Влияние устного народного творчества на духовно-нравственное развитие дошкольников
презентация по теме

Смирнова Марина Павловна

Презентация предназначена для педаогов дошкольных образовательных учреждений, работающих по проблеме духовно-нравственного воспитания. Обоснованы актуальность проблемы, обусловленная требованиями ФГОС ДО, возможности использования разных жанров устного народного творчества в качестве средства духовно-нравственного воспитания в рамках реализаци основной образовательной программы ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ustnoe_narodnoe_tvorchestvo.pptx2.03 МБ

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Влияние устного народного творчества на духовно-нравственное воспитание дошкольников Подготовила: Старший воспитатель МБДОУ «Детский сад №14» Смирнова Марина Павловна

Слайд 2

«Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и в памяти навсегда сохранятся образы, в которых воплощается Родина». В.А.Сухомлинский . В настоящее время крайне важно создать нормально функционирующую систему духовно-нравственного воспитания в дошкольных учреждениях; систему, построенную на ценностях традиционной духовной культуры, отвечающую потребностям развития личности ребенка и направленную на развитие телесно, душевно и духовно здорового человека .

Слайд 3

Народная культура – одно из средств духовно-нравственного , познавательного и эстетического развития детей. «Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов – авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи… Рациональные отличия сохранятся и в двадцать первом веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний» Академик Д.С . Лихачев

Слайд 4

ФГОС ДО «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства » «объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи , общества» «формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитием их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка…»

Слайд 5

Социально-коммуникативное развитие: усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; Речевое развитие: знакомство с книжной культурой. Познавательное развитие : развитие первичных представлений о малой родине и Отечестве, о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках. Художественно-эстетическое развитие: восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; Физическое развитие становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами

Слайд 6

Основная образовательная программа ДОУ Воспитание гуманного отношения к окружающему миру, любви к родной семье, родному дому, краю, городу, Родине, уважение к традиционным ценностям: традиционное отношение русского народа к родной земле, которую необходимо беречь, охранять, защищать; бережное отношение и любовь к родной природе, проживание календарных народных и православных праздников; традиционное отношение русского народа к труду на родной земле, как к самому почетному делу и главному источнику жизненного благополучия; традиционное отношение к матери, почитание предков, к семье, к людям; традиционное представление о красоте человека, неразрывно связанное с его нравственными добродетелями

Слайд 7

Устное народное творчество - одно из средств духовно-нравственного воспитания. фольклор – народные знания, народная мудрость. - прибаутки - потешки - песенки - пестушки - заклички - колыбельные - сказки -пословицы и поговорки - загадки - считалки -скороговорки -былины - народные игры -народные праздники и обряды

Слайд 8

Припевки , приговорки, потешки Позволяют привлечь внимание ребенка , успокоить, развеселить, поговорить . Снижают агрессивность Облегчают адаптацию к детскому саду Воспитывают положительное отношение к режимным моментам вводят ребенка в мир, учат его жить.

Слайд 9

Пословицы и поговорки Поучения, заключенные в них легко воспринимаются и запоминаются Дают представления о правилах поведения, моральных нормах.

Слайд 10

Загадки Русская загадка – это короткий вопрос на смекалку, заданный в иносказательной форме, про описания предметов, явлений, заданный чаще всего в развлекательном ключе, главная задача которого позабавить, рассмешить и проявить сообразительность . формирует любовь к народному творчеству, родному языку, живому, образному и точному творчеству, вводят ребенка в мир народной поэзии Приобщает к истокам русской народной культуры

Слайд 11

Скороговорки Являются полезными грамматическими упражнениями, тренирующими ребенка в правильном, осмысленном употреблении слов родного языка Веселая и безобидная игра Способствуют развитию словотворчества

Слайд 12

Считалки Практическая применимость. Считалки имеют чёткую задачу: с их помощью выбирают водящего в игре, распределяют роли или игроков по командам. Ритмичность. Если в считалке не будет ритма, её будет очень трудно разделить на слова или слоги, и читающий её ребёнок собьётся. Рифмованность . Считалки в стихотворной форме запомнить проще Краткость , информационная насыщенность. Именно эти качества делают считалку ценным материалом для расширения кругозора детей, ознакомления с народными традициями, устоями.

Слайд 13

Сказки Дети получают информацию о моральных устоях и культурных ценностях общества. Расширяют кругозор, развивают речь, фантазию, воображение . Развивают в детях нравственные качества, доброту, щедрость, трудолюбие, правдивость . Способствует развитию эстетических чувств, воздействует на душу ребенка И з сказок дети получают блестящие образцы родного языка.

Слайд 14

Праздники и обряды Дают возможность познакомиться с историей народа, с его укладом жизни и народной мудростью. помогает детям научиться творчески самовыражаться , свободно общаться со сверстниками и взрослыми, получать положительные эмоции.

Слайд 15

Народные игры Радость движения для ребенка Духовное обогащение детей. Лаконичны , выразительны и доступны ребенку . В ызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире.

Слайд 16

Формы работы Культурная практика «В гости к бабушке- Варварушке » с посещением «Русской избы» в рамках реализации вариативной части ООП Организованная образовательная деятельность по ознакомлению с художественной литературой Чтение и рассматривание иллюстраций в свободной деятельности Использование малых фольклорных форм в режимных моментах и в различных видах образовательной деятельности Дидактические, пальчиковые игры; игровые упражнения на развитие образных жестов и движений, интонационной речевой выразительности, народные игры на физкультурных и музыкальных занятиях Игры-драматизации, инсценировки. Беседы, ситуативные разговоры на нравственные темы (о прощении, о трудолюбии, об уважении старших и т.д.) Т ематические вечера развлечений, народных гуляний, праздников,посиделок

Слайд 17

Направления работы педагогического коллектива Взаимосвязь с музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре. Создание предметно-пространственной развивающей среды: библиотека русского фольклора, центры театрализованных игр, мини-музеи: «Народная игрушка», «Музей потешки », «Былинные богатыри», «Музей народных промыслов», «Русская изба» Взаимодействие с родителями: анкетирование, консультации, ознакомление родителей с истоками русской народной культуры, совместное проведение праздников, тематических выставок творческих работ Сотрудничество с г ородецким историко-художественным комплексом, методическим центром Федоровского монастыря, центральной детской библиотекой.

Слайд 18

Планируемые результаты Изменение уровня развития представлений о духовно-нравственных качествах у дошкольников (наличие обобщенных представлений о справедливости, правдивости, смелости, скромности, вежливости, трудолюбии, отзывчивости, заботливости .) Совершенствование познавательных способностей, развитие эмоциональной сферы, формирование нравственных установок и оценок Интерес к книге, театрализации сказок, былин, к прошлому своего народа, его культуре. Обогащение духовного мира, воспитание патриотизма.

Слайд 19

Ветохина , А.Я . Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста [Текст] : методическое пособие для педагогов / А.Я . Ветохина [и др.]. – СПб. : «ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. – 192 с. Гаврилова, И.Г . Истоки русской народной культуры в детском саду [Текст] : методическое пособие / И.Г . Гаврилова. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010. – 160 с. Картушина , М.Ю . Русские народные праздники в детском саду [Текст] : практическое пособие / М.Ю . Картушина . – М. : ТЦ Сфера, 2006. – 320 с. Лялина , Л.А . Народные игры в детском саду [Текст] : методические рекомендации / Л.А . Лялина. – М. : ТЦ Сфера, 2009. – 96 с . Батурина, Г. И. Народная педагогика в воспитании дошкольников / Г. И. Батурина. - М.: 1995. - 238 с. Литература


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние народного творчества на духовно-нравственное развитие детей дошкольного возраста.

Влияние народного творчества на духовно-нравственное развитие детей дошкольного возраста....

Влияние устного народного творчества Южного Урала на развитие речи детей 3-4 лет

Уральское устное народное творчество имеет свои особенности, в нем раскрываются быт и национальные традиции проживающих здесь народов. Знание фольклора родного края расширяет кругозор ребенка, укрепля...

Устное народное творчество. Влияние устного народного творчества на нравственное воспитание дошкольников

Описание проекта Вид проекта: познавательно-игровой Тип проекта: информационно-творческий Продолжительность: краткосрочный (срок реализации проекта 14 дней) Участники проекта: группа детей среднего до...

«Влияние устного народного творчества на художественно – эстетическое развитие детей раннего возраста»

Русское народное творчество не перестаёт восхищать и удивлять своим глубоким содержанием и совершенной формой. Оно постоянно изучается, и к нему обращены взоры историков, искусствоведов, педагогов. Ро...

Педагогический проект «Устное народное творчество в духовно-нравственном воспитании детей младшего и среднего дошкольного возраста»

 В настоящее время происходит смещение акцентов в развитии детей в сторону ранней интеллектуализации, что не способствует духовному развитию. В погоне за развитием интеллекта упускается во...