Педагогам об игровых макетах
консультация (старшая группа) на тему
Игра с макетами является более высокой степенью развития сюжетно-ролевых игр, она востребована детьми и способствует их развитию. Организуя предметно-игровую среду с использованием макетов в старшей группе, педагог имеет возможность решать задачи, связанные с развитием сюжетосложения у детей
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 57.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Игра с макетами является более высокой степенью развития сюжетно-ролевых игр, она востребована детьми и способствует их развитию. Организуя предметно-игровую среду с использованием макетов в старшей группе, педагог имеет возможность решать задачи, связанные с развитием сюжетосложения у детей.
В жизни старших дошкольников большое место занимает новая форма сюжетной игры – режиссёрская — с мелкими игрушками, где ребёнок развёртывает события с персонажами-игрушками, отождествляя себя с ними или дистанцируясь, выполняя одну или несколько ролей.
Для того чтобы игра получила своё развитие в дошкольном учреждении нужен, прежде всего, универсальный макет
Макеты условно делятся на два типа:
1. Макеты-модели, представляют собой уменьшенные целостные объекты.
2. Макеты-карты, отображающие определённую территорию и направляющие ребёнка на развёртывание сюжетных событий, происходящих на этой территории и вокруг оформляющих её объектов.
В основе этой работы должно лежать тесное взаимодействие с семьями воспитанников. Особенно интересно совместное изготовление макета-модели, который представляет собой небольшую плоскость с закреплёнными на ней устойчивыми сооружениями (дома, деревья, горы и т.д.), дополнением служат тематические фигурки-персонажи и предметы, обозначающие события-действия, антураж (деревья). Кукольные дома нужно обеспечить необходимым «жизненно важным» набором, некоторые части которого закреплены, а другие части играющие дети расставляют по своему желанию.
Макеты-карты — большие плоскости с обозначенными на них местами для возможных объектов и несколькими ключевыми объектами – маркерами пространства. Так, на макете-карте «Улица города» цветом выделяются дороги, площадки для зданий, территория дополняется несколькими соразмерными объектами (дома, гаражи, мост-эстакада).
Ландшафтный макет-карта – это плоскость с обозначенной цветом природной территорией (лес, река), которая дополняется несколькими свободно размещаемыми на ней мелкими маркерами – деревья, домик, изгородь.
Макет словно оживает, наполняется и дополняется разнообразным предметным материалом в зависимости от игровых замыслов детей, их индивидуальных особенностей.
Для развития игры необходимо накапливать полифункциональный материал разнообразный по содержанию.
В процессе таких игр развивается творческая инициатива детей, возникают разнообразные игровые замыслы. Они меняются, дополняются предметами, могут соединяться два или три макета. Дети придумывают сюжеты, соединяя реальные и сказочные, фантастические события, например, макеты «Зоопарк», «Парк динозавров», «Дом», «Наша улица», «Дорожное движение» и др.
Игры с макетами способствуют развитию инициативы и волевого усилия. Дети обозначают в игре конкретную цель, самостоятельно дополняют макеты по своему желанию, применяя продуктивную деятельность. У детей повышается уровень любознательности, они задают вопросы, касающиеся предметов и явлений, лежащих за кругом непосредственного наблюдения (о природе, исторических событиях, космосе, здоровье человека). Дети включают свои новые представления в сюжеты игр, в темы рисунков.
Существуют приёмы, способствующие повышению интереса детей к играм с макетами. Это, прежде всего, художественная литература, которая создаёт в воображении детей разнообразные «миры» с удивительными персонажами и сюжетами. Обитатели-персонажи, дополнительные предметы к макету могут быть сделаны в процессе совместной продуктивной деятельности детей с воспитателем (из бумаги, картона, проволоки и другого бросового материала).
Следует отметить, что макет – это центральный элемент, организующий предметную среду для игры с мелкими игрушками. Он поднимает способность к сюжетосложению на новый уровень, содействует общему развитию дошкольников, является связующим звеном разных форм взросло-детской и свободной детской активности.
Особенности планирования игр с макетами
I. Макеты-модели
Задачи:
1. На основании имеющегося макета с предметами (фигурки, маркеры пространства, предметы, помогающие производить действия) придумать сюжет и развить его одному или с партнёрами.
2. Для игры с макетом подбирать предметы-заместители, обогащая предметную среду игры.
3. Совместно с детьми создавать предметную среду макетов, обогащая сюжет.
4. Придумывать новые сюжеты, объединяя несколько макетов, соединяя в сюжет реалистические и фантастические события.
Приёмы:
1. Презентация дополнительного материала для игры-макета.
2. Беседа после игры — выделение интересного сюжета, ролевого поведения детей.
3. Совместная игра с детьми с целью увлечь их, развить фантазию.
4. Пополнение знаний детей по темам игр-макетов путём чтения, рассказывания, бесед, просмотра видеофильмов.
II. Макеты-карты
Задачи: придумывать на макете-карте свою игру, используя готовые игровые предметы, предметы заместители, создавая свои дополнения.
Приёмы: при совместных играх с детьми включать разные формы общения (диалог, коммуникативные игры, беседы) предварительно давать новые знания по теме игры.
Основные рекомендации по созданию игровых макетов
Макет «Зоопарк» – тематический комплекс с реалистическими игрушками, выполнен из картона и пластика.
В игру входят предметы, выполняющие следующие сюжетообразующие функции:
• предметы-фигурки персонажей (волк, лошадь, зебра, лев, носорог, ящерица, черепаха, обезьяна, страус, медведь и др.);
• маркеры пространства (клетки, вольеры, бассейн, деревья, строения и др.);
• предметы, связанные с событиями – транспорт (дополняется детьми по желанию).
Предварительная работа: чтение художественной литературы и энциклопедии о животных, беседы и просмотр видеофильмов о животных, рассматривание иллюстраций, рисование на заданную тему, посещение зоопарка с родителями.
Макет «Планета динозавров» – макет-карта с изображением примерного доисторического пространства.
В игру входят:
• предметы-фигурки (различные виды динозавров);
• маркеры пространства (кусты, деревья, пальмы);
• предметы, обозначающие события (бросовый материал для создания сюжета).
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, чтение энциклопедии о доисторических временах, чтение интересных фактов из жизни динозавров, просмотр мультфильма «Ледниковый период эра динозавров», беседы о динозаврах и их сородичах.
Макет «Улицы города» – выполнен на фанерной основе, дома оклеены бумагой, сделана разметка дорог, пешеходных переходов, озера, жилой зоны.
В игру входят:
• предметы-фигурки (люди);
• маркеры пространства ( гараж, строения, деревья, дорожные знаки, светофор);
• предметы, обозначающие события (модели автомобилей, бензовоз, пожарная машина, скорая помощь).
Все предметы переставляются легко, меняется расположение маркеров.
Предварительная работа: экскурсии по улицам города, наблюдения за перекрёстком, беседы («Правила перехода перекрёстков», «Дорожные знаки», «Обязанности пешеходов и водителей»), настольные дидактические игры, рисование, конструирование.
Макет «Морские жители» – стеклянный аквариум с водорослями и морскими обитателями.
В игру входят:
• предметы-фигурки (рыбки, осьминоги, морская звезда, черепаха, улитка и др.);
• маркеры пространства (водоросли пластмассовые);
• предметы, обозначающие действия (удочки).
Игру можно преобразовать в «Морское царство», если добавить предметы-фигурки (царь морской, русалка, водяной и другие сказочные персонажи).
Предварительная работа: чтение художественной литературы, энциклопедий, рассматривание иллюстраций, просмотр телепередач, чтение сказки «Варвара-краса – длинная коса», беседы.
Макет «Полёт на другую планету» – коробка оклеена бумагой и разрисована на тему космоса.
В игру входят:
• предметы-фигурки (космонавты, инопланетяне);
• предметы, обозначающие действия – космический корабль, луноход, летающая тарелка.
Предварительная работа: чтение художественной, энциклопедий, литературы, просмотр телепередач, беседы, рассматривание иллюстраций.
Макет «Зоопарк»:
• фигурки персонажей (волк, зебры, лев, тигр, ящерица,носорог, черепахи, страус, медведь, обезьяны);
• маркеры пространства (клетки, вольеры, бассейн, скала,деревья, дорожки);
• природные и бросовые материалы для изготовления детьми необходимых для игры предметов (питание зверей,
предметы ухода за ними).
Макет «Улицы города»:
• макеты домов, дороги и тротуары, зеленые насаждения, газоны;
• маркеры пространства: мост, гараж, дома, ограждения, деревья, дорожные знаки, светофоры; перекрестки всех видов;
• предметы, обозначающие события (модели автомобилей,
бензовоз, скорая помощь).
Макет-модель «Дом — семья»:
• предметы — фигурки (кукла — мама, кукла — папа,кукла — дочка, кукла — сын);
• маркеры пространства (2 комнаты, 3 стола, кресла, диван,кушетка, дизайнерское оформление комнаты);
• предметы, обозначающие события (бассейн, телевизор,лоскутки ткани);
• бытовые предметы (полотенца, постельные принадлежности, одежда, посуда);
• бросовый материал для изготовления детьми деталей и предметов для игры (в отдельной коробке).
Игра-макет «Деревня»:
• предметы — фигурки (бабушка, дедушка, внучка, кошка, корова, овцы, ягнята, свинья, поросята, коза, утка с утятами);
• маркеры пространства (дом, сарай, забор, огород, сад с плодовыми деревьями);
• предметы, обозначающие события или действия (корыто с бельем, лейки, посуда).
Игра-макет «Фазенда»:
• предметы — фигурки (люди, собака, котенок);
• маркеры пространства (дом с мансардой, балконом, верандой, заборчики, бассейн, теннисный корт, цветочные клумбы; фонтанчик, скамеечки); сад или огород с грядками, муляжи овощей и фруктов,
• предметы для обозначения действий: качели, лейка, горка,
ракетки теннисные.
Игра-макет «Квартира»:
• предметы — фигурки членов семьи, домашних животных;
• маркеры пространства (столики, платяной шкаф, этажерка, диван, трельяж, трюмо, кресла, телевизор, кухоннаятехника);
• предметы, обозначающие действия (телевизор, часы на стене, Шторы на окне).
Игра-макет «Детский городок»:
• предметы — фигурки (пластмассовые человечки, машинки, деревья, цветочные клумбы);
• маркеры пространства (кафе, беседка, деревья, скамейки, заборчики, качели, цветники, фонтаны, светофоры);
• предметы, обозначающие действия (качели, машинки, лодочки-качалки).
Игра-макет «Лесная полянка»:
• площадка с небольшими деревцами, травой, кустиками, цветами, ягодами, грибами;
• мелкие фигурки насекомых, птиц;
• фигурки людей (мальчик, девочка, мужчина, женщина),
• корзинка для сбора ягод
Игра-макет «На водоеме»:
• площадка, обозначающая сам водоем;
• мелкие деревца для размещения по периметру водоема;
• травянистые растения (сделанные руками детей);
• фигурки водоплавающих птиц;
• фигурки насекомых (бабочки, водные жуки, стрекозы);
• плоские фигурки рыб (живущих близко к поверхности воды, в средней толще воды, на дне);
• бросовый материал для изготовления детьми необходимых деталей и предметов (в отдельной коробке с крышкой).
Игра-макет «Космос»:
• макет лунного ландшафта;
• пластилин для изготовления детьми лунных кратеров;
• мелкие фигурки космонавтов, луноходы, спутники;
• среда в группе: объемные модели планет, знаки Зодиака
• игрушки для обыгрывания: карты, ракеты;
• центр управления (панели, экран, картинки с изображением видов Земли из космоса);
• бросовый материал для изготовления самими детьми обходимых атрибутов и предметов для игры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной деятельности с детьми старшей группы по конструированию "Игровой макет"Городок"".
Для воспитателей...

Консультация для педагогов "Создание игровых макетов как средство развития речи дошкольников"
Игровой макет - универсальная развивающая игрушка для детей. По сути, это просто емкость с неким наполнителем, главное назначение которой – дать возможность детям трогать, пересыпать, переливать, иссл...

консультация для педагогов "Игровые макеты как средство развития сюжетов игр дошкольников"
Макеты – это модели, представляющие собой уменьшенные объекты. Макеты могут быть использованы в соответствии с замыслом ребенка, сюжетом игры, что способствует развитию творческого воображенияИг...

Игровой макет для групповых занятий и индивидуальной игры детей, самостоятельной игровой деятельности дошкольников
Игровой макет — кaк способ конструирования, является практической деятельностью, направленной на получение определенного, зaрaнее задуманного продукта. Детское конструирование (создани...

Мастер-класс "Практика использования многофункциональных игровых макетов в работе с дошкольниками" на районном методическом объединении педагогов
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников - просто это или сложно? Для воспитания юных патриотов, мы внедряем интересные, продуктивные, интерактивные методы, создаём предметно-пространственну...
