Консультация для родителей «Что такое ФГОС дошкольного образования?»
консультация на тему

Крохичева Ирина Сергеевна

Консультация для родителей

«Что такое ФГОС дошкольного образования?»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Что такое ФГОС дошкольного образования?»

Сегодня я хочу познакомить вас с нормативно-правовыми документами, которые лежат в основе работы учреждения.

 Федеральный закон  Об образовании в Российской Федерации, утвержденный 29 декабря 2012 года, вступивший в силу с 1 сентября 2013года.  Закон разработан в целях совершенствования законодательства РФ в области образования и является основополагающим нормативным правовым актом в сфере образования.

     Цель нового закона — предоставить каждому максимально доступные условия для того, чтобы получить дошкольное и обязательное общее образование, выбирать действительно качественные образовательные организации для получения профессионального образования, работая, профессионально совершенствоваться, осваивать новые технологии.

На основании данного закона дошкольное образование является первым уровнем общего образования граждан РФ. Для дошкольного образования, как и для всех уровней образования в РФ, устанавливаются ФГОС, которые предусматривают три группы требований:- к структуре основных образовательных программ;- результатам их освоения.  То есть дошкольное образование важно и обязательно для государства и государственной политики, но   для  некоторых родителей остается пока не обязательным, так как не предполагает выдачи документа государственного образца. Не понимая всей важности дошкольного образования, некоторые родители лишают ребенка возможности посещать детский сад.

Большинство современных родителей осознают важность образования ребенка в дошкольном детстве, но при этом принимают незначительное участие в реализации подобного отношения на практике. На законодательном уровне перечисленные выше проблемы призван решать ФЗ «Об образовании в РФ» и сопутствующий ему федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

В статье 44 Закона впервые определены права, обязанности и ответственность родителей за образование ребенка. Согласно данной статье родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед другими лицами. Родители обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка. Если говорить простым языком, раньше родитель мог спросить с воспитателя, почему он не научил ребенка пользоваться носовым платком, то теперь воспитатель вправе просить это с родителей.

Поэтому возникает необходимость по - новому взглянуть на взаимодействие детского сада с родителями с целью создания единого образовательного пространства «семья - детский сад» для их равноправного и заинтересованного партнерства. Этому во многом способствует ориентация на государственно-общественное управление образованием, которым вы, уважаемые родители, и являетесь.

 Вкратце я вам рассказала основные аспекты ФЗ «Об образовании», касающиеся дошкольного образования.

С 1 января 2014 года все дошкольные образовательные учреждения России перешли   на новый Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО).

Что такое Федеральный государственный стандарт дошкольного образования?

Федеральные государственные стандарты устанавливаются в Российской Федерации впервые в истории в соответствии с требованием статьи 12 «Закона об образовании» и представляют собой «совокупность обязательных требований к дошкольному образованию».   Стандарт дошкольного образования — это совершенно особый документ, связанный с поддержкой разнообразия детства, а не его унификации. 

Стандарт  должен способствовать  повышению социального статуса дошкольного образования,     обеспечению  равенства  возможностей  для   каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования,   и  сохранению  единства  образовательного  пространства   Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.

Специфика дошкольного возраста такова, что достижения детей дошкольного возраста определяется не суммой конкретных знаний, умений и навыков, а совокупностью личностных качеств, в том числе обеспечивающих психологическую готовность ребенка к школе. В Стандарте прописаны интегративные качества (качества! а не ЗУНы: знания, умения, навыки), которые ребенок может приобрести в результате освоения программы: например, физически развитый, любознательный, активный, эмоционально-отзывчивый, общительный и др.

Что является отличительной особенностью Стандарта?

Впервые в истории дошкольное детство стало особым самоценным уровнем образования, ставящим главной целью формирование успешной личности.

           Новый документ ставит во главу угла индивидуальный подход к ребенку и игру, где происходит сохранение самоценности дошкольного детства и где сохраняется сама природа дошкольника. Факт повышения роли игры как ведущего вида деятельности дошкольника и отведение ей главенствующего места, безусловно, положителен, так как в настоящее время на первом месте стоит занятие. Необходимость отказаться от учебно-дисциплинарной модели образовательного процесса. Ведущими видами детской деятельности станут: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, продуктивная и др. Необходимо отметить, что каждому виду детской деятельности соответствуют определенные формы работы с детьми.

Будут ли учиться дошкольники как в школе?

Ребенок должен учиться через игры.

В тексте Стандарта  не употребляется слово «занятие», но это не означает переход на позиции «свободного воспитания» дошкольников. Взрослые не перестанут заниматься с детьми в   детских садах. Но такая форма образовательной деятельности как занятие не соответствует возрастным особенностям детей дошкольного возраста. В современной теории и практике понятие «занятие» рассматривается как занимательное дело, без отождествления его с занятием как дидактической формой учебной деятельности.

То есть первые навыки в рисовании, пении, танцах,   счете   войдут в мир познания ребенка чрез ворота детской игры и занимательное дело. При этом главное для воспитателя  не надвинуть на дошкольное образование формы школьной жизни.

Изменяется способ организации детских видов деятельности: не руководство взрослого, а совместная (партнерская) деятельность взрослого и ребенка – это наиболее естественный и эффективный контекст развития в дошкольном детстве.

Как ФГОС обеспечит подготовку детей к школе?

Не ребенок должен быть готов к школе, а школа - к ребенку! Дети должны быть такими на выходе из детского сада, чтобы они не чувствовали себя в первом классе невротиками, а способными спокойно приспособится к школьным условиям и успешно усваивать образовательную программу начальной школы. При этом школа должна быть готова к разным детям. Дети всегда разные и в этих различиях и разнообразном опыте первых лет жизни заложен великий потенциал каждого ребенка. Цель детского сада - эмоционально, коммуникативно, физически и психически развить ребенка. Сформировать устойчивость к стрессам, к внешней и внутренней агрессии, сформировать способности, желание учиться.  

Каков должен быть выпускник ДОУ?

Ребенок - выпускник ДОУ должен обладать личностными характеристиками, среди них инициативность, самостоятельность, уверенность в своих силах, положительное отношение к себе и другим, развитое воображение, способность к волевым усилиям, любознательность. Ребенок должен уметь сам находить знания.

Каково участие родителей?

        Документ ориентирует на взаимодействие с родителями: родители должны участвовать в реализации программы, в создании условий для полноценного и своевременного развития ребенка в дошкольном возрасте, чтобы не упустить важнейший период в развитии его личности. Родители должны быть активными участниками образовательного процесса, участниками всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует, а не просто сторонними наблюдателями.

Перспектива реформирования дошкольного образования вселяет надежду на качественные изменения в данной сфере. Делается попытка преобразовать некогда единую систему «общественного дошкольного воспитания» в подлинную систему дошкольного образования как полноправную и неотъемлемую ступень общего образования. Это означает фактическое признание того, что ребенок дошкольного возраста нуждается не только в опеке и уходе, но и в воспитании, и в обучении, и в развитии. Родитель должен проживать период детства вместе с ребенком.

Вывод:

Таким образом, новые стратегические ориентиры в развитии системы образования следует воспринимать позитивно. Во-первых, система дошкольного образования должна развиваться в соответствии с запросами общества и государства.

Во-вторых, в Стандарте много положительного:

  • Желание сделать жизнь в детском саду более осмысленной и интересной.
  • Создание условий для того, чтобы воспитатель мог учитывать особенности развития, интересы своей группы, специфику национально-культурных и природных географических условий, в которых осуществляется образовательный процесс .
  • Стремление к формированию инициативного, активного и самостоятельного ребенка.
  • Отказ от копирования школьных технологий и форм организации обучения.
  • Ориентация на содействие развитию ребенка при взаимодействии с родителями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Что такое ФГОС дошкольного образования"

Консультация для родителей "Что такое ФГОС дошкольного образования"...

Консультация для родителей «Что такое ФГОС дошкольного образования?»

Уважаемые родители!С 1 января 2014 года все дошкольные образовательные учреждения России переходят на новый Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО)....

Консультация для родителей "Что такое ФГОС дошкольного образования"

Краткоя, доступная для восприятия родителями консультация на актуальную тему современного дошкольного образования....

Консультация для родителей «Что такое ФГОС дошкольного образования?»

Консультация для родителей «Что такое ФГОС дошкольного образования?"Тот, кто желает хорошо воспитать ребенка,  обречен всегда придерживаться справедливых взглядов....

Консультация для родителей «Что такое ФГОС дошкольного образования?»

Консультация для родителей«Что такое ФГОС дошкольного образования?»...