Зарубина Ю. Г., Константинова И.С., Бондарь Т.А., Попова М.Г. Адаптация ребенка в группе и развитие общения на игровом занятии КРУГ
книга на тему
Адаптация ребенка в группе и развитие общения на игровом занятии КРУГ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
krug.docx | 80.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Зарубина Ю. Г., Константинова И.С., Бондарь Т.А., Попова М.Г. Адаптация ребенка в группе и развитие общения на игровом занятии КРУГ
С самого рождения ребенок испытывает потребность в общении с окружающими людьми. Ребенок растет, и эта потребность увеличивается. Младенцу достаточно для общения родителей и узкого круга родных и знакомых. С 2–3 лет ребенок стремится играть с другими детьми.
Во взаимодействии со сверстниками ребенок усваивает разные формы и правила поведения, учится общаться с другими детьми, добиваться того, что он хочет, и учитывать желания других. Во время общих игр происходит развитие эмоционально-волевой, познавательной, двигательной сферы, ребенок учится подражать другим, осваивает новые действия, игры, увеличиваются активный и пассивный словарь, развиваются коммуникативные навыки ребенка.
У детей с нарушениями развития большинство психических функций формируются с запаздыванием, в том числе и навыки общения. Развитие общения у ребенка, имеющего какие-либо отклонения, может качественно отличаться от развития его в норме. Часто «особому» ребенку трудно установить эмоциональный контакт даже с родными, а тем более с другими детьми и взрослыми. Навыки взаимодействия и общения, которыми в норме ребенок овладевает сам, у «особого» ребенка могут сформироваться только в результате специальной работы. Отсутствие навыков общения, а также недостаточность механизмов саморегуляции затрудняют интеграцию такого ребенка в детские группы.
К нам в Центр лечебной педагогики часто приходят родители с детьми, которые испытывают трудности адаптации в детской группе. Обычно работа с таким ребенком начинается с индивидуальных занятий, а первым опытом посещения групповых занятий часто становится КРУГ – ритмически организованное, краткое по времени и эмоционально насыщенное занятие. Оно интересно и доступно детям, которые только начинает посещать группу. Для тех, кто уже адаптировался в группе, КРУГ является традиционным началом группового дня. Это занятие создает положительный эмоциональный фон в группе, повышает активность во взаимодействии между детьми и помогает им настроиться на групповые занятия.
Наша публикация поможет специалистам в организации занятия КРУГ.
Командный подход в работе с ребенком
Ребенок с нарушениями развития нуждается в разносторонней помощи. В развитии любого ребенка участвуют разные специалисты: врач, воспитатель, учитель, психолог, тренер, преподаватели рисования, физкультуры, музыки и др. Тем более необходимо участие разных специалистов в развитии ребенка с какими-либо нарушениями.
В Центре лечебной педагогики реализуется комплексный подход: с каждым ребенком работает многопрофильная команда, включающая педагога, психолога, дефектолога. При необходимости в команде появляется инструктор ЛФК, музыкальный или игровой терапевт, специалист по предметно-практической деятельности и т.д. Таким образом, лечебно-педагогическую команду составляют разные специалисты, и в Центре лечебной педагогики всех их называют одним словом – педагог. В дальнейшем изложении мы также будем называть педагогом любого специалиста, который работает с ребенком – это может быть как воспитатель, так и логопед, психолог, преподаватель ЛФК, специалист по игровой терапии и т.д.
За развитием ребенка и его занятиями наблюдает врач: это может быть невролог, психиатр, педиатр или другой врач, участие которого особенно необходимо данному ребенку в связи с его особенностями. Также активными членами команды являются родители ребенка. Каждый участник команды вносит свой вклад в общую работу – разные специалисты по-своему видят проблемы ребенка и потенциал, который позволяет их преодолеть.
При составлении и реализации коррекционно-развивающей программы специалисты обязательно взаимодействуют: обсуждают результаты работы, происходящие с ребенком изменения, высказывают пожелания о дальнейших занятиях, вносят коррективы в их программу. Таким образом учитывается мнение каждого члена команды. Если среди них нет единодушия, общей линии поведения, вся коррекционная работа будет бессмысленной.
Другой базовый принцип, на котором строится работа в Центре лечебной педагогики, – интеграция. Работая с ребенком, имеющим нарушения развития, мы стремимся к тому, чтобы он стал активным членом общества, научился жить не в искусственной среде (как это бывает, когда детей с нарушением в одной сфере собирают в одном специальном детском саду или школе), а в обычном социуме, в котором живут самые разные люди. Большинство наших детей в силу тяжести нарушений не только не способны ходить в коррекционный детский сад, но и просто оказываются изолированы дома. Когда ребенок начинает ходить в детский сад и адаптируется в группе сверстников, мы считаем это своей победой. Это требует большой подготовительной работы.
Группа в Центре лечебной педагогики часто является первым местом, где ребенок попадает в среду сверстников. Мы стараемся, чтобы в одной группе оказались дети с разными проблемами: дети с нарушениями эмоционально-волевого, познавательного, речевого, двигательного развития занимаются вместе. Такой способ формирования группы обусловлен тем, что у любого, даже самого «тяжелого» ребенка есть свои сильные стороны, которые позволяют ребенку почувствовать себя успешным и помочь другим детям. Например, дети с органическими поражениями ЦНС проявляют интерес и эмоциональную привязанность к сверстникам, провоцируют их на взаимодействие, что очень важно для детей с аутизмом, для которых характерно уплощение эмоциональной сферы и недостаточная ориентация на взрослых и сверстников. И наоборот: аутичные дети часто демонстрируют хорошие творческие способности (музыкальные, изобразительные) и на занятиях «подают пример» детям, которые испытывают трудности в соответствующей сфере.
Для педагогов, работающих в такой группе, появляются дополнительные задачи: необходимо так организовать процесс общего занятия, чтобы в нем могли участвовать все дети, всем было интересно и полезно.[1] Так, необходимо учитывать темп, наиболее удобный каждому ребенку в группе, надо подобрать увлекательную игру, в которой всем захочется участвовать, сказку, интересную для разных детей. Это дает педагогу возможность для творчества, поиска разнообразных игр и заданий. В интегративной группе можно использовать тот факт, что одна и та же игра может служить для решения разных задач у разных детей. Так, игра «У Авдотьи, у старушки...» для одного ребенка будет стимулом, помогающим включиться в общий ритм игры, другому ребенку эта игра поможет в освоении образа тела, третьего ребенка эта игра будет побуждать смотреть на других детей, которые показывают, какую позу надо повторить.
При нарушениях психического развития мы часто видим у ребенка трудности регуляции поведения, угнетение когнитивной и эмоциональной сфер. Если сразу, без подготовки, принять такого ребенка в группу, то в новой для него среде он оказывается без всяких средств к поддержанию взаимодействия с детьми и взрослыми. Это может привести к дезадаптации ребенка и неприятию им новых условий.
У каждого ребенка, даже имеющего очень тяжелые нарушения развития, всегда есть возможности для установления контакта. Для того чтобы ребенок обратил внимание на взрослого и доступным способом ответил на обращение к нему, необходима специальная работа педагога. На индивидуальных занятиях специалист аккуратно выстраивает общение с ребенком, основанное на доверительных отношениях. Эмоциональная связь со взрослым не только расширяет представления ребенка об окружающем мире, но и меняет его восприятие самого себя. Ребенок начинает лучше осознавать свои эмоции, представлять результаты своих действий и, следовательно, становится более открытым для общения с другими людьми. Таким образом, появляется возможность для включения ребенка в групповые занятия, а эмоциональный контакт с педагогом становится необходимым «мостиком» для этого. Педагог сопровождает и поддерживает ребенка при первом опыте пребывания на групповых занятиях, помогает сориентироваться в новой среде и преодолеть страх и неуверенность. Сначала время пребывания ребенка в группе должно быть коротким, дозированным по насыщенности. Это проще осуществить на ритмических занятиях. Ритм захватывает ребенка, недирективно удерживает его в групповой среде. В ЦЛП существует несколько видов занятий, задающих ритмически организованную среду: музыкальные, физкультурные, фольклорные игры, танцы и КРУГ. Среди них КРУГ имеет ряд преимуществ.
КРУГ – самое короткое групповое занятие, которое проводится в ЦЛП. На этапе введения ребенка в группу это особенно важно, так как позволяет ребенку быстрее научиться участвовать в занятии от начала до конца. Если же ребенок не готов участвовать в новом для него занятии дольше нескольких минут, мы даем ему возможность участвовать не все время, а присоединяться к детям, чтобы поиграть в любимую игру, а затем снова выйти из круга.
При введении в группу важно, чтобы ребенок имел возможность сначала понаблюдать за происходящим и только потом стать участником занятия. Условия, в которых проводится занятие КРУГ, дают ребенку такую возможность. Находясь в той же комнате, что и остальные дети, ребенок может не сидеть вместе с ними в кругу, а наблюдать со стороны. Постепенно он привыкнет к новой ситуации и в какой-то момент сам решится сесть в общий круг и сделать что-то вместе с остальными детьми.
На занятии ребенок сидит напротив других детей, это помогает ему сосредоточиться на лицах участников, на игровых и подражательных действиях, в ограниченном пространстве круга легче удержаться, а короткие задания позволяют легче регулировать время участия ребенка в занятии.
КРУГ – это традиционное начало группового дня для детей, уже адаптированных к занятиям в группе и постоянно ее посещающих. Это занятие позволяет детям увидеть и поприветствовать друг друга, поднимает эмоциональный фон в группе, дает эмоциональную подпитку каждому ребенку. Участвуя по очереди или вместе в играх, прикасаясь друг к другу, дети лучше осознают свою причастность к коллективу, больше настраиваются на контакт. КРУГ сразу организует пришедших на занятия детей как группу и помогает им настроиться на последующие занятия и игры.
Занятие КРУГ – это ритмически организованное, не длительное по времени занятие, эмоционально и сенсорно наполненное играми, направленное на стимуляцию активного участия ребенка в общей игре, на развитие его коммуникативных возможностей, эмоциональной сферы и возможностей саморегуляции.
Характеристика детей, посещающих занятие КРУГ
В ЦЛП КРУГ применяется в рамках общих групповых занятий с детьми 2,5–10 лет с различными видами нарушений[2] . В ЦЛП занимаются дети с нарушениями в различных сферах, при этом по тяжести эти нарушения могут колебаться:
– нарушения двигательного развития: от недостаточности зрительно-моторной координации или слабости двуручной деятельности до тяжелых нарушений опорно-двигательного аппарата, выраженных ограничений самостоятельных движений, поддержания позы и т. д.;
– нарушения эмоционального развития: от повышенной тревожности и страхов до тяжелых форм раннего детского аутизма или детской шизофрении;
– нарушения речевого развития: от недостатков произношения до невозможности использования речи как средства коммуникации;
– нарушения познавательного развития: от слабости памяти или повышенной отвлекаемости до тяжелых интеллектуальных нарушений.
Очень часто среди проблем наших воспитанников встречается несформированность процессов программирования и контроля поведения и деятельности, слабость пространственных представлений. Многие наши воспитанники демонстрируют нарушения развития сразу нескольких сфер, а некоторые имеют множественные нарушения развития.
При формировании группы мы учитываем разные факторы:
1. Необходимость решения сходных задач для детей с различными нарушениями. При этом у каждого ребенка могут быть поставлены и свои, индивидуальные задачи, соответствующие его особенностям развития. Так, в группе подготовки к школе кроме общих задач (создать у детей мотивацию к обучению, дать им разные способы взаимодействия с другими детьми и взрослыми, навыки поведения на уроке, выполнения учебных заданий и т. д.) для одних детей дополнительно ставятся задачи развития двигательной сферы, для других – познавательной, для третьих актуальной задачей является преодоление страхов и развитие собственной игры и т. д.
2. Следование принципу интеграции, принятому в ЦЛП (см. «Методические рекомендации по принципам формирования смешанных групп детей и оптимальному построению единого абилитационно-педагогического процесса в интегративном детском саду (для педагогов, дефектологов и психологов)» // Нейропсихолог в образовании и реабилитации. – М.: Теревинф, 2008).
3. Возраст детей: мы учитываем не только паспортный, но и психологический возраст, которые могут не совпадать. Так, ребенок, старший по возрасту, но имеющий сильное отставание от нормативного развития, для решения определенных задач может ходить в группу более младших детей; при этом важно учитывать и то, что интересы и возможности такого ребенка могут превосходить возможности младших детей и не все групповые занятия окажутся для него полезными. Например, мальчик Петя, 6 лет (диагноз: ДЦП, ЗПРР). Задачи эмоционального развития для мальчика были аналогичны задачам, которые мы ставили для детей более младшего возраста. Он начал посещать группу детей 3–4 лет. Хотя его собственные двигательные возможности были сильно ограничены, он с интересом наблюдал за другими детьми, был эмоционально включен в общую деятельность. Это позволило сформировать у мальчика мотивацию к участию в общих играх и занятиях на доступном ему уровне, а впоследствии перевести его в группу детей более старшего возраста.
4. Темп деятельности разных детей. Для одних детей характерен низкий темп – они долго не могут начать выполнять даже знакомое и хорошо освоенное действие, а тем более долго включаются в новое для них задание. Другие дети, наоборот, быстро включаются в работу, могут выполнить нужное действие или все задание, но при этом они быстро истощаются, теряют интерес к деятельности, если она продолжается слишком долго. Если в группе занимаются такие разные по темпу деятельности дети, педагогу оказывается сложно подобрать такую общую деятельность, в которой могли бы участвовать все: одни дети заканчивают выполнять задание раньше, чем другие понимают, что от них требуется, и включаются в работу. В связи с этим такая характеристика деятельности детей, как темп, является очень важной при формировании группы.
Главная цель занятия КРУГ – дать каждому ребенку возможность получить опыт взаимодействия с другими детьми, освоить разные формы такого взаимодействия и, таким образом, почувствовать себя частью коллектива.
На занятии решаются как общие задачи, направленные на социальное и эмоциональное развитие ребенка, так и специфические, непосредственно связанные с особенностями нарушений в развитии детей, входящих в группу.
Основные задачи занятия:
– создание условий и формирование у детей мотивации к взаимодействию и общению;
– формирование образа себя через игровое взаимодействие с детьми и взрослыми;
– стимуляция собственной игровой, коммуникативной, речевой активности ребенка;
– развитие произвольной регуляции поведения;
– развитие познавательной сферы: зрительного и слухового внимания, восприятия, памяти и др.;
– формирование представлений об окружающем мире.
В зависимости от особенностей детей, посещающих группу, на занятии КРУГ могут ставиться и решаться и другие задачи.
Характеристики занятия КРУГ как специфической среды
Название занятия КРУГ продиктовано расположением его участников. Дети садятся в круг на стульчики или располагаются кружком на полу. Такое расположение ограничивает на время внешнее пространство, помогая детям сосредоточиться друг на друге и на предлагаемых играх. Форма круга объединяет группу, позволяет каждому испытать единство с остальными участниками, почувствовать себя частью группы, не нарушая при этом личного пространства ребенка. Дети и взрослые выступают как равноправные участники группового занятия, все соблюдают очередность, и каждый становится участником игры.
Структура занятия организована ритмически. Стихи и игры последовательно и ритмично сменяют друг друга. Кроме того, от занятия к занятию структура КРУГа остается неизменной, объединяя общим ритмом несколько занятий. Так, например, дети привыкают к тому, что после приветствия все играют в определенную сенсорную игру, следующая игра включает какие-то активные ритмичные движения и т. д., заканчивается занятие также одинаково: например, все берутся за руки и говорят: «Молодцы!» Неизменность структуры позволяет детям запомнить последовательность игр и стихов, появляется возможность прогнозирования ситуации (ребенок может, например, ждать свою любимую игру или представляет себе, сколько времени осталось до конца занятия, когда можно будет встать и выйти из круга). Это помогает детям легче принять ситуацию и сохранить эмоциональный контакт с другими участниками. Общий ритм КРУГа опирается на ряд сообщающихся между собой ритмов:
– используются ритмичные стихи и упражнения;
– многие игры повторяются несколько раз, чтобы в роли водящего побывали разные дети;
– многие стихи повторяются несколько раз с небольшими изменениями;
– чередуются активные и спокойные игры;
– если группа только формируется, то порядок и набор игр от занятия к занятию повторяется;
– для каждой группы КРУГ начинается в одно и то же время – в начале группового занятия;
– содержание КРУГа учитывает сезонные изменения в природе.
Необходимым условием проведения КРУГа является его эмоциональная и сенсорная насыщенность. Педагоги постоянно находятся в контакте с детьми, эмоционально комментируют ход КРУГа, «заражают» своими эмоциями детей. Сенсорные переживания являются наиболее доступными для любого ребенка, они позволяют привлечь и удержать внимание, помогают ему пережить эмоциональное единение со всей группой.
Для удержания внимания и интереса детей, особенно во время переходов от упражнения к упражнению, используются дополнительные средства.
Среди таких средств особое место занимает мешочек[3] . Это важный атрибут занятия. Он находится у педагога, ведущего КРУГ. Яркий, привлекающий внимание мешочек вызывает у детей интерес, желание открыть и познакомиться с его содержимым. В мешочке лежат приготовленные для КРУГа предметы, каждый из которых используется в определенной игре или упражнении. Педагог, акцентируя внимание детей на мешочке, достает из него то свечку, то морскую раковину, то легкий платок, то веревочку с привязанной игрушкой... И игра начинается.
Другим способом сделать занятие более цельным является сюжет. Планируя КРУГ, педагог подбирает игры, связанные друг с другом по смыслу. При этом дети становятся участниками разворачивающегося сюжета.
Например, КРУГ начинается с игры «Утром солнышко встает»[4] , потом делают «Солнышко» из картонного круга, по очереди прикрепляя к нему прищепки-лучики. Потом ведущий говорит, что от яркого солнышка проснулся ежик. Следующая игра – ритмическая. Участники рассказывают стихотворение про ежика, сопровождая слова движениями. В стихотворении говорится, что ежик ударил в барабан. Ведущий достает барабан и все по очереди в него стучат. Ежик собирал в саду яблоки. Следующая игра – угощение. Ведущий достает корзинку с кусочками яблока. Каждый участник берет себе кусочек и передает корзинку следующему. В конце КРУГа все берутся за руки и говорят «Молодцы».
Все это поддерживает в детях удовольствие от игр и общения, стимулирует их к активному участию в общих играх. Таким образом у детей формируются навыки взаимодействия друг с другом, интерес к общению.
Ведущий – ключевая фигура, на которого ориентируются все дети и педагоги, присутствующие на занятии КРУГ. Он организует весь ход занятия, предлагает игры, задает правила, которые выполняют все участники. Именно ведущий объявляет начало и окончание каждой игры и всего занятия. Если кто-то хочет сыграть в определенную игру или подержать игрушку, он обращается со своей просьбой именно к ведущему. Для многих детей особенно важно, что ведущий является «хозяином» мешочка, из которого в процессе занятия появляются разнообразные предметы – баночка с мыльными пузырями, платочек, интересная игрушка и т. д.
Следить за выполнением правил может вся группа, и часто дети с особенным удовольствием смотрят друг за другом и требуют, чтобы вставший со стула ребенок сел на место или чтобы все выполняли правильные движения. При этом они апеллируют к ведущему как к носителю этих правил, который может разрешить или запретить какое-то отклонение от заведенного порядка.
Остальные педагоги, присутствующие на занятии КРУГ, являются равноправными участниками занятия и наравне с детьми выполняют все задания, участвуют в играх. Кроме этого, в некоторых случаях возникает необходимость в помощи ребенку со стороны педагога, сидящего рядом. Поначалу многим детям очень трудно соблюдать общие правила, и освоить их помогает взрослый, сидящий рядом: он может, тихо обращаясь к ребенку, повторить и объяснить слова ведущего, поддержать ребенка в ожидании и даже просто обнять, помогая усидеть на месте. Освоив правила, многие дети начинают требовать соблюдения порядка от других участников КРУГа.
Если кому-то из детей нужна физическая помощь, сидящий рядом взрослый из участника занятия превращается в помощника – он может посадить ребенка, испытывающего трудности удержания позы, к себе на колени, в другом случае он будет помогать ребенку держать предмет, который используется в игре, иногда приходится некоторое время выполнять необходимые движения руками ребенка, пока он сам не начнет активно действовать, повторяя движения за ведущим. Таким образом, педагогов в кругу может быть столько же или почти столько же, сколько детей, участвующих в занятии, или 1–2, если в активной помощи взрослых нет необходимости. Обычно в течение года количество взрослых на занятии постепенно уменьшается.
Можно выделить несколько этапов в освоении ребенком игр КРУГа: от пассивного участия и обязательной поддержки со стороны взрослого в играх к активному игровому взаимодействию с педагогами и другими детьми. В зависимости от включенности ребенка в новую для него ситуацию и готовности к взаимодействию со взрослым и со сверстниками он может пройти через все названные этапы, но может быть готов к участию в КРУГе начиная с более сложных игр и форм взаимодействия.
I. Начальный этап предполагает освоение ребенком стереотипа занятия. Взрослый часто вынужден брать инициативу на себя. При этом ребенок может сидеть у взрослого на коленях. Основные игры – это ритмичные стихи-потешки с эмоциональной кульминацией, которая сопровождается действием и на которую ребенок эмоционально положительно откликается (см. «В ямку бух», «Еду, еду к бабе, к деду»). Роль ребенка при этом пассивна, но в ходе любимых игр он прислушивается к знакомым потешкам, смотрит на других участников КРУГа, по желанию проявляет собственную активность, чтобы попросить взрослого продолжать.
II. Следующий этап предполагает освоение ребенком простых действий по подражанию. На этом этапе ребенок становится более активным, и инициатива взрослого уменьшается. Рассказывая стихи, взрослый инициирует некоторые движения ребенка, а другие он делает сам. В этом случае выбираются ритмичные, сенсорные игры и игры на подражание («Свинка Ненила», «Ты веревочка крутись»).
III. На более сложном этапе ребенок готов выполнять простые действия по просьбе педагога, это позволяет ввести в КРУГ кроме уже названных ритмичных, сенсорных и подражательных игр игры на взаимодействие («Тук, тук правая рука», «Пенёк», «Прячем игрушку») и игры по правилам («Одеваем куклу»), эти игры предполагают не только хороший эмоциональный контакт со взрослым, но и формирующийся интерес к сверстникам и взаимодействию с ними. Ритмичные и подражательные игры становятся более сложными, они требуют от ребенка больше внимания и более активного участия.
IV. Наконец дети настолько включаются в занятие, усваивают содержание игр и их порядок, что у них появляется возможность проявлять инициативу: с определенного момента дети начинают сами предлагать ведущему игры, в которые они хотели бы сыграть, а также различные варианты изменения уже знакомых игр и заданий (например, такую возможность предоставляют игры, в которых надо показывать на те или иные части тела, совершать определенные движения и т. д.)
По мере расширения возможностей детей мы уменьшаем количество оказываемой помощи и степень участия взрослых в занятии. Игры и задания постепенно изменяются и усложняются, увеличивается их количество, а следовательно, и продолжительность занятия. Все большую часть занятия составляют игры по правилам и игры на взаимодействие, появляется возможность обсуждать интересные для детей вопросы. Так постепенно КРУГ становится для детей местом полноценного общения.
Структура и содержание занятия КРУГ
Основные составляющие КРУГа:
– приветствие;
– сенсорные игры;
– ритмические игры;
– игры по правилам;
– окончание КРУГа.
Указанное разделение на виды игр условно. Речь идет о тех свойствах, которые должны иметь предлагаемые на занятии игры, при этом многие игры обладают сразу несколькими свойствами. Например, игра «На болоте старый пень...» является игрой по правилам и имеет ритмическую основу; кроме того, играющий роль пенька должен выбрать одного из участников, во время игры водящий получает сильное тактильное воздействие – таким образом, игра направлена на взаимодействие между детьми, а также содержит сенсорный компонент. Выбирая ту или иную игру для занятия в определенной группе, мы решаем, какой компонент для нас наиболее важен и, соответственно, к какому типу игр мы ее относим.
Начало и конец занятия всегда четко обозначаются.
КРУГ начинается с приветствия. Для того чтобы помочь детям сконцентрировать внимание, можно зажечь свечку и поставить ее в центр круга. Все берутся за руки, говорят вместе: «Добрый день», потом поют про каждого, кто пришел, повторяют его имя хором («А где наш Миша?»). Это помогает ребенку почувствовать себя членом группы. Дети начинают обращать внимание друг на друга, радоваться встрече. В момент эмоционального подъема активизируется их речь.
Приветствие может проходить в разных формах. В группу детей младшего возраста или детей с глубокими нарушениями может «прийти», например, пушистый медвежонок с колокольчиком, «подойти» близко к каждому ребенку, чтобы его можно было услышать, увидеть и потрогать, поздороваться с каждым. Дети здороваются с Мишкой с помощью жеста (пожимают лапу, гладят по голове и т. п.), а те, кто может, отвечают словами.
Другой вариант: каждый здоровается со своим правым соседом, хлопая его по коленке, передавая таким образом приветствие следующему. Если ребенок еще не может сам произнести слова приветствия, то это за него делает педагог.
В группе детей, свободно пользующихся речью, можно, поздоровавшись хором, предложить всем участникам КРУГа рассказать про то, что с ними происходило утром (например, как они добирались на занятия, что ели на завтрак и т. п.). Также можно обратить внимание детей на то, что не все пришли в группу, вспомнить, кого нет, посочувствовать болеющим.
Окончание КРУГа должно быть отмечено общим стихотворением, песенкой или кратким объявлением о предстоящих в течение дня событиях.
Ребенку легче включиться в привычный ритм группового дня, если начало и окончание занятия не изменяются в течение определенного, часто довольно продолжительного времени. Длительность этого времени зависит от состояния детей, их готовности принять изменения в привычной деятельности.
Сенсорные игры – важная составляющая КРУГа. Они помогают создать благоприятный эмоциональный фон в группе, привлекают внимание и стимулируют активность ребенка. Сенсорные игры очень разнообразны. Можно, например, вместе рассматривать интересную игрушку. Более сложной для детей может быть задача передавать по кругу звучащую или вибрирующую игрушку, шишку, раковину с «шумом моря», баночки с запахами, зеркальце и т. д. На занятии можно играть с солнечным зайчиком, фонариком, накрываться всем вместе покрывалом или по очереди накрывать и «искать» каждого ребенка. Можно слушать игру на флейте, заводить и слушать музыкальную шкатулку, а потом прятать и искать ее, чтобы снова послушать. Ведущий может приносить на КРУГ разнообразные природные материалы – листья, снег, сосульку – это особенно важно для детей с тяжелыми двигательными нарушениями, которые часто не могут получать такой опыт во время прогулки, как это происходит с обычными детьми. Интересную игру можно организовать, если принести на КРУГ тазик с водой – «озеро» – и предложить детям запускать в воду рыбок, кораблики и вылавливать их. Из мешочка дети могут по очереди доставать платочки, ленточки, шляпы или очки и наряжаться, а можно раскрашивать детей гримом и смотреться в зеркало.
Сенсорные игры в кругу помогают поднять эмоциональный тонус ребенка, позволяют ему увидеть эмоциональную реакцию сверстников и взрослых и, тем самым, развивают его коммуникативные возможности. От дельная задача – ожидание своей очереди, способность передать привлекательную игрушку дальше по кругу.
Одни и те же игры в разных группах предполагают разную степень участия и помощи взрослого и, таким образом, могут выполнять разные задачи. Пример – игра «Мыльные пузыри». В одной группе взрослый выдувает пузыри и эмоционально комментирует происходящее, а дети прослеживают их полет взглядом. Как правило, такая игра подходит для детей с тяжелыми нарушениями развития – в ней решается задача заинтересовать детей, привлечь и удержать их внимание на интересном событии в течение нескольких секунд. В другой группе те же мыльные пузыри дети вместе ловят или по очереди выдувают – здесь мы даем каждому ребенку возможность почувствовать эмоциональное состояние других детей, научиться ждать своей очереди. В третьей группе та же игра стимулирует также и речевую активность: ребенок должен попросить баночку с пузырями. В зависимости от особенностей детей могут быть поставлены и другие задачи.
Ритмические игры – основное наполнение КРУГа. Их цель – эмоциональное единение детей и взрослых, заражение эмоциями.
Ритм играет важную роль в организации поведения ребенка. Вся наша жизнь организована ритмически: смена времен года, дня и ночи, события, составляющие наш обычный день – все они сменяют друг друга в определенной последовательности и наступают примерно в одно и то же время. Похоже устроено занятие КРУГ: игры следуют одна за другой, ребенок быстро усваивает их последовательность, начинает ждать самую любимую игру, знает, когда занятие закончится.
С ритмом мы имеем дело и когда читаем стихи, поем песни, слушаем музыку. Внешний ритм, заданный педагогом, помогает ребенку организовать собственную активность: многим легче хлопать в ладоши или качать головой в ритме звучащего стихотворения или песни. Если движение ребенка подчинено внешнему ритму, ему легче и изменять его по ходу выполнения упражнения: остановиться, когда замолчал педагог, читающий стихотворение, увеличить темп или сменить само движение. В условиях ритмически организованного действия мы не даем ребенку инструкций, а создаем такую среду, в которой он сам включится в игру и будет совершать определенные повторяющиеся движения.
Таким образом, ритм как одна из обязательных характеристик игр занятия КРУГ выполняет как стимулирующую, так и регулирующую функцию, активизируя ребенка, побуждая его принять участие в предлагаемых ему играх, а также помогая организовать свою активность, соотнести ее с действиями других участников занятия.
Взрослые рассказывают стихи-потешки, сопровождая их простыми действиями (раскачивания, наклоны, хлопки и др.) и вовлекая детей в эти движения. Используются стихотворения с эмоциональной кульминацией, когда надо сделать акцентированное движение или крикнуть что-то, например игры «Вышли мыши как-то раз», «Федя-бредя», «Шалтай-болтай». Хорошо активизирует детей смена ритма (наличие пауз, изменение темпа), например игра «Дедушка Егор». Все это помогает ребенку присоединиться к общему действию – сначала эмоционально, а потом и собственным движением.
Важно, что к ребенку нет прямого обращения со стороны взрослого, требования выполнить какое-то движение – он делает это самостоятельно, увлекаемый ритмом и эмоциями.
Ритмические игры используются не только на начальном этапе занятий и не только для детей с грубыми нарушениями развития. В группах детей, имеющих больше возможностей для взаимодействия с окружающими, ритмические игры предлагаются в чередовании с более сложными. Они помогают объединить детей, организовать эмоционально насыщенную паузу.
Если дети активно участвуют в простых ритмических играх, им предлагают игры на подражание.
Подражание – необходимая ступень в развитии игровой деятельности ребенка. Обычно ребенок осваивает множество таких игр в раннем возрасте, общаясь с мамой. Это известные всем «Ладушки», «Сорока-белобока» и другие несложные пальчиковые игры. Такие игры – важная часть общения и начало общей игры с родителями и близкими ребенку взрослыми. Эти игры подготавливают ребенка к более сложным играм, где требуется активное взаимодействие, усвоение игровых правил. Кроме того, они совершенно необходимы для речевого развития.
Игры на подражание обязательно вводятся в занятие КРУГ во всех группах.
В группах детей раннего возраста и детей с тяжелыми нарушениями развития игры на подражание должны иметь несложный, ритмичный текст и простые движения. Например, «Так мы топаем ногами», «Гули-гули-гули-гоп», «Надувала кошка шар»,«Лунь плывет», «По болоту идти нелегко». Многим детям со сложными нарушениями развития требуется помощь в организации движения.
Для более старших детей подбираются игры с более сложным текстом, требующие разнообразных движений и жестов. Например,«Мы охотимся на льва», «У Маруси две ноги», «Свинка Ненила», «Правая и левая», «На Алтайских горах», «Дождь идет», «Шагает слоненок».
Особое внимание уделяется побуждению ребенка к проявлению собственной активности (выбор стихотворения, придумывание новых движений), запоминанию сложных моторно-двигательных программ, специальным упражнениям (например, стимулирующим межполушарное взаимодействие – «На Алтайских горах»).
Некоторые игры КРУГа привлекают внимание детей к своему телу («У Маруси две ноги», «Черепаха», «Та-та-два кота», «Правая и левая»), способствуют осознанию ребенком себя («Раз-два-три, посмотри, это – я, это – ты», «Рыбки плавали в пруду»).
Игры по правилам направлены на развитие у детей произвольного внимания и произвольной деятельности, умения вовремя вступить в игру и соблюдать условия игры. Первые, самые простые правила предполагают, что участники производят действие по очереди. Для этого на занятии КРУГ часто используются игры с предметами.
Дети с тяжелыми нарушениями развития учатся брать игрушку, совершать с ней простые игровые действия, ставить ее в определенное место. Одно и то же действие поочередно выполняется каждым ребенком, как, например, в играх «Ты, веревочка, крутись...», «Строим дом». Основное условие такой игры – дождаться своей очереди и выполнить несложные действия с игрушкой. Ребенку не всегда легко сразу понять и принять эти условия. Повторение игры из раза в раз, наблюдение за другими детьми помогает ему вовремя вступить в игру и выполнить действие правильно.
Для детей с негрубыми нарушениями эмоционального и речевого развития, имеющими более высокий уровень произвольности в деятельности, подходят такие игры, как «Цирк», «Волшебный мешочек», «Собираем пирамиду». Играя, дети учатся выполнять более сложные и разнообразные действия по речевым указаниям взрослого, следить за выполнением правил игры. Таким образом, у них появляются новые возможности регуляции своего поведения.
В играх с предметами дети могут усвоить бытовые подробности, важные для развития представлений об окружающем их предметном мире (например, «Одеваем куклу»).
Более сложными являются ролевые игры по правилам. Здесь один ребенок выполняет роль ведущего и выполняет какое-то действие или последовательность нескольких действий. Такие игры направлены на активное взаимодействие между детьми. Ролевые игры расширяют коммуникативные способности ребенка, помогают восполнить недостаток общения и эмоциональных связей с другими людьми.
Особенно важны ролевые игры с правилами в группах детей с эмоционально-волевыми проблемами. Таким детям важно научиться реагировать на обращение, проявлять инициативу в общении, выдерживать хотя бы непродолжительный контакт глазами с другими людьми. Эти трудности прорабатываются индивидуально с каждым ребенком, но занятия в группе, в частности, на занятии КРУГ, дают ему возможность применять навыки взаимодействия и общения в игре со сверстниками. Становясь водящим в игре, ребенок оказывается в поле внимания других детей. Он должен проявить себя, совершить выбор. Таким образом, у ребенка развивается представление о собственном Я.
У ролевых игр, составляющих занятие КРУГ, очень простой, эмоционально насыщенный сюжет, несложные правила. Один из детей исполняет роль водящего. Эта роль может сводиться к совершению одного действия – кинуть мячик кому-нибудь («Лови мячик»), найти игрушку, спрятанную у другого («Найди игрушку»), придумать и показать движение, которое повторяют все остальные участники игры («У Авдотьи, у старушки...»). Такие игры вводятся постепенно с учетом уровня эмоциональной готовности детей к активному взаимодействию. Если детям сразу трудно включиться в игру, педагог привлекает внимание одного ребенка к другому, предлагает готовые формы игрового взаимодействия, которыми ребенок сначала овладевает формально. Позже совместная игра начинает нести для ребенка собственное эмоциональное значение.
В некоторых ролевых играх используются тактильные способы взаимодействия. Например, «Найди игрушку», «На болоте старый пень...», «Гуси вы, гуси, красные лапки». С одной стороны, тактильное взаимодействие первым появляется в опыте ребенка. С другой стороны, у «особых» детей именно оно часто оказывается дефицитарным.
Дети с более легкими нарушениями осваивают также и речевые способы взаимодействия. Ролевые игры в этом случае могут нести более сложный сюжет, а кроме того, предполагают избирательное отношение к участникам КРУГа (игры «Правая рука»,«Угадай, чей голосок»).
В занятие можно также включать другие игры, которые помогут в решении тех или иных задач для конкретной группы детей. Кроме того, КРУГ постепенно может стать местом встречи для детей и педагогов, во время которой могут обсуждаться те события, которые произошли с каждым из детей. Возможно включение в занятие чтения стихов. Это могут быть стихи о временах года, которые читает педагог, или любые стихи, которые выучили дети.
Таким образом, КРУГ может стать для ребенка одной из ступенек на пути к выходу в широкий мир, в котором он будет жить и общаться. Для каждого участника КРУГ представляет такую интегративную среду, которая готова принять ребенка с любыми особенностями. В такой среде ребенок с нарушениями развития может найти понимание и поддержку, а также интересную деятельность, в которой ему захочется участвовать. Это позволит ему самому также сделать шаг навстречу другим людям.
Приложение 1. Примеры занятий с детьми, находящимися на разных этапах освоения структуры занятия
Вариант занятия КРУГ для детей, находящихся на первом этапе
1. Педагог достает мешочек для КРУГа и играет на флейте. Дети и взрослые рассаживаются на ковре. Если ребенок в силу двигательных нарушений не может сидеть сам, его поддерживает сидящий сзади педагог.
2. Мягкий звенящий медвежонок «здоровается» с каждым ребенком: ведущий подносит медвежонка к ребенку, говорит: «Здравствуй, Петя!» Ребенок может потрогать медвежонка, погладить его по голове, пожать ла пу и т. д.
3. Ритмическая игра «Дедушка Егор».
4. Игра «Дует ветер». Игра повторяется несколько раз, пока под платком не побывают все дети.
5. Игра на подражание «Раз-два-три, посмотри: это – я, это – ты». Взрослые помогают тем детям, которые не могут сами показать на себя или другого.
6. Игра «Ты, веревочка, крутись». Игра повторяется несколько раз, чтобы игрушку поймали все дети.
7. Игра с мыльными пузырями. Педагог выдувает пузыри, привлекая к ним внимание детей: «Маша, смотри!» Дети наблюдают за летящими пузырями, могут ловить их, дуть и т. д. Педагог может предложить выдуть пузырь тем детям, кто может или учится дуть.
8. Сенсорная игра «Черепаха». Педагоги стучат по полу сами и помогают это делать детям. Если дети не прячут ручки, ножки и т. д. от «черепахи», взрослые щекочут их за названные части тела, дожидаясь ответной эмоциональной и двигательной реакции.
9. «Шалтай-Болтай».
10. Ведущий объявляет об окончании КРУГа. Медвежонок прощается с детьми, говоря: «До свидания, ребята!», и уходит, забрав с собой мешочек. Дети машут рукой медвежонку, говорят: «Пока» (педагоги помогают тем, кто не может сам помахать рукой).
Вариант занятия КРУГ для детей, находящихся на втором этапе
1. Ведущий зажигает свечку. Кто-то из детей задувает спичку. Дети и педагоги берутся за руки и хором говорят: «Здравствуйте!»
2. «А где наш Миша?» Участники поют песню, в каждом куплете показывают на одного из детей, поют про него:
А где наш Миша?
Там, там, там! (все показывают на Мишу) А где наш Миша?
Здесь, здесь, здесь! (Миша сам или с помощью взрослого показывает на себя)
3. Ритмическая игра «Солнышко, солнышко».
4. Все участники занятия вместе делают солнышко: дети по очереди прикрепляют лучики-прищепки к желтому картонному кругу.
5. Ведущий и остальные участники хвалят красивое солнышко, которое получилось. Ведущий говорит, как хорошо гулять в солнечную погоду, особенно кататься на лошадке. Игра «Еду, еду к бабе, к деду».
6. Ведущий: «Кто упал с лошадки? Всем надо проверить коленки!» Звучащим молоточком по своим коленкам сначала стучит взрослый. Затем все дети по очереди стучат по своим коленкам молоточком.
7. Ведущий: «Проверили – все здоровые, веселые. Все молодцы». Участники берутся за руки и громко говорят: «Молодцы!»
Вариант занятия КРУГ для детей, находящихся на третьем этапе
1. Ведущий говорит, дети могут подхватить, закончить фразу: «Раз-два-три, свечка, гори!» Ведущий зажигает свечку. Все берутся за руки, говорят хором: «Добрый день!»
2. «А где наш Миша?»
3. Игра на подражание «Так мы топаем ногами...».
4. Сенсорная игра с водой: ведущий приносит миску с водой, брызгает на детей. Потом он достает зонтик, дети по очереди прячутся под зонтиком от «дождика».
5. Игра на подражание «Дождь идет».
6. «Найди игрушку».
7. «Строим дом». Ведущий показывает детям игрушку – Шалтая-Болтая и предлагает простроить для него дом. Из мешочка появляются кубики (далее – см. описание игры).
8. «Шалтай-Болтай».
9. Все берутся за руки и хором говорят: «Молодцы!»
10. Ведущий рассказывает детям о порядке следующих занятий. Дети помогают ему вставлять карточки, обозначающие эти занятия, в кармашки на специальном панно, составляя таким образом расписание дня, которому они будут следовать в течение всего группового дня.
Приложение 2. Список игр‚ используемых на занятии КРУГ
Сенсорная игра, которая кроме развития тактильной сферы и развития интермодальных связей позволяет работать над обогащением словаря и умением ждать своей очереди.
Из мешочка дети по очереди достают на ощупь предметы по просьбе педагога. Эти предметы могут соответствовать изучаемой в этот день на уроке теме (например, виды транспорта).
Ритмическая игра с высокой степенью эмоционального заражения. Облегчает включение в деятельность. Может использоваться как игра для развития интонационной стороны речи (темп, громкость).
Вышли мыши как-то раз
Посмотреть, который час.
Раз-два, три-четыре,
Мыши дернули за гири.
Вдруг раздался страшный звон –
Убежали мыши вон.
Участники рассказывают стихотворение, сопровождая слова движениями (топают или хлопают ладонями по коленям поочередно правой и левой рукой). Со словами «страшный звон» можно, например, позвонить в колокольчик. Последняя строка произносится в быстром темпе.
Вариант: участники могут раскачиваться из стороны в сторону (см. игру «Шалтай-Болтай»), в конце имитируют убегающих мышей.
К пятой строчке можно постепенно увеличивать громкость, а последнюю строку проговорить очень тихо.
Ритмическая игра, в которой тренируется переключаемость с одного действия на другое и внимание.
Гули-гули-гули-гоп
Сели Машеньке на лоб.
Крылышками хлоп-хлоп.
Гули-гули-гули-гоп.
Участники рассказывают стихотворение и показывают, где лоб и как машут крыльями, под соответствующие слова. Первая и последняя строка – хлопаем поочередно в ладоши и по коленкам.
Ритмическая игра, которая обогащает сенсорный опыт детей. Может использоваться при работе над интонационной стороной речи.
– Гуси вы, гуси, красные лапки!
Где вы бывали? Что вы видали?
– Мы видали волка. Он унес гусенка.
Самого лучшего! Самого большего!
– Гуси вы, гуси, что ж вы сидите?
Щипайте волка! Спасайте гусенка!
В середину круга ставят стульчик. На него садится ребенок – он будет «волком». Все рассказывают стихотворение, при этом хлопая ладонями по своим коленкам. При словах «Щипайте волка! Спасайте гусенка!» все начинают щипать водящего, пока он не убежит на свой стульчик.
Вариант: стихотворение можно рассказывать по очереди, как диалог. Например, между ведущим и другими участникам или между взрослыми и детьми в кругу.
Ритмическая игра, в которой можно работать над темповыми характеристиками деятельности и переключаемостью с одного действия на другое.
Из-за леса, из-за гор
Едет дедушка Егор.
Сам на лошадке,
Жена на коровке,
Дети на телятках,
Внуки на козлятках.
Участники рассказывают стихотворение, постепенно увеличивая темп. При этом хлопают в ладоши, топают ногами или стучат руками по коленкам, ускоряя движения в ритме стихотворения.
Вариант: рассказывают и хлопают в постоянном темпе, а перед словами «Внуки на козлятках» делают паузу в стихотворении и остановку в движениях. Последнюю строчку произносят очень быстро.
Ритмическая игра на подражание.
Дождь идет,
А мы бежим –
В домик спрятаться спешим.
Будет дождь стучать в окно –
Мы не пустим все равно.
Участники рассказывают стихотворение и выполняют соответствующие движения: хлопают руками, топают ногами, делают «крышу», соединяя руки над головой, стучат указательным пальцем по коленке, мотают головой.
Ритмическая сенсорная игра. Позволяет развивать тактильную сферу, слуховое внимание, восприятие. Помогает в развитии эмоционального контакта.
Ветер по морю гуляет,
Ветер парус раздувает,
Парус / Васю / накрывает.
Участники берутся за края платка. Поднимают и опускают его в ритме стихотворения. Платок накидывают по очереди на каждого из детей со словами «Раз, два, три – лети!» Дети «ищут» спрятанного, снимая с него платок.
Вариант: иногда читают другое стихотворение:
Ветер, ветер, ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе,
Не боишься никого,
Кроме Бога одного.
Обычно его используют в группе, где детям нравятся стихи, или когда играют с большим парашютом.
Ритмическая игра с ярким изменением темпа.
Еду, еду к бабе, к деду,
На лошадке, в красной шапке,
В лапоточках,
По кочкам, по кочкам,
В ямку – бух!
Педагоги читают стихотворение, постепенно увеличивая темп. Все топают в ритме стихотворения, также ускоряясь, в конце игры наклоняются вниз.
Ритмическая игра на подражание. Помогает в освоении пространства.
Как на горке – снег, снег.
И под горкой – снег, снег.
Как на елке – снег, снег.
И под елкой – снег, снег.
А под снегом спит медведь,
Тише, тише, не шуметь.
Педагоги и дети рассказывают стихотворение и сопровождают его движениями рук вверх и вниз. На слова «снег, снег» хлопают руками по коленкам. Последние две строки: участники изображают, как спит медведь и прикладывают палец к губам.
Игра по правилам. Учит ждать своей очереди, тренирует внимание.
Дети кидают друг другу мягкий (тряпичный) мячик со словами: «Саша, лови!» Каждый раз называют имя того ребенка, которому кидают мяч.
Вариант: ребенок держит мяч, а взрослый командует: «Раз-два-три!» На счет «три» надо бросить или толкнуть мяч. К кому он прикатился, тот и кидает следующим.
Ритмическая игра на подражание, позволяет тренировать переключаемость и изменение темпа.
Лунь плывет,
Лунь плывет!
Галки летят,
Галки летят!
Участники рассказывают стихотворение и сопровождают его движениями. «Лунь плывет» – показывают медленными движениями, а «галки летят» – быстрыми.
Игра по правилам. Способствует развитию слухового внимания, двигательной координации, планирования деятельности и скорости реакции.
Мама,
Папа,
Жаба,
ЦАП!
Ведущий протягивает руку с открытой ладонью, и все участники кладут свои руки на эту ладонь «башенкой» одна на другую. Когда все руки собраны, ведущий изображает жабу – медленно опускает на «башенку» свою свободную руку и поднимает ее, при этом «страшным» голосом говорит стишок. Со словом «Цап» он опускает руку последний раз, зажимая руки участников между своими. Задача играющих – в последний момент успеть убрать свои руки. Тех, кто не успел, «жаба съела».
Вариант: на открытую ладонь ведущего каждый участник ставит палец.
Ритмическая игра на подражание.
Мы охотимся на льва.
Не боимся мы его,
Если встретимся мы с ним,
То , конечно, убежим!
А что там впереди?
Высокая гора.
Над ней не пролететь,
Под ней не проползти.
А только напрямик!
Все рассказывают стихотворение и сопровождают его движениями. Под слова пятой строки («А что там впереди?») ставят руку козырьком ко лбу. Затем показывают, где нельзя пролететь и проползти, показывают вперед и изображают, как ползут по горе. После этого стихотворение повторяется, но впереди оказывается «топкое болото», «широкая река» и т. п. Препятствия может предлагать ведущий или сами дети, уже освоившие правила этой игры.
Вариант: когда все изобразили, со словами «Батюшки, лев!» можно «увидеть» льва и «убегать» от него через те же препятствия, но в обратном порядке.
Ритмическая игра, способствует развитию координации.
На Алтайских горах.
Ох-ах, ох-ах!
Жил великий падишах.
Ох-ах, ох-ах!
Захотелось падишаху.
Оху-аху, оху-аху!
Съесть большую черепаху.
Оху-аху, оху-аху!
Но большая черепаха.
Оха-аха, оха-аха!
Укусила падишаха.
Оха-аха, оха-аха!
И с тех пор тот падишах.
Ох-ах, ох-ах!
Ненавидит черепах.
Ох-ах, ох-ах!
Участники рассказывают стихотворение и одновременно хлопают себя по коленям. На слова «Ох-ах» сначала хлопают по плечам (левая рука по правому плечу, а правая – по левому), а потом вновь по коленям.
Ритмическая игра с сильным сенсорным (тактильным) компонентом.
На болоте старый пень.
Шевелиться ему лень.
Ты, пенек, вставай,
Из болота вылезай,
Кого хочешь, выбирай.
Один ребенок садится в центр круга на табуретку. Все остальные участники игры раскачивают его вправо-влево под слова стихотворения. В конце ребенок, который сидел в кругу, выбирает следующего.
Вариант: вместо стула можно использовать большой мяч, тогда ребенка раскачивают в разные стороны. Но это более сильное вестибулярное воздействие, кроме того, такая игра требует от водящего хорошей координации движений и функции равновесия.
Ритмическая игра-потешка, позволяет тренировать внимание и координацию движений.
Надувала кошка шар,
А котенок ей мешал.
Подошел и ножкой топ,
И у кошки шарик: «Хлоп!»
Участники берутся за руки и, поднимая их вверх, показывают, какой шар надувала кошка. Под слова второй и третьей строчки топают ногами, на слове «хлоп» – хлопают в ладоши.
Игра на взаимодействие и обогащение сенсорного опыта. Стимулирует собственную активность ребенка, способствует развитию эмоционального контакта.
Детям показывают привлекательную игрушку, потом один из них закрывает глаза, а ведущий в это время прячет игрушку у кого-нибудь из детей под одеждой. Водящий ребенок по сигналу открывает глаза и ищет игрушку, ощупывая детей. Следующим водящим становится тот, у кого нашлась игрушка.
Вариант: игрушка, которую прячут, может быть звучащей (бубенчик или звучащий шарик). Тогда участник, который ищет ее, предлагает всем по очереди попрыгать и слушает, у кого зазвенит игрушка.
Игра по правилам. Расширяет представления об окружающем мире, позволяет тренировать мелкую моторику (застегивание пуговиц, молний, шнуровка).
Ведущий достает куклу и одежду для нее (по сезону). Каждому из играющих дается предмет одежды, дальше все по очереди одевают куклу.
Вариант: если игра проводится в группе, в которой дети не могут сами одевать куклу, то их задачей становится выбрать и подать ведущему нужный предмет одежды.
Игра по правилам.
Ведущий достает какой-нибудь интересный головной убор (шляпу, колпак и т. п.) и зеркало. Детям по очереди предлагается померить шляпу и полюбоваться на себя в зеркало. Ведущий ориентируется на желание детей – «Кто хочет?»
Вариант: можно принести много разных шляп и пред ложить каждому, кто надел, ответить на вопрос: «Для человека какой профессии эта шляпа подходит?»
Ритмическая игра на подражание и освоение схемы тела.
Правая и левая водят поезда.
Правая и левая строят города.
Правая и левая могут шить и штопать.
Правая и левая могут громко хлопать.
Ночь стоит над городом,
Руки так устали,
Правая и левая спят на одеяле.
Рассказывая стихотворение, участники сопровождают его соответствующими движениями: показывают поочередно правую и левую руки и подражают тем действиям, о которых говорится.
Игра на взаимодействие и развитие эмоционального контакта. Может использоваться для выявления предпочтений в группе. Развивает внимание и пространственные представления, учит ждать своей очереди.
Тук, тук, правая рука.
Миша, сядь справа от меня.
В круг ставят лишний стул. Тот участник, справа от которого оказывается пустой стул, стучит по нему правой рукой и произносит стихотворение, вставляя в него имя ребенка или взрослого, которого хочет позвать. Участник, чье имя назвали, пересаживается. Теперь роль водящего выполняет сидящий слева от пустого стула.
Раз-два-три, посмотри,
Это – я, это – ты.
Участники рассказывают стихотворение, хлопая в ладоши и показывая на себя и других.
Ритмическая игра.
Рыбка плавала в пруду.
Папа выловил одну.
Мама жарила полдня.
Ну а съел, конечно, я!
Участники рассказывают стихотворение, сопровождая слова соответствующими жестами.
Ритмическая игра, в которой можно решать задачи расширения словаря и развития подражания.
Свинка Ненила
сыночка хвалила:
«Ты мой хорошенький,
ты мой пригоженький,
Ходит бочком,
Ушки торчком,
Хвостик крючком,
Нос пятачком».
Каждый из участников сначала гладит соседа, потом ставит руки в боки, показывает, какие у свинки ушки (руки на голове), хвостик (выставить согнутый указательный пальчик) и нос (кулачок возле носа).
Игра на взаимодействие с сенсорным и ритмическим компонентами. Позволяет развивать эмоциональный контакт и способы выражения эмоций. Выявляет предпочтения среди детей в группе.
Сижу, сижу на камушке,
Сижу на горючем.
А кто меня крепко любит?
А кто пожалеет?
Кто меня сменит?
Ребенок-водящий садится в центр круга на стульчик, ему на плечи или на голову надевают платочек. Все поют грустную народную песню. Тот, кто в конце песни погладил водящего, садится на его место.
Вариант: все участники жалеют и гладят того, кто сидит в середине. После этого он выбирает следующего водящего.
Собираем пирамиду (Строим дом)
Игра по правилам, которая учит ждать своей очереди. Способствует развитию зрительно-моторной координации и слухового внимания.
Детям раздают большие кольца от пирамиды. Педагог называет имя ребенка, после чего он встает и надевает свое кольцо на стержень.
Вариант: педагог называет цвет следующего кольца. Можно строить не пирамиду, а дом (башню) из больших кубиков.
Ритмическая игра на подражание, позволяет тренировать координацию движений.
Солнышко, солнышко,
Золотое донышко.
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Побежал в лесу ручей.
Прилетели сто грачей.
А сугробы тают, тают.
А цветочки подрастают.
Участники берутся за руки, рассказывают стихотворение и сопровождают его движениями. Первая строка – тянутся вверх, вторая – опускают руки вниз. Третья и четвертая – поднимают руки вверх и раскачиваются. Далее изображают руками волны в ручье и крылья грачей. В конце каждый сначала медленно тянется до пола, а потом медленно поднимает руки вверх.
Ритмическая игра. Облегчает формирование образа себя, способствует развитию речи.
Так мы топаем ногами,
мы ногами, мы ногами,
Так мы топаем ногами
Солнечным весенним днем.
Так мы хлопаем в ладоши,
мы в ладоши, мы в ладоши,
Так мы хлопаем в ладоши
Солнечным весенним днем,
и т. д.
Участники рассказывают стихотворение и выполняют те действия, о которых говорят. Можно имитировать действия, которые ребенок делает по утрам («Так лицо мы умываем», «Так мы волосы причешем» и т. д.). Если возможно, то предлагаем детям самим придумать, что еще они хотят показать. В другое время года и в другую погоду меняют последнюю строчку (например, «пасмурным осенним днем» и т. д.).
Ритмическая игра, способствующая формированию схемы тела.
Та-та – два кота.
Два оранжевых хвоста,
Один кот в стакане,
Весь живот в сметане.
Участники рассказывают стихотворение и одновременно хлопают в ладоши или по коленям. На последнюю строчку гладят (отряхивают) живот. Игра повторяется для других частей тела.
Ритмическая игра с правилами. Позволяет решать следующие задачи: развитие координации и взаимодействия рук, умение ждать своей очереди, тренировка слухового внимания.
Ты, веревочка, крутись.
Заинька, остановись,
Мне в ладошку попадись.
Для игры нужна длинная веревка, концы которой связаны между собой – получается кольцо, за которое могут взяться все участники КРУГа. К веревке привязана игрушка. Обычно используют игрушку, у которой с помощью простого действия можно получить интересный результат (например, мышонок, который пищит, если нажать ему на живот; лягушка, которая дрожит, если ее потянуть за «хвост», и др.). Все перебирают руками веревочку, передвигая игрушку по кругу, читая стихотворение. Тот, у кого оказалась игрушка, когда стихотворение закончилось, играет с ней.
Вариант: на веревочке может быть привязан предмет из темы, которая сейчас изучается на других занятиях. Например, это могут быть две шишки – еловая и сосновая. Когда стихотворение закончилось и веревочка остановилась, ведущий спрашивает, у кого какая шишка.
Игра по правилам. Помогает развитию зрительного и слухового внимания, формированию схемы тела, развитию пространственных представлений.
У Авдотьи, у старушки
Жили в маленькой избушке
Пять сыновей и пять дочерей
Все без бровей.
Вот с такими ушами,
Вот с такими носами,
Вот с такими боками,
Вот с такими животами.
Не пили они, не ели,
Друг на друга все глядели.
Разом сделали вот так!
Участники рассказывают стихотворение, сопровождая стихи движениями. При словах «вот так» ведущий показывает какую-то позу или движение, участники игры ее повторяют. Следующим ведущим становится тот, у кого лучше всех получилось. (Важно, чтобы каждый из детей побывал в роли ведущего.)
Вариант: слова последней строки можно заменить на следующие: «Разом сделали как... (назвать имя ребенка)». Это позволит детям быстрее выучить имена друг друга, а ребенку, имя которого назвали, требуется быстро придумать и показать движение.
Ритмическая игра, направленная на развитие координации, внимания и формирования интонационной стороны речи, чувства ритма.
У Маруси две ноги:
раз, два.
Значит, и ботинок надо:
раз, два.
Ботинки одинаковые,
новенькие, лаковые,
С белыми носочками,
с красными шнурочками.
Обуть, нарядиться,
в дорогу пуститься.
Участники рассказывают стихотворение и одновременно хлопают себя по коленкам. На «Раз, два» выставляют вперед ноги по одной и затем прячут. Если участникам это трудно, можно добавлять слово: «Спрятали». Пятую и шестую строчки говорят, постепенно увеличивая темп. Последняя строка проговаривается медленно.
Ритмическая игра на подражание. Позволяет работать над темпом.
У оленя дом большой,
Он глядит в свое окно.
Заяц по лесу бежит,
В дверь к нему стучит:
«Тук, тук, дверь открой!
Там в лесу охотник злой!»
«Зайка, зайка, забегай,
Лапу мне давай!»
Рассказывая стихотворение, участники сопровождают его соответствующими движениями.
Вариант: можно рассказывать и показывать стихотворение несколько раз подряд, постепенно, от раза к разу увеличивая темп.
Игра на взаимодействие и развитие эмоционального контакта. Может использоваться для выявления предпочтений в группе. Развивает слуховое внимание, восприятие.
Водящий садится в центр круга и закрывает глаза. Кто-нибудь из детей зовет его по имени. Водящий отгадывает, кто его позвал.
Ритмическая игра, направленная на эмоциональное заражение, включение в деятельность и стимуляцию речи.
Федя-Бредя съел медведя,
Упал в яму, крикнул: «Мама!»
Участники берутся за руки, размахивают ими вверх-вниз, увеличивая темп. В конце хором кричат: «Мама!»
Игра по правилам, которая учит детей ждать своей очереди, развивает внимание. Может использоваться для закрепления нового лексического материала.
Детям раздают игрушечных зверей, в центре круга ставят тазик – «бассейн». По команде «Слон, прыгай!» тот ребенок, у кого в руках слон, кидает его в тазик.
Вариант: вместо зверей могут быть птицы или насекомые, в том числе сделанные своими руками.
Игра по правилам, позволяет развивать внимание, речевую активность.
Ведущий (им может быть как педагог, так и ребенок) просит детей снять по одному ботинку и собирает всю обувь в мешок. Потом достает по одному и спрашивает: «Чей ботинок?» Хозяин ботинка говорит: «Мой!», «Дай!» или просит жестом. Если ребенок не может сам сориентироваться, педагог помогает ему. Если хозяин ботинка не нашелся сразу, ботинок кладут обратно.
Вариант: можно предлагать всем снять именно левый / правый ботинок.
Ритмическая игра, направленная на развитие сенсорной сферы и обогащение сенсорного опыта. Помогает развитию слухового внимания, формированию схемы тела.
Шла большая черепаха
И кусала всех со страха.
За плечи (ножки / бока / спинку...).
Кусь-кусь-кусь-кусь –
Никого я не боюсь!
Участники рассказывают стихотворение и одновременно стучат руками по коленкам или по полу. Когда ведущий называет часть тела, которую «кусает» черепаха (например, ножки), все прячут свои ножки от черепахи. Со словами «Кусь-кусь-кусь-кусь – никого я не боюсь!» ведущий и другие взрослые щипают за ножки тех детей, которые их не спрятали, привлекая внимание к соответствующей части тела, дожидаясь эмоциональной реакции. Игра повторяется, а водящий называет другие части тела.
Ритмическая игра на подражание. Помогает освоению пространства.
Шагает слоненок, скорей погляди.
Хобот большой у него впереди,
Хвостик смешной у него позади.
Две толстых ноги идут впереди,
Две толстых ноги идут позади.
О нем я спою, а ты погляди.
Участники рассказывают стихотворение и сопровождают его движениями: изображают хвост, хобот, «топают» руками, топают ногами, показывают на себя и на любого из играющих.
Ритмическая игра с сенсорным компонентом (тактильное воздействие). Способствует стимуляции речи, развитию двигательной координации.
Шалтай-Болтай сидел на стене,
Шалтай-Болтай свалился во сне.
Вся королевская конница
И вся королевская рать
Не могут Шалтая,
Не могут Болтая,
Шалтая-Болтая собрать.
Все участники КРУГа садятся поплотнее (обычно для этого делают круг поменьше), берутся за руки и рассказывают стихотворение «Шалтай-Болтай», раскачиваясь из стороны в сторону и подталкивая при этом соседей плечами или локтями. Со словами «свалился во сне» наклоняются вперед, а со словом «собрать» – сначала поднимают руки вверх, а потом снова наклоняются.
Вариант: если участники сидят на полу на подушках, то в конце стихотворения можно «падать» назад.
Примечания
При этом у каждого ребенка могут быть поставлены и свои, индивидуальные задачи, соответствующие его особенностям развития. Так, в группе подготовки к школе кроме общих задач (создать у детей мотивацию к обучению, дать им разные способы взаимодействия с другими детьми и взрослыми, навыки поведения на уроке, выполнения учебных заданий и т. д.) для одних детей дополнительно ставятся задачи развития двигательной сферы, для других – познавательной, для третьих актуальной задачей является преодоление страхов и развитие собственной игры и т. д.
(обратно)
2
Занятие КРУГ может проводиться и в различных детских садах и группах, в том числе для детей более старшего возраста.
(обратно)
3
Обычно мы используем мешочек из яркой ткани; вместо мешочка можно также взять корзинку, коробочку и т. п. Важно, чтобы это был всегда один и тот же предмет – это позволит детям запомнить его и, увидев в руках педагога, понять, что это – знак садиться в круг.
(обратно)
4
Командный подход в работе с ребенком
Характеристика детей, посещающих занятие КРУГ
Характеристики занятия КРУГ как специфической среды
Структура и содержание занятия КРУГ
Приложение 1. Примеры занятий с детьми, находящимися на разных этапах освоения структуры занятия
Вариант занятия КРУГ для детей, находящихся на первом этапе
Вариант занятия КРУГ для детей, находящихся на втором этапе
Вариант занятия КРУГ для детей, находящихся на третьем этапе
Приложение 2. Список игр‚ используемых на занятии КРУГ
Собираем пирамиду (Строим дом)
Шалтай-Болтай . . . . .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальное психологическое занятие с ребенком подготовительной группы на развитие познавательной сферы
Развитие познавательной сферы дошкольника в процессе игровой деятельности...
Проблемы адаптации детей в группе раннего развития
Материальрасчитан как помощник в адаптации детей групп раннего возраста...
Методическая разработка на тему "Развитие потребности в эмоциональном общении - основа социальной адаптации ребенка"
В данной разработке показан механизм формирования потребности в эмоциональном общении у детей с первых дней жизни, а также важность этой потребности для развития личности ребенка и его социальной адап...
Адаптация ребенка с особенностями в развитии в детском саду
Адаптационный период – серьезное испытание для малышей раннего возраста: из привычного мира семьи они попадают в совершенно новые условия многоликой детской среды. Поэтому вполне понятно, почему...
Сообщение для воспитателей "Адаптация ребенка в группе и развитие общения с использованием метода «КРУГ»"
Занятие с использование метода "КРУГ" может стать для ребенка одной из ступенек на пути к выходу в широкий мир, в котором он будет жить и общаться...
Аналитическая справка «Адаптация детей 1 группы раннего развития детей к условиям детского сада"
Цель: выявление уровня адаптации детей раннего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении....
Адаптация детей в группе раннего развитие
Адаптация в детском саду – это процесс привыкания ребенка к новым условиям его жизни: помещение, распорядок дня, педагоги и другие дети вокруг. В детском саду новые требования и правила, к котор...