Педагогический проект по духовно-нравственному воспитанию "Значение устного-народного творчества в духовно-нравственном воспитании дошкольников".
проект (средняя группа)

Перминова Галина Георгиевна

Проект по духовно-нравственному восптанию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_duhovno-nravstvennomu_vospitaniyu_doshkolnikov.docx27.34 КБ

Предварительный просмотр:

             Педагогический проект по патриотическому воспитанию  дошкольников.
                                             
Творческое название проекта:
«Значение устного – народного творчества в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста»                                                                                                         
                                                                       
                                                                       
 Пусть ухо их приучается к                                        
                                                                                                    гармонии русского слова,
                                                                                                    сердце преисполняется
                                                                                                    чувствами изящного,
                                                                                                    пусть народная поэзия
                                                                                                    действует на них как музыка.                                                                                                                                                                                                  

                                                                                                                              В.Г.Белинский


Автор проекта: Ерохина Юлия Анатольевна
воспитатель МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №24 «Светлячок»
г Мичуринска Тамбовской области

Участники проекта
: дети, воспитатель, родители группы.
Паспорт проекта:
Тип проекта: творчески - информационный;
По предметно-содержательной области: общество – культурные ценности;
По характеру: является открытым;
По продолжительности – средней продолжительности;
По количеству участников – групповой;
Проект рассчитан: на среднюю возрастную группу детского сада.


Актуальность проекта:

Для дошкольного воспитания особенно актуальны вопросы развития познавательно активной личности, роста ее духовного потенциала. Вот почему важно в жизнь ребенка включать знакомство с разнообразными формами русского устного народного творчества.  Именно в нем обобщены представления о прекрасном, эстетические идеалы, мудрость народа, которые передаются из поколения в поколение. Через приобщение к устному народному творчеству  ребенок познает традиции, обычаи, особенности жизни своего народа, приобщается к его культуре.  Оно богато ритмами и повторами,  несет в себе конкретные образы, краски, доступно и интересно ребенку. Ценность устного народного творчества определяется еще и тем, что оно воздействует на чувства ребенка благодаря средствам выразительности, и это воздействие носит естественный, ненасильственный характер. В силу этого оно доступно детям с разным уровнем развития, и каждый ребенок получает от этого удовольствие и эмоциональный заряд. Оно привлекает внимание детей, и поэтому его можно использовать для развития ребенка: восприятия эстетического отношения и эстетической оценки, т.е. воздействия на чувственную сферу ребенка устное народное творчество стимулирует развитие познавательных способностей личности ребенка.


Цель проекта
:
Формирование нравственно-патриотических чувств посредством приобщения детей к устному народному творчеству
.

Основополагающий вопрос:

Способствует ли знакомство с поэтичностью и образностью устного народного творчества русского народа воспитанию нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста.

Гипотеза:
 Если знакомить ребенка, начиная с раннего возраста, с родной культурой, родной речью, произведениями устного народного творчества, то это будет способствовать развитию его духовного, нравственного, эстетического воспитания и в будущем приведет к развитию его нравственно-патриотических чувств.

Аннотация проекта:
- Русское устное  народное творчество глубоко воздействует на мир ребенка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений;
- Ознакомление с произведениями устного народного творчества пробуждает в детях первые яркие представления о Родине, о ее культуре, способствует воспитанию патриотических чувств;
- Знакомство с устным народным творчеством помогает раскрыть все богатство и красоту родного языка;
- В ходе исследовательской работы необходимо заинтересовать детей и их родителей в изучении данной темы, ее значимости.

Проблемный вопрос:
1. Как повысить интерес к знакомству с устным народным творчеством?
2. Какие формы и методы использовать для повышения познавательной активности детей?
3. Как влияет развивающая среда на нравственно - патриотическое развитие детей?
4. Как может влиять участие родителей на результаты работы по ознакомлению детей с разными формами устного народного творчества
?

Цель:
Воспитание гармонично развитой личности через активизацию познавательной деятельности дошкольников при приобщении к устному народному творчеству.

Расширение представления детей о многообразии форм устного народного творчества;
Развитие познавательных способностей детей.
Задачи:
- побуждать интерес к произведениям устного народного творчества
- приобщать детей к истокам русской национальной культуры;
- способствовать развитию познавательной активности, любознательности;
- способствовать развитию у детей лучших черт русского характера;
- показать детям красоту русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, потешках, закличках;
- сформировать чувство национального достоинства;
- способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада;
- разработать дидактический материал для организации и проведения занятий;
- проанализировать полученные результаты.


Оборудование и материалы:
Иллюстрации к материалу устного народного творчества.
Стихотворные и художественные тексты, загадки, пословицы.
Дидактические игры


Этапы и сроки проведения проекта
:
Подготовительный этап
Основной этап
Заключительный этап

Подготовительный этап:
• Анкетирование родителей  (воспитатель)
• Диагностика детей (воспитатель)
• «Круглый стол» с участием родителей и детей (воспитатель)
• Создание подбора  книг для библиотеки, организация и проведение акции «Подари книгу детскому саду» (воспитатель);

Оформление серии выставок для родителей по мотивам произведений устного народного творчества (воспитатель)
Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала (воспитатель).
• Составление перспективного плана, разработка конспектов, создание развивающей среды (воспитатель)
• Оформление родительского уголка, организация и проведение родительского собрания (воспитатель).

Основной этап:
Проведение занятий: фронтальных, подгрупповых, индивидуальных (воспитатель)  
• Организация выставки  «Герои русских народные сказок своими руками» (воспитатель, дети, родители)

• Слушание русских народных песен в аудиозаписи (воспитатель, дети);
• Оформление книжного уголка по произведениям устного народного творчества (воспитатель);
• Чтение русских народных сказок, з
аучивание наизусть закличек, потешек, прибауток (воспитатель, дети);
Конкурс детских рисунков по мотивам произведений устного народного творчества (воспитатель, дети, родители);
Оформление творческого альбома «Мы рисуем с мамой » (воспитатель)
Презентация проекта в форме творческой гостиной «В гостях у русской народной сказки» для родителей и воспитателей совместно с музыкальным руководителем (воспитатель).

Перспективное планирование:
Тема:   Путешествие в прошлое России   «На героя и слава бежит»
Программное содержание: На примерах легенд, былин показать красоту, мудрость, силу и смелость русского народа, народных героев: Ильи Муромца, Алеши Поповича, Добрыни Никитича, Никиты Кожемяки. Чтение былин, просмотр видеофильмов. Рассматривание и обсуждение картины Васнецова «Богатыри» (доспехи, оружие).

Тема: Устное народное творчество –  мудрость народа
Программное содержание: Фольклор от самой колыбели, колыбельные песенки, петушки, потешки, прибаутки.

Тема: «Старая пословица до веку не сломится»
Программное содержание: Знакомство с пословицами, поговорками, приговорками. Беседа об уме и о глупости (на примере поговорок и пословиц). Чтение русской народной сказки «про Филю».

Тема: «На печи лежим, сказки слушаем»
Программное содержание: «Нет сказки без правды» - говорит пословица. Для чего чудеса в сказках? На примере знакомых сказок дети учатся понимать нравы, видеть добро и зло, отличать правду и вымысел. Беседа по содержанию знакомых сказок (инсценировка отрывков).

Тема: Загадки – дело серьезное!
Программное содержание: Загадки – испытание на сообразительность, смекалку,. Догадку, забава. Народные загадки, загадки – вопросы, загадки – стихотворения.

Тема: «Собирайся народ, кто в прятки идет»
Программное содержание: Играем в забытые детские игры. Знакомство с разными видами жеребьевки (выбором водящего игры). Разучивание считалок, слов к играм.

Тема:  Живет в народе песня
Программное содержание: Беседа о русской народной песне и частушке. Знакомство с пословицами и поговорками о песне. Прослушивание русских народных песен.

Тема: «Сердце матери, лучше солнца греет»
Программное содержание: Беседа о маме, с включением народных пословиц и поговорок. Портрет моей мамы (дети рисуют).

Тема: «Грач на горе – весна на дворе»
Программное содержание: Ждем весну. Рассказ о старинных обычаях встречи весны. Загадывание загадок о весне. Разучивание закличек птиц и весны. Знакомство с народными приметами.

Заключительный этап:
Диагностическое обследование детей, анализ результативности (воспитатель)
Выставка совместных работ детей и родителей «Герои русских народные сказок своими руками  » (воспитатель, дети, родители)
Представление материалов проекта на педагогическом совете ДОУ (воспитатель)

Результативность:
В результате проведения комплексной работы по приобщению детей к устному народному творчеству русского народа  у них появилось желание больше узнать об истории, обычаях, культуре своей Родины. Знакомство с разными формами устного народного творчества, со всем его богатством и многообразием формирует  у детей уважение и любовь к родной стране, истории своего народа,  способствует развитию нравственно-патриотического и эстетического воспитания, развивает познавательные способности детей.

Вывод:  Без знания детьми народной культуры не может быть достигнуто полноценное нравственное и патриотическое воспитание ребенка.

Информационные ресурсы:
▪ Аникин В.П. «Живая вода»: (Вступительная статья) // Сборник русских народных песен, сказок, пословиц, загадок. М., 1987.
▪ Букринская И. А., Голубева Л. Н. и др. «Язык русской деревни // Программа «Обновление гуманитарного образования России». М., 1994.
«Былины» Пересказ И. П. Колпаковой Л.,1973.
▪ Жаворонушки: «Русские песни, скороговорки, считалки, сказки, игры:  5 вып./Запись, нотация, составление Науменко Г., М., 1977-1988.
▪ Концепция патриотического воспитания граждан РФ. – Управление ДОУ. 2005 №1
 Лихачев Д.С. «Поэтика древнерусской литературы»  Л.,1987.
▪ Морохин В. Н. «Сказки родного края» Горький, 1978.
▪ Мудрое слово: Русские пословицы и поговорки  /  Сост. Разумов А.А. М., 1957.
▪ На Буяне, славном острове: Сб. русского фольклора  /   Сост. И обраб. Колпаковой Н., Л., 1976.
▪ Предания и легенды России. М., 1992.
▪ Русская волшебная сказка; Антология  / Сост.,вступл.ст. и коммент. Кореповой К.Е.
М., 1992.
▪ Русские богатыри / В пересказе Карнауховой И.В. Калининград, 1994.
▪ Русские народные сказки / Сост. Нечаев А., Рыбакова Н..  М., 1956.
▪ Русские пословицы и поговорки. М, 1988.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста 4-5 лет «Воспитание любовью»

Всем известно, что  дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал....

Влияние устного народного творчества на духовно-нравственное развитие дошкольников

Презентация предназначена для педаогов дошкольных образовательных учреждений, работающих по проблеме духовно-нравственного воспитания. Обоснованы актуальность проблемы, обусловленная требованиями ФГОС...

Педагогический проект по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста 3 - 4 лет «Современные игры как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника»

ПроблемаКак помочь детям в процессе организовать сюжетно ролевую игру, повысить речевую активность, накопить эмоционально позитивный опыт, необходимость для развития социальной сферы...

«Воспитание книгой». Педагогический проект по духовно-нравственному воспитанию старших дошкольников

laquo;Воспитание книгой». Педагогический проект по духовно-нравственному воспитанию старших дошкольниковМеркурьева Светлана АнатольевнаТип проекта: творческий, познавательный.Участники проекта:...

Статья" Роль педагогических проектов в духовно-нравственном воспитании дошкольников"

Цель : формирование у детей дошкольного возраста духовно- нравственного отношения и чувств к традициям своей семьи, истории и культуре родного края и своей Родины.Одной из наиболее эффективных и...