Статья "Формирование духовно -нравственного воспитания в ДОУ"
статья

Кадырова Марият Шапиевна

Духовно-нравственное воспитание является основой формирования потребности человека в человеке. Формирование духовно-нравственных ценностей у школьников средствами современных образовательных технологий - одно из главных направлений деятельности социальных институтов воспитания [3].Воспитание у подрастающего поколения россиян устойчивых нравственных убеждений на основе традиционных исторических, духовных, культурных ценностей стоит в ряду главных задач общеобразовательных учреждений. Общественные и культурные условия, в которых мы сегодня живем, существенно отличаются от тех, в которых была сформирована система воспитания советской школы: дети сегодня находятся в открытой информационной среде, в среде конкуренции мировоззрений, взглядов на ключевые нравственные проблемы, видений цели развития России и оценки российской истории.Данная статья раскрывает основные моменты формирования духовной ценноси у детей в ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_duhovno.docx23.79 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование  духовно-нравственного воспитания  в ДОУ

МБДОУ ЦРР «Детский сад № 14 «Журавлёнок»

г.Каспийск Республика Дагеста

Духовность - основополагающее условие для развития творческой инициативной личности. Первична эмоционально-душевная сторона личности, именно она в основных чертах формируется в дошкольном возрасте. Духовно-нравственное развитие и воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребенка, необходимой предпосылкой возрождения отечественной культуры.

Качественно новой ступенью духовно-нравственного развития и воспитания в детском саду является интеграция его содержания в повседневную жизнь детей, во все виды детской деятельности и традиционные методики дошкольного образования. Результаты  воспитания духовности, нравственности, целомудрия укореняются в ребенке при одном, среди прочих, условий - реализации комплексного подхода к воспитанию. Такой комплексный подход к воспитанию мы находим в народной традиции.

Учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста, мнение родителей в качестве приоритетных, в МБДОУ № 14 мы выделили следующие задачи:

1.Воспитание отзывчивости на красоту  дагестанской природы и народного искусства.

2. Интеграция духовно-нравственного содержания в повседневной жизни детского сада  во всех видах детской деятельности.

3. Развитие художественно-творческой активности детей.

4. Оказание помощи семье в формировании ценностной сферы личности ребенка на основе приобщения к традициям духовной и народной культуры, традиционному укладу жизни, любви к родному краю.

Для реализации этих задач в ДОУ создана этнокультурная среда, которая постоянно с помощью родителей совершенствуется.  Центральное место в детском саду при организации  развивающей среды отведено музею этнокультуры, где дети могут ознакомиться с национальной культурой, традициями и обычаями своего народа, узнать историю родного  края. В уголке краеведения в методическом кабинете представлены куклы в национальных костюмах (даргинские, аварские, кумыкские, лезгинские),  сшитые руками воспитателей и родителей, тематические альбомы, дидактические игры, образцы национальных орнаментов. Есть в уголке и макет высокогорного села.

Воспитатели с помощью родителей оформили групповые комнаты предметами народного быта. Посуда, игрушки,  коврики, придали интерьеру групп теплоту и уют.  Неотъемлемым атрибутом  игровых уголков  являются  настольно-дидактические игры, такие как «Угадай вид росписи», «Секреты бабушкиного сундучка»,  «Полезные вещи». Они помогают детям оценить и практически освоить способы взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Для того, чтобы у детей  поддерживался интерес к самостоятельной музыкальной деятельности, в группах созданы музыкально-театральные зоны, в которых представлены народные инструменты,  различные виды театров по дагестанским народным сказкам.

Для приобщения детей к истокам народной культуры, знакомством с историей родного края, патриотического воспитания детей, детский сад активно сотрудничает с Краеведческим музеем города Каспийска.

         Духовно-нравственное воспитания в ДОУ реализуется через все образовательные области:

Речевое развитие   - обогащение словаря детей новыми словами, эпитетами, пословицами, поговорками, образными выражениями,  через сказки, потешки, поговорки, лучших произведений  дагестанских писателей и поэтов, а также рассказов о защитниках дагестанской земли.

Художественно-эстетическое развитие -  знакомство детей с народными промыслами, мастерами, художниками, приобщение детей к художественному труду (поделки к праздникам, изготовление  предметов кухонной утвари, росписи поделок); ознакомление с  дагестанскими народными  инструментами а также с народными песнями и танцами.

Познавательное развитие - осуществление процесса развития личности на основе знаний детей о себе как о члене семьи, доме, представлений о родственных связях, труде, обычаях и традициях народов Дагестана; воспитание у детей чувство принадлежности к своему городу, осознание себя как личности – гражданина своей малой родины; воспитание уважительного, бережного отношения к достопримечательностям, культуре и истории родного  города, республики; воспитание бережного отношения к окружающей природе родного края.

Социально-коммуникативное развитие - приобщение детей к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным),  формирование представлений о народных этикетных нормах и традициях дагестанского народа; развития первичных представлений о труде взрослых земляков, их роли в обществе и жизни каждого человека.

Физическое развитие - знакомство с дагестанскими народными подвижными играми, формирование представлений о некоторых видах спорта, распространённых в Дагестане (вольная борьба, волейбол, футбол).

Положительные эмоции играют значительную роль в формировании духовно-нравственных чувств у детей дошкольного возраста. Поэтому большая роль  отводится использованию таких форм работы, как праздники и развлечения.

Мероприятия, проведенные с детьми и родителями:

  • Тематические дни:  «День пожилого человека»,  «День единства Дагестана, «День Земли».
  • Праздники:   «День матери», «Осень в Дагестане», «Весна в горах»,

«Навруз – Байрам».

  • Досуговые мероприятия: «Хотим мы быть здоровыми», «Приходите в город, посмотрите, как все растет».
  • Экскурсии:  к памятникам  «Героям ВОВ», «Вечному огню», достопримечательностям города, краеведческому музею.

              Известно, что началом всех начал в воспитании детей является семья. Каждый родитель хочет видеть своих детей здоровыми, счастливыми, но не все задумываются о том, как сделать так, чтобы дети, вырастая, жили в ладу с собой, с окружающим миром, другими людьми. Семья – это источник и звено передачи ребенку социально-исторического опыта. В ней ребенок получает уроки нравственности, закладываются жизненные позиции. Семейное воспитание носит эмоциональный характер, оно основано на любви и привязанности. Не случайно основная задача духовно-нравственного воспитания - воспитание любви к родителям, близким, дому, детскому саду, малой родине.  Акцент во взаимодействии с родителями ставился на проведении  досуговых форм, поскольку они способствуют установлению доверительного контакта между всеми участниками педагогического процесса. Для родителей проводятся праздники, посвященные народному искусству, традициям народа. Ежегодно родители принимают участие в спортивном празднике «Кольца дружбы». Для информации родителям предлагаются папки-передвижки и консультации на тему духовно-нравственного воспитания дошкольников в семье. Проводятся тематические беседы, консультации по вопросам семейного воспитания. Традиционно в подготовительной к школе группе проводится конкурс: «Герб моей семьи», «Генеалогическое дерево семьи». Эти формы работы являются  эффективными формами взаимодействия ребёнка с родителями и воспитателями.  Каждая встреча открывает детям что-то новое в жизни взрослых: одни умеют интересно рассказывать, другие – мастерить, третьи – играть.

Родители и другие члены семьи по-новому видят своего ребёнка, проникаются его интересами. В условиях двухсторонних эмоциональных контактов формируется понимание и любовь ребёнка к родителям, родителей к своему малышу. Активно практикуется в работе с родителями разработка совместных проектов: «Мой родной город», «История праздников», «Наши добрые сказки», «История моей фамилии», выставки: «Мы и природа», «Традиции нашей семьи»» «Мастерская».

Для реализации данного направления в детском саду оказываются  дополнительные образовательные услуги  духовной  направленности: кружок  «Художники – умельцы», хореографический кружок «Лезгинка».

Результатом нашей работы является:

- создание методического материала по приобщению детей к народной культуре: перспективные планы, конспекты ООД и праздников, методические разработки и т.д.;

- пополнение развивающей среды групп по региональному компоненту;

- обобщение опыта работы  по теме «Обычаи и традиции народов Дагестана» и представление его на мероприятиях различного уровня.

Можно отметить положительную динамику в усвоении этнокультурного развития.  При очередных беседах с родителями отрадно слышать, что дети стали сплоченными,  уважительными к взрослым.

Продуктивное использование прогрессивного опыта этнокультурного воспитания детей предполагает не простое заимствование идей  и практических наработок, а их дальнейшее развитие в контексте современных тенденции образования; гуманизация, активности процесса обучения духовно – нравственного и личностного развития, развития патриотических чувств, воспитания культуры межнационального общения.

Список литературы:

  1. Обычаи и традиции народов Дагестана / Магомедов Р.М.
  2. Познаем наш край родной: образовательная программа по познавательному развитию детей дошкольных образовательных организаций РД / автор сост. А.В.Гришина.
  3. Региональная образовательная программа дошкольного образования Республики Дагестан./ авторы М.И. Шурпаева, М.М. Байрамбеков, У.А.Исмаилова,  А.В.Гришина и др.
  4. Интернет ресурс.

Воспитатель:  МБДОУ №14                                                                     Кадырова М .Ш.

Заведующая МБДОУ №14                                                                       Жаркова Л.Ш.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад по духовно-нравственному воспитанию на тему: "Взаимодействие семьи и дошкольного учреждения как условие эффективности духовно-нравственного воспитания дошкольников".

Взаимодействие семьи и дошкольного учреждения как условие эффективности духовно-нравственного воспитания дошкольников"....

Перспективное планирование по теме: "Духовно-нравственное воспитание детей". Материал доя работы с детьми по духовно-нравственному воспитанию

В плане подробнор расписаны темы и мероприятия для работы с детьми в детском саду по духовно -нравственному воспитанию...

Педагогический проект по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста 3 - 4 лет «Современные игры как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника»

ПроблемаКак помочь детям в процессе организовать сюжетно ролевую игру, повысить речевую активность, накопить эмоционально позитивный опыт, необходимость для развития социальной сферы...