Программа "Волшебное тесто"
материал (старшая группа) по теме

Сагдарова Эрзият Рауфовна

Цель –  формирование  художественно-эстетического  развития  у детей  старшего дошкольного возраста обеспечивающих обучение детей навыкам изготовления разнообразных изделий из соленого теста; воспитание творческой личности, развитие ее интересов, наклонностей, способностей; развивать эмоционально-позитивное отношение к процессу;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_testo-plastike.docx127.01 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                               

Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение детский сад №76 «Подснежник»

Программа

дополнительного  образования детей

«Волшебное тесто» (для детей 5-6 лет

(срок реализации 1год)

1.7.JPG

                                                                               

                                                       

                                                                                                                                                                Составитель   программы :

                                                                                                                                                                воспитатель      Сагдарова Э.Р.

г. Нижневартовск , 2015год

СОДЕРЖАНИЕ  ПРОГРАММЫ

  1. Паспорт программы…………………………………………………………………………………………………..3стр
  2. Пояснительная записка………………………………………………………………………………………………5стр
  3. Принципы и подходы к формированию Программы…………………………………………………………........6стр
  4. Учебный – тематический план…………………………………………………………………………………..…..8стр
  5. Содержание программы………………………………………………………………………………………………9стр
  6. Календарно – тематическое планирование……………………………………………………………………….  ..12стр
  7. Отслеживание результативности реализации программы…………………………………………………………..24тр
  8. Требование подготовки к уровню воспитанников…………………………………………………………………...27стр
  9. Список литературы …………………………………………………………………………………………………….28стр
  10. Приложение ……………………………………………………………………………………………………………..29стр

Паспорт программы

Наименование дополнительной платной услуги

Программа по дополнительному образованию детей художественно-эстетической направленности  «Волшебное тесто».

Основание для разработки программы

- Конституция Российской Федерации; - Конвенция о правах ребенка; - ФЗ Закон «Об образовании» в Российской Федерации; - Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования№1155 от 17.10.2013г.; - Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций; - Устав МБДОУ ДСКВ №76 «Подснежник»; - Положение о платных образовательных услугах; - Образовательная программа ДОУ.

Заказчик программы

Родители (законные представители)

Организация исполнитель программы

г. Нижневартовск, ул. Ханты - Мансийская дом 21 «а»  МБДОУ ДСКВ №76 «Подснежник»

Целевая группа

Дети 5-6 лет

Составители программы

Воспитатель: Сагдарова Эрзият Рауфовна

Цель программы

развитие художественно-творческих способностей детей старшего

дошкольного возраста

Задачи программы

познакомить с терминологией, техникой лепки из солёного теста;

· совершенствовать изобразительную технику-освоение рельефной

лепки (натюрморт, портрет, картина, рамки для фотографий);

· познакомить со способом лепки на форме или каркасе для прочности сооружения;

· развивать изобразительные умения по выбору декорировать лепной образ (рельефные налепы,  надрезы или процарапывание стекой, кистевая роспись по замыслу);

· развивать воображение, поддерживая проявления фантазии, смелости детей в изложении собственных замыслов;

· воспитывать эстетический вкус, культуру зрительного восприятия прекрасного, радость от совместного творчества;

.Развивать моторику рук, глазомер.

Ожидаемые результаты

Для каждого ребенка показателем успехов является:

1.Различают и называют виды народного декоративно-прикладного искусства;

 2.Умеют самостоятельно проводить анализ изделия

3.Возрастающий уровень его авторских работ, легко оцениваемый родителями, и педагогом;

4. рефлексия способов и условий действия

5. Аккуратность выполнения заданий и четкость ориентировки при выборе их способов успешного выполнения;

6.Оригинальность предлагаемых художественных изделий;

7. Окрепшая моторика рук;

8. Участие детей в  развлечениях, праздниках, досугах, посвященных русскому народному творчеству, в детских выставках в детском саду и на городских мероприятиях.

  Срок реализации программы

  1 год

Учебно-методические пособия для разработки программы

1.Антипова М.А. Соленое тесто. Необычные поделки и украшения.

Красивые вещи своими руками. -Ростов-на-Дону: Валдис: М.:РИПОЛ классик,2009г

2.Анистратова А.А.Гришина Н.И.Поделки из соленого теста.-2011г

3. Выготский Л.С. Психология искусства. - М.: Искусство, 1986

4.Л.А.Лыковой Программа «Лепка и тестопластика»

5. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду:

планирование, конспекты занятий, методические рекомендации.

Старшая группа. - М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2008

6.Лыкова И.А. Художественный труд в детском саду. Экопласгика:

аранжировки и скульптуры из природного материала. - М.:

Издательский дом «КАРАПУЗ», 2008

7.Маслова Н.В. «Лепим из соленного теста»Москва «Астрель-СПб» Санкт-     Петербург(Подарки,  сувениры,  украшения) ,

2. Пояснительная записка

Волшебное тесто (лепка из теста) - один из народных промыслов. Поделки из теста очень древняя традиция, но в современном мире высоко ценится все, что сделано своими руками. Соленое тесто – очень популярный в последнее время материал для лепки. Тесто эластично, его легко обрабатывать, изделия из него долговечны.  Использование такого рода  заместителя пластилина – тестом, постепенно приводит к появлению замещения во внутреннем плане – плане сознания. Это позволяет ребенку «действовать в уме», решать разные задачи, используя образы и речь. Занятия творческой деятельностью оказывают сильное воздействие на эмоционально - волевую сферу ребенка. Процесс овладения определенными навыками исполнения не только раскрепощают художественное мышление, но и большей мере накладывают отпечаток на мировосприятие систему жизненных ориентировок, целей и ценностей.

Программа «Волшебное тесто» обеспечивает разностороннее развитие детей  в возрасте от 5 до 6 лет с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным образовательным областям – «Художественно – эстетическое развитие»  «Познавательное развитие», «Речевое развитие» . Проблему развития детского творчества Л. С. Выготский выделяет как один из самых важных вопросов детской психологии и педагогики. «Обучить творческому акту нельзя, но это вовсе не означает, что нельзя воспитателю содействовать его образованию и появлению» Процесс овладения определенными навыками исполнения не только раскрепощают художественное мышление ,но и больше мере накладывают  отпечаток на мировосприятие и систему жизненных ориентировок, целей и ценностей.

Актуальность заключается в том, что создание условий, обеспечивающих развитие способности у детей к самосовершенствованию и саморазвитию, обеспечивает соответствие одним из самых осязаемых видов декоративно-прикладного искусство .Занятие тесто -пластики дает уникальную возможность моделировать мир и свое представление о нем в пространственном – пластичных образах. У каждого ребенка появляется возможность создать свой удивительный мир.

Креативность как способность находить нестандартные пути достижения цели. Суть состоит  в освоении не достающегося умения в переосмыслении современного ребенка с позиции творческой самореализации личности, в отборе методов и приемов, форм и средств организации воспитательного процесса на основе использования декоративно-прикладного искусство.

                 Цель –  формирование  художественно-эстетического  развития  у детей  старшего дошкольного возраста обеспечивающих обучение детей навыкам изготовления разнообразных изделий из соленого теста; воспитание творческой личности, развитие ее интересов, наклонностей, способностей; развивать эмоционально-позитивное отношение к процессу;

                  Задачи:

  1. Вызвать интерес к изучаемой области, выработать необходимые практические умения и навыки;
  2. Воспитывать художественно-эстетический вкус, трудолюбие, аккуратность, усидчивость.
  3. В организации самостоятельной деятельности детей в их желании сделать свои работы общественно – значимыми.
  4. Развивать мелкую моторику рук и глазомер;
  5. Развивать познавательные процессы (восприятие, внимание, память, воображение),  развивать творческие способности, фантазию.
  6. Развития способностей и творческого потенциала каждого  ребёнка как субъекта отношений  с самим собой, другими детьми,  взрослыми и миром;
  7. обеспечение поддержки семьи (законных представителей) в вопросах развития творчества  .

Педагогические условия: игровые методы и приёмы; формы организации художественно-творческой деятельности, учитывающие оснащённость и специфику ДОУ.

Программа дополнительного образования  разработана на основе программы художественного воспитания, обучения и развития детей старшего дошкольного возраста Лыковой И.А.  программы «Лепка и тестопластика»

Принципы и подходы к формированию Программы

1. Комфортность: атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, создание для каждого ситуации успеха.

2. Погружение каждого ребенка в творческий процесс: реализация творческих задач достигается путем использования в работе активных методов и форм обучения.

3. Опора на внутреннюю мотивацию: с учетом опыта ребенка создание эмоциональной вовлеченности его в творческий процесс, что обеспечивает естественное повышение работоспособности.

4. Деятельность: переход от совместных действий взрослого и ребенка, ребенка и сверстников к самостоятельным; от самого простого до заключительного, максимально сложного задания; «открытие новых знаний».

5. Вариативность: создание условий для самостоятельного выбора ребенком способов работы, типов творческих заданий, материалов, техники и др.

6. Личностно ориентированное взаимодействие: создание в творческом процессе раскованной, стимулирующей                    творческую активность ребенка атмосферы. Учитываются индивидуальные психофизиологические особенности каждого ребенка и группы в целом. В основе лежит комплексное развитие всех психических процессов и свойств личности в процессе совместной (дети — дети, дети — родители, дети — педагог) продуктивно-творческой деятельности, в результате которой ребенок учится вариативно мыслить, запоминать, придумывать новое, решать нестандартные задачи, общаться с разными людьми и многое другое.

  • Сезонности: построение и корректировка познавательного содержания программы с учётом природных особенностей в данный момент деятельности.
  • Принцип взаимосвязи продуктивной деятельности с другими видами детской         активности.
  • Принцип развивающего образования предполагает, что образовательное содержание предъявляется ребенку с учётом его актуальных и потенциальных возможностей, с учётом интересов, склонностей и его способностей. Данный принцип предполагает работу педагога в зоне ближайшего развития ребёнка

Время и формы обучения

Реализация программного материала рассчитана на 1 года.

Занятия проводятся один раз в неделю с подгруппой детей (8-10 человек)

старшего дошкольного возраста (с 5 до 7 лет). Длительность занятий — 25-30

минут. Занятия комплексные, интегрированные, не дублируют ни одно из

занятий общей программы. Они являются надпрограммными и закладывают

основу успешной деятельности в любой области.

Для реализации программы используются следующие формы работы с

детьми:

- занятия;

- выставки;

- совместное творчество детей и родителей.

Учебно-тематический план

Тема

период

1

Водное занятие  .Материалы и инструменты

сентябрь

Волшебный комочек.  Колобок

2

Ежик с яблоками

Птичка свистулька

«Глиняный ляп»

октябрь

3

4

5

Мышка норушка

Разноцветные  бусины

«Осенний натюрморт»

ноябрь

6

7

8

Девочка в длинной шубке

«Снежный кролик»

Новогодние игрушки

декабрь

9

10

11

Новогодняя елочка

Зимний  лес

январь

12

13

Снежный  домик

Пернатые, мохнатые, колючие

Подарки для папы

февраль

14

15

16

Подарки для мамы

Украшение амулет

март

17

18

Нарядный индюк

Тарелочка и блюдца

Весенний ковер(плетение из жгутиков)

апрель

19

20

21

Подводное царство  (1-е задание) (2-е задание)

Мы на луг ходили, мы лужок лепили

май

Итого

Содержание программы

Основное  содержание разработанных занятий реализуется в следующих формах деятельности.

  1. Знакомство с традиционными художественными произведениями народного и декоративно-прикладного искусства народов Севера, а также других народов России и мира, как частности национальной и мировой культуры;
  2. Формирование эстетических взглядов, мировоззрения  в процессе приобретения искусствоведческих, исторических знаний, технологических и практических умений; Средства  творческой  выразительности.
  3. Собственное творчество детей как фактор освоения национальной культуры путем самореализации в изготовлении различных предметов по мотивам народного искусства. Самостоятельность, изобретательность .Навыки и умения, позволяющие выбрать тот или иной прием, способ изображения.  

1)На занятиях дети знакомятся с терминологией, техникой лепки из солёного

теста; совершенствуют изобразительную технику.  Виды народного декоративно – роспись скульптур гуашевыми  красками по мотивам Дымковская роспись , Хохломская роспись ,

2) Дети осваивают технику рельефной лепки (натюрморт, портрет); знакомятся со способом лепки на форме или каркасе для прочности сооружения;

развивают изобразительные умения; учатся по выбору декорировать лепной

образ (рельефные налепы, надрезание или процарапывание стекой, кистевая

роспись по замыслу). Дети учатся обращению со специальным инструментом

— стекой, печаткой в виде трубочки, квадрата, прямоугольника и др.

У детей формируется умение быстро воспринимать и познавать красоту

пластической формы предметов, соотношение их частей.

3) Для развития самостоятельности, технике лепке уделяется больше внимания творческим заданиям и занятиям по замыслу с учетом интересов каждого ребенка, событий, происходящих в детском саду, дома. В процессе самостоятельности  у детей развивается воображение, поддерживаются проявления фантазии, смелости в изложении собственных замыслов. У детей воспитывается эстетический вкус, культура зрительного восприятия прекрасного, радость от собственного  творчества, развивается воображение, внимание  , мелкие мышцы кисти руки, чувствительность и гибкость кончиков пальцев.

В процессе работы дети применяют различные техники: скатывание, раскатывание, сплющивание, вдавливание, прищипывание, оттягивание, примазывание, переплетание, вырезание.

Инструменты и дополнительные материалы для тестопластики:

скалка, доска разделочная, формочки для выпечки, ножницы, зубочистка, трубочки, колпачки ,(чесноковыжималка), стеки, вилка, лекала и шаблоны, трафареты.

Для раскрашивания и росписи изделий дети используют: водорастворимые краски (акриловые, акварель, гуашь); кисти, клей, лак. Знакомятся с техниками и нанесения.  Для оформления изделий дети используют: пуговицы, бусины, природный

материал (семена, крупы, орехи, перец черный, колоски, ветки, перья).

I. Интегрированная   образовательная деятельность.

II. Занимательные игры и упражнения.

III. Игровая  непосредственно -  образовательная деятельность Игровые задания. Это отдельные упражнения, этюды, способствующие развитию фантазии, воображения и художественного творчества. Их можно использовать во всех группах. На каждой возрастной ступени они конкретизируются, варьируются с учетом психофизиологических особенностей детей данного возраста и индивидуальных способностей каждого ребенка. Например, Загадай загадку с помощью пантомимы, а отгадку мы слепим. Игры – эксперименты. Созданные условия для самостоятельного экспериментирования позволяют искать и находить способы действий, на основе проб делать собственные открытия, строить догадки, выражать суждения, формулировать выводы. Например, какими способами можно слепить (снег ,пластилин, тесто ,бумаги ) ? IV. Творческие задания. Например, сделать рамку для фотографии  в стиле хохлома.  Изобразить дворец Снежной королевы используя гжельскую роспись и т.п. Для успешной реализации поставленных задач, программа предполагает тесное взаимодействие с педагогами и родителями. Такое сотрудничество определяет творческий и познавательный характер процесса, развитие творческих способностей детей, обуславливает его результативность. Работа с педагогами предусматривает: беседы, консультации по развитию творческих способностей и использованию  тестопластики  в работе детей, проведение мастер - классов, семинаров-практикумов, выставка детских работ. Работа с родителями предполагает: индивидуальные консультации, беседы и рекомендации, папки-раскладки, информационные стенды, показ открытых занятий, семинары-практикумы, участие в  выставках детского творчества и анкетирование по вопросам художественного развития детей. В программе широко используются технические средства обучения: ИКТ, музыкальный центр, фотоаппарат, видеокамера, DVD и др.  

Условия для занятий

1.Подбор традиционного и нетрадиционного материала и инструментов для

творческой деятельности детей.

2.Систематизация литературно-художественного материала: стихи, загадки,

пословицы, поговорки — с целью активизации деятельности детей,

расширения представлений об окружающем, русских традициях.

3.Изготовление картотеки пальчиковых игр для подготовки руки к работе,

расслабления, укрепления мелких мышц руки.

4.Составление фонотеки — подбор классических произведений, детского

репертуара для музыкального фона, сопровождающего творческую

деятельность детей.

5.Подбор дидактических, развивающих и подвижных игр

Ожидаемые результаты

Для каждого ребенка показателем успехов является:

  • Возрастающий уровень его авторских работ, легко оцениваемый родителями, и педагогом;
  • Умеют самостоятельно проводить анализ изделия и рисунка;
  • Различают и называют виды народного декоративно-прикладного искусства
  • Обогащает словарный запас;
  • Аккуратность выполнения заданий и четкость ориентировки при выборе их способов успешного выполнения;
  • Оригинальность предлагаемых художественных решений;
  • Коллективное участие в коллективных работах и мероприятиях
  • Окрепшая моторика рук

Для всего коллектива в целом, безусловным показателем является активное участие работать  в выставках.

Календарно –тематическое планирование  программы

«Волшебное тесто»

(лепка из солёного теста)

Сентябрь

п/п

Тема занятия

Программное содержание

Оборудование

1.

Вводное занятие

Материалы и инструменты

1. Ознакомление с помещением, материалы и    

  инструментами, необходимыми для работы.  

  Правила безопасности. Виды и назначение

  солёного теста.

 Занятие начинается с беседы об изделиях народных мастеров Севера сделанные из меха и кожи, связанных с условиям быта и жизни, а также других народов России и мира, представление о разновидностей орнамента  ,узоров и тд.

2. Подбор муки, других ингредиентов (соль, вода)

  для теста. Инструменты для основных и

  отделочных работ. Организация рабочего места.

  Культура труда. Правила безопасности во время.

  работы, краски, лаки для окончательной  

  обработки изделий.

Показ подделок сделанные заранее педагогом.

-показ слайдовой презентации  использование

ИКТ

2

Волшебный комочек

1.Познакомить с лепкой из солёного теста, с его особенностями ( солёное, мягкое).

2.Развивать наблюдательность, внимание, мышление, память, мелкую моторику, речь.

3.Воспитывать интерес к лепке из солёного теста.

- солёное тесто;

- доски для лепки;

- магнитофон

3

Колобок

1. Продолжать учить детей лепить из солёного теста. Учить облеплять грецкий орех, делать ему глазки и рот из крупы, создавая образ колобка.

2. Развивать наблюдательность внимание, мышление, память, мелкую моторику, речь.

3. Воспитывать интерес к отображению представлений о сказочных героях пластическими средствами.

солёное тесто, окрашенное

в жёлтый цвет;

- крупа;

- грецкий орех;

-доска для лепки;

-худ.литература

- магнитофон

Октябрь

п/п

Тема Занятия

Программное содержание

Оборудование

1.

Объемные фигурки животных(ежик с яблоками)

1.Продолжать учить лепить из солёного теста.

2.Упражнять в умении раскатывать шарик из алюминиевой фольги и покрываем его тестом.

3.Развивать наблюдательность,

внимание, мышление, память, мелкую моторику ,речь.

4.Воспитывать интерес к лепке из соленного теста ,учить передавать в лепке

впечатления от окружающего

-комплект для лепки на каждого ребенка(соленое тесто ,стека, клеенка)

-алюминиевая фольга

-кисточка, лак

-ножницы палочки для соединения деталей;

-игрушка ежик

2.

Объёмные фигурки  (птичка свистулька)

1. Продолжать учить детей лепить из солёного теста.

2. Упражнять в умении из целого куска теста , раскатывать так, чтобы один конец был тоньше другого, толстый конец придавить пальцами.

3.Развивать наблюдательность, внимание, мышление, память, мелкую моторику, речь.

4.Формировать представления о дружбе разных народов, познакомить с филимоновскими игрушками

- солёное тесто; краска серо-коричневого, стека

- клеенка для лепки;

- лак, кисточки

-показ подделки  сделанный заранее педагогом.

-иллюстрации

- магнитофон

- использование ИКТ

3

Дымковская игрушка лошадка

 

  1. Продолжаем  учить детей  с помощью приемов лепки – «защипывания», «примазывания»  «приплющиванием»
  2. Развивать умение передавать колорит дымковских узоров, чувство композиции.
  3.  Воспитывать аккуратность

глина;

клеенка;

мокрая тряпочка;

стеки;

краски.

4

Осенний

натюрморт

(Лыкова И.А.,

стр.40)

Учить детей создавать объёмные композиции (натюрморты) из солёного теста. Совершенствовать изобразительную технику

(самостоятельно выбирать способ и приёмы лепки).

Развивать композиционные умения - размещать несколько объектов, создавая гармоничную композицию

(крупные в центре или на переднем плане, мелкие сверху

или сбоку

Подготовленный заранее материал

солёное или заварное тесто. Дощечки или клеёнки, стеки (или

заострённые палочки), салфетки бумажные и матерчатые, тарелки

пластиковые или керамические для

составления композиций

Ноябрь

п/п

Тема занятия

Программное содержание

Оборудование

1.

Мышка - норушка

1. Учить детей лепить мышку на основе конусообразной формы. Показать способы создания выразительного образа: заострение мордочки, использование дополнительных материалов ( для ушек – семечек, для хвостика – шерстяных ниток, для глаз – бусинок).

2. Развивать чувство формы, творческое воображение, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь.

3. Воспитывать интерес к отображению представлений о сказочных героях пластическими средствами.

- солёное тесто; стека,

- краска серо-коричневого;

- шерстяные нитки;

- семечки;

- бусины;

- клеенка для лепки;

- персонажи кукольного театра.

2

Листья танцуют

и превращаются

в деревья

(Лыкова И.А.,

стр.46)

Вызвать у детей желание делать лепные картины. Познакомить с техникой рельефной лепки. Предложить на выбор приёмы декорирования лепного образа: рельефные налепы, прорезание или процарапывание стекой, кистевая роспись. Развивать чувство формы и композиции.

Солёное тесто, картонные или

керамические формы для будущих лепных композиций, стеки,

салфетки. Демонстрационный

материал: календари, художественные

открытки с изображением осенних листьев и деревьев

3

Разноцветные бусины

1.Продолжать учить детей лепить из соленого теста. Учить детей делать бусины  из соленого теста и нанизывать их на толстую проволоку- для получения отверстия.

2. Развивать наблюдательность, внимание, мышление, память, мелкую моторику, речь.

3.вызвать желание сделать необычные ,красивые бусы

-комплект для лепки на каждого ребенка(соленое тесто ,стека, клеенка)

-гуашь разноцветная

-Стакан с водой

-кисточки, лак

-толстая проволока

4

«Глиняный

Ляп»

(Лыкова И.А.,

стр.76)

1.Учить детей создавать и трансформировать

выразительные лепные образы скульптурным способом. Пояснить связь между пластической формой и способом лепки. Учить

планировать свою работу: задумывать образ, делить материал на нужное количество частей разной величины, лепить последовательно. Показать приёмы оформления вылепленной фигурки дополнительными материалами. Развивать воображение, чувство формы и пропорций.

 солёное тесто;

дощечки или клеёнки для лепки,

 лак, кисточки

салфетки бумажные и матерчатые,

поворотный диск для сравнительного показа способов лепки

4

Декабрь

п/п

Тема занятия

Программное содержание

Оборудование

1.

Девочка в длинной шубке

1.Продолжать учить детей лепить из соленого теста, закреплять умения раскатывать между ладонями, придавая фигуре нужную форму.

2.Из трех разных по размеру кусочков теста слепить детали фигурки девочки: шубка приплюснутый шарик – и туловище. Вытяните и сформируйте ручки ,расширяющиеся от плеча к запястью. Палочкой обвести состав одежды. Там, где туловище будет соединятся с головой, воткните предварительно смоченную в воде зубочистку. На др. конец надо нанизать скатанный шарик – голову. Волосы сделайте из тонко раскатанного куска теста ,концы разделите ножницами.

-комплект для лепки на каждого ребенка (соленое тесто ,стека, клеенка)

-Стакан с водой

-кисточки, лак

-зубочистка, ножницы.

-гуашь разноцветная

2

Ёлкины игрушки - шишки, мишки и

хлопушки»

(Лыкова И.А., стр.100)

Создание новогодних игрушек в технике тестопластике - лепка из

солёного теста или вырезывание формочками для выпечки

фигурок животных и бытовых предметов, украшение по замыслу  (по замыслу)

- солёное тесто; стека,

- краска разноцветные;

- семечки;

- бусины;

- клеенка для лепки;

-салфетка

- Стакан с водой

3

Новогодние игрушки

1. Учить детей моделировать разные ёлочные игрушки из солёного теста; вырезать фигурки формочками. Продолжать учить украшать с помощью дополнительных материалов ( бусины, бисер, блёстки, макаронины, горох, крупа, ниток ).

2. Развивать чувство формы, пропорций, глазомер, внимание, мышление, память, мелкую моторику, речь.

3. Вызывать желание сделать необычные, красивые новогодние игрушки для нашей ёлочки.

- комплект для лепки на каждого ребенка(соленое тесто ,стека, клеенка)

-формочки для выпечки;

-макароны;

-хлопчатобумажные нитки;

-бусины;

-горох;

-бисер;

-крупа;

-блёстки;

-тесьма для петелек;

-доска для лепки.

Январь

п/п

Тема занятия

Программное содержание

Оборудование

1.

Новогодняя ёлочка

1. Продолжать учить детей лепить из солёного теста, украшать с помощью дополнительных материалов (бусины, бисер, блестки, макароны, горох, крупа). Учить детей вырезать стёклами по картонному шаблоны.

2. Развивать внимание, мышление, память, мелкую моторику, речь.

3. Воспитывать интерес к липке из солёного теста. Вызывать желание сделать необычную, красивую новогоднюю ёлочку.

- комплект для лепки на каждого ребенка (соленое тесто ,стека, клеенка);

-макароны;

-бусины;

-горох;

-бисер;

-крупа;

-блёстки;

-доска для лепки.

2.

Зимний лес

( коллективная работа )

1. Продолжать учить детей лепить из солёного теста. Упражнять в умении раскатывать столбики, аккуратно выкладывать веточки на кронах деревьев.

2. Развивать наблюдательность, внимание, мышление, память, мелкую моторику, речь.

3. Воспитывать интерес к лепке из солёного теста, к природе и отображению ярких представлений в лепке; вызывать желание сделать коллективную работу, лепить всем вместе.

-лист ватмана синего цвета с аппликацией – кроны деревьев;

- комплект для лепки на каждого ребенка(соленое тесто ,стека, клеенка);

-доски для лепки.

Февраль

п/п

Тема занятия

Программное содержание

Оборудование

1.

Снежный домик

1. Продолжать учить детей лепить из солёного теста. Учить облеплять стаканчик от йогурта с прорезанными заранее окошками – получая образ снежного домика; украшать крышу фасолью – «черепица».

2. Развивать мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь.

3. Воспитывать интерес к лепке из солёного теста

- комплект для лепки на каждого ребенка(соленое тесто ,стека, клеенка);

-стаканчик из-под йогурта;

-фасоль.

2.

Лепка по замыслу

Ходит Дрёма

возле дома

(Лыкова И.А.,

стр.130)

Продолжать учить детей создавать выразительные лепные образы, сочетая разные способы и приёмы лепки. Пояснить связь между

пластической формой и способом лепки. Учить планировать свою работу: задумывать образ, делить материал на нужное

количество частей разной величины, лепить последовательно. Показать приёмы оформления вылепленной фигурки

дополнительными материалами (бисер, пуговицы, тесьма, ленточки).

Развивать воображение, чувство формы и пропорций

Солёное тесто, стеки,

картон, ножницы или

готовые картонные

формы - овалы и

прямоугольники:

«кроватки»,

«постельки», «колыбельки»

3

Пернатые,

мохнатые,

колючие...

(Лыкова И.А.,

стр.70)

Вызвать интерес к экспериментированию с пластическими материалами и художественными инструментами для передачи особенностей покрытия тела разных животных (перья, шерсть, колючки, чешуя). Инициировать поиск изобразительно-выразительных средств (процарапывание, обработка тканью грубой

фактуры, прокалывание, отпечатки). Совершенствовать технику

скульптурной лепки.

Солёное или сдобное тест; предметы для экспериментирования разные стеки, зубочистки, трубочки для коктейля, (соломинки), колпачки

фломастеров и авторучек, ткань грубого плетения или губки для

мытья посуды; персонажи и атрибуты кукольного театра

«Теремок»; лепные фигурки зайчика, ёжика, птички, выполненные воспитателем из

теста.

4

Подарки для папы

1. Продолжать учить детей лепить из солёного теста. Учить детей моделировать самолёт из соленого теста; вырезать фигурку стекой.

2. Учить создавать панно из шаблона и из текста рамку

3. Развивать наблюдательность, внимание, мышление, память, мелкую моторику, речь.

4. Воспитывать интерес к липке из солёного теста.

- комплект для лепки на каждого ребенка(соленое тесто ,стека, клеенка);

-стаканчики с водой;

-кисточки для рисования;

-доски для лепки, стеки;

-краски для раскрашивания

Март

п/п

Тема занятия

Программное содержание

Оборудование

1.

Подарки для мамы

1. Продолжать учить детей лепить из солёного теста.

2. Учить вырезать с помощью стеки по шаблону из солённого теста детали сердечки, тюльпана, цветок незабудка; учить оформлять работу в рамку.

3. Развивать мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь.

4. Воспитывать интерес к природе и отображению ярких впечатлений от явлений в действительности  в лепке; вызывать желание сделать своими руками, лепить всем вместе .

-комплект для лепки на каждого ребенка (соленое тесто, стека, клеенка)

-шаблоны детали на всех детей

-краски, вода , кисточки

-картинка- образец

-бисер, пайетки для оформления

2.

Украшаем амулет

1. Продолжать учить детей лепить из солёного теста.

2.Знакомство  детей  с ремеслом коренных народов Западной Сибири, а именно народов ханты, используя тестопластику.

2.Закреплять умения наносить узор при помощи бисера на заготовку из теста , доводить задуманное до конца;

3. Развивать мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь.

4. Воспитывать  самостоятельность активность, развивать творческие способности ;

-комплект для лепки на каждого ребенка (соленое тесто ,стека, клеенка)

-шаблоны детали на всех детей(хантыйские узоры)

-разноцветный бисер

-краски, вода  ,кисточки

-картинки с изображением амулетов

-картонные прямоугольники на каждого ребенка

Апрель

№п/п

Тема занятия

                            Программное содержание

Оборудование

1.

Нарядный

индюк

1. Продолжать учить детей лепить из солёного теста.

2. Знакомство с народным творчеством – Дымковской игрушкой;

- развивать умение видеть форму, цвет, декор игрушек и правильно передавать единство этих качеств в рисунках;

- учить наносить узоры, используя геометрический орнамент.

3. Развивать мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь.

4. Воспитание интереса и любви к народному творчеству, бережного отношения к традициям народа.

-комплект для лепки на каждого ребенка (соленое тесто, стека, клеенка)

-модели глиняных дымковских игрушек,

-образцы рисунков-«Геометрический орнамент на дымковской игрушке»,

-таблицы на доске «Цвет и форма»,

- заготовки для детей моделей игрушек, цветное тесто,

-музыкальное сопровождение

-краски, лак, вода  ,кисточки

2.

 Тарелочки

и блюдца

1. Продолжать учить детей лепить из солёного теста.

2.Учить лепить посуду посуду приемами скатывания из куска теста шара, затем выдавливания и уравнивания пальцами края формы.

3.Учить рисовать элементы узора («волна», «точка в круге»),симметрично располагая их

4. Закреплять представления о разновидностях орнамента

-комплект для лепки на каждого ребенка (соленое тесто, стека, клеенка)

-кисти, краски, стаканчики-непроливайки с водой

-иллюстрации посуды, украшенной узорами

-лак,

3

Весенний ковер

(плетение из

жгутиков) (Лыкова И.А.,

стр.166)

Продолжать знакомить детей с видами народного декоративно-прикладного искусства (ковроделием). Учить лепить коврик из

жгутиков, имитируя технику плетения. Показать аналогии

между способами создания образа в разных видах

изобразительной деятельности. Развивать мелкую моторику и

синхронизировать движения обеих рук

Солёное тесто (на выбор), стеки,

салфетки, квадраты или

прямоугольники из

цветного картона,

которые будут использоваться на занятии как основа

композиции .Плакаты «Весна»,

«Времена года», «Цветные пейзажи». Технологическая карта «Цветной коврик»

Май

п/п

Тема занятия

Программное содержание

Оборудование

1.

Подводное царство

(1-е задание)

1. Продолжать учить детей лепить из соленого теста, вырезать стеками по картонному шаблону рыбок разной формы, с помощью дополнительного материала(бусины, макароны, горох, крупа, фасоль, пуговицы)создавать выразительный образ.

2.Развивать чувство формы, пропорций, внимание, мышление, память, мелкую моторику, речь.

3.Воспитывать интерес к природе и отображению ярких представлений в лепке.

-комплект для лепки на каждого ребенка (соленое тесто, стека, клеенка)

Разного цвета тесто

Макароны

-блестки

-бусины

-горох

-фасоль

-крупа

-пуговицы

-доски для лепки

2.

Подводное царство

(2-е задание)

1.Продолжать учить детей лепить из соленого теста, украшать работу с помощью дополнительных материалов (бусины, макароны, горох, крупа, фасоль, пуговицы) создавая подводное царство.

2.Развивать чувство композиции, внимание, мышление, память, мелкую моторику, речь.

3.Воспитывать интерес к лепке из соленного теста

-комплект для лепки на каждого ребенка (соленое тесто, стека, клеенка)

Коробки из под конфет с высокими стенками;

-жидкое тесто голубого цвета;

-рыбки, сделанные на предыдущем занятии;

-материал для украшении.

         

Отслеживание результативности реализации программы

Уровень развития детей определяется на основе анализа детских работ,

наблюдения за деятельностью, бесед с детьми. Разработаны критерии и

показатели оценки уровня овладения детьми изобразительной деятельностью

и развития их творчества.

1. Передача формы:

3 балла - форма передана точно;

2 балла - есть незначительные искажения;

 1 балл - искажения значительные,

2. Строение предмета:

 3 балла - части расположены верно;

2 балла - есть незначительные искажения;

  1. балл - части предмета расположены неверно.

3.Передача пропорции предмета в изображении:

3 балла - пропорции предмета соблюдаются;

2 балла - есть незначительные искажения;

1 балл - пропорции предмета переданы неверно.

  1. Передача движения: 

3 балла - движение передано достаточно четко;

2 балла - движение передано неопределенно, неумело;

1 балл - изображение статичное.

  1. Цвет. а) цветовое решение изображения:

3 балла -передан реальный цвет предметов;

 2балла - есть отступления от реальной окраски;

1 балл - цвет предметов передан неверно;

6.Уровень самостоятельности:

3 балла - выполняет задание самостоятельно, без помощи педагога, в случае необходимости обращается с вопросами;

2балла - требуется незначительная помощь, с вопросами к взрослому обращается редко;

1 балл - необходима поддержка и стимуляция деятельности со стороны взрослого, сам с вопросами к взрослому не обращается.

7. Творчество: а) самостоятельность замысла; б) оригинальность изображения; в) стремление к наиболее полному раскрытию замысла. Все оценки показателей по каждому критерию и по каждому ребенку суммируются. На основе набранной суммы можно дифференцировать детей по уровню овладения изобразительной деятельностью.

Критерии освоении программы Начало года-Конец года

№/н

Ф.И.

Ребенка

Изготовлять

Шаблоны.

Приготовлять тесто

 для лепки

Изготовлять отдельные детали

Анализ продукта деятельности

Уровень самостоятельности

Гармонично окрашивать изделие.

творчество

Общий

итог

Н.

К

Н.

К

Н.

К

Н.

К

Н.

К

Н.

н

к

1

2

3

4

5

6

7

8

Требования к уровню подготовки воспитанников

  • Умение соблюдать величинные отношения. 
  • Уметь воспринимать декоративно – прикладное искусство 
  • Соблюдение целостности орнаментального мотива с помощью входящих в него элементов 
  • Уметь анализировать свои и сверстников работы, рассказывая об их содержании, колорите, композиции, удачном решении, указывая на недочеты.

            В результате игровых занятий воспитанники должны знать:

  • виды и назначение изделий из солёного текста;
  • необходимые инструменты и материалы;
  • основные этапы изготовления изделий;
  • основные приёмы лепки, технологию выполнения;
  • композиционные основы построения изделия;
  • знание цветов;
  • требования к качеству и отделке изделий;
  • правила безопасной работы во время изготовления изделий.

            Воспитанники должны уметь:

  • изготовлять шаблоны, подбирать формочки для вырезания;
  • приготавливать тесто для лепки;
  • использовать инструменты для работы;
  • изготовлять отдельные детали;
  • соединять детали в готовое изделие;
  • составлять композицию из отдельных элементов;
  • сушить изделие;  гармонично сочетать цвета; проводить окончательную отделку изделий , лакирование; выполнять правила безопасной работы; организовывать рабочее мес

Методическое обеспечение дополнительной программы

1. Антипова М.А. Соленое тесто. Необычные поделки и украшения.

Красивые вещи своими руками. -Ростов-на-Дону: Валдис: М.:РИПОЛ классик,2009г.

2. Анистратова А.А.Гришина Н.И.Поделки из соленого теста.-2011г.

3. Выготский Л.С.Воображение творчество в детском  возрасте [Текст] –СПб.:СОЮЗ,1997.-336с.

4. Лыкова Л.А.Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты, занятий. Методические рекомендации. Старшая группа.2008г

5.Маслова Н.В. «Лепим из соленного теста»Москва «Астрель-СПб» Санкт-     Петербург(Подарки,  сувениры,  украшения) , 30-31с.

6. Менджирицкая .Д.В. Воспитателю о детской игре [Текст] ;под ред.Т.А.Марковой\Д.В.Менджирицкая.-М.:Просвещение ,1982.-253с.

7.Парамонова Л.А. Детское творческое конструирование. – М.: Карапуз,1999.

8. Поддьяков Н.Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Концептуальный аспект. – Волгоград: Перемена, 1995

Приложение

Игры и упражнения с пластилином, способствующие развитию мелкой моторики детей

Змейка

 Предложите ребенку раскатать из яркого цветного пластилина длинный и тонкий валик, хвост заострить, голову приплюснуть. Вспомните, как шипит змея: «Ш-ш-ш». Ребенок может с помощью стеки передать особенности поверхности образа — прорезать штрихами «чешуйки»; нанести узор в виде прямых, волнистых, пересекающихся линий.

Самолет

Предложите ребенку слепить самолет: раскатать пластилин и придать ему форму валика, разделить валик на две равные части – корпус и крылья, соединить их крест – накрест, а хвост загнуть вверх. Вспомнить, как гудит самолет во время полета: «У-у-у».

Черепаха

Предложите ребенку слепить панцирь в форме купола, скатать голову, ножки и хвост, снизу приставить голову, ножки и хвост, обозначить карандашом глаза, разметить панцирь. Можно использовать скороговорку: «Черепаха ест печенье, пьет чай с вареньем».

Жучок

Предложите ребенку скатать шарик, приплюснуть его и разделить пополам линейкой, присоединить голову, острием карандаша обозначить зрачки, скатать  две    маленькие     антенны,       вспомнить, как жужжит     жук: «Ж-ж-ж».

Машина

Возьмите кусок пластилина и вылепите корпус машины с кабиной, багажником и капотом. Возьмите две зубочистки и проколите насквозь низ машины в том месте, где должны находиться колеса. Из четырех кусочков теста слепите колеса. Их толщина должна быть не меньше 9–10 миллиметров. Наколите колеса на концы зубочисток.

Аппликация на пластилине.

Необходимые материалы и инструменты: природный материал (желуди, косточки, различные семена, ракушки, колоски, мхи и т.д.); бусины, бисер, пуговицы.

Предложите ребенку выполнить упражнения:

"Яблоко" однотонный пластилин раскатывается тонким слоем (0,5—1 см), а затем ребенок выкладывает из темных фасолей контур яблока с листиком или  заполняет  фасолью все яблоко.

«Украсим пирог». Приплющить комочек пластилина– пирог. Украсить такой пирог можно каштанами, фасолью, горохом, скорлупой ореха.

«Елочка». Зеленый пластилин размять  на клеенке и придать ему форму елочки. Предложить ребенку украсить елочку бисером, бусинками, природным материалом или маленькими шариками из цветного теста.

Рисунок на пластилине

Необходимые материалы и инструменты: пластилин, стеки, приспособления для нанесения рисунка – все, что может оставить четкий отпечаток на пластилине (пластиковая вилка, зубочистка, соломка для коктейля, корпус фломастера, крупные пуговицы, ключи, монеты, ракушки и т.д.).

Осуществление идеи. пластилин раскатывается тонким слоем (0,5—1 см). Стекой вырезается пластинка нужной формы. На поверхности пластинки из теста можно выдавить нужное изображение зубочисткой, стекой, пустым стержнем шариковой ручки, соломкой для коктейлей и т. п. Дети экспериментируют, изучают, сравнивают различные отпечатки, стараются определить источник («Кто оставил этот след?»). «Следы» различных предметов стимулируют поисковый интерес. Какой след оставит вилка, если ее вдавить в пластилин плашмя? Если воткнуть вилку зубчиками? А если процарапать вилкой комок пластилина?  Отпечатки разных предметов — пуговиц, монет, колпачков, карандашей, крышек — вызывают желание угадывать и загадывать для других: «Что это такое?», «На что похоже?», «Чем еще можно оставить такой «след»?»

Мозаика

Необходимые материалы и инструменты: пластилин различных цветов, стека,формочки.

Осуществление идеи. Раскатать пластилин. Стекой или формочками вырезать небольшие квадратики(можно просто скатать маленькие шарики) На плотном картоне нарисуем карандашом контур изображения: рыбку, вазу, кораблик, солнышко. Для того чтобы ребенку легче было определиться с цветом используемой мозаики, аккуратно цветными карандашами разрисуем эскиз. Теперь пора ребенку приниматься за дело. Пусть  выкладывает мозаику, следуя рисунку. Лучше начинать с центра изображения, затем постепенно переходить к краям, пока не завершит рисунок. Если вы видите, что рисунок требует цветной доработки, то фломастерами, маркерами, кистью или губкой можно подкрасить или оттенить его. Для полного завершения работы мозаику лучше покрыть лаком или раствором клея ПВА.

Игра с мозаикой будет для ребенка не только занимательной игрой, но и скрытым учебным процессом, где он самостоятельно сможет пофантазировать, проявить свое мастерство.(попугай в группе)

Упражнения, содержание которых направлено на развитие воображения детей старшего дошкольного возраста в процессе лепки .

Слепи что-нибудь необычное.  Педагог предлагает детям слепить необычную машину, на которой можно уехать в волшебную страну; необычное дерево, на котором растут необычные фрукты и т.д.

Ожившая фигурка. Ребенку говорят: «Ты получил прекрасный дар, все, что ты слепишь – оживает. Что бы ты слепил?»

Несуществующее животное. Взрослый просит ребенка представить далекие планеты, на которых обитают неведомые, фантастические животные. И также представить себе, что появился зоопарк, где можно посмотреть на этих животных. Взрослый предлагает ребенку придумать и слепить какое-нибудь необычное животное для этого зоопарка. Ребенок должен слепить воображаемое животное, дать ему название, рассказать историю о нем.

Волшебные превращения. Ребенку говорят: «Есть две волшебные палочки: длинная и короткая, подумай, во что они могут превратиться». Ребенок в процессе лепки создает образы на основе «волшебных палочек».

Поможем скульптору. Взрослый рассказывает детям, что скульптор не успел долепить фигурки из соленого теста и просит помочь ему.

Чего на свете не бывает? Ребенку предлагают слепить то, чего на свете не бывает (сказочное, волшебное и т.д.).

Измени предмет так, чтобы получилось новое изображение. Могут даваться инструкции: «Преврати бабочку в цветок, крокодила в машину, неваляшку в принцессу и т.д.».

Добрый и злой. Ребенку предлагают слепить злого или доброго сказочного персонажа.

Карлики, великаны. Ребенку говорят: «Вот тебе волшебная палочка, она может увеличивать или уменьшать все что ты захочешь. Слепи то, что ты хотел бы увеличить или уменьшить».

Машина времени. Взрослый говорит детям: «Представьте, что у нас в детском саду появилась машина времени. Вы в нее садитесь и можете путешествовать в будущее и прошлое любой страны». Детям предлагают представить, а затем слепить то, что они могли бы увидеть, путешествуя на машине времени.

Загадки и отгадки.

Взрослый сообщает детям, что сей час они будут слушать загадки и отгадывать их необычным способом — лепить отгадки, не произнося отгадку вслух. По очереди загадывает загадки и предлагает детям создавать отгадки в виде вылепленных фигур. Уточняет, что лепить можно как объемные, так и рельефные изображения. Ещё лучше постараться объединить отгадки в общую композицию. Во время одной игры можно предложить 2—5 загадок.

Функции предметов.

Инструменты и оборудование.  Стеки, колпачки фломастеров или авто ручек, зубочистки, мелкие бытовые предметы (бисер, бусины и т.д.), природный и бросовый материал.

Ход  игры. Взрослый предлагает детям назвать как можно больше вариантов использования одного и того же предмета в процессе лепки из соленого теста. Выигрывает тот, кто назовет больше других таких вариантов. Например, пуговицу можно использовать как дополнительную деталь (глаз, шапочка, колесо и т.д.), ею можно делать отпечатки на пластичном материале, ее можно использовать как шаблон и т.п.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

«Воздушные шары»

Дидактическая задача. Познакомить детей с шестью цветами путем подбора по образцу. Словарь: названия шести цветов спектра – красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый.

Материал. Демонстрационный: фланелеграф, узкие полоски картона (15х0,5 см) шести цветов. Шесть кругов таких же цветов (диаметр 10 см). Это ниточки и шарики. Раздаточный: полоска белой бумаги с наклеенными цветными полосочками - ниточками в спектральном порядке, шесть кружков тех же цветов.

Руководство. Воспитатель сообщает детям, что они будут играть в игру «Воздушные шары»: «Дети, у нас есть воздушные шарики разных цветов и ниточки таких же цветов. Сейчас на фланелеграфе появятся ниточки (размещает на равных расстояниях шесть полосок в спектральной последовательности, называя их цвета). А теперь привяжем к каждой ниточке по шарику такого же цвета». Берет один шарик и прикладывает его к ниточке такого же цвета. После этого двое-трое детей по очереди «привязывают» остальные шарики и называют цвет каждого. Если ребенок затрудняется, воспитатель помогает и подсказывает ему.

Затем быстро раскладывается раздаточный материал, и ребята самостоятельно проделывают ту же работу. Воспитатель проверяет и предлагает исправить допущенные ошибки.

«Подбери по цвету»

Дидактическая задача. Закреплять представления о шести цветах. Научить детей выделять цвета, отвлекаясь от других признаков предметов (формы, величины, функционального назначения)

Материал. У каждого ребенка карточка (30х20 см), разделенная на шесть клеток (10х10 см) разных цветов; мелкие картонные силуэты игрушек – по одному каждого цвета.

Руководство. После объяснения игры детям необходимо подобрать по цвету игрушки к каждой клеточке коврика, положить игрушку на такую клеточку, чтобы она на ней спряталась. Дети выполняют задание, воспитатель проверяет и оценивает результаты.

«Назови цвет»

Дидактическая задача. Учить детей называть цвет и оттенок (по светлоте).

Материал. Геометрические фигуры разных цветов (по три-четыре предмета двух оттенков каждого). Оттенки должны различаться по светлоте.

Руководство. Дети сидят полукругом, в центре стол с набором геометрических фигур.

Воспитатель выбирает фигуру, показывает одному из детей, который называет цвет и оттенок фигуры. Если ребенок не может ответить, та же фигура предъявляется другому ребенку. Правильно ответивший ребенок получает фишку. В конце игры определяется победитель.

Если дети затрудняются в назывании оттенка, воспитатель задает наводящий вопрос: «Какой это оттенок – темный или светлый?»

«Радуга» - Вариант 1

Дидактическая задача. Знакомить детей с системой цветов, с последовательностью их расположения в спектре, включая новый для них голубой цвет.

Материал. Демонстрационный: Картина «Радуга». Раздаточный: листы бумаги с незавершенной картинкой радуги, полосочки семи цветов для завершения радуги.

Руководство. Воспитатель спрашивает детей, кто из них видел радугу после дождя, какие цвета в ней были. После ответов детей, уточняет, что в радуге цвета всегда располагаются по порядку. Затем предлагает детям положить полоски рядом с соответствующими на листе. Воспитатель проверяет работу.

«Радуга» - Вариант 2

Дидактическая задача. Та же.

Материал. Раздаточный: полоски семи цветов для составления радуги.

Руководство. Воспитатель предлагает детям составить радугу из имеющихся полосок. При необходимости подсказывает и помогает детям.

«Разноцветный сарафан»

Дидактическая задача. Показать изменение цветов, переход одного цвета в другой, обратить внимание детей на взаимосвязь между цветами спектра.

Материал. Волчок – фигурка девочки Огневушки-поскакушки в сарафанчике двух цветов (красный и желтый, желтый и синий, красный и синий).

Руководство. Воспитатель раскручивает фигурку девочки и показывает, как сарафан меняет цвет. Воспитатель объясняет детям секрет волшебного изменения цвета сарафана. Прежде чем дети приступят к самостоятельному  выполнению задания, воспитатель спрашивает у каждого из них, какого цвета сарафан он хотел бы увидеть во время танца. В зависимости от ответа: «Зеленый, оранжевый, фиолетовый» - ребенка спрашивают: «Из каких двух цветов можно составить этот цвет?» Если ответ правильный, воспитатель предлагает выбрать нужные цвета и надеть их на девочку.

«В гостях у Солнышка и Снежной королевы»

Дидактическая задача. Закреплять представления о группировке цветов спектра на теплые и холодные.

Материал. Демонстрационный: картина с изображением цветика-семицветика, Солнышка, Снежной королевы. Раздаточный: у каждого ребенка лист бумаги, на котором в левом верхнем углу наклеен оранжевый круг, в правом – голубой овал. Бумажная посуда семи цветов спектра (фиолетового и красного по два оттенка).

Руководство. Рассмотреть с детьми цветик-семицветик и объяснить, почему солнышко располагается возле оранжевого лепестка, а Снежная королева – возле голубого.

Предложить детям разложить возле солнышка посуду теплых тонов. Самые теплые – поближе к солнышку, а подальше – менее теплые.

А возле Снежной королевы посуду холодных цветов так, чтобы самые холодные цвета были поближе к льдинке. При затруднении воспитатель помогает детям.

Дидактическая игра - исследование “Что для чего нужно?”

(Классификация растений.)

На полу разложены 4 обруча по 2, так, чтобы они пересекались между собой. В обручах лежат карточки с названиями: технические культуры, лекарственные растения, декоративные, съедобные. Дети берут со стола картинки с изображением этих растений и раскладывают их в обручи, согласно карточкам. А в места соединения обручей они помещают те растения, которые могут иметь общие свойства. Например, фиалка – это декоративное растение и в тоже время лекарственное.

Лен и хлопок – это технические культуры. Их используют для получения волокна (волокнистые). Даже можно сказать, что эти растения нас одевают. Посмотрите, таких растений немного в природе

Дети рассматривают через лупу шерстяные вещи, определяют на ощупь их качества и сравнивают (варежки, шапки, свитера, пальто, брюки, валенки, изделия из войлока и т.д.).

– Давайте определим с вами, из чего сделаны эти вещи?

– Какие животные кроме овец дают шерсть? (Коза, верблюд, лама, альпака, викунья, собака, кролик)

– Какое животное занесено в Красную книгу? (Викунья – дикое животное с самой теплой, мягкой, тонкой, красивой, самой лучшей на свете шерстью)

Сравнение шерсти овечьей, козьей и кроличьей. Рассматривание под лупой.

Рассказы детей о процессе изготовления шерстяной вещи.(подготовительная группа)

Дети раскладывают картинки на которых изображен процесс получения шерстяных вещей: стрижка овец - стирка шерсти -расчесывание - прядение нитей -окрашивание - вязание (ткачество - ткач) -вязаные вещи.

Практическая работа

– Давайте и мы с вами попробуем окрасить шерстяные нити (используются растительные красители).

Итог– Как украшают шерстяные вещи? – Вяжут шерстяное изделие из разных ниток, создавая узор.

– Красят готовые изделия. – Вышивают, украшают бисером, бусами (у других народов).

Практическая работа: покраска шелка методом узелкового батика.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Волшебное тесто.Как правильно замесить соленое тесто?

Как правильно замесить соленое тесто?Вариант №1Берем соль, муку и воду в пропорциях 1:1:2,5. Воду немного подогреваем (максимум до 37 градусов) в нее высыпаем соль (все равно какого помола) и растворя...

Занятие- экспериментирование с тестом "Тесто для пирожков"

Знакомство с тестом, как материалом для лепки...

Программа кружка лепки из соленого теста "Сказочное тесто"

Представлена вариант рабочей программы кружка по лепке из соленого теста...

Тест на проверку психологической комфортности пребывания детей в группе детского сада Тест \'\'Я в детском саду\'\'

Тест на проверку психологической комфортности пребывания детей в группе детского садаТест \'\'Я в детском саду\'\'...

Тест: "Уровень самооценки вашего ребёнка"ТЕСТ "ВЫБЕРИ СВОЕ МЕСТО НА ДЕРЕВЕ"

Тест: "Уровень самооценки вашего ребёнка. Благодаря ему можно понять уровень самооценки ребенка, выявить причины проблем в общении и понять, насколько адекватно малыш воспринимает себя в обществе...

Конспект проведения образовательной деятельности с детьми подготовительной группы, по лепке из соленого теста Тема: «Подкова из соленого теста»

Конспект проведения образовательной деятельности с детьми подготовительной группы, по лепке из соленого тестаТема: «Подкова из соленого теста»...

Кружок Волшебное тесто (соленое тесто)

Соленое тесто-замечательный продукт для поделок. В работе с ним многих привлекает безграничные возможности которые дает этот материал...