Статья по духовно-нравственному воспитанию
статья (подготовительная группа) на тему

Мусоркина Татьяна Владимировна

Развитие ребёнка в период раннего детства есть основа всего жизненного пути.  Вопросы нравственности получают особую актуальность в наше время, в эпоху информационных технологий и компьютерного бума, когда вопросы воспитания зачастую сводятся к вопросу об эффективных технологиях. Педагоги любого звена не будут отрицать, что за последние 20 лет произошло нивелирование института воспитания от целей-ценностей до реальных технологий. За этот период выросло поколение, которое испытывает колоссальные затруднения с воспитанием уже своих собственных детей, не понимая, каким с точки зрения воспитанности должен быть их ребёнок в современном социуме. Слово Любовь так опошлено за последние годы, что вызывает стеснение и нездоровые улыбки детей. Всё это не может не вызывать беспокойства за судьбу наших воспитанников.

        Прежде, чем определиться с задачами духовно-нравственного воспитания детей, мы должны понимать, что такое духовность и что такое нравственность. В православной педагогике эти понятия определяются следующим образом: духовность – это состояние близости души, внутреннего мира человека к Вышнему и Горнему миру; нравственность – это твёрдая постоянная решимость воли следовать за добрыми влечениями сердца и совести. Спасибо переменам в нашей стране, которые позволяют нам сегодня не стесняясь говорить о человеке, как  о  существе духовном, и  признать, что православная педагогика всегда обогащала педагогику светскую цельностью миропонимания, опытом нравственного уклада жизни, развития гармоничной личности.

        Невозможно говорить о нравственном воспитании ребёнка не понимая сущности природы человека, как существа духовного.  В современных программах дошкольного воспитания много внимания уделяется здоровью физическому, но очень мало говорится о здоровье духовном. Мы приучаем детей к правилам гигиены, но ничего не говорим о чистоте духовной. Мы учим детей следить за порядком в жилище, но не учим наводить порядок в своей  душе. Мы учим детей эстетике в одежде и во внешнем виде, но мало говорим о красоте внутренней, духовной. Мы стараемся кормить детей здоровой пищей,  но не всегда следим за тем, чем занимаются наши дети, что они слушают, смотрят в СМИ и во что они играют, не опасна ли «эта пища» для их души. Мы хотим, чтобы дети были сильными физически, но не знаем, как сделать их сильными духом. Мы приучаем ребёнка к трудолюбию, но не объясняем, что душа тоже должна трудиться, потому что «труд без души» не может создать ничего ценного для людей.  Не открыв детям сущности понятия «человека», как существа духовного, мы никогда не сделаем их счастливыми, потому что счастье живёт в душе человека. Самое главное в мире не деньги, не слава, не власть, а мир, радость и спокойствие в душе. Человек есть творение Божье. «Бог есть Любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» (Св. апостол Иоанн). Если Бог есть Любовь, а человек сотворён по образу и подобию божию, значит надо помочь человеку открыть этот дар, и тогда он тоже станет Любовью. Задача духовного воспитания научить ребёнка не дать погаснуть божественной искре Любви, которая заложена в нём с рождения.  Идея, выраженная в библейской заповеди: «люби ближнего своего, как самого себя» подразумевает, что любовь к себе и понимание своего собственного «я» неотделимы от уважения, любви и понимания другого человека.

                   Почти все системы и программы дошкольного воспитания в качестве важнейшей задачи ставят нравственное воспитание, которое включает формирование положительного  отношения к людям, социализацию. В большинстве существующих программ главным методом такого воспитания является усвоение моральных норм и правил поведения. Но знание моральных норм вовсе недостаточное условие для их соблюдения. Кроме того доброта и отзывчивость вовсе не сводятся к выполнению определённых правил поведения. Эти качества основаны на способности к сочувствию и сопереживанию, на доброжелательном отношении к другому, которое проявляется в самых разных жизненных ситуациях. Значит надо воспитывать не столько правильное поведение, но главное, нравственные чувства, которые позволяют принимать чужие радости и трудности, как свои. Неумение выразить свои эмоции, понять чувства окружающих приводит к формированию «коммуникативной и эмоциональной глухоты», которая становится причиной конфликтности ребёнка с другими детьми и негативно отражается  на формировании личности.

         Наш детский сад осуществляет общеобразовательную деятельность с приоритетным осуществлением деятельности по направлению художественно-эстетического развития, поэтому задачи духовно-нравственного развития через интеграцию всех видов художественно-эстетического развития детей является главным направлением работы педагогического коллектива. Два года назад   совместно с психологом, музыкальным руководителем, воспитателями была разработана программа «Всё начинается с Любви» по духовно-нравственному развитию старших дошкольников через синтез искусств. Эта программа позволила осуществить интеграцию воспитательного процесса и эффективное взаимодействие  педагога-психолога, воспитателя, музыкального руководителя, преподавателей изо и театра в духовно-нравственном развитии детей.

          Главными задачами программы  являются:

1.     Гармонизация личности ребёнка через воспитание  чувства Любви,  как творения Добра и отрицания Зла. Учить детей размышлять об истинных ценностях человека: духовной красоте и духовном богатстве, делать правильный нравственный выбор.

2.     Обогатить духовный мир ребёнка высокими образцами музыки, живописи, художественного слова. Уметь выражать свой внутренний мир в творчестве: пении, рисовании, чтении стихов, в театрализациях.

3.     Эмоциональное развитие дошкольников, учить управлять своими эмоциями. Развитие нравственных чувств: умения понимать эмоции другого человека, способности к сочувствию, сопереживанию и содействию другому человеку.

4.     Развитие познавательных процессов дошкольников: обогащение речи новыми понятиями и словами, развитие творческое мышления, воображения.

                Особенности реализации целей и задач программы:

1.     Единое тематическое планирование для всех видов деятельности. Работа над проживанием каждой темы проводится в течение месяца и является подготовкой к итоговому интегрированному занятию, которое можно провести в виде театрализованного праздника или досуга.

2.     Духовно-нравственная направленность личности воспитателей и педагогов, стремление к самосовершенствованию и саморазвитию. Знание и беспрекословное  следование принципам гуманной педагогики, основанной на любви и уважении к ребёнку: «Воспитывая любить и любя воспитывать».

3.     Интегрированный подход к реализации программы через синтез искусств, что предполагает объединение различных направлений деятельности воспитателей и педагогов: музыка, рисование, чтение художественной литературы, сказок, стихов с последующим обсуждением, театрализованные, ролевые и психологические игры.

4.     Использование эффективных методов психологического оздоровления детей: игротерапия, музыкотерапия, изотерапия, цветотерапия, сказкотерапия.

5.     Взаимодействие с родителями: обсуждение проблем духовно-нравственного воспитания в семье на родительских собраниях и в индивидуальных беседах, открытые занятия по программе для родителей, информация в родительских уголках.

Тематическое построение программы составлено с учётом требований основной общеобразовательной программы: «Где живёт Любовь?», «Любить, значит Добро творить», «Я люблю людей или зачем быть вежливым», «Я люблю свою семью», «Я люблю своих друзей», «Я люблю свою Родину», «Люблю природу», « Я люблю животных», «Люблю трудиться».

             В сентябре месяце мы работали с темой «Где живёт Любовь?» На всех занятиях педагоги затрагивают проблемные вопросы для размышления: Что такое Любовь? Кого вы любите? Где живёт Любовь? Что такое Душа? Как вы понимаете выражения: душа болит, душа радуется? Какие чувства живут в нашей душе? Может ли человек жить без Любви? Как можно выразить Любовь? (словом, музыкой, песней, рисунком и т.д.) Можно ли научиться любить?

       На музыкальных занятиях  дети учатся понимать музыку «сердцем», душой, знакомятся с копилкой чувств (Любовь, Радость, Грусть, Волнение, Героические чувства), разучивая и исполняя песни, учатся выражать свои чувства, отдавая «частичку своей души», а в коммуникативных танцах проявляют сочувствие партнёру, развивают выразительность невербальных средств общения.

   На занятиях с воспитателем дети стараются понять смысл пословиц: «Любовь согласие водит, а от ненависти вражда исходит», « Любить друга - любить себя», « Любовь побеждает всё», « Где любовь, тут и Бог»; слушают рассказы Драгунского «Он живой и светится», Лопатиной «Фея любви», смотрят мультфильм «Аленький цветочек» с последующим обсуждением.

На занятиях рисования и художественного творчества рисуют на темы: «Любимый детский сад», «Любимые игрушки», «Нарисуй чувства в цвете», делают подарок для любимого человека.

На занятиях по театрализованной деятельности  для драматизации и обсуждения предлагаются стихи Агнии Барто «Егор не любит грусти», «Не простая загадка», Благининой «Где она».

  На всех занятиях используются психологические игры: «Комплимент», «Волшебный стул», «Сижу, сижу на камушке».

Завершающим этапом является интегрированное занятие «Всё начинается с любви», на котором дети читают выученные стихи, поют песни, танцуют, рассматривают выставку рисунков, поделок, коллективных работ)

           За два года работы по программе можно наблюдать некоторые результаты: уменьшилась конфликтность между детьми, улучшилась адаптация новеньких детей к условиям детского сада, улучшился микроклимат в педагогическом коллективе. К сожалению, невозможно за такой короткий срок отследить истинные результаты нашей работы, потому что педагоги-воспитатели являются «сеятелями вечного и доброго», прорастут ли наши семена зависит от «почвы», на которую они попадут в семье, социуме. Но мы уверены в необходимости и важности этой работы и очень верим, что наши уроки помогут нашим детям стать счастливыми, успешными людьми.

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_vsyo_nachinaetsya_s_lyubvi.docx64.11 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 детский сад общеобразовательного вида с приоритетным осуществлением деятельности по направлению художественно-эстетического развития № 162

«Всё начинается с Любви»

Программа духовно-нравственного развития старших дошкольников через синтез искусств

Авторы:

 Музыкальный руководитель

 Акилова Наталия Михайловна

Педагог-психолог

Бурдакова Ольга Владимировна

Старший воспитатель

Мусоркина Татьяна Владимировна

Город Нижний Новгород

2015год

Содержание

  1. Пояснительная записка.                                                             Стр.3
  2. Планируемые результаты освоения  программы.                   Стр.9
  3.   Тематический план и содержание программы.                      Стр.13
  4. Список рекомендуемой литературы.                                        Стр.19
  5. Приложение.                                                                               Стр.20

Пояснительная записка

Развитие ребёнка в период раннего детства есть основа всего жизненного пути. Проблемы духовного развития детей как никогда остро стоят в нашем обществе в силу ряда факторов: деструктивного воздействия агрессивной информационной среды, кризиса семьи, ориентация воспитания на индивидуалистскую модель, ослабление игровых форм совместной деятельности и других причин социально-психологического, экономического, культурного планов, нельзя не констатировать выраженную дегуманизацию отношений ребёнка в обществе. Следствие этого – серьёзные трансформации в субкультуре: дети перестают полноценно играть, детский фольклор деградирует, нарастает тенденция к размыванию границ о добре и зле. Повышение в последнее десятилетие уровня жизни ребёнка и семьи (это: рост потребления товаров и услуг, в том числе и детских, повышение жизненного комфорта, детская индустрия развлечений - книги, фильмы, телепередачи, игрушки и пр.) находится в противоречивом несоответствии со снижением качества жизни, как субъективной удовлетворённости самого ребёнка условиями жизни.

  Вопросы нравственности получают особую актуальность в наше время, в эпоху информационных технологий и компьютерного бума, когда вопросы воспитания зачастую сводятся к вопросу об эффективных технологиях. Педагоги любого звена не будут отрицать, что за последние 20 лет произошло нивелирование института воспитания от целей-ценностей до реальных технологий. За этот период выросло поколение, которое испытывает колоссальные затруднения с воспитанием уже своих собственных детей, не понимая, каким с точки зрения воспитанности должен быть их ребёнок в современном социуме.

        Прежде, чем определиться с задачами духовно-нравственного воспитания детей, мы должны понимать, что такое духовность и что такое нравственность. В православной педагогике эти понятия определяются следующим образом: духовность – это состояние близости души, внутреннего мира человека к Вышнему и Горнему миру; нравственность – это твёрдая постоянная решимость воли следовать за добрыми влечениями сердца и совести (добронравие). Спасибо переменам в нашей стране, которые позволяют нам сегодня не стесняясь говорить о человеке, как  о  существе духовном, и  признать, что православная педагогика всегда обогащала педагогику светскую цельностью миропонимания, опытом нравственного уклада жизни, развития гармоничной личности.

        Невозможно говорить о нравственном воспитании ребёнка не понимая сущности природы человека, как существа духовного.  В современных программах много внимания уделяется здоровью физическому, но очень мало говорится о здоровье духовном. Мы приучаем детей к правилам гигиены, но ничего не говорим о чистоте духовной. Мы учим детей следить за порядком в жилище, но не учим наводить порядок в своей  душе. Мы учим детей эстетике в одежде, но мало говорим о красоте духовной. Мы стараемся кормить детей здоровой пищей, хотя она не всегда вкусная,  но не всегда следим за тем, чем занимаются наши дети, что они слушают, смотрят в СМИ и во что они играют, не опасна ли «эта пища» для их души. Мы хотим, чтобы дети были сильными физически, но не знаем, как сделать их сильными духом. Мы приучаем ребёнка к трудолюбию, но не объясняем, что душа тоже должна трудиться, потому что «труд без души» не может создать ничего ценного для людей.

        Не открыв детям сущности понятия «человека», как существа духовного, мы никогда не сделаем их счастливыми, потому что счастье живёт в душе человека. Самое главное в мире не деньги, не слава, не власть, а мир, радость и спокойствие в душе. Человек есть творение Божье. «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» (Св. апостол Иоанн). Если Бог есть Любовь, а человек сотворён по образу и подобию божию, значит надо помочь человеку открыть этот дар, и тогда он тоже станет Любовью. Задача духовного воспитания научить ребёнка не дать погаснуть божественной искре любви, которая заложена в нём с рождения.  Идея, выраженная в библейской заповеди: «люби ближнего своего, как самого себя» подразумевает, что любовь к себе и понимание своего собственного «я» неотделимы от уважения, любви и понимания другого человека.

                   Почти все системы и программы дошкольного воспитания в качестве важнейшей задачи ставят нравственное воспитание, которое включает формирование положительного  отношения к людям, социализацию. В большинстве существующих программ главным методом такого воспитания является усвоение моральных норм и правил поведения. Очевидно, что знание моральных норм вовсе недостаточное условие для их соблюдения. Кроме того доброта и отзывчивость вовсе не сводятся к выполнению определённых правил поведения. Эти качества основаны на способности к сочувствию и сопереживанию, на доброжелательном отношении к другому, которое проявляется в самых разных жизненных ситуациях. Значит надо воспитывать не столько правильное поведение, но главное, нравственные чувства, которые позволяют принимать чужие радости и трудности, как свои. Неумение выразить свои эмоции, понять чувства окружающих приводит к формированию «коммуникативной глухоты», которая становится причиной конфликтности ребёнка с другими детьми и негативно отражается  на формировании личности. Поэтому еще одно очень важное направление нравственного воспитания – развитие способности к эмпатии.

          Наш детский сад осуществляет общеобразовательную деятельность с приоритетным осуществлением деятельности по направлению художественно-эстетического развития, поэтому задачи духовно-нравственного развития через интеграцию всех видов художественно-эстетического развития детей является главным направлением работы педагогического коллектива. Программа позволит осуществить интеграцию воспитательного процесса и эффективное взаимодействие  педагога-психолога, воспитателя, музыкального руководителя, преподавателей изо и театра в развитии познавательной активности, творческих способностей, фантазии, развитии коммуникативных умений, обогащении словарного запаса детей.

          Обобщив всё, выше сказанное, сформулируем основные цели и задачи программы:

  1. Гармонизация личности ребёнка через воспитание  чувства Любви,  как творения Добра и отрицания Зла. Учить детей размышлять об истинных ценностях человека: духовной красоте и духовном богатстве. Учить высказывать своё мнение, слушать других.
  2. Обогатить духовный мир ребёнка высокими образцами музыки, живописи, художественного слова. Уметь выражать свой внутренний мир в творчестве: пении, рисовании, чтении стихов, в театрализациях.
  3. Эмоциональное развитие дошкольников, учить управлять своими эмоциями. Развитие эмпатии – умения понимать эмоции другого человека, способности к сочувствию, сопереживанию и содействию другому человеку,
  4. Развитие познавательных процессов дошкольников: обогащение речи новыми понятиями и словами, развитие творческое мышления, воображения.

      Воспитатель- педагог – посредник между ребёнком и духовными ценностями прошлых и современных поколений. Эти ценности несут в себе личностные черты воспитателя, его оценки, поэтому эффективное осуществление системы воспитания детей всецело зависит от гуманистической направленности личности педагога, знании принципов  гуманной педагогики, основанной на системе педагогических аксиом:

Любовь воспитывается любовью,

Доброта воспитывается добротой,

Честность воспитывается честностью,

Духовность воспитывается духовностью,

Нравственность воспитывается нравственностью.

Важнейшим источником жизненного опыта дошкольников являются внутрисемейные отношения, отражающие нравственные установки и духовные ценности родителей. Возможности воспитателей в перестройке внутрисемейных отношений ограничены. Однако воспитатель может восполнить таким детям недостаток эмоционального комфорта теплотой, вниманием, заботой в детском саду.

                  Важным источником нравственного опыта дошкольников относится искусство. Взаимосвязь и взаимопроникновение различных видов искусства и разнообразной творческой деятельности детей и взрослых в образовательном процессе открывает широкие возможности  в плане развития эмоциональной сферы детей и обогащения их духовного мира.

                Особенности реализации целей и задач программы:

  1. Духовно-нравственная направленность личности воспитателей и педагогов, стремление к самосовершенствованию и саморазвитию. Знание и беспрекословное  следование принципам гуманной педагогики, основанной на любви и уважении к ребёнку: «Воспитывая любить и любя воспитывать»
  2. Интегрированный подход к реализации программы через синтез искусств, что предполагает объединение различных направлений деятельности воспитателей и педагогов: музыка, рисование, чтение художественной литературы, сказок, стихов с последующим обсуждением, театрализации и психологические игры.
  3. Создание доброжелательного климата и психологического комфорта с помощью психологических игр и тренингов.
  4. Единое тематическое планирование для всех видов деятельности. Работа над проживанием каждой темы проводится в течение месяца и является подготовкой к итоговому интегрированному занятию, которое можно провести в виде театрализованного праздника или досуга.
  5. Использование эффективных методов психологического оздоровления детей: игротерапия, музыкотерапия, изотерапия, цветотерапия, сказкотерапия.
  6. Взаимодействие с родителями: обсуждение проблем духовно-нравственного воспитания в семье на родительских собраниях и в индивидуальных беседах, открытые занятия по программе для родителей, информация в родительских уголках.

Программа находится в стадии разработки. Апробация программы  планируется в 2015-2016 учебном году в старшей и подготовительной группе.

Планируемые результаты освоения воспитанниками программы  духовно-нравственного воспитания

  1. Умение проявлять любовь к людям и миру, выражающееся в радостном состоянии души, желании делать добрые дела.
  2. Желание выразить свой внутренний мир, «отдавать частичку души» через активную творческую деятельность: в пении, танце, рисовании, театральной деятельности.
  3. Умение делать правильный нравственный выбор в различных жизненных ситуациях.
  4. Усвоение навыков сотрудничества в играх, совместной творческой деятельности.

Методы диагностики для оценки уровня усвоения планируемых результатов:

Наблюдение, индивидуальные беседы, использование методик

Фамилия, имя ребёнка

Эмоциональное состояние ребёнка, агрессивность (Графическая методика «Кактус»)

Социометрический эксперимент (Игра «Секрет»)

Методика «Цветик-семицветик»)

1.

2.

Графическая  методика «Кактус»

При проведении диагностики ребёнку выдаётся лист бумаги стандартного размера и простой карандаш.

Инструкция: «На листе белой бумаги нарисуй кактус – такой, какой ты себе представляешь». Вопросы и дополнительные объяснения не допускаются.

В рисунках могут проявиться следующие качества ребёнка:

Агрессия – наличие сильно торчащих иголок. Длинные, близко расположенные друг от друга иглы показывают высокую степень агрессивности.

Импульсивность – отрывистость линий, сильный нажим.

Эгоцентризм, стремление к лидерству – крупный рисунок, центр листа.

Неуверенность в себе, зависимость – маленький рисунок, расположение внизу листа.

Демонстративность, открытость – наличие выступающих отростков в кактусе, вычурность форм.

Скрытность, осторожность- расположение зигзагов ко контуру или внутри кактуса.

Оптимизм – «радостные» кактусы.

Тревога – преобладание внутренней штриховки прерывистыми линиями.

Экстравертированность – наличие на рисунке других кактусов или цветов.

Интравертированность – на рисунке изображён один кактус.

Стремление к домашней защите, наличие чувства семейной общности – наличие цветочного горшка на рисунке, изображение комнатного растения.

Отсутствие стремления к домашней защите , наличие чувства одиночества – дикорастущие, «пустынные  кактусы».

Игра «Секрет»

Игра даёт возможность выявить существенные характеристики детских отношений в группе. По количеству полученных каждым  ребёнком картинок можно судить о положении его в группе сверстников. Следует обратить особое внимание на детей, не получивших подарков, а также на тех, которым достались отрицательные выборы. В данной методике эти задачи решаются путём качественного анализа мотиваций детей при осуществлении выбора или в проективной ситуации.

Для проведения экспериментальной игры «Секрет» нужно подготовить по 3 картинки на каждого ребёнка и 6-8 запасных.

В раздевалке, где находятся шкафчики для одежды детей, ставят подальше друг от друга два детских столика с двумя стульями возле каждого (для ребёнка и взрослого). Перед началом эксперимента ребёнку дают инструкцию: « Сегодня все дети нашей группы будут играть в интересную игру, которая называется «Секрет». По секрету все будут дарить друг другу красивые картинки». Чтобы ребёнок мог легче принять задачу – подарить другим то, что нравится самому, - его заверяют: «Ты будешь  дарить ребятам, а они подарят тебе». Далее ребёнку дают  3 картинки и говорят: «ты можешь их подарить тем детям, которым захочешь, только каждому по одной. Если  хочешь, можешь подарить картинки и тем ребятам, которые болеют» . Если ребёнок долго не может решить, кому сделать подарки, ему помогают: « Можешь подарить тем детям, которые тебе больше всех нравятся, с которыми ты любишь играть». После того как ребёнок сделал свой выбор, назвал имена детей, которым хочет преподнести подарки, у него выясняют: «Почему ты в первую очередь решил  подарить картинку…?» Далее спрашивают: « Если бы у тебя было много картинок и только трём детям из группы не хватило, кому бы ты не стал давать картинку и почему?» Все ответы записываются в тетради, а на обратной стороне картинки отмечается имя ребёнка, которому она подарена. Важно, чтобы все дети нашли у себя «подарки». Для этого используются запасные картинки.

Методика «Цветик-семицветик»

Педагог раздаёт детям цветные лепестки и спрашивает: «Красный лепесток ты потратишь на кого? А синий на кого?..»

Оценка результатов.

Возможны следующие варианты ответов ребёнка:

  1. Все семь лепестков на себя.

Оценивается как эгоцентризм.

  1.  - на себя и родных;

- на себя и воспитателей;

- на себя и друзей;

- на себя, родных и друзей;

- на себя, родных и воспитателей;

- на себя, воспитателей и друзей.

Оценивается как проявление тенденций к эгоцентризму и альтруизму;

  1. Все лепестки на других, исключая себя. Оценивается как альтруистическая направленность.


Тематический план и содержание программы

Музыка

Рисование

Чтение художественной литературы с обсуждением.

Театр, театрализованные игры

Психологические игры

Сентябрь: «Всё начинается с любви»

 Содержание бесед с детьми: Что означает слово «Здравствуйте»? Какого человека мы считаем здоровым? Можно ли назвать здоровым человека, который никого не любит? Где живёт любовь? Что такое душа? Любовь даёт счастье и радость. Какие чувства живут в нашей душе? Знакомство с чувствами- эмоциями (радость, робость, страх, злость, удивление). Полезные и неполезные эмоции. Как можно выразить любовь: в пении, рисовании, чтении стихов, в творении добрых дел. Можно ли научиться любить?  

 Слушание: Форе «Пробуждение», Мориконе «Love Stori»,

Рамо «Радость», «Резвушка», «Злюка» Пение: Никитин-Мориц, «Все козлята любят петь», Дубравин-Чуковский «Радость»

Рисование под музыку «Чувствую и рисую»

Рисование в нетрадиционной технике «Дельфин»(6)

Стихи, пословицы о любви.

Драгунский «Он живой и светится». Лопатина «Фея любви». Скребцова «Цветок кактуса». Аксаков «Аленький цветочек»

. Инсценировка сказки К. Кыдрева «Капелька росы».

Инсценировка стихотворения Благининой «Где она».

Игра «Фея любви»

«Комплимент», «Волшебный стул», «Сижу, сижу на камушке».

Октябрь: Любить значит Добро творить.

Содержание бесед с детьми: Какого человека можно назвать добрым? Что такое зло? Что значит «доброе сердце», «добрая душа»? Можно ли понять чувства другого человека? Что такое милосердие, сочувствие, отзывчивость? Чем отличается радость от удовольствия? Когда человек получает истинную радость? Спешите делать добро.

Слушание: Чайковский. Па-де-де из балета «Щелкунчик»

Глинка «Марш Черномора». Мусоргский «Баба Яга». Пение: Мухамедшина «Песня о доброте». Дубравин «Огонёк добра».

Рисование «Дерево доброты»

Библейское предание «Каин и Авель»(Вавилонская башня под ред.К.Чуковского)

Катаев «Цветик-семицветик»

А.Барто «Вовка – добрая душа»

Пословицы о добре и зле.

Путешествие в страну «Эмпатия»(1). Инсценировки стихов «Подружился-раздружился», «Ссора» С. Погореловского.

Театральные этюды на умение выразить свои чувства.

«Наши добрые дела», «Тух-тиби-дух», «Доброе животное».

Ноябрь: Я люблю людей или зачем быть вежливым.

Содержание бесед с детьми: Мы живём среди людей. Все люди трудятся друг для друга, а значит для тебя. Какие вы знаете профессии. Любить людей – значит уважать их. Что такое вежливость. Правила этикета.

Пение: Котляревский    «Добрые слова». Песни о профессиях. Музыкальная сказка «Как начиналась вежливая песенка»,муз. Левдокимова.

Занятие «Роза»: упражнение «Волшебные цветы», рисование роцы с помощью ладони, игра «Добрые слова»

Васильева-Гангнус «Азбука вежливости». Маршак «»Ежели вы вежливы», «Урок вежливости».Барто «Шла вчера я по садовой». Остер «Будем знакомы». Мексиканская сказка «Вежливый кролик», Мориц «Заходите в гости»

Инсценировка стихов о вежливости.

Разыгрывание проблемныз ситуаций.

«Вежливые слова»,  «Вежливые слова - вежливые ответы», «Вежливость».

Декабрь: Я люблю свою семью.

Содержание бесед с детьми: Кто нас любит больше всех? Что такое семья? Расскажи о своей семье. Знаешь ли ты своё имя и отчество. Что вы знаете об истории своей семьи, о своих бабушках и дедушках? Как ты проявляешь любовь к своим родным? Нужно ли учиться быть мамами и папами? Какие чувства вы испытываете, когда ссоритесь с мамой? Какую семью можно назвать дружной?

Птичкин «Ты на свете лучше всех», Шаинский «Песенка про папу», Буйновская «Песня о Бабушке»

Рисование «Моя семья»

Тимершин «Надо бабушке помочь», Шибаев «Дед и внук»,Осеева «Печенье».

Квитко «Бабушкины руки», Гамзатов «У меня есть дедушка», О.Бунгир «Семья», Капутикян «Стала бабушка старой». Шим «Брат и маленькая сестра», Барто «Его семья», М.Майн «Пока они спорили», Мориц «Стирать свои носки» Стихи о семье, матери.

Ролевые игры «Дочки-матери».

Инсценировка прочитанных рассказов и стихов о семье.

«Рамка для картины»,  «Верно-неверно», «Ассоциации».

Январь: Я люблю своих друзей.

Содержание бесед с детьми: «Не имей сто рублей, а имей сто друзей». С кем бы вы хотели дружить. Мы такие разные. Учимся прощать. Сила – не право.Как вы понимаете поговорку: «Сила есть – ума не надо» Как нужно относится к людям, чтобы у тебя были друзья. Друзья – игрушки. Хорошие качества человека: честность, скромность, щедрость, отзывчивость.

Пение: Никитин-Мориц «Большой секрет», Дубравин «Без друзей никак нельзя»и другие песни о дружбе.

Рисование « Портрет друга»

«Любимые игрушки»

Нестандартный способ рисования «Медвежонок»(6)

Н.Дурова «Две подружки», «Заботливая подруга»

Скребцова «Добро помни, а зло забывай»

Драгунский «Друг детства», «Тайное становится явным», Седугин «Речные камушки»,»Дом с трубой и дом без трубы», Л.Толстой «Два товарища», «Косточка»

Мориц «Баллада о фокусах шоколада», «Кто сильнее»? Михалков «Песенка друзей».

Инсценировка проблемных ситуаций.

Инсценировка рассказа М. Пляцковского «Урок дружбы».

Разыгрывание проблемных ситуаций.

«Опиши друга», «Построй башню», «Я хочу подружиться».

Февраль: Я люблю свою Родину.

Содержание бесед с детьми: Что такое Родина? В каком городе вы живёте? Что вы знаете о своём городе? Знаете ли вы свой адрес? В какой стране мы живём? Какие народные праздники вам знакомы? Какие качества характера должны воспитывать в себе будущие защитники отечества? Для чего нужна сила-воли. Любить Родину –  значит заботится о ней, трудиться, чтобы она была красивее и богаче, защищать её. Каких героев-защитников нашей Родины вы знаете? Что нужно делать, чтобы мы могли гордиться своей Родиной?

Пение : песни о России, русские народные песни.

Слушание: Бородин «Богатырская симфония», Рахманинов «Второй концерт для ф-но с оркестром», Свиридов «На тройке»

Рисунки «Любимая Родина»,

«Люблю природу русскую»

Пословицы о Родине.

Пантелеев «Две лягушки», Скребцова «Земля на которой родился – золотая». Рассказы по истории России.

Стихи о России

Инсценировка сказки Скребцовой «Храбрая лягушка»

Проблемные ситуации «Думаем о Родине».

Март: Люблю природу.

Содержание бесед с детьми: Любить природу – значит беречь её, заботится о ней. Природа – наш дом. Четыре стихии: воздух, вода, земля, огонь.

Слушание: Чайковский «Подснежник», Шуман «Цветы», Римский-Корсаков «Море», Григ «Утро»,Вивальди «Зима», Прокофьев «Дождь и радуга».

Пение: песни о природе.

Учимся рисовать пейзаж.

Интегрированные занятия рисования «Ветка рябины», «Одуванчик», «Грибы» (6)

Загадки о природе.

Стихи и рассказы о природе.

Сухомлинский «Стыдно перед соловушкой»

Музыкальный спектакль «Яблонька», муз. Подгузова.

Апрель: Я люблю животных.

Содержание бесед с детьми: Какие животные нуждаются в помощи человека? Как люди помогают зимой животным и птицам? Какую помощь могут оказать дети. Птицы – наши друзья. Мы в ответе за тех, кого приручили.    

Слушание: Сен-Санс «Карнавал животных»

Пение: песни о животных, собаках.кошках .

Рисование животных: «Птичка», «Божья коровка», Совушка», «Петушок», Лягушка». (6)

Пословицы и поговорки об отношении к природе.

Лукашевич «Птичка-мать», Каралийчев «Крылатый пленник», Л.Толстой «Котёнок», Пришвин «Ребята и утята».

Инсценировка сказок о животных.

Театрализация «Как собака друга искала» (мордовская народная сказка).

Май: Трудимся с любовью

Содержание бесед с детьми: «Два мира есть у человека: один, который нас творил, другой, который мы от века творим по мере наших сил.» (Н.Заболоцкий). Что такое творчество? В любое дело нужно вкладывать частичку своей души.Трудиться с любовью – значит делать доброе дело для людей и для себя. Как победить лень? Кем вы хотите стать, когда станете взрослыми.  

Пение:  Портнов «Без труда не проживёшь». Песни о профессиях.

Рисование               « Наш сад»

Пословицы о труде.

Скребцова «Кто любит трудится, тому без дела не сидится». Ш.Перро «Золушка». Мориц «Трудолюбивая старушка». Заходер «Переплётчица», «Портниха». Турецкая сказка «Ласточка и воробей». Лукич «Четыре девочки».

Обыгрывание ситуаций.

Инсценировка рассказов:  Сухомлинский «Блестящие ботинки», Д.Лукич «Четыре девочки».  Творческое задание «Маленькое дело лучше большого безделия».


Список литературы

  1. Т.А. Гаиворонская, В.А. Деркунская «Развитие эмпатии у старших дошкольников». Центр педагогического образования. М. 2007.
  2. А Лопатина, М. Скребцова «Начала мудрости». М. «Амрита-Русь»2007.
  3. А.Ю. Капская, Т.Л. Мирончик «Подарки фей» Развивающая сказкотерапия для детей. Снкт-Петербург 2008.
  4. Л.Д.Постоева, Г.А.Лукина «Интегрированные развивающие занятия для дошкольников» Москва. Национальный книжный центр, 2011.
  5. И.В. Романова, М.Б. Кожанова «Как прекрасен этот мир». Москва, издательство «Аркти» 2011.
  6. С.В. Крюкова, Н.П.Слободяник Н.П. «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь». Программа эмоционального развития детей. Москва, «Генезис»2011.
  7. С.В.Рябцева, И.В.Спирмдонова «Формирование психологической готовности к школе». Москва «Скрипторий2003» 2011.
  8. Анна Уханова «Завтра в школу». Развитие эмоций и навыков общения у ребёнка. Санкт-Петербург 2011.
  9. И.Л. Арцишевская «Психологический тренинг для будущих первоклассников. Москва 2013, «НКЦ»
  10.  О.Н. Саранская. Психологический тренинг для дошкольников «Давайте дружить». Москва 2013, «НКЦ»
  11.  Т. А. Данилина, В.Я. Зедгенидзе, Н.М. Степина «В мире детских эмоций». Москва, 2008. «Айрис-пресс»
  12.  Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько «Психология социальной одарённости». Москва, 2009. «Линка-пресс»
  13.  Т.А. Руденко «Год до школы от А до Я». Москва, 2012. «Генезис»
  14.  Ш.А. Амонашвили «Как любить детей» (опыт самоанализа)

Приложение

Благая весть о любви

Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а Любви не имею, то я медь звенящая и кимвал звучащий.

Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею Любви, - то я ничто.

И если я раздам всё имение своё, и отдам тело моё на сожжение. А любови не имею, - нет мне в этом никакой пользы.

Любовь благотерпит, милосердствует,

Любовь не завидует,

Любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается,не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; всё покрывает, всему верит, на всё надеется, всё переносит.

 Любовь никогда не перестаёт, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится; ибо мы отчасти знаем и отчасти пророчествуем.

Когда же наступит совершенное, тогда то . что отчасти прекратится…

А теперь пребывают сии три: Вера, Надежда, Любовь;

Но Любовь из них – больше…

Достигайте Любви; ревнуйте о дарах высших.

                           (от Святого Апостола Павла)

Пословицы о любви

Где любовь, тут и Бог. Бог – любовь.

Любовь согласие водит, а от ненависти вражда исходит.

Любовь побеждает всё.

Любить друга – любить себя.

Где любовь, там угожденье, где страх, там принужденье.

Совет да любовь, на этом свет стоит.

Всяк страх изгоняет любовь.

Где союз и любовь, там и свет.

К любящему и страх не идёт.

Любовь, что огонь: без пищи гаснет.

Любовь за деньги не купишь.

Стихи о Любви  Александра и Татьяны Маричевых

Любовь – одна на свете, на всех она – одна,
И солнце ярче светит, когда в глазах она.
С ней всё легко даётся и просто в жизни с ней,
Она - весёлый остров спасенья всех людей.

Она – в глазах ребёнка, ты только приглядись,
И в облаках пушистых, что в небе пронеслись,
И в шуме водопада – она присуща там,
И в счастье двух влюблённых, кто вечность в ней познал.

Она всегда и всюду присутствует паря.
Порадуйтесь друг другу, обиды не тая.
Она в тебя поверит, и счастлив буду Я,
Открой ей душу настежь – впусти ЛЮБОВЬ в себя!!!

                         Вера в любовь  

Любовь – что может быть дороже и радостней тебя?

Ты рядом с нами, всё ликует – и сердце и душа!

Любовь – вот смысл жизни, ты центр всех и вся.

В творении прекрасном была ты рождена.

Познать тебя хотим мы добрее быть хотим.

С тобой ничто не страшно, и Вера победит.

Психологические игры

Игра «Комплимент»

Давайте друг другу подарим комплимент! Ребята, улыбнитесь и скажите добрые приятные слова своему соседу.

Игра «Сижу, сижу на камушке»

Один из игроков садится на корточки в круг, накрыв голову платочком. Игроки становятся в хоровод  и поют:

Сижу, сижу на камушке,

Сижу на горючем.

А кто ж меня верно любит,

А кто ж меня сменит,

Меня сменит –переменит.

Ещё приголубит?

После этих слов любой желающий может подойти, погладить и обнять сидящего в кругу, сказать ласковые слова (приголубить). Затем он уже сам садится в круг и накрывает голову платочком. Его «голубит» следующий желающий.

Игра «Волшебный стул»

Правила игры: один из ребят садится в центр на «волшебный стул», остальные говорят ему ласковые слова, комплименты. Можно погладить, обнять, поцеловать того, кто сидит на «волшебном стуле».

Беседа  «Наши добрые дела»

Вспомните, что доброго вы делали для других людей? (дети перечисляют свои добрые дела).

Что чувствовали люди, которым вы делали добро? (радость, восторг, счастье)

С чем можно сравнить добро? (с солнцем, весной, радугой, цветами, мамой).

Игра «Тух-тиби-дух»

Педагог говорит: «Я сообщу вам по секрету особое слово. Это волшебное заклинание против плохого настроения, против обид и разочарований. Чтобы оно подействовало по-настоящему, необходимо сделать следующее. Все дети становятся в круг, ведущий – в центр круга. Дети идут по часовой стрелке, ведущий – против. Как только я скажу: «Раз, два, три, стоп!» - все останавливаются. Педагог останавливается напротив одного из участников и сердито-пресердито произносит волшебное слово: «Тух-тиби-дух». Затем педагог меняется местами с тем, напротив кого он остановился, и игра продолжается. Чтобы волшебное слово подействовало, необходимо говорить его не в пустую, а глядя в глаза.

В этой игре заложен комичный парадокс. Хотя дети должны произносить слово «тух-тиби-дух» сердито, через некоторое время они не могут не смеяться.

Упражнение «Доброе животное»

Педагог тихим таинственным голосом говорит: «Встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Мы-одно большое , доброе животное. Давайте послушаем как оно дышит! А теперь подышим вместе! На вдох делаем шаг вперёд, на выдох – шаг назад. А теперь на вдох делаем 2 шага вперёд, на выдох – 2 шага назад. Так не только дышит животное, так же чётко и ровно бьётся его большое сердце. Стук – шаг вперед, стук – шаг назад и т.д. Мы все берём дыхание и стук сердца этого животного себе».

Упражнение «Вежливые слова»

Все встают в круг. Педагог, передавая мяч стоящему справа от него ребёнку, вежливо говорит что-нибудь, например: «С добрым утром, Витя!». Ребёнок берёт мяч и передаёт его соседу, произнося при этом любые «вежливые слова». В ходе игры детям нужно вспомнить как можно больше вежливых или просто добрых слов.

Упражнение «Вежливые слова – вежливые ответы»

Все встают в круг. Педагог поочерёдно бросает детям мяч и произносит слова, требующие какого-либо вежливого ответа, например: «Спасибо! - Пожалуйста!», «Извините!-Ничего страшного!», «Здравствуйте!-Здравствуйте!», «Апчхи!-Будьте здоровы!»  и т.д. Ребёнок ловит мяч , произносит нужные слова и возвращает мяч педагогу.

Упражнение «Вежливость»

Дети встают вокруг педагога. Педагог демонстрирует  движения (руки вверх, в стороны, прыжки, наклоны и т.д.), дети их повторяют, но только в том случае, если педагог скажет «пожалуйста».

Упражнение «Рамка для картины»

Педагог говорит: «Представьте, что вы пришли на выставку. Она называется «Моя семья». Здесь собраны картины со всего мира. Вы идёте по выставке, рассматриваете картины и вдруг видите пустую рамку. Оказывается, это место для картины о вашей семье. Подумайте, а потом расскажите, что вы на ней изобразите».

Дети выполняют задание, после чего проводится обсуждение высказываний участников.

Игра «Верно-неверно».

Педагог: «Я буду говорить вам какие-то фразы, а вы, если согласны, со мной, поднимайте обе руки вверх, а если не согласны, топайте ногами.

Семья – это все мои друзья и знакомые.

Семья – это я.

Семья – это родные, которые живут рядом.

Мои родители могут быть младше меня.

Бабушка- это мама моей мамы.

Дедушка – это папа моего папы.

Семья – это люди, которые любят друг друга.

Бабушка и дедушка – это мои родители.

Я – дочь мамы и папы.

Всем людям нужна семья.

Игра «Ассоциации»

Педагог: «Посмотрите, что я вам приготовила (показывает рисунок семьи). Я буду показывать  членов семьи, а вы хором их называть.

Давайте попробуем сравнить каждого из них: маму сравним с цветком (ответы детей, можно фиксировать на заранее заготовленных бланках для родителей). Папа будет похож на спортивный инвентарь, бабушка на посуду, дедушка на мебель, сестрёнка или братишка на игрушку.

Игра «Опиши друга»

Педагог: «Сейчас мы попробуем рассказать о своих друзьях. Для этого необходимо одновременно всем участникам  встать в пары. А теперь повернитесь друг к другу спиной или по очереди опишите причёску, одежду и лицо своего товарища».

Описание сравнивается с оригиналом и делается вывод о том, насколько ребёнок точен.

Игра «Построй башню»

Дети произвольно распределяются по парам. Одному партнёру завязывают глаза, другой встаёт рядом. Участникам нужно вдвоём построить башню из кубиков. Тот, кто видит, берёт кубики руками партнёра и ставит их поочерёдно друг на друга. Правило: строить башню только вместе. Затем дети меняются местами, игра повторяется.

Игра «Я хочу подружиться».

Выбирается водящий, который произносит слова «Я хочу подружиться с …», а дальше описывает внешность одного из детей. Игроку нужно себя узнать, быстро подбежать к водящему, пожать ему руку. Далее на место водящего становится он.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья: "РЕАЛИЗАЦИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В МАДОУ"

В своей статье мне хотелось бы познакомить педагогов с реализацией духовно-нравственного воспитания в нашем дошкольном учреждении, с формами работы, работой с педагогами, воспитанниками, родителями, с...

Статья по духовно- нравственному воспитанию дошкольников

Формирование нравственных представлений дошкольников посредством русских народных сказок....

Статья «Основы духовно – нравственного воспитания в ДО У"

На современном этапе развития образования духовно-нравственное воспитание является одной из важнейших задач в воспитании подрастающего поколения. Актуальность этой задачи в современной России отражена...

Статья "Формирование духовно -нравственного воспитания в ДОУ"

Духовно-нравственное воспитание является основой формирования потребности человека в человеке. Формирование духовно-нравственных ценностей у школьников средствами современных образовательных технологи...

Статья о духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста на основе произведений устного народного творчества

Для формирования чувства патриотизма очень важно давать детямначальные знания о Родине, базисные представления о нашей стране, народе,обычаях, истории, культуре. Но при этом, на наш взгляд, важно не з...

Статья по духовно-нравственному воспитанию дошкольников.

В статье раскрыта актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста. В данной работе представлен практический опыт, используется игровая деятельность в решении вопроса ...

Статья "Роль духовно-нравственного воспитания и культуры здоровья в семье."

в статье рассмотрена ключевая роль семьи, которая является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни....