Школьная готовность
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Данный материал может быть использован воспитателями для проведения беседы с родителями по подготовке детей к школе .

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психологическая готовность к школе

(беседа для родителей подготовительной группы)

Быстро летит время. Совсем не за горами время, когда ваш ребёнок станет первоклассником .Для него наступит ответственейший период трудной работы: он будет изо дня в день узнавать новое, учиться думать, строить свои отношения с товарищами. Он надеется, что в школе учительница будет красивая и добрая, и одноклассники будут с ним дружить.  Семилетнего ребёнка не устраивает, если к нему относятся, как к маленькому. Он хочет быть взрослым, а не играть во взрослых. Ребёнок понимает, что взрослые считают учение делом серьёзным. Они часто говорят ему: «В школе ты научишься читать иписать. Пойдёшь в школу, когда вырастешь большой. И.т.д.» Отсюда возникает желание стать школьником, человеком, занятым делом серьёзным.

Обычно, дети с радостью встречают перемену в своей жизни – они радуются, что станут школьниками. Но многих привлекает, в первую очередь внешняя сторона дела: ходить в школу с портфелем, иметь пенал, форму. Получать хорошие отметки.

Но вот проходит несколько недель, и школьник без желания собирается в школу. Он начинает с начала учебной недели мечтать о выходных. Из школы приходит без настроения, напряжённый. Что же такое могло произойти? А дело в том, что не оправдались ожидания ребёнка, связанные с новой интересной жизнью, а сам он оказался не совсем готовым к той реальности, которая называется  «школьные будни». Выход из такого положения труден как для учителя, так и для самого ребёнка и для родителей.

Каким же образом родители могут предупредить возникающие в школе трудности?

Все родители заботятся о том, чтобы ребёнок был вовремя накормлен, обстиран, хорошо обут, одет. Многие не жалеют времени и сил, чтобы научить  детей читать писать, полагая, что это и есть подготовка к школе. Однако для полноценного воспитания этого вовсе недостаточно. Мы должны ещё заботиться о том, чем питаем ум, сердце и душу ребёнка. Ибо от этого зависит, в первую очередь, его психологическое развитие, а значит, его становление, как личности.

Некоторые родители часто убеждают детей в том , что учиться в школе будет легко, и у них складывается впечатление об учёбе, как о новой увлекательной игре. Учёба- это серьёзный труд, требующий напряжения всех внутренних сил. Не подготовленный к такому напряжению ребёнок, впадает в отчаяние и испытывает отвращение к учёбе, столкнувшись с трудностями.

Поэтому в формировании психологической готовности к школьному обучению, важно не только усвоение знаний, но и очень важным является создание тех предпосылок, которые обеспечивают и готовят ребёнка к школьным трудностям. Психологи считают, что многое зависит от того, как ребёнок психологически подготовлен к школе. Психологическая готовность к школе не имеет ничего общего с тем,  умеет ли ребёнок читать, считать. Хотя эти навыки умения проверяют педагоги. Иногда уже в первые месяцы обучения, бойко читающие дети, не проявляют интереса к учёбе, нарушают дисциплину на уроке и как следствие - возникают конфликтные отношения с учителем. У родителей недоумение: «Почему такое происходит?» Дело в том, что при подготовке ребёнка в школе , с детьми проходят программу первого класса. А слабым детям это помогает усвоению материала в первом классе  А для детей среднего и ,тем более, высокого уровня развития, это повторение вызывает скуку, в результате чего пропадает интерес к учению.

Так что же, спросите вы ,до школы не нужно учить читать и считать?

Конечно, можно, если у ребенка есть желание и обучать в непринуждённой игровой обстановке. Ни в коем случае нельзя заставлять ребёнка, если он не хочет заниматься.

Чтобы было вам более понятно, рассмотрим понятие «школьная готовность»

Школьная готовность

Физическая                           Педагогическая                            Психологическая

 готовность                               готовность                                          готовность

Физическая готовность- это уровень его физического развития (рост, вес  объём головы должен соответствовать возрастным нормативам; хорошее здоровье - должен быть выносливым и крепким;  соответствующее развитие общей и мелкой моторики(общая моторика должна соответствовать возрастным нормам- ходьба, бег, прыжки…;Развитие силы и выносливости пальцев рук, способных совершать тонкие операции руками.)

Педагогическая готовность предполагает наличие определённых умений и навыков, которыми ребёнок овладел к моменту школьного обучения. Педагоги чаще всего обращают на это внимание.

Задача педагога - психолога немного иная - выявить психологическую готовность ребёнка к школьному обучению.

Что же такое психологическая готовность к школе?

Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребёнка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Психологическая готовность к школьному обучению предполагает многокомпонентное образование, включающее: интеллектуальную, мотивационную, эмоционально-волевую и коммуникативную готовность.

Интеллектуальная готовность к школе связана с развитием мыслительных процессов: обобщение, сравнение, классификация, выделение существенных признаков, определение существенных признаков, определять причинно-следственные зависимости, делать выводы. У ребёнка должен быть достаточно развит кругозор, образные и пространственные представления, соответствующее речевое развитие, познавательная активность. У ребёнка отмечают уровень развития психических процессов: внимание, память, мышление.

Мотивационная готовность- это наличие учебной мотивации, желание идти в школу. В развитии мотивации важную роль играют родители. Важно настраивать и говорить ребёнку, что учёба- это тяжёлый труд и к нему надо готовиться Создавать положительное отношение к школе (школа большая, там много учеников, уроки начинаются по звонку, учитель многому научит..) От ребёнка не нужно скрывать и трудностей, которые могут появиться в школе. Ребёнка нужно учить преодолевать эти трудности.

Эмоционально- волевая готовность к школе подразумевает поведение ребёнка направленное на преодоление трудностей. Она тесно связана с мотивационной готовностью. Волевая готовность требует регуляции поведения. Известно, что учиться иногда бывает совсем не увлекательно. Но ,став школьником, нужно делать и выполнять требования, которые требует учебный процесс. Нужно научить ребёнка управлять своим поведением. Для развития волевых качеств дошкольников важна оценка взрослых. Эта оценка становится критерием возможностей ребёнка. Эмоциональная похвала позволяет ребёнку верить в свои возможности, повышают его самооценку и стимулируют желание справляться с тем, что не сразу получается. А затем показать взрослому, какой он молодец, чтобы услышать похвалу в свой адрес. Постепенно он научиться доводить дело до конца, а если не получается, то обращаться за помощью к взрослому. Иногда в качестве помощи может выступить эмоциональное подбадривание и уверенность, что у малыша всё получится. Такое общение позволяет сформировать учебную мотивацию к моменту поступления в школу.

Коммуникативная готовность – предполагает  сформированность  навыков общения будущего школьника в коллективе сверстников и со взрослыми ,которые необходимы для успешной адаптации и дальнейшего обучения в школе. Коммуникативная готовность это готовность к принятию новой социальной позиции с кругом определённых правили обязанностей, новым положением в обществе. В школе отношения с детьми меняются. Ученики учатся деловому общению друг с другом, умению успешно взаимодействовать, выполняя совместные учебные действия. К концу дошкольного возраста должны сформироваться новые отношения со взрослыми. Взрослый становится непререкаемым авторитетом, образцом для подражания. Его требования выполняются, на его замечания не обижаются, напротив, стараются исправить ошибки.

Совсем не обязательно, что по всем критериям ребёнок достигает уровня готовности к школьному обучению одновременно. Однако для того, чтобы уверенно себя чувствовать за партой, среди других учеников, ребёнок к моменту поступления в школу должен владеть большинством из перечисленных признаков.

Психологическая готовность к школьному обучению - целостное образование, предполагающее высокий уровень развития всех его компонентов. Отставание в развитии одного из компонентов влечёт за собой отставание других.

Если ребёнок хочет учиться, старательно выполняет все требования учителя, умеет работать по образцу и по правилу, обладает хорошей обучаемостью, то в школе у такого ученика не должно быть особых проблем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическая готовность к школе как важное условие успешной школьной готовности.

Психологическая готовность к школе как важное условие успешной   школьной готовности.    Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе является важнейшим итогом воспитания...

Психологическая готовность к школе как важное условие успешной школьной готовности.

Психологическая готовность к школе как важное условие успешной   школьной готовности.    Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе является важнейшим итогом воспитания...

Зрительная память - составляющая "школьной готовности"

Материал подобран на основе собственного опыта работы. Возможен для использования в работе воспитателя или в домашних условиях родителями. Зрительная память - необходимая составляющая при подготовке р...

Школьная готовность

В статье рассказывается о готовности детей к школе. Выделяются важные компоненты психологической готовности, даются практические рекомендации и советы....

Консультация для родителей из опыта работы "Школьная готовность"

Параметры подготовленности ребенка- дошкольника к школе:а)готовность в физиологическом отношении.б)готовность в социальном плане.в)зрелость в эмрционально- волевом плане.г)общее развитие....

Диагностика школьной готовности у детей с речевыми нарушениями

Критерии речевого развития ребенка семи лет.Диагностика речевой готовности к школе предполагает обследование всех компонентов речи.Методы диагностики речевого развития.Проверка экспрессивной и и...