Консультация для воспитателей «Проблема готовности к школе на современном этапе»
консультация (подготовительная группа) на тему

Плеханова Тамара Владимировна

Консулттация из опыта моей работы. Считаю, что материал будет полезен моим кооллегам

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley.docx26.53 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей на тему        :

«Проблема готовности к школе на современном этапе»

        Детство не просто возрастной период, когда ребенку хочется играть, прыгать, бегать. Детство - это и процесс взросления, это жизнь человека, переходящего из одного качественного состояния в другое, более высокое. Разумеется, ребенок об этом и не помышляет, но зато в этом направлении движутся его развивающие силы.

        Однако сам ребенок не в состоянии завершить процесс взросления. Ему должны прийти на помощь взрослые, заботящиеся о нем, дающие ему знания и опыт.

        Изменения в социально - экономической сфере нашего общества предопределили повышения внимания к проблемам образования. Родители думающие о будущем своих детей, прежде всего о том, кем они станут, предъявляют все более высокие требования к образовательным учреждениям, в том числе к качеству учебно - воспитательной работы в школе и подготовке к ней в ДУ. Учебная деятельность ребенка к школе зависит от того, какую подготовку ему дадут в дошкольном образовательном учреждении.

        Известно, что дошкольное детство - это фундамент школьной жизни. Поэтому проблема подготовки ребенка к обучению в школе и проблема преемственности всегда актуальны. Проблема преемственности решается в основном с точки зрения подготовки детей к школе. Эти проблемы взаимосвязаны, т.к. ключевой момент в реализации преемственности - определение сущности готовности ребенка к началу систематического школьного обучения.

        Что же такое готовность к обучению, готовность к школе, из чего она складывается, чем определяется?

        Проблема готовности ребенка к школе возникла давно, несколько десятилетий назад (вернее, была сформулирована как проблема, а существовала-то, наверное всегда) в связи с изменением сроков начала системного обучения, Возникла эта проблема не только в нашей стране, но практически во всех странах Европы.

        Ученые педагоги, школьные гигиенисты, психологи, физиологи, медики предлагали немало способов определения готовности ребенка к обучению. Одни ученые и специалисты считали достаточным критерием достижения определенной степени морфологического развития (например, смена молочных зубов), другие связывали готовность непременно с умственным развитием, третьи считали необходимым условием определенный уровень психического, и прежде всего личностного развития. Как показало теперь уже многолетнее изучение этой проблемы, готовность ребенка к школе определяется его физическим и психическим развитием, состоянием здоровья, умственным и личностным развитием, т.е. имеет значение весь комплекс факторов.

        Почему же так необходимо определить готовность ребенка до поступления в школу? Много ли детей поступают в первый класс «неготовыми»?

        Доказано, что у детей, не готовых к систематическому обучению, труднее и длительнее проходит период адаптации, приспособление к школе, у них гораздо чаще проявляются различные трудности обучения. Среди них значительно больше неуспевающих, и не только в первом классе, но и в дальнейшем эти дети чаще в числе неуспевающих, и именно у них в большем числе случаев отмечается нарушение состояния здоровья, прежде всего психоневрологической сферы.

        В отечественной психологии и педагогике проблему готовности изучали в различных аспектах. Так, в Институте дошкольного воспитания Академии педагогических наук под руководством А.В. Запорожца ученые ( JI.A. Венгер, Ф.А. Сохин, JI.E. Журова, Т.В. Тарунтаева и другие) выделяли два больших блока: общий и специальный. К общему авторы относили готовность физическую, личностную, интеллектуальную, к специальному - подготовку к усвоению предметов курса начальной школы, обеспечивающую как приобретение детьми первоначальных навыков чтения и счета, так и общее развитие.

        Таким образом, подготовка к школе - сложный процесс. Это не самоцель, а результат организации полноценной, эмоционально насыщенной жизнедеятельности ребенка, удовлетворяющая его интересы и потребности на протяжении всего дошкольного детства - возраста уникального, в котором закладываются основы будущего развития.

                Что же входит в понятие « готовность к школьному обучению»?

        Ответить на этот вопрос можно так: прежде всего это психологическая и физическая готовность ребенка к школе. Ее нельзя понимать в узком смысле - только как умение ребенка уметь писать, читать и считать. Речь идет не о требованиях школы к ребенку с позиций обучения, а о подготовке ребенка к школьному периоду жизни.

        Чему же можно и нужно научить дошкольника в детском саду? Какие качества необходимо воспитать у него, чтобы подготовить к систематическому и обязательному усвоению знаний?

        Среди главных составляющих понятия « готовность к школе» особое место должны занимать развитие любознательности и познавательной активности, умение самостоятельно думать и решать мыслительные задачи.

        Рассмотрим общий блок готовности ребенка к школе.

Физическая готовность.

        Под физической готовностью следует понимать состояние здоровья, развитие двигательных навыков и качеств, особенности тонких моторных координаций, физическую и умственную работоспособность. Над этим вопросом работали такие педагоги как А.В. Запорожец, М.Ю. Кистяковская, Н.Т. Терехова и др.

        Определяя готовность ребенка 6-7 лет к школьному обучению, взрослый должен учитывать так называемую « школьную зрелость», т е. уровень его морфологического и функционального развития. Основаниями определения «незрелости» могут быть индивидуальные особенности физического развития, например, костной системы, несоответствие длины и массы тела возрастным нормативам. Особого наблюдения требуют дети, чье дисгармоничное развитие идет за счет превышения или дефицита массы тела; те, кто имеет низкий рост, у кого нарушены пропорции тела, например, соотношение окружности головы и длины тела, кто страдает физиологической незрелостью сердечно - сосудистой системы, меньшей способностью выполняет физические нагрузки.

        Данные исследований физиологов, гигиенистов (НИИ физиологии детей и подростков), позволили выявить процентное соотношение «зрелых» и «незрелых» детей в разном возрасте. Так, среди шестилетних детей процент «зрелых» составляет 49%, шести с половиной лет - 68%, среди семилетних - 87%, с 7,5 лет - 8 летних - 98%. Наблюдается существенное различие между мальчиками и девочками. У девочек наибольший прирост количества «зрелых» отмечен от 5 до 5,5 лет и от 5,5 до 6 лет. У мальчиков этот прирост смещен на полгода от 5,5 до 6 лет и от 6 до 6,5 лет.

        Таким образом, возраст ребенка для поступления в школу определяется дифференцировано. Для большинства детей оптимален семилетний возраст.

        Как определяется физическая готовность в нашем МОУ мы рассмотрим в следующей главе.

Личностная готовность

        Личностную готовность ребенка к школе мы можем найти в исследованиях, Р.С.Буре, Т.А.Репиной, Г.Г.Кравцова, Р.Б.Стеркиной, Т.В.Антоновой и другие.

        Личностная готовность проявляется в произвольности поведения сформированного общения , самооценки и мотивации учения Произвольность представляет собой способность действовать в соответствии с сознательно поставленной целью, понимать условность учебных ситуаций. Сформированность в общении охватывает основные сферы жизненных отношений ребенка (с окружающими взрослыми и со сверстниками, а также отношение ребенка к самому себе). Ее важнейший компонент общение «кооперативно-соревновательного» типа (в ходе игр, особенно с правилами), содержательного (в совместно распределенной деятельности - игре, конструировании), позволяющие понимать и учитывать действия и позиции партнеров.

        Важнейший показатель готовности старшего дошкольника к школьному типу обучения и образу жизни  адекватная объективная оценка собственных возможностей, деятельности и ее результатов.

        В процессе общения ребенка со взрослым, которое носит, в этот возрастной период внеситуативно-личностный характер возникает еще одна важная составляющая готовность к школе | способность принять взрослого в новом качестве, в качестве учителя, требованиям которого он охотно подчиняется (М.И .Лисина) .

        Затрагивая тему личностной готовности ребенка к школе, подчеркнем значимость мотивационного плана, формирование так называемой «внутренней позиции школьника» (Л.И.Божович), в основе которой лежит сплав разных типов мотивов учения: 1).социальный, связанный с потребностью общаться с другими людьми, приобретая новый, социальный статус; 2).познавательный, связанный непосредственно с учебной деятельностью, с потребностью активно познавать новое.

        Как важное новообразование отметим возникновение моральных мотивов (чувства долга), которые побуждают детей заниматься деятельностью, не привлекательной для них. С этим качеством тесно связываются «социальные эмоции», когда у ребенка проявляется чувство радости не только от удовлетворения непосредственного желания, но и от того что он справился с любыми трудностями (в том числе и интеллектуальными), оказал кому-то помощь, поступил по справедливости.

        Таким образом, в русле реальной педагогической практики личностная готовность к школе проявляется в активности, в заинтересованности решать общие задачи, в потребности помогать сверстникам, в дисциплинированности в умении подчиняться установленным правилам, в качестве ответов и результатах работы, в проявлении настойчивости, старательности.

Интеллектуальная (умственная) готовность.

        Умственная подготовка дошкольников (А.В.Запорожец, Н.Н.Поддъяков, Ф. А.Сохин, Л.А.Венгер, А.Парамонова) предполагает не столько накопление конкретных знаний, умений и навыков по отдельным предметам, сколько формирование восприимчивости детей к знаниям, развитие у них личного опыта познания, желание узнавать новое, фантазировать, действовать. Сформированность образного мышления, творчества, основ словесно-логического мышления, а также владение родным языком, основными формами речи (диалогом и монологом), овладение средствами познавательной деятельности (умением классифицировать, обобщать, схематизировать, моделировать.)

        Главное - развить у дошкольников потенциальные возможности узнавать новое, поэтому знание, умения и навыки рассматриваются не как самоцель, а как средство интеллектуального развития. Их объем не должен превышать возрастных возможностей детей и дублировать школьную программу.

        Развивая познавательную деятельность, воспитатель не дает готовых знаний, образцов и определений, а стимулирует каждого ребенка на их поиск, развивает познавательную инициативу путем создания различных проблемных ситуаций, организации поисковой деятельности, постановки простейших опытов, формирует умение спрашивать, наблюдать, готовит детей к усвоению определенных учебных правил и порядка действий: ставить цель, планировать и последовательно осуществлять работу, прогнозировать результаты, контролировать и оценивать свои действия.

        Успешность обучения ребенка в школе зависит от уровня особую роль владения разным языком, развития речи, на котором строится вся учебная деятельность. И поэтому особую роль в понятии « школьная готовность имеет развитие связной монологической речи, формы, в которой ребенок самостоятельно, без помощи взрослого, произвольно использует все достижения языкового развития. Развитая диалогическая форма речи в свою очередь будет свидетельствовать о том, что налаживается взаимопонимание с окружающими, устанавливаются партнерские отношения с учителем и одноклассниками. А умение описывать, рассказывать, рассуждать, высказывать свои соображения, побуждать, сообщать говорит о способности ребенка объяснять товарищам, скажем, правила новой игры, собственные действия и поступки. Как подчеркивает Н.Н. Поддъяков и Н И. Кузина, умение объяснять - важнейший компонент учебной деятельности.

        Таким образом, обучение в детском саду направленно, во- первых, на то, чтобы помочь ребенку легко войти в окружающий его мир, и, во-вторых, максимально развить его потенциальные способности.

        Занятия не должны быть преобладающей формой обучения в детском саду. Они проводятся в тех случаях, когда требуется система специальных знаний, а также для формирования у детей старшего дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности.

Специальная готовность.

        Речь идет об овладении началами грамоты (чтением, письмом, математикой), элементами учебной деятельности (владением задач общего контакта деятельности, планирования и контроля, овладением общим темпом и ритмом работы).

        Общая и специальная готовность к школе между собой тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. В их формировании имеют значение как специфически детские виды деятельности, так и специальные области знаний (чтение, письмо, математика). При специальной подготовке особое внимание уделяется тем знаниям, которые будут в дальнейшем востребованы начальной школой, и их роли в общем психическом развитии ребенка, удовлетворение его естественного интереса к этой области действительности. В русле данного подхода ( на основе представлений Д. Б. Эльконина о механизме чтения и роли звукового анализа в нем) осуществляется обучение грамоте в детском саду ( см. Исследования Л.Е. Журовой, JI.H. Невской, Н. В Дуровой и другие). Обучение началам математике строится на овладении исходными математическими отношениями и зависимости ( исследования Т. В. Тарунтаевой, А Н. Давидчук и др.). В дальнейшем в развитии этих идей был разработан новый подход к обучению грамоте, основной принцип которого - единство счета, чтения, и письма.

        Итак, в центре развития ребенка – дошкольника (Л.С. Выготский, А.В.Запорожец, Л.А. Венгер, Д.Б.Эльконин) поставлена осознанность и произвольность. Эти качественно новые образования появляются к концу дошкольного возраста на основе овладения ребенком элементами грамоты, математики , в специфических видах деятельности, прежде всего в игре, конструировании, рисовании. Так, в конструировании по условиям и моделям дети учатся ставить задачу, планировать и контролировать свою деятельность, искать способы решения и использовать их в других ситуациях. Овладение этим умением составляет важнейшую предпосылку учебной деятельности.

        Свойство произвольности к концу дошкольного возраста приобретает и такая психическая функция, как память (З.М.Истомина). В разных видах деятельности перед дошкольником возникает осмысленная задача – запомнить и он начинает использовать известные и изобретенные им самим способы запоминания и осознавать их. Проблема « готовности к школе» на современном этапе охватывает и развитие воображения, составляющего основу творчества (В.В.Давыдов, В Г Кудрявцев, О.М.Дьяченко). Ребенок, обладающий творческими способностями, готов к самостоятельному познанию нового учебного материала, к поисковой деятельности, к построению взаимоотношений и сотрудничества с педагогом и сверстниками. Он любознателен, активен, инициативен, может не только решать предлагаемые взрослым задачи, но и сам ставить новые.

        Новые требования к содержанию дошкольного образования меняют сам смысл понятия « готовность к школе», которая теперь понимается более широко, ориентирует нас на раннее развитие ребенка на основе всестороннего учета его возрастных индивидуальных особенностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей Тема: Готовность руки к письму, важный этап подготовки детей к школе.

Эта тема очень актуальна, потому что, когда ребенок идет в школу и его рук не подготовленна, он встречается с первыми неудачами. Из-за этого он может отказываться идти в школу,потому что у всех получа...

"Актуальность проблемы патриотического воспитания дошкольников на современном этапе развития общества"

Помощь воспитателям по патриотическому воспитанию дошкольников в детском саду....

ПРОБЛЕМЫ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ.

В статье освещены проблемы современных дошкольников по речевому развитию...

Консультация для воспитателей Проблема развития связной речи в современной практике работы дошкольных учреждений

Консультация для воспитателейПроблема развития связной речи в современной практике работы дошкольных учреждений...

Консультация для воспитателей "Особенности патриотического воспитания дошкольника на современном этапе"

Консультация для воспитателей"Особенности патриотического воспитания дошкольника на современном этапе"...

Консультация для воспитателей " Особенности патриотического воспитания дошкольников на современном этапе"

Консультация о значении патриотического воспитания в детском саду в современном мире....