Опыт работы "Формирование здорового образа жизни и воспитание валеологической культуры у детей дошкольного возраста"
учебно-методический материал на тему

Иванова Вера Александровна

 «Здоровый образ жизни - деятельность, активность людей, направленные на сохранение и улучшение здоровья». (Словарь)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Опыт работы 26.3 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт работы воспитателя МДОУ д/с №29

общеразвивающего вида

Ивановой Веры Александровны на тему:

«Формирование здорового образа жизни и воспитание валеологической культуры у детей дошкольного возраста».

Слайд - Фото Ивановой В.А.

«Здоровый образ жизни - деятельность, активность людей, направленные на сохранение и улучшение здоровья». (Словарь)

Актуальность опыта.

В последние годы наблюдается огромный интерес к проблеме индивидуального здоровья человека, что подтверждается большим количеством исследований ведущих ученых России и мира.(И.А.Аршавский, Н.Г.Веселов, М.Я.Виленский и др.)

Особую обеспокоенность вызывает здоровье наших детей, ибо здоровье нации и прогрессивная динамика всего общества связаны

со здоровьем нового человека 21 века и будущим России.

По мнению ученых  Вайнер Э.Н. «Общая валеология»,

Татарникова Л.Г.  «Педагогическая валеология» необходима сконцентрированность на детском периоде жизни, т.к. именно этот период определяет развитие потенциальных возможностей взрослого человека.

В последние годы одной из ведущих стала идея валеологизации образования, согласно которой здоровье детей рассматривается как приоритетная ценность, цель, необходимое условие и результат успешного педагогического процесса.

Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в дошкольном возрасте.

«Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье ребенка – важнейший труд воспитателя». (В.А.Сухомлинский.)

Слайд 1.

В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами ДОУ, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения.

Цель оздоровительной работы в ДОУ:

Создание устойчивой мотивации и потребности в сохранении своего собственного здоровья и здоровья окружающих, получении

информации о ценностях здорового образа жизни.

Основная моя задача: формирование у детей элементарных знаний о человеческом организме и бережном отношении к своему здоровью.

Свою работу по формированию здорового образа жизни и воспитанию валеологической культуры я начала с выявления знаний и интересов детей, степени сформированности практических умений и навыков.

Результаты обследования позволили определить дальнейшие цели и пути работы данной задачи.

Слайд 2. Мониторинг.

Важнейшим условием и развития ребенка является создание валеологической развивающей среды.

Цель: научить детей ориентироваться в ней, уметь использовать ее в решении задач укрепления, сохранения и поддержании здоровья.

Слайд 3. Фото валеологического уголка.

В уголке имеется различный материал: энциклопедия «Человек», дидактические альбомы «Валеология», «Здоровый образ жизни», «Азбука здоровья»; дидактические игры: «Как устроен человек», «Твой режим дня», «Чистота – залог здоровья», «Твердый – мягкий», «Что лишнее», «Съедобный - несъедобный», «Полезно и не очень», «Здоровье и безопасность» и др., приобретены плакаты:

«Как устроен человек».

В группе создан физкультурный уголок для организации двигательной активности детей, в котором находится физкультурное оборудование, спортивные игры, нетрадиционный физкультурный материал.

Слайд 4.Фото физ.оборудования.

В  книжном уголке на полочке умных книг, я размещала художественную литературу – такие произведения, как: А. Дорохов «Молодой старичок», К.Чуковский «Доктор Айболит», «Федорино горе», «Мойдодыр» и др.

Читаю по своему отчету - Характер моего взаимодействия с ребенком в валеологической среде детского сада определяю как педагогическую поддержку: поддерживая ребенка, направляю его и помогаю ему активно использовать среду в решении обозначенных задач.

Основные формы работы с детьми: занятия, беседы, прогулки,  гигиенические процедуры, закаливающие мероприятия, наблюдения, экскурсии, чтение художественной литературы, совместная игровая деятельность,  спортивные мероприятия, праздники, выставки детских работ, дни здоровья, проектная деятельность.

Слайд 5.Фотоматериал

Продолжаю читать свой отчет

Воспитание навыков сохранения здоровья детей я осуществляю на основе желания ребёнка познавать окружающий мир, используя его любознательность, наглядно-образное мышление и непосредственность восприятия.

Старалась дать детям элементарные знания в доступной для них форме. Вначале дети усвоили названия частей тела животных и их предназначение через загадки о животных, рассматривание картинок, чтение сказок. С детьми играла в настольно-печатные игры «Собери картинку», «Чей хвост?», «Чей нос?» и т.д.

При знакомстве с частями тела человека старалась подвести детей к пониманию того, что люди должны заботиться о своем теле. Каждое занятие практически закреплялось в повседневной жизни детей, режимных моментах, например при одевании на улицу говорила: «Лучше завязывайте шапочки, чтобы вашим ушкам было тепло». Аналогично руки, ноги и т. д.

 Хорошо помогают в работе пословицы и поговорки, дети сами повторяют их: «Береги нос в большой мороз» и др.

Все занятия, беседы старалась проводить в игровой форме, дети много рисовали, старались отражать все части тела человека, лепили животных и человека.

Особенно хорошо закрепляются полученные знания на гимнастике после сна, где закрепляли названия частей тела.

Например: руки (правая, левая), плечо, предплечье, кисти рук, пальцы, голова, брови, нос, подбородок, лоб, затылок и т.д.

Детям очень нравятся пальчиковые игры, используя различные пальчиковые игры в работе, они легко запоминали названия пальцев.

Знакомила детей с органами чувств человека. С этой целью  провела ряд  занятий «Мой замечательный нос», «Чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок»  и  другие. По этой теме вместе с детьми познакомились с валеологическими  сказками: «Сказки о здоровье», «Разноцветные  кубики», «Азбука здоровья», «Как крокодил зубы лечил».

Знания о своем теле дали хорошие результаты и в воспитании доброжелательности у детей: дети стали более осторожными в конфликтных ситуациях, меньше толпились, если случалось такое – делали замечание: «А если бы стукнулась головой или ушибла бы ногу», «Нельзя стукать по голове – головку надо беречь», «Глаза – наши помощники» и т.п.

Оздоровительные занятия, беседы помогли мне в решении множества задач, таких как:

•        сохранение и укрепление здоровья;

•        развитие сенсорных и моторных функций;

•        формирование потребности в двигательной активности;

•        привитие культурно – гигиенических навыков,

          навыков ухода за своим телом;

•       приобретения новых знаний о здоровом образе жизни,        человеческом организме.

      Большую роль отвожу совместной игровой деятельности с детьми. С детьми играли в различные дидактические игры, такие как: «Съедобное - несъедобное», «Ядовитые растения и грибы», «Хорошо - плохо». Рассматривали красочные альбомы, открытки, книжки.

Внимание уделяю и экскурсиям.  Например, в медицинский кабинет, где медсестра рассказала о своей работе и о том, как оказать первую медицинскую помощь при ушибах, порезах; в прачечную, где дети услышали о необходимости и значимости работы прачки; на кухню, где наблюдали работу повара и послушали рассказ о продуктах полезных и «не очень» для здоровья; на реку Волгу, где свежий воздух благотворно влияет на организм.

Рассказывая детям о профессии врача, использую художественную литературу (например, «Айболит» К. Чуковского), изучая пищеварительную систему, вспоминаем «Денискины рассказы» В. Драгунского о том, как Мишка и Денис были на Ёлке и пили лимонад.

В данный момент, работая с младшими детьми, большое внимание уделяю воспитанию культурно-гигиенических навыков  (см. доклад для воспитателей, сообщение из семейного опыта).

Затрагивая тему значения и необходимости гигиенических процедур, читаю и обсуждаю с детьми действия героини А. Барто «Девочка чумазая» и т. д.

Литература заставляет ребёнка задуматься и почувствовать то, что затруднительно или невозможно для него в повседневной жизни.

Я использую приёмы чтения рассказов и стихов с анализом поступков героев; рассказы, как иллюстрации к определённой ситуации;

 анализ произведения с целью самостоятельного выделения детьми правил «не навреди!»

Большое значение придаю беседам, которые расширяют познание об окружающем мире и человеке, развивают самосознание детей, позволяют им получить навыки общения  со взрослыми и сверстниками, учат вступать в диалог, высказывать своё мнение, обосновывать его, прослеживать логику беседы.

Беседы сопровождаю демонстрацией наглядных пособий: иллюстраций, картин, предметов, схем, и т.д.  Это делает общение более эмоциональным, живым.

Например, «Как устроено тело человека?», «Как нужно беречь глаза?», «Что мы делаем, когда едим?», «Как мы дышим?», «Как двигаются части тела?»…

Игры по методике телефонного разговора: «Звонок в поликлинику…», «Звонок больному другу».

Овладение умением заботиться о своём здоровье в повседневной жизни должно осуществляться на основе игр. Все эти игры использую в течение всего года.

Вместе с детьми сочиняли истории, например: «Жил-был микроб-зубоед…», «Невероятные приключения горошины», составляли «Письмо из красоты и здоровья», в котором рассказывали, что такое правильная осанка и как нужно поступать, чтобы ею обладать».

Большое место в работе с детьми по данной теме отвожу кружку «Здоровячок».  Кружковую работу с детьми старшей группы  проводила в вечернее время. (прилагается)

Цель кружка: способствовать формированию здорового образа жизни у детей. Воспитание валеологической культуры детей дошкольного возраста.

Главными союзниками в моей работе являются родители.

Семья и детский сад – два воспитательных института, каждый из которых обладает своим содержанием и дает ребенку определенный социальный опыт.

Главное, в первую очередь направить работу и доказать, что родители являются самым ярким примером для своих детей.

В этих целях широко использую различные формы сотрудничества: беседы, консультации, родительские собрания, совместные праздники, анкетирование, дни открытых дверей с демонстрацией методов и приемов работы с детьми, папки – передвижки, опыт семейного воспитания, картотеки, выставки детских работ и совместные выставки с родителями.

Организую  различные выставки детских работ, а также  привлекаю родителей («Если хочешь быть здоров!», «ЗОЖ» и др.)

Для работы с родителями созданы папки-передвижки из серии «Расти здоровым», различные консультации о влиянии на ребёнка режима дня, питания, сна, витаминах, закаливании.

В уголках для родителей помещаю информацию практической направленности, даю  рекомендации, привлекаю специалистов.

В результате такой работы, использование различных форм и методов общения с родителями, повышается педагогическая грамотность родителей; повышается культура межличностного

взаимодействия детей в детском саду.

Большое место в своей работе уделяю проектной деятельности.

С детьми и родителями старшей группы проводила проект

 на тему: «Будь здоров!» (прилагается), второй младшей группы «Здоровым быть здорово!» (прилагается) и другие.

Цель проектов: формирование у детей мотивации к исследованию и получению информации о ценностях здорового образа жизни.

Опытом своей работы «Воспитание здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста» делилась с педагогами ДОУ на педагогическом совете «Воспитание валеологической культуры у детей дошкольного возраста».

Проводимая мною работа позволила добиться следующих результатов:

- Понизилась заболеваемость по сравнению с прошлым годом;

- Дети получили элементарные знания о строении своего организма и  необходимые навыки ухода за своим телом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОПЫТ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ МБДОУ д/с-к/в № 7 г. КРОПОТКИН ЖУЧКОВОЙ В.С. ПО ТЕМЕ "ВОСПИТАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

ОПЫТ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ МБДОУ д/с-к/в № 7 г. КРОПОТКИН ЖУЧКОВОЙ В.С. ПО ТЕМЕ "ВОСПИТАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"...

Опыт работы « Роль сказки в воспитании экологической культуры у детей дошкольного возраста»

Для экологического воспитания сказка – относительно новое явление: она как бы противоположна природной действительности. В сказке всё возможно, в ней происходят нереальные события, чудесные превращени...

«Формирование навыков здорового образа жизни и основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста» в соответствии с ФГОС ДО»

Проблема сохранения и укрепления здоровья человека становиться все боле острой, требующая серьезного педагогического осмысления и решения...

«Формирование навыков здорового образа жизни и основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста» в соответствии с ФГОС ДО»

Воспитать у дошкольников осознанное отношение к здоровью – задача не из легких. Как, каким образом способствовать формированию культуры здорового образа жизни ребенка и когда начинать эту деятел...

Методическая разработка «Формирование навыков здорового образа жизни и основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста» в соответствии с ФГОС ДО»

Проблема сохранения и укрепления здоровья человека становиться все боле острой, требующая серьезного педагогического осмысления и решенияЗдоровый образ жизни – это поведение человека, направленн...

«Воспитание валеологической культуры у детей дошкольного возраста с использованием метода проектных технологий».

Валеология – это наука о здоровье человека, общества и природы в целом.  Для сохранения хорошего самочувствия,  человек должен обладать знаниями, которые  позволяют поддержив...

«Формирование навыков здорового образа жизни и основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста» в соответствии с ФГОС ДО»

Здоровье – это главная ценность жизни. От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие будущего общества. В последнее десятилетие во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровь...