Перспективное планирование к опыту работы «Значение детского экспериментирования для всестороннего развития дошкольника»
учебно-методический материал (средняя группа) на тему

Соловьева Яна Сергеевна

перспективный план на год для средней группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл perspektiva.docx19.42 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективное планирование по экспериментальной деятельности в средней группе

Направления экспериментальной деятельности

Тема

Задачи

Сентябрь

Экспериментирование с песком и глиной

1

Песок, глина – наши помощники.

Уточнить  представления о свойствах песка и глины.

2

Песчаный конус.

Помочь определить, может ли песок двигаться.

3

Особенности песка и глины

Познакомить детей с особенностями песка и глины, сравнить, чем они отличаются, и найти проявления свойств этих веществ в повседневной жизни.

4

Опыты с песком и глиной

Продолжить знакомство со свойствами песка и глины. Показать на различных примерах их состав, где можно использовать.

Октябрь

Экспериментирование с воздухом

5

«Воздух»

Расширить представление детей о свойствах воздуха: невидим, не имеет запаха, имеет вес, при нагревании расширяется, при охлаждении сжимается. Учить пользоваться чашечными весами. Формировать способы обследования.

6

«Воздух и его свойства»

Продолжить формировать представления о свойствах воздуха. Развивать способности к преобразованию.

7

Сказка об Илье Муромце и Василисе Прекрасной

Расширять представления об испарении и конденсации. Продолжить расширять представления о воздухе.

8

«Воздух вокруг нас»

Закрепление представлений о воздухе и его свойствах. Формирование представлений о значении воздуха для человека.

Ноябрь

9

Термометр

Знакомство с термометром. Формирование представлений о теплопередаче, нагревании и охлаждении. Развитие способностей к преобразованию.

10

Нагревание проволоки

Формирование представлений о теплопередаче, о способах изменения температурного состояния тела. Развитие способностей к преобразованию.

11

Иванушка и молодильные яблочки

Формирование представлений об испарении воды, паре. Развитие способностей к преобразованию.

12

Письмо к дракону.

Закреплять представление о теплопередаче. Развитие способностей к преобразованию.

Декабрь

Части тела

13

Носарий

Познакомить с функцией носа, его строением.

14

Откуда берется голос?

Понять причину возникновения звуков речи, узнать об охране органов речи.

15

Взаимосвязь органов вкуса и запаха.

Показать взаимосвязь органов вкуса и запаха.

16

Проверим слух.

Показать как человек слышит звук.

Январь

Опыты с растениями

17

        

 Нужен ли корешкам воздух?

Помочь выявить причину потребности растения в рыхлении; доказать, что растение дышит всеми частями.

18

Что выделяет растение?

Помочь установить, что растение выделяет кислород; понять необходимость дыхания для растений.

19

Проращивание семян (подготовка к посадки огорода на подоконнике)

20

Посадка огорода на подоконнике

Февраль

Снег, лед, вода

21

Лед - вода

Развитие представлений о плавлении льда, о превращении льда в воду. Формировать действия «превращения»

22

Снегурочка

Формирование представлений об агрегатных превращениях воды. Развитие способностей к преобразованию. Формирование действия превращения.

23

Изготовление цветных льдинок.

Познакомить с двумя агрегатными состояниями воды - твердым и жидким. Выявить свойства и качества воды: превращается в лед (замерзает на холоде, принимает форму емкости, в которой находиться).

24

Возьмем с собой снеговика.

Формировать у детей представление о том, что снег и лед в тепле тают, и образуется вода. Установить зависимость изменений в природе от сезона

Март

Экспериментирование с предметами

25

Как действуют магниты на предметы.

Расширить логический и естественнонаучный опыт детей, связанный с выявлением таких свойств материалов, как липкость, способность приклеивать и приклеиваться, свойств магнитов притягивать железо.

26

Мир бумаги.

Познакомить с различными видами бумаги (салфеточная, писчая, оберточная, чертежная); формировать умение сравнивать качественные характеристики и свойства бумаги.

27

Как достать скрепку из воды, не замочив рук.

Помочь определить, какими свойствами магнит обладает в воде и на воздухе.

28

Путешествие в мир стеклянных вещей.

Познакомить со стеклянной посудой, с процессом ее изготовления, активизировать познавательную деятельность; вызвать интерес к предметам рукотворного мира, закрепить умение классифицировать материал, из которого делают предметы.

Апрель

Ветер

29

Игрушка-вертушка

Познакомить детей со свойством ветра — приводить в движение легкие предметы. Сделать с детьми игрушки-вертушки и показать, как их приводить в движение при помощи ветра

30

«Ветер и семена»

На участке рассмотреть с детьми крылатки клена и ясеня. Почему семена имеют такую форму? Предложить положить семена на ладонь и подуть на них. Что с ними происходит?

31

«Ветряные мельницы »

Дать представление о ветряной мельнице, расспросить, знают ли они, для чего нужны мельницы. Рассказать, как люди использует ветер для своих нужд. Изготовить с детьми совместно макет ветряной мельницы

32

«Ветер по морю гуляет»

 Закреплять знания детей о пользе и вреде ветра. Научить детей делать кораблики из скорлупы грецкого ореха и отправлять их в плавание при помощи ветра

Май

Цветы

33

Высаживание цветов в цветники

34

Однолетние и многолетние растения

35

Зачем растениям вода?

36

Наблюдения за ростом цветов из семян.

Работа с родителями

1.        Родительское собрание “Исследовательская деятельность и детское                   экспериментирование, что это такое?”.        

2.        Анкетирование родителей “Чем занят ребенок дома?”        

3.        Консультация для родителей: “Как научить ребенка исследовать?”        

4.        Рекомендации для родителей “Экспериментируем дома с водой”        

5.        Консультация на тему: “Развиваем внимание и мышление   дошкольников – учим ребенка быть любознательным”        

6.        Фотовыставка “Экспериментируем с водой дома”        

7.        Конкурс на лучший проект «Дети любознатели»

Административно - хозяйственная работа

1.        Изготовление и приобретение пособий для организации работы по теме  “Детское экспериментирование”        

2.        Оформить накопительную папку на тему “Любопытство не порок!”

3.         Оформить стенд “Мы - исследователи”.        

4.        Приобрести игровые зоны “Вода – песок”

Открытые просмотры.

1. «Песочная страна»

2.  «Какая она – вода?»

3. «Карлсон в гостях у воздуха»

4.  Размножение растений. Виды размножений (семенное, черенковое, корневое).

5. Экологический десант «Спасем планету – посадим дерево» (Цель: познакомить детей с видами размножения деревьев.)        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение развивающих игр для всестороннего развития дошкольника

В настоящее время существует множество развивающих игр и упражнений на развитие памяти, внимания, логического мышления, игры для развития речи, для обучения раннему чтению, развивающие математические ...

Сообщение из опыта работы "Организация детского экспериментирования как средства развития познавательно-исследовательской деятельности"

Опыт работы содержит содеражтельный, методический и организационный аспекты развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе развития эколгической культуры и расширения экологиче...

Описание опыта работы "Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника"

quot;Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника"...

Доклад «Значение детского экспериментирования для психического развития детей» с элементами мастер-класса для педагогов ДОУ «Экспериментирование в детском саду»

Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка. ( Н. Н. Поддьяков)...

Из опыта работы «Детское экспериментирование - средство интеллектуального развития дошкольников»

laquo;Самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам» Р.У. Эмердсон...

Обобщение опыта работы по теме: «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»

Выступление по теме: Обобщение опыта работы по теме: «Экспериментирование как средство развития познавательной активности  дошкольников», презентация, текст к презентац...