Формирование речи детей в игровой деятельности через дидактические игры
статья (подготовительная группа) на тему

Хазиахметова Ландыш Ахтамовна

Статья 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_dlya_konferentsii.docx19.68 КБ

Предварительный просмотр:

Хазиахметова Л.А.,

воспитатель

МБДОУ №32

г.Казань, Приволжского района, РТ

Тема:

Формирование речи детей в игровой деятельности через дидактические игры

2015г.

        Игра - в жизни дошкольников занимает одно из главных мест, через игру ребенок воспринимает все, что находится вокруг него, он учится выражать свои чувства, эмоции. Мышление ребенка в том возрасте наглядно-образное, он распознает все образами, а не понятиями. Для решения поставленных задач лучше предложить наглядно-дидактический материал, который поможет дошкольнику связать образ и понятие в единое целое и поможет сформировать у него основные понятия. Но дошкольника привлекает в игре не обучающая задача, которую ставит перед ним педагог, а возможность проявить активность, выполнить игровые действия, добиться результата, выиграть. Однако если ребенок не овладел достаточными знаниями и умениями или не понял суть игры, то он не сможет проявить себя в этой игре и достичь высоких результатов. Поэтому задача воспитателя правильно донести и разъяснить правила игры. Дидактические игры помогает ребенку пополнять и активизировать словарь, формировать правильное произношение, развивать связную речь, уметь правильно выражать свои мысли. С помощью игры ребенок снимает скованность, он с легкостью выражает свои чувства.

     Старшие дошкольники любят игры, которые требуют от них значительное количество усилий для достижения результата, они любят думать, фантазировать. Каждая дидактическая игра состоит из познавательного и воспитательного содержания, игрового задания, игровых действий, игровых и организованных отношений и, каждая дидактическая игра имеет чёткие правила. Многие дидактические игры для развития речи направлены на закрепление, уточнение и усвоение знаний об окружающем.

Для формирования звукопроизношения можно предложить детям такие игры, как:

-  «Кто дольше», здесь идет  подражание звукам: «у-у-у-у», «о-о-о-о», «и-и-и» и т.п.;

     - «Позови цыпленка», целью является  научить детей правильно и чётко произносить звук «Ц»  словах и слогах;

   - Развитие речевого дыхания и звукового аппарата можно решить с помощью игры «Пузырь»;

  - «Отгадай и назови». Данная игра помогает в упражнении в произношении определённых звуков в словах, учить отчётливо выговаривать слова с этими звуками;

  -«Любопытный»,детям даются слова и они должны назвать первый звук в слове

       Для  активизации и расширения словарного запаса детей можно использовать такие игры, как:

   -  «Гардероб для куклы Кати».  Детям  предлагается  подобрать  одежду для куклы по времени года и назначению (прогулка, сон, праздник). С помощью этой игры можно активизировать словарный запас по темам «Одежда» и «Обувь»;

   -  Следующая игра подходит для закрепления  словаря по теме «Фрукты, ягоды, деревья, грибы». Игра «Что лежит в  корзинке?»: карточки с изображением грибов, ягод, веточек деревьев, фруктов лежат в корзинке. Дети достают по одной карточке, называют что изображено  и где растет;

  - Игра «Найди все круглое»: две корзины, одна наполнена предметами. Дети складывают в пустую корзину предметы, которые имеют круглую форму, доставая из корзинки, они называют каждый предмет.  Дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предмета по форме;

   - Дети всех возрастов очень любят игру «Чудесный мешочек». Для игры можно приготовить сказочный мешок, и дети на ощупь угадывают предметы, спрятанные в мешке, называют их, вынимают, называют цвет и форму. С помощью игры воспитанники изучают свойства и признаки предметов, развивают сенсорное восприятие. В старшей группе дошкольникам можно предложить составить описательный рассказ, загадку, классифицировать  предметы по заданным признакам.

Связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности. Она носит характер последовательного систематического развернутого изложения. Развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления и связано с усложнением детской деятельности и формами общения с окружающими людьми. Для развития связанной речи можно  использовать следующие игры:

 - Работа по пиктограммам. В дидактических играх выполняют даже такие сложные задания, так как составление сложных предложений, легче всего этого можно добиться, опираясь на наглядный материал. Благодаря наглядному материалу ребенок не боится, что он сможет неправильно что-то скажет, он со временем учиться развертывать, распространять предложение, перестраивать его структуру.

-  «Магазин». В этой игре участвуют два ребенка продавца, остальные покупатели. Покупая что-то нужно добавлять слова «много» или «мало» (один банан, много конфет, одно яблоко, много картошки и т.п.). Формируется  числовые представления и правильное употребление числительных

- «Придумай и расскажи сказку». Детям сначала нужно прочитать рассказ, разобрать его, а потом уже предложить детям придумать свой собственный рассказ с героями из прочитанного рассказа. Дошкольники с удовольствием принимают участие в таком задании, они фантазирует, размышляют, и при этом развивают связную речь. Совершенствуется  и монологическая речь: дети осваивают  разные типы связных высказываний (описание, повествование, отчасти рассуждение) с опорой на наглядный материал и без опоры на него.

       Особенность дидактических игр заключается в том, что во время этих игр дошкольникам  в ненавязчивой форме преподносится «целый багаж знаний», которую они получают. К тому же в процессе игровой деятельности дошкольникам проще упорядочить уже приобретенные навыки, удовлетворить свою любознательность и раскрыть потенциал. Им интересно играть, в то время как педагог добивается от них поставленных перед ней задач.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕМА:Формирование речи детей в игровой деятельности.Опытно-эксперементальная работа."Использование сюжетно-ролевых игр как средства речевого развития детей."

ТЕМА:Формирование речи детей в игровой деятельности.Опытно-эксперементальная работа."Использование сюжетно-ролевых игр как средства речевого развития детей." Выполнила:   Дегтярев...

Формирование и развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через дидактическую игру

"Родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний" К.Д.Ушинский...

Самообразование воспитателя Торе-Монге Рада Викторовны на тему: "Развитие речи детей 5-6 лет через дидактическую игру"

Самообразование воспитателя Торе-Монге Рада Викторовны на 2020-2021гТема: Развитие речи детей 5-6 лет через дидактическую игру.   Актуальность выбранной темы:        ...

План работы по самообразованию в средней группе по теме: "Формирование речи детей среднего дошкольного возраста через дидактические игры и упражнения"

Цель: Создать условия для развития речи детей среднего дошкольного возраста через дидактические игры, упражнения и чтение художественной литературы...

Презентация. Формирование представлений детей о геометрических фигурах через дидактические игры и детское творчество.

Знакомство с дедактическими играми и творческими заданиями для детей младшего и старшего дошкольного возраста....

ПЛАН РАБОТЫ по самообразованию по познавательно – речевому развитию в средней группе Тема: «Формирование речи детей среднего дошкольного возраста через дидактические игры и упражнения»

Актуальность темыВ настоящее время особую актуальность приобретает проблема развития речи детей дошкольного возраста.Развитие связной речи ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого...

План по самообразованию "Формирование речи детей среднего дошкольного возраста через дидактические игры и упражнения"

План по самообразованию Адамовой Е.В. на 2023г учебный год "Формирование речи детей среднего дошкольного возраста через дидактические игры и упражнения"...