветок для мамы. Чашечка из ладошек. Тук, тук – молотком

Строим, строим новый дом! Что такое? Просто смех! А теперь при шла пора

Сеять  в землю семена!

Учить выполнять поделку способом «рисование пластилином».

Продолжать учить раскатывать тонкую «колбаску», маленькие шарики, делать депешки.

Закреплять  свойства пластилина.

Развивать мелкую моторику руки, упражнять в совместной работе руки и глаза

Воспитывать стремление сделать мамочке приятное

8

Апрель

«Круги». С безымянным пальцем дружим

И его тихонько кружим… Долго мы часы заводим,

Ловко стрелки переводим… Посмотрите, луноход

По Луне легко идет. Мальчик – пальчик! Где ты был?

Учить рисовать круги по заданным ориентирам.

Продолжать учить закрашивать не выходя за линию контура.

Закреплять названия основных цветов.

Развивать наглядно – образное  мышление.

Развивать зрительное внимание.

Воспитывать интерес к заданиям, желание выполнить правильно и красиво.

9

Май

«На лугу». У нас на клумбе всем на диво… Бабочка красивая…

Продолжать упражнять в обведении по зрительному ориентиру, в аккуратном закрашивании.

Закреплять навыки правильного положения пальцев при захвате карандаша.

Развивать самостоятельность.

Развивать быстроту реакции.

Воспитывать чувство уверенности в своих возможностях.

                                                  Диагностика  

                                 

План работы с родителями

Работа с родителями

Сроки

Анкетирование по развитию мелкой моторики

Сентябрь

Папка- передвижка "Игры на развитие мелкой моторики"

Октябрь

Беседа «О необходимости развития мелкой моторики»

Ноябрь

Консультация: игры с карандашом, крупой, бусами, орехами.

Декабрь

Консультация для родителей: игры со счётными палочками.

Январь

Консультация для родителей на тему «Развитие мелкой моторики»

Индивидуальные беседы на темы родителей (психолог, логопед)

Февраль

Оформление фотовыставок «Говорящие пальчики», «Пальчиковые сказки»

Март

Выставки детских работ «Ваза из фасоли»

Апрель

Мастер- класс для родителей «1, 2, 3, 4, 5-вышли пальчики гулять»

Май

                                                 

План работы с педагогами

Содержание работы

Сроки выполнения

1

Консультации для воспитателей

Мои пальцы всё расскажут, всё сумеют, всё покажут.

Сентябрь

2

Папка передвижка «Развитие мелкой моторики»

Октябрь

3

Консультации на стенде информации: «Почему с детьми надо проводить речевые пальчиковые игры?».

Ноябрь

4

Консультация для педагогов.

Лепка как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста.

Декабрь

5

Открытое занятие по теме"Повышение коммуникативной компетенции у младших дошкольников через развитие мелкой моторики рук».

Январь

6

Презентация «Развитие мелкой моторики рук детей младшего возраста».

Февраль

7

Консультации на стенде информации:  «Как проводить с ребенком речевые пальчиковые игры».

Март

   8

Мастер-класс «Волшебные пальчики».

           Апрель

    9

«Большие возможности мелкой моторики» Семинар-практикум для педагогов.

           Май


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Дидактическая игра как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста» План по самообразаванию

Цель: Совершенствование профессиональной деятельности и повышение профессиональной компетентности по теме «Дидактическая игра, как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста&ra...