Педагогам об игровых макетах
консультация (старшая группа) на тему

Игра с макетами является более высокой степенью развития сюжетно-ролевых игр, она востребована детьми и способствует их развитию. Организуя предметно-игровую среду с использованием макетов в старшей группе, педагог имеет возможность решать задачи, связанные с развитием сюжетосложения у детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedagogam_ob_igrovyh_maketah.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогам об игровых макетах

Игра с макетами является более высокой степенью развития сюжетно-ролевых игр, она востребована детьми и способствует их развитию. Организуя предметно-игровую среду с использованием макетов в старшей группе, педагог имеет возможность решать задачи, связанные с развитием сюжетосложения у детей.

В жизни старших дошкольников большое место занимает новая форма сюжетной игры – режиссёрская — с мелкими игрушками, где ребёнок развёртывает события с персонажами-игрушками, отождествляя себя с ними или дистанцируясь, выполняя одну или несколько ролей.

Для того чтобы игра получила своё развитие в дошкольном учреждении нужен, прежде всего, универсальный макет

Макеты условно делятся на два типа:

1. Макеты-модели, представляют собой уменьшенные целостные объекты.

2. Макеты-карты, отображающие определённую территорию и направляющие ребёнка на развёртывание сюжетных событий, происходящих на этой территории и вокруг оформляющих её объектов.

В основе этой работы должно лежать тесное взаимодействие с семьями воспитанников. Особенно интересно совместное изготовление макета-модели, который представляет собой небольшую плоскость с закреплёнными на ней устойчивыми сооружениями (дома, деревья, горы и т.д.), дополнением служат тематические фигурки-персонажи и предметы, обозначающие события-действия, антураж (деревья). Кукольные дома нужно обеспечить необходимым «жизненно важным» набором, некоторые части которого закреплены, а другие части играющие дети расставляют по своему желанию.

Макеты-карты — большие плоскости с обозначенными на них местами для возможных объектов и несколькими ключевыми объектами – маркерами пространства. Так, на макете-карте «Улица города» цветом выделяются дороги, площадки для зданий, территория дополняется несколькими соразмерными объектами (дома, гаражи, мост-эстакада).

Ландшафтный макет-карта – это плоскость с обозначенной цветом природной территорией (лес, река), которая дополняется несколькими свободно размещаемыми на ней мелкими маркерами – деревья, домик, изгородь.

Макет словно оживает, наполняется и дополняется разнообразным предметным материалом в зависимости от игровых замыслов детей, их индивидуальных особенностей.

Для развития игры необходимо накапливать полифункциональный материал разнообразный по содержанию.

В процессе таких игр развивается творческая инициатива детей, возникают разнообразные игровые замыслы. Они меняются, дополняются предметами, могут соединяться два или три макета. Дети придумывают сюжеты, соединяя реальные и сказочные, фантастические события, например, макеты «Зоопарк», «Парк динозавров», «Дом», «Наша улица», «Дорожное движение» и др.

Игры с макетами способствуют развитию инициативы и волевого усилия. Дети обозначают в игре конкретную цель, самостоятельно дополняют макеты по своему желанию, применяя продуктивную деятельность. У детей повышается уровень любознательности, они задают вопросы, касающиеся предметов и явлений, лежащих за кругом непосредственного наблюдения (о природе, исторических событиях, космосе, здоровье человека). Дети включают свои новые представления в сюжеты игр, в темы рисунков.

Существуют приёмы, способствующие повышению интереса детей к играм с макетами. Это, прежде всего, художественная литература, которая создаёт в воображении детей разнообразные «миры» с удивительными персонажами и сюжетами. Обитатели-персонажи, дополнительные предметы к макету могут быть сделаны в процессе совместной продуктивной деятельности детей с воспитателем (из бумаги, картона, проволоки и другого бросового материала).

Следует отметить, что макет – это центральный элемент, организующий предметную среду для игры с мелкими игрушками. Он поднимает способность к сюжетосложению на новый уровень, содействует общему развитию дошкольников, является связующим звеном разных форм взросло-детской и свободной детской активности.

 

Особенности планирования игр с макетами

I. Макеты-модели

Задачи:

1. На основании имеющегося макета с предметами (фигурки, маркеры пространства, предметы, помогающие производить действия) придумать сюжет и развить его одному или с партнёрами.

2. Для игры с макетом подбирать предметы-заместители, обогащая предметную среду игры.

3. Совместно с детьми создавать предметную среду макетов, обогащая сюжет.

4. Придумывать новые сюжеты, объединяя несколько макетов, соединяя в сюжет реалистические и фантастические события.

Приёмы:

1. Презентация дополнительного материала для игры-макета.

2. Беседа после игры — выделение интересного сюжета, ролевого поведения детей.

3. Совместная игра с детьми с целью увлечь их, развить фантазию.

4. Пополнение знаний детей по темам игр-макетов путём чтения, рассказывания, бесед, просмотра видеофильмов.

II. Макеты-карты

Задачи: придумывать на макете-карте свою игру, используя готовые игровые предметы, предметы заместители, создавая свои дополнения.

Приёмы: при совместных играх с детьми включать разные формы общения (диалог, коммуникативные игры, беседы) предварительно давать новые знания по теме игры.

Основные рекомендации по созданию игровых макетов

Макет «Зоопарк» – тематический комплекс с реалистическими игрушками, выполнен из картона и пластика.

В игру входят предметы, выполняющие следующие сюжетообразующие функции:

• предметы-фигурки персонажей (волк, лошадь, зебра, лев, носорог, ящерица, черепаха, обезьяна, страус, медведь и др.);

• маркеры пространства (клетки, вольеры, бассейн, деревья, строения и др.);

• предметы, связанные с событиями – транспорт (дополняется детьми по желанию).

Предварительная работа: чтение художественной литературы и энциклопедии о животных, беседы и просмотр видеофильмов о животных, рассматривание иллюстраций, рисование на заданную тему, посещение зоопарка с родителями.

Макет «Планета динозавров» – макет-карта с изображением примерного доисторического пространства.

В игру входят:

• предметы-фигурки (различные виды динозавров);

• маркеры пространства (кусты, деревья, пальмы);

• предметы, обозначающие события (бросовый материал для создания сюжета).

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, чтение энциклопедии о доисторических временах, чтение интересных фактов из жизни динозавров, просмотр мультфильма «Ледниковый период эра динозавров», беседы о динозаврах и их сородичах.

Макет «Улицы города» – выполнен на фанерной основе, дома оклеены бумагой, сделана разметка дорог, пешеходных переходов, озера, жилой зоны.

В игру входят:

• предметы-фигурки (люди);

• маркеры пространства ( гараж, строения, деревья, дорожные знаки, светофор);

• предметы, обозначающие события (модели автомобилей, бензовоз, пожарная машина, скорая помощь).

Все предметы переставляются легко, меняется расположение маркеров.

Предварительная работа: экскурсии по улицам города, наблюдения за перекрёстком, беседы («Правила перехода перекрёстков», «Дорожные знаки», «Обязанности пешеходов и водителей»), настольные дидактические игры, рисование, конструирование.

Макет «Морские жители» – стеклянный аквариум с водорослями и морскими обитателями.

В игру входят:

• предметы-фигурки (рыбки, осьминоги, морская звезда, черепаха, улитка и др.);

• маркеры пространства (водоросли пластмассовые);

• предметы, обозначающие действия (удочки).

Игру можно преобразовать в «Морское царство», если добавить предметы-фигурки (царь морской, русалка, водяной и другие сказочные персонажи).

Предварительная работа: чтение художественной литературы, энциклопедий, рассматривание иллюстраций, просмотр телепередач, чтение сказки «Варвара-краса – длинная коса», беседы.

Макет «Полёт на другую планету» – коробка оклеена бумагой и разрисована на тему космоса.

В игру входят:

• предметы-фигурки (космонавты, инопланетяне);

• предметы, обозначающие действия – космический корабль, луноход, летающая тарелка.

Предварительная работа: чтение художественной, энциклопедий, литературы, просмотр телепередач, беседы, рассматривание иллюстраций.

Макет «Зоопарк»:

• фигурки персонажей (волк, зебры, лев, тигр, ящерица,носорог, черепахи, страус, медведь, обезьяны);

• маркеры пространства (клетки, вольеры, бассейн, скала,деревья, дорожки);

• природные и бросовые материалы для изготовления детьми необходимых для игры предметов (питание зверей,

предметы ухода за ними).

Макет «Улицы города»:

• макеты домов, дороги и тротуары, зеленые насаждения, газоны;

• маркеры пространства: мост, гараж, дома, ограждения, деревья, дорожные знаки, светофоры; перекрестки всех видов;

• предметы, обозначающие события (модели автомобилей,

бензовоз, скорая помощь).

Макет-модель «Дом — семья»:

• предметы — фигурки (кукла — мама, кукла — папа,кукла — дочка, кукла — сын);

• маркеры пространства (2 комнаты, 3 стола, кресла, диван,кушетка, дизайнерское оформление комнаты);

• предметы, обозначающие события (бассейн, телевизор,лоскутки ткани);

• бытовые предметы (полотенца, постельные принадлежности, одежда, посуда);

• бросовый материал для изготовления детьми деталей и предметов для игры (в отдельной коробке).

Игра-макет «Деревня»:

• предметы — фигурки (бабушка, дедушка, внучка, кошка, корова, овцы, ягнята, свинья, поросята, коза, утка с утятами);

• маркеры пространства (дом, сарай, забор, огород, сад с плодовыми деревьями);

• предметы, обозначающие события или действия (корыто с бельем, лейки, посуда).

Игра-макет «Фазенда»:

• предметы — фигурки (люди, собака, котенок);

• маркеры пространства (дом с мансардой, балконом, верандой, заборчики, бассейн, теннисный корт, цветочные клумбы; фонтанчик, скамеечки); сад или огород с грядками, муляжи овощей и фруктов,

• предметы для обозначения действий: качели, лейка, горка,

ракетки теннисные.

Игра-макет «Квартира»:

• предметы — фигурки членов семьи, домашних животных;

• маркеры пространства (столики, платяной шкаф, этажерка, диван, трельяж, трюмо, кресла, телевизор, кухоннаятехника);

• предметы, обозначающие действия (телевизор, часы на стене, Шторы на окне).

Игра-макет «Детский городок»:

• предметы — фигурки (пластмассовые человечки, машинки, деревья, цветочные клумбы);

• маркеры пространства (кафе, беседка, деревья, скамейки, заборчики, качели, цветники, фонтаны, светофоры);

• предметы, обозначающие действия (качели, машинки, лодочки-качалки).

Игра-макет «Лесная полянка»:

• площадка с небольшими деревцами, травой, кустиками, цветами, ягодами, грибами;

• мелкие фигурки насекомых, птиц;

• фигурки людей (мальчик, девочка, мужчина, женщина),

• корзинка для сбора ягод

Игра-макет «На водоеме»:

• площадка, обозначающая сам водоем;

• мелкие деревца для размещения по периметру водоема;

• травянистые растения (сделанные руками детей);

• фигурки водоплавающих птиц;

• фигурки насекомых (бабочки, водные жуки, стрекозы);

• плоские фигурки рыб (живущих близко к поверхности воды, в средней толще воды, на дне);

• бросовый материал для изготовления детьми необходимых деталей и предметов (в отдельной коробке с крышкой).

Игра-макет «Космос»:

• макет лунного ландшафта;

• пластилин для изготовления детьми лунных кратеров;

• мелкие фигурки космонавтов, луноходы, спутники;

• среда в группе: объемные модели планет, знаки Зодиака

• игрушки для обыгрывания: карты, ракеты;

• центр управления (панели, экран, картинки с изображением видов Земли из космоса);

• бросовый материал для изготовления самими детьми обходимых атрибутов и предметов для игры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание игрового макета "Городок".

Во что играют наши дети....

Консультация для педагогов "Создание игровых макетов как средство развития речи дошкольников"

Игровой макет - универсальная развивающая игрушка для детей. По сути, это просто емкость с неким наполнителем, главное назначение которой – дать возможность детям трогать, пересыпать, переливать, иссл...

консультация для педагогов "Игровые макеты как средство развития сюжетов игр дошкольников"

Макеты – это модели, представляющие собой уменьшенные объекты. Макеты могут быть использованы в соответствии с замыслом ребенка, сюжетом игры, что способствует развитию творческого воображенияИг...

Игровой макет для групповых занятий и индивидуальной игры детей, самостоятельной игровой деятельности дошкольников

Игровой макет — кaк способ конструирования, является практической деятельностью, направленной на получение определенного, зaрaнее задуманного продукта. Детское конструирование (создани...

Мастер-класс "Практика использования многофункциональных игровых макетов в работе с дошкольниками" на районном методическом объединении педагогов

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников - просто это или сложно? Для воспитания юных патриотов, мы внедряем интересные, продуктивные, интерактивные методы, создаём предметно-пространственну...