ОДИН ИЗ МЕТОДОВ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
материал по развитию речи (младшая группа)

Русяева Ирина Ивановна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл randevu_novoe.docx18.47 КБ

Предварительный просмотр:

ОДИН ИЗ МЕТОДОВ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Просто чудо! Малыш подрос и ему пришла пора идти в детский сад. Но впереди проблема: адаптация малыша в детском саду.

Актуальность: Изменения или нарушения в установленном порядке жизни малыша незамедлительно сказывается на его поведении. Это объясняется тем, что жизненный опыт ребёнка невелик и приспособление к новым условиям представляет определённую трудность. Детский сад – первое образовательное учреждение, с которым вступают в контакт дети. От того, как пройдёт привыкание ребёнка к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и сверстникам, зависит дальнейшее развитие малыша и благополучное его существование в детском саду.

Маленькие дети - очаровательные существа. Они деятельны, любопытны, искренны, забавны. Наблюдать за ними - одно удовольствие. Ребенок вправе рассчитывать на бескорыстную любовь, доброжелательность и ласку. Когда ребенку хорошо и спокойно, он быстро развивается.

«Чем младше ребёнок, тем профессиональнее должен быть воспитывающий его взрослый, как родитель, так и специалист – педагог, психолог» К. Д. Ушинский.

Практическая значимость состоит в том, что мои, пусть небольшие, но действующие и практические, наработки могут служить опытом для дальнейших исследований и разработок по вопросу адаптации младших дошкольников в ДОУ. Так же данный материал может быть полезен воспитателям ДОУ по вопросам адаптации младших дошкольников.

Новизна решения проблемы: Данный опыт является синтезом уже существующих подходов к организации жизни детей раннего возраста в период адаптации и материалом из личного опыта работы с детьми раннего возраста. Использование фольклора в период адаптации малыша к детскому саду повышает эмоциональное настрой ребенка, побуждает к совместным действиям с воспитателем, устанавливает доверительные отношения, а постепенное вовлечение ребенка в новую социальную среду, правильно организованные систематические и планомерные воздействия предотвращают, сводят до минимума эмоциональные срывы и обеспечивают непрерывный подъем в развитии возможностей и способностей личности.

Разработаны: Перспективный план работы с детьми раннего возраста с использованием фольклора; комплексы упражнений утренней гимнастики с использованием фольклора и пальчиковой гимнастики; картотека пальчиковых игр; картотека потешек; картотека стихов для младшего возраста (В. Д. Нестеренко, В. Бакалдин, И.Токмаковой, В Бардадым, Т. Голуб.)

 Механизмы реализации: Для начала, в своей работе, я ставлю перед собой задачу: создать максимум условий для того, чтобы ребенок безболезненно прошел весь процесс адаптации. Трудности, возникающие на этом пути, у каждого ребенка довольно разные. Считаю, что необходим индивидуальный подход в каждом отдельном случае. Есть и общие сложности. Для того, чтобы привыкание к детскому саду проходило как можно быстрее, я поступаю следующим образом: Создаю эмоционально благоприятную атмосферу в группе. Стараюсь сформировать у ребенка желание идти в детский сад. Создаю атмосферу тепла и уюта в группе. Ребенок с первых дней чувствует душевное тепло, исчезают его волнения и страхи. Чтобы ребенку было хорошо в группе я практикую ласковое обращение с ребенком. Периодически, каждого малыша беру на руки и, подобно маме, даю ему чувство защищенности, помогаю быстрее адаптироваться. Основная цель моей работы в этот период – заслужить доверие ребенка. Помочь ребенку как можно быстрее и безболезненнее освоиться в новой ситуации, почувствовать себя увереннее.

Основная задача игр, в которые мы играем с детьми, в этот период - формирование эмоционального контакта, доверия детей ко мне. Хочу, чтобы ребенок увидел во мне доброго, всегда готового прийти на помощь человека и интересного друга в игре. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу. Особое внимание уделяю робким, застенчивым детям, чувствующим себя дискомфортно в группе. Использую пальчиковые игры, которые поднимают настроение детям. Так же они обучают согласованности и координации движений. Использую такие игры как «Ладушки», «Жук летит», «Заготавливаем капусту», «Улитки», «Салатик», «Фонарики», и др. С помощью пальчиковых игр у ребенка не только развивается мелкая моторика, но и речь. Включаю пальчиковые игры и на занятиях, и во время игровой деятельности детей, и во время проведения утренней гимнастики. Я ежедневно использую разные пальчиковые игры, которые помогают «собрать» детей, сосредоточить на другую деятельность.

Применяя в своей работе разнообразные приемы и формы воздействия на детей с использованием фольклора, я заметила, что дети стали сами проявлять активность в выборе потешки или песенки.

Фольклорное произведение, рассчитанное на обращение к ребенку по имени, помогает малышу «открыть» себя, делает его соучастником действия, утверждает его личность, уважение к нему, признание уникальности и неповторимости. Практика показывает, что каждому малышу хочется услышать то, что придумано именно для него, это сближает меня и малыша в период адаптации и делает этот период более благоприятным.

Потешки, которые сопровождают игровые движения, являются прекрасным посредником для установления контакта с ребенком. И если ребенок ещё плохо говорит, и не может рассказать мне о своих переживаниях, то в таких играх ребенок может чувствовать себя свободно. Проигрывая различные ситуации с помощью движений рук, тела, ребёнок освобождается от напряжения и беспокойства. Я получаю возможность увидеть внутренний мир ребёнка в данный момент. Фольклорные произведения использую на протяжении всего дня, включаю их в различные режимные моменты. Встречаю малыша с улыбкой на лице, присаживаюсь к нему, чтобы мои глаза были на уровне глаз ребенка, здороваюсь с ним и приглашаю пройти в группу, используя фольклор: «Доброе утро, зайка мой.  Доброе утро, Святослав дорогой».

Такие или другие добрые слова говорю всем детям, приходящим в детский сад. Впервые дни пребывания малыша в детском саду многим детям не правятся некоторые процедуры: умывание, раздевание, усаживание на горшок. Для создания положительной установки на предстоящий режимный момент использую потешки, песенки, заклички. Так при умывании детей произносили:

«Водичка, водичка,

Умой Стасу личико»

«Ай, лады, лады,

Не боимся мы воды.

Чисто умываемся, Ирине Ивановне улыбаемся»

Удачно подобранная потешка, песенка, закличка помогает мне во время обеда. Даже те дети, которые отказываются от еды, начинают есть:

«Умница, Катенька,

Ешь кашу сладеньку,

Вкусную, пушистую,

Мягкую, душистую»

Во время одевания на прогулку:

«Наденем мы сапожки:

Этот – с левой ножки,

Этот – с правой ножки.»

Процесс пробуждения детей мы сопровождали чтением потешек:

«Травка – муравка со сна поднялась,

Детки, просыпайтесь,

С кроваток поднимайтесь».

Во время адаптации есть дети, которые отказываются от участия в играх, уединяются. Я могу и здесь использовать потешку для того, чтобы включить ребенка в совместное игру. Когда в группу приходит новый ребенок также использую фольклор:

 «Кто у нас хороший? Кто у нас пригожий?

Семен наш хороший. Семен наш пригожий».

С большим успехом использую созданные картотеки в работе. Из картотеки стихов для младшего возраста наибольшим успехом у детей пользуются:

«Вот как Таню одевали», «Кричалка», «Аленушка» Варвары Бардадым; «Доброе слово», «Полотенце», «Медведь», «Заяц» Владимира Дмитриевича Нестеренко и др. Могу и использую кубанский фольклор и в разных режимных моментах, и в подвижных играх: «Лиса и зайцы» (Бардадым).

«Из-за белого сугроба. Уши длинные торчат. Поищи, лиса, попробуй Хитрых маленький зайчат», и др. Иногда приходится и импровизировать:

«Милая ты, Настенька

Сладенькая Настенька

Настенька – милашка,

Ты наша кудряшка».

Или так:

«Алексей пригожий

Алексей хороший

Алексей наш смелый

Умный и умелый».

Может и так:

«Светочка красавица

Всем уж очень нравится.

Папе улыбается –

Мамина красавица».

Исходя из полученных результатов, могу утверждать об эффективности использования фольклорных произведений в период адаптации малышей к нашему детскому саду, они способствуют эмоциональному благополучию детей, развитию мелкой моторики рук и развитию речи. А также очень помогают в моей работе и налаживании контакта с ребятами. И самое главное: это доброжелательное отношение к детям. Любовь, исходящая от сердца. А дети все почувствуют.

Литература:

Затулина, Г.Я. Развитие речи дошкольников. Первая младшая группа / Г.Я. Затулина. – М.: ЦПО, 2013. – 160 с.

Гербова, В. Развитие речи в детском саду. Вторая группа раннего возраста. 2-3 г. / В. Гербова. - М.:Мозаика-Синтез, 2015. – 112 с.

Литвинова, О.Э. Речевое развитие детей раннего возраста. Словарь. Звуковая культура речи. Грамматический строй речи. Связная речь. Конспекты занятий. Ч.1/О.Э.Литвинова. – СПб.: Детство-Пресс, 2016. – 128 с.

Маланка, Т.Г. Развитие внимания, памяти, речи / Т.Г.Маланка. – М.: Эксмо, 2018. 192 с.

Новиковская, О.А. Малыш учится говорить. Развитие речи 1-3 лет / О.А. Новиковская. - .:АСТ, 2018.-30 с.

Трясорукова, Т.П. Развитие речи: 2-3 года дп /Т.П. Трясорукова. – Рн/Д: Феникс, 2019. – 224 с.

Янушко, Е.А. Помогите малышу заговорить: Развитие речи детей 1-3 лет / Е.А. Янушко. – М.: Эксмо, 2015. – 192 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль устного народного творчества в развитии речевой активности детей раннего возраста

Дана система работы  по использованию устного народного творчества с детьми раннего возраста....

Картотека игр на обеспечение эмоционального благополучия детей раннего возраста

Картотека содержит набор подвижных и пальчиковых игр, которые рекомендуются проводить в период адаптации....

Устное народное творчество в развитии речевой активности детей раннего возраст

Педагогическая копилкаПлан:1.    Формирование речи на протяжении первых трех лет жизни2.    Условия и задачи развития речи3.    Значение произведений устно...

Малый жанр устного народного творчества в познавательно-речевом развитии детей раннего возраста в рамках ФГОС

Формирование патриотических чувств детей раннего возраста через знакомство с русским народным фольклором....

Педагогическая программа по направлению "Обеспечение эмоционального благополучия детей раннего возраста посредством коммуникативных игр" уникативных игр

   Так как в современное время педагоги и родители все чаще с тревогой замечают, что многие дети испытывают серьезные затруднения в общении со сверстниками. Нашему обществу нужны люди...

Консультация для родителей. «Обеспечение эмоционального благополучия детей раннего возраста посредством коммуникативных игр»

В возрасте 2-3 лет для детей общение со сверстниками становится потребностью и приобретает огромное значение в формировании личности.Поэтому так важно с двух лет начинать учить детей общатья друг с др...