«Влияние устного народного творчества на художественно – эстетическое развитие детей раннего возраста»
методическая разработка по развитию речи (младшая группа)

Русское народное творчество не перестаёт восхищать и удивлять своим глубоким содержанием и совершенной формой. Оно постоянно изучается, и к нему обращены взоры историков, искусствоведов, педагогов. Родная речь, звучащая в сказках, выразительные интонации русской песни, яркая народная игрушка являются незаменимым средством воспитания любви к Родине, к окружающей природе, с которой встречается ребёнок с малых лет. Прекрасно выявлена роль народного творчества в становлении детской деятельности, и прежде всего в игре, в действиях с игрушками. Трудно найти более ценный материал для развития художественного восприятия, чем увлекательные русские сказки, выразительные песни, красочные предметы декоративно-прикладного творчества. Впечатления, полученные от их восприятия, отражаются в самостоятельном словесном, песенном, изобразительном творчестве ребёнка. Устное народное творчество обладает удивительной способностью пробуждать в людях доброе начало. Использование в работе с детьми устного народного творчества создает уникальные условия для развития речи, мышления детей, мотивации поведения, накопления положительного морального опыта в межличностных отношениях. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 11

С приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей.

Невского района Санкт – Петербурга

г.Санкт – Петербург   ул.Крыленко    д.9 корп. 3   лит.Ф

тел. 446 – 59 – 46.

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ГРУППОВОГО ПРОЕКТА

 «Влияние устного народного творчества на художественно – эстетическое развитие детей раннего возраста»

                                                                     Автор проекта:

                   Калинина Елена Анатольевна

Щербакова И.П.

                 

Полное название проекта:

«Влияние устного народного творчества на художественно – эстетическое развитие детей раннего возраста»

Автор проекта:

 Калинина Е.А.

Щербакова И.П.

Тип проекта:  Художественно – эстетический, речевой, групповой.

Продолжительность проекта: Кратко - срочный

 Реализация проекта:     с11.О1.2020г – 27.03.2020г              

 Участники проекта: Дети, воспитатели, родители.

Возраст детей: 2 – 3 года.

Актуальность проблемы:

Русское народное творчество не перестаёт восхищать и удивлять своим глубоким содержанием и совершенной формой. Оно постоянно изучается, и к нему обращены взоры историков, искусствоведов, педагогов. Родная речь, звучащая в сказках, выразительные интонации русской песни, яркая народная игрушка являются незаменимым средством воспитания любви к Родине, к окружающей природе, с которой встречается ребёнок с малых лет. Прекрасно выявлена роль народного творчества в становлении детской деятельности, и прежде всего в игре, в действиях с игрушками. Трудно найти более ценный материал для развития художественного восприятия, чем увлекательные русские сказки, выразительные песни, красочные предметы декоративно-прикладного творчества. Впечатления, полученные от их восприятия, отражаются в самостоятельном словесном, песенном, изобразительном творчестве ребёнка. Устное народное творчество обладает удивительной способностью пробуждать в людях доброе начало. Использование в работе с детьми устного народного творчества создает уникальные условия для развития речи, мышления детей, мотивации поведения, накопления положительного морального опыта в межличностных отношениях. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа.

ЦЕЛЬ:

 Расширить знания детей об устном народном творчестве; привлечь внимание детей и родителей к чтению сказок, потешек; развивать творческие и художественно - эстетические способности детей.

ЗАДАЧИ:

•  Учить детей понимать занимательность сюжетов сказок, потешек, прибауток.

•        Учить детей видеть красоту в изображении сказочных сюжетах

•   Способствовать развитию творческих способностей, памяти, речи, внимания.

•    Воспитывать любовь к  народному творчеству.

•   Активизировать влияния семейного воспитания на развитие дошкольников, приобщение родителей к проблемам детского чтения.

Познакомить детей с разнообразными формами русского народного творчества.

Художественно – эстетическое развитие детей

Развивать духовность, творчество, познавательный интерес.

 Для педагогов:

Повышение компетентности педагога по данной  теме за счет внедрения проектной деятельности.

Организация предметно – развивающей среды по художественно – эстетическому развитию через устное народное творчество

 Повысить интерес у родителей к данному вопросу;

. Подборка консультаций для родителей по данной теме

Для родителей:

1. У родителей сформируется понимание необходимости использования малых форм фольклора в нравственном воспитании детей.

2. Родители будут положительно направлены на дальнейшую совместную проектную деятельность.
3. Развивать интерес родителей к жизни детского сада и расширять формы работы с семьей,

Для Детей:

1. Дети познакомятся: с устным народным творчеством (скороговорками, потешками, небылицами, прибаутками, присказками, шутками, сказками)

2. Вырабатывается умение взаимодействия со сверстниками, координировать своё поведение с поведением других, выстраивать межличностные отношения.

Форма проведения итогового мероприятия

Продукт  проекта:

1. Выставка художественного творчества совместно с родителями

«Красочный мир в детских сказках»

2. Консультации для родителей по данной теме

3 Презентация проекта " Влияние устного народного творчества на художественно – эстетическое развитие детей раннего возраста»

 Ожидаемые результаты по проекту.

Дети проявляют интерес к устному народному творчеству, увеличился словарный запас, возросла речевая активность детей в различных видах деятельности;

- Родители получили необходимые знания по данной теме, стали более информированными в вопросе подбора художественной литературы для чтения с детьми дома.

Заинтересованность и сотрудничество родителей, как участников педагогического процесса.

                                

                             

                         

                                          Краткое содержание проекта

«Влияние устного народного творчества на художественно – эстетическое развитие детей раннего возраста»

Наименование мероприятия

Исполнитель

Сроки реализации

Подготовительный этап

Изучение нормативных документов, учебно – методических и игровых материалов; современных научных разработок в области развивающей среды для детей раннего возраста, материалы по развитию познавательной деятельности в раннем возрасте.

Воспитатели

январь

Анализ условий, которые должны быть созданы в соответствии с современными требованиями, предъявляемыми нормативными документами: ООП дошкольного учреждения, ВГОСТ к развивающей предметно – развивающей среде

Воспитатели

январь

Разработка проекта

«Влияние устного народного творчества на художественно – эстетическое развитие детей раннего возраста»

 Составление рабочего плана реализации проекта.

Воспитатели

январь

Прогнозирование ожидаемых результатов.

Организация группового пространства, отвечающего современным ВГОСТ к развивающей предметно – пространственной среде

Воспитатели

февраль

Деятельный этап

Картотеки:

 «Песенки - паотешки»

« Стихи по временам года»

Подборка стихотворений к режимным моментам

Консультации для родителей и педагогов по теме:

« Роль художественного слова в развитии маленького ребенка»

« Что и как читать ребенку раннего возраста»

«Как выбрать сказку для рассказывания ребенку раннего возраста»

« Сказка ложь да в ней намек… Чему учат сказки»

« Потешки в жизни и развитии детей раннего возраста»

Воспитатели

февраль

Социально-коммуникативное развитие

Дидактические игры «Узнай потешку», « Собери сказку», « Узнай и назови сказку»

Настольно-печатные игры по мотивам потешек (разрезные

картинки, лото, кубики)

Чтение художественной литературы:

Потешки :

« Ладушки, ладушки»

«Сорока – белобока»

« Сидит белка на тележке»

Сказки :

« Курочка ряба»

« Колобок»

« Репка»

« Теремок»

« Козлята и волк»

« Три медведя»

«маша и медведь»

Слушание и заучивание потешек и считалок: «Травка муравка», «Киска,киска», «Как у нашего кота», «Солнышко - ведрышко». «Петушок, петушок», « Водичка – водичка».

«Чики- чикалочки» «Козушка - Белоногушка»,«Как по снегу по метели трое саночек летели»

Проговаривание потешек с показом иллюстраций.

«Водичка - водичка», «Пошѐл котик на торжок», «Петушок, петушок»

Художественно – эстетическое развитие:

Пальчиковый театр:

« Курочка Ряба»

« Колобок»

« Теремок»

Сказки на ковралине «Курочка ряба», «Репка», «Колобок», « Теремок»

Настольный театр «Репка»

Музыкальная сказкИ «Колобок», « Курочка ряба»

ЛЕПКА

«Колобок», « Солнышко», « Баранки – калачи» « Репка» аппликация

Рисование

« Колобок», « Репка», « Баранки – калачи»

 

Воспитатели

МАРТ

МАРТ

               

Заключительный этап

 Выставка детского творчества

«Красочный мир в детских сказках»

Итоговое мероприятие

Презентация проекта

 «Влияние устного народного творчества на художественно – эстетическое развитие детей раннего возраста»

Воспитатели

родители

март


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Малый жанр устного народного творчества в познавательно-речевом развитии детей раннего возраста в рамках ФГОС

Формирование патриотических чувств детей раннего возраста через знакомство с русским народным фольклором....

Влияние устного народного творчества на формирование речи у детей раннего возраста

Речь - ведущий процесс психического развития ребенка. Потребности ребенка, его темперамент, эмоции, любознательность – все психические процессы личности проявляются в речи. Процесс развития речи...

ОДИН ИЗ МЕТОДОВ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"19742891","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"19742893","...

Дополнительная образовательная программа – «Фольклор, как народное творчество в художественно – эстетическом воспитании детей дошкольного возраста»

Дополнительная образовательная программа – «Фольклор, как народное творчество в художественно – эстетическом воспитании детей дошкольного возраста»...

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

В статье автор рассуждает на тему использования устного народного творчества в активизации речи у детей раннего возраста. Опираясь на личный педагогический опыт, он демонстрирует эффективность использ...

Детская художественная иллюстрация как средство художественно-эстетического развития детей раннего возраста

Книжная иллюстрация как особый вид изобразительного искусства, является чрезвычайно важным педагогическим материалом....