«Воспитание валеологической культуры у детей дошкольного возраста с использованием метода проектных технологий».
статья

Романова Мария Александровна

Валеология – это наука о здоровье человека, общества и природы в целом.  Для сохранения хорошего самочувствия,  человек должен обладать знаниями, которые  позволяют поддерживать свой огранизм в состоянии здоровья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_romanova_m.docx20.9 КБ

Предварительный просмотр:

                                        М.А. Романова

                                        МБДОУ «ДСОВ № 47»

                                        г. Братск

«Воспитание валеологической культуры у детей дошкольного возраста с использованием метода проектных технологий».

Валеология – это наука о здоровье человека, общества и природы в целом.  Для сохранения хорошего самочувствия,  человек должен обладать знаниями, которые  позволяют поддерживать свой огранизм в состоянии здоровья.

Предметом валеологии являются  здоровье и его резервы, здоровый образ жизни.

К основным задачам валеологии относится исследование и оценка состояния здоровья и его резервов, формирование установки на здоровый образ жизни.

Валеологическое воспитание с раннего возраста позволяет выработать у детей разумное отношение к своему организму, помогает привить культурно-гигиенические навыки, способствует приспособлению ребенка к меняющимся условиям окружающей среды.

Одним из основных компонентов валеологического образования в ДОУ является комфортность в общении ребенка и педагога, творческое содружество детей и педагогов в нахождении путей решения проблемы, познание через игру, решение проблемно-творческих задач разного уровня сложности, подготовка детей к самоопределению в любой жизненной ситуации, опирающемуся на опыт самопознания и культурно-исторический опыт.

Для формирования у детей валеологической культуры необходимы        следующие        условия:
- выработка интереса к оздоровлению организма и сознательной установки на здоровый образ жизни;
- развитие навыков и привычек здорового образа жизни;
- выработка личной ответственности за свое самочувствие и самочувствие        окружающих. 

             Главной цель воспитания валеологической культуры является возможность детям вырасти здоровыми. Ребенок должен понимать, что здоровье - это главная ценность, а здоровый образ жизни - это адекватное поведение в разных ситуациях.

Привычка к здоровому образу жизни - очень важная привычка. Поэтому детский сад и семья призваны заложить основы здорового образа жизни, используя различные формы работы.  Именно на ранней стадии развития ребенку должны помочь, как можно раньше понять ценность здоровья, осознать цель его жизни, побудить малыша самостоятельно и активно формировать, сохранять и приумножать своё здоровье.

Я считаю, что именно метод проектов является  наиболее интересной технологией для воспитания валеологической культуры у дошкольников.

Метод проектов -  это совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути, в его основе лежит развитие познавательных навыков детей, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

Основным предназначением метода проектов является предоставление детям возможности самостоятельно приобрести знаний при решении практических задач или проблем, требующих объединения знаний из различных предметных областей.

 Выбранная тема проекта «проецируется» на все образовательные области и на все структурные единицы образовательного процесса, через различные виды детской деятельности. Таким образом, получается целостный образовательный процесс.

Метод проектов способствует пониманию детьми, для чего им нужны получаемые знания, как и где они их будут использовать их в своей жизни.

В основе любого проекта лежит проблема, для решения которой требуется исследовательский поиск.

Для реализации проекта необходимы такие условия, как  детская самостоятельность (при поддержке педагога), сотворчество ребят и взрослых; развитие коммуникативных способностей детей познавательных и творческих навыков.

Основной целью проектного метода в ДОУ является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

В младших группах выбор проекта осуществляет воспитатель, основываясь на интересах детей или данных диагностики. В группах старшего дошкольного возраста – выбор темы проекта может осуществлять как педагог, так и дети в соответствии со своими желаниями и уровнем развития. Дети – это участники планирования, их вопросы, идеи, предложения и жизненный опыт являются основными критериями отбора содержания проекта.

Условиями реализации проекта являются:

  • Использование  здоровьесберегающих технологий по всем разделам образовательной программы
  • Соблюдение рационального режима дня, обеспечивающего смену разнообразной деятельности и отдыха
  • Индивидуальный подход к ребенку соответствующему его уровню развития, биологическому и психологическому возрасту
  • Использование        современных инновационных методов и приемов обучения. Наличие теоретических и практических знаний у педагогов.
  • Создание условий для эмоционального благополучия детей
  • Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста
  • Реализация наиболее эффективных форм  работы с родителями.
  • Создание условий для удовлетворения потребности детей в движении
  • Активное сотрудничество с семьей и социумом.
  • Пропаганда ЗОЖ через «Консультационный пункт» и сайт детского сада

 К ожидаемым результатам проекта относятся:  

1. Улучшение показателей физического развития, эмоционального состояния.

2. Благоприятная динамика в состоянии здоровья дошкольников (снижение числа случаев заболеваний в течение года; изменение группы здоровья в благоприятную сторону).

3.  Наличие у выпускников детского сада сформированной  ценности здорового образа жизни.

4. Повышение профессиональных навыков педагогов в вопросах воспитания валеологической культуры у дошкольников.

5. Сформированные представления, желание и стремление к здоровому образу жизни у всех участников образовательного процесса.

6. Накопление и систематизация материалов по воспитанию валеологической культуры дошкольников.

7. Создание валеологической среды в ДОУ: картотеки игр, упражнений, медиатеки, проекты, перспективные планы, конспекты НОД, презентации.

Познай, преобразуй, сотвори себя - это и есть оздоровительная цель современного человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика речевых нарушений у детей младшего и среднего дошкольного возраста с использованием методов инновационной технологии ТРИЗ – РТВ.

Методы теории решения изобретательских задач (далее ТРИЗ) и методы развития творческого воображения (далее РТВ) позволяют наилучшим образом (быстро и качественно) решать проблемы речевого развития....

Опыт работы "Формирование здорового образа жизни и воспитание валеологической культуры у детей дошкольного возраста"

«Здоровый образ жизни - деятельность, активность людей, направленные на сохранение и улучшение здоровья». (Словарь)...

Инновационный опыт работы «Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста через проектную деятельность»

Я сорвал цветок, и он завял.Я поймал жука, и он умер у меня на ладони.И тогда я понял: «Прикоснуться к природе можно только сердцем»Гвездослов  «Здоровье нации зависит от того, какой мы оста...

Инновационный педагогический опыт: «Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста через проектную деятельность»

Актуальность и необходимость экологического воспитания и обучения детей дошкольного возраста несомненна.  В нашей стране сформировалась общая Концепция непрерывного экологического образования, на...

Использование технологии проектной деятельности в воспитании духовной культуры у детей дошкольного возраста

Целью же является: целостное духовно-нравственное и социальное развитие личности ребенка-дошкольника, посредством его приобщения к ценностям православной культуры, и освоения духовно-нравственных трад...

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ И ПРИЁМОВ ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ В ДОУ

Мастер – класс «РАЗВИТИЕ  ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА  ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ И ПРИЁМОВ ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ В ДО....

Занятие по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста с использованием методов ТРИЗ – технологии.

Задачи: формировать у детей основы здорового образа жизни; закрепить знания о том, что полезно,что вредно для человеческого организма; развивать внимание, мышление, смекалку;воспитывать взаи...