Программа кружка лепки из соленого теста "Сказочное тесто"
рабочая программа по аппликации, лепке (подготовительная группа) по теме
Представлена вариант рабочей программы кружка по лепке из соленого теста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka_skazochnoe_testo.doc | 185 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида детский сад №1
Программа
по дополнительному образованию детей дошкольного возраста
Руководитель:
Фандюшина Ольга Вячеславовна
Ярославль, 2011
Пояснительная записка.
Ученые утверждают, что дошкольный период развития человека один из наиболее важных и ответственных. Уже в этот период жизни у детей возникает потребность и стремление постигать мир и себя в этом мире.
Характеризуя актуальность темы, видим, что особое значение приобретает проблема творчества; способностей детей, развитие которых выступает своеобразной гарантией социализации личности ребенка в обществе.
Среди многообразия видов творческой деятельности особое место занимает лепка. Этот вид деятельности связан с эмоциональной стороной жизни человека, в ней находят своё отражение особенности восприятия человеком окружающего мира: природы, общественной жизни, а также особенности развития воображения. В лепке проявляются многие психические процессы, но, пожалуй, наиболее ярко- творческое воображение и мышление.
Лепка - одно из полезнейших занятий для ребенка, одно из средств эстетического воспитания - помогает формировать художественный вкус, учит видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве.
Лепка – процесс создания скульптурного произведения, связанный с работой над мягким пластическим материалом. Можно лепить из глины и пластилина, но интересно освоить что-то новое. В последние годы стало очень популярным материалом для лепки, особенно среди детей - соленое тесто. Солёное тесто – это самый экономичный и безопасный способ попробовать свои силы в развитии фантазии, ведь слепить из него можно всё что угодно. Тесто – доступный всем, дешёвый, эластичный и лёгкий в применении материал, его можно заготовить заранее (впрок). Тесто можно окрасить и лепить уже цветное изделие, а можно расписать готовую работу после окончательного высыхания. Красота и изящество «солёных поделок» дадут пищу для творческого размышления. Работы отличаются легкостью, прочностью. Техника лепки проста, ее нетрудно освоить, если под рукой есть соль, мука, вода. Это универсальный материал, который дает возможность воплощать самые интересные и сложные замыслы.
Этому виду творчества придумали современное название - "Тестопластика".
Тестопластика достаточно новый вид прикладного искусства:
- способствует концентрации внимания, заставляет сосредоточиться на процессе изготовления. чтобы получить желаемый результат;
- стимулирует развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания;
- активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребенка возникает необходимость соотнесения наглядных символов со словесным (объяснение приемов складывания, способов сборки) и перевод их значения в самостоятельные действия (самостоятельное выполнение работы);
- совершенствует трудовые умения, формирует культуру труда;
- имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления, творческого воображения, художественного вкуса.
• развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера;
Поэтому на занятиях широко используются пальчиковые игры, пальчиковая гимнастика и массаж, упражнения для рук с предметами.
Самое важное и ценное заключается в том, что занятия лепкой из соленого теста, наряду с изобразительным искусством (раскрашиванием готовых изделий), развивает ребенка эстетически. Немалую композиционную и смысловую роль в изделии играют разнообразные дополнительные материалы. Экологическая чистота и безвредность материала позволяет широко использовать его в работе с детьми.
Занятие лепкой является одной из начальных форм художественного воспитания детей. Дети выполняют настенные украшения, забавные детские игрушки, сувениры и сюрпризы и др.
Цель данной программы - формирование художественно-творческих способностей через обеспечение эмоционально - образного восприятия действительности, развитие эстетических чувств и представлений, образного мышления и воображения.
развивающие
- научить лепке из солёного теста, развивая не только речь, художественные способности, но логическое мышление, воображение;
- повышать сенсорную чувствительность (способность тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики, пропорций);
- развивать общую умелость, мелкую моторику,тактильные ощущения рук а также пространственное мышление и воображение;
- формировать умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости внося коррективы в первоначальный замысел;
- расширять словарный запас и кругозор посредством тематических бесед;
воспитательные
- воспитывать трудолюбие, терпение, аккуратность, усидчивость, целенаправленность, критичность, эстетический вкус, чувство удовлетворения от совместной работы,
- воспитывать чувство взаимопомощи и коллективизма,
- воспитывать самостоятельность в работе,
- воспитывать волевые качества.
Принципы, на которых построена программа:
1.Принцип систематичности. Он заключается в непрерывности, регулярности, планомерности воспитательно – образовательного процесса.
2.Принцип сознательности. Когда ребенок узнает что – либо новое, он всегда задает вопрос. Для чего? Почему? Для того чтобы на них ответить, он должен понимать цель учебной задачи, которую перед ним поставили и осознавать, каким образом он будет решать эту задачу.
3.Принцип поэтапности – от простого к сложному – важное условие при обучении лепке.
4.Принцип наглядности. Непосредственная зрительная наглядность рассчитана на возникновение эстетического восприятия конкретного изделия и желания его сотворить.
5.Принцип доступности и индивидуальности. Детям присущи возрастные и половые различия, более того дети одного возраста имеют различные способности, которые необходимо учитывать в процессе обучения. Обучаю ребенка не только тому, что он сможет без труда усвоить, но и тому, что ему сегодня не под силу: сегодня он выполняет работу с помощью взрослого, а завтра это может сделать сам.
Методы и приемы обучения.
1. Последовательное знакомство с различными видами лепки:
- Конструктивный вид лепки– является наиболее простым и заключается в том, что изображаемый предмет лепят из отдельных частей. Его чаще использую на начальных этапах обучения, когда у детей еще нет навыка лепки.
- Пластический вид лепки – изделие выполняют из целого куска. Здесь нужны хорошие навыки работы, знания передаваемого предмета, его формы и пропорции, пространственное представление.
- Комбинированный – этот вид включает в себя как конструктивный, так и пластический. Таким образом, выполняют изделия, которые трудно вылепить из одного куска.
2.Словесный метод:
- беседа, рассказ.
- объяснение, пояснение
- вопросы
- словесная инструкция
3.Наглядный метод:
- рассматривание наглядных пособий (картины, рисунки, фотографии, готовые изделия);
- показ выполнения работы (частичный, полностью)
Организационно-методическое обеспечение программы
Программа «Сказочное тесто» рассчитана на 1 год обучения для детей 6-7 лет.
Образовательная деятельность проводятся 1 раз в неделю по 30 минут. Обучение проводится по подгруппам 8-10 человек. Осуществляется индивидуальных подход, построенный с учетом качества восприятия, связанный с развитием технических умений и навыков, эмоциональной отзывчивости каждого ребенка на предложенное задание.
Год обучения | Количество занятий | Количество детей | |
В неделю | В год | в группе | |
1 | 1 | 36 | 8-10 |
Программа предполагает работу с детьми в форме занятий, совместной работе детей с педагогом, а так же их самостоятельной творческой деятельности. Место педагога в деятельности по обучению детей, работе с тестом, меняется по мере развития овладения детьми навыками лепки.
В начальной стадии обучения дети работают по определенному образцу, а чем опытнее они становятся, тем больше творческой свободы им предоставляется.
Место педагога в деятельности по обучению детей, работе с тестом, меняется по мере развития овладения детьми навыками лепки.
На первом этапе работы ребенок создает свою поделку, а на втором этапе раскрашивает уже высохшую созданную работу. Все задания соответствуют по сложности детям 6-7 летнего возраста. Это гарантирует успех каждого ребенка и, как следствие воспитывает уверенность в себе.
Основная задача на всех этапах освоения программы - содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка.
Информативный материал, небольшой по объему, интересный по содержанию, дается как перед изготовлением игрушек, так и во время работы. Готовые поделки обыгрываются, используются для создания сложных композиций на темы литературных произведений, для сюжетно- образной игры.
Программа ориентирует воспитанником на творчество, самостоятельность в поисках композиционных решений в выборе способов приготовления поделок. Коллективные работы незаменимы для объединения коллектива, разработки творческих проектов, приобретения коммуникативных навыков, для естественного детского обмена опытом в атмосфере дружбы и доверия, открытости
Программа предусматривает участие в конкурсах и выставках. Это является стимулирующим элементом, необходимым в процессе обучения.
1 год обучения
№ п/'п | Наименование темы | Месяц | Количество занятий |
1 | Знакомство с лепкой из солёного теста.Знакомство с инструментами и приспособлениями для лепки | сентябрь | 1 |
2 | Способы создания простых деталей - работа с формочками и трафаретами .Секреты лепки сложных элементов. Декор изделий. Сборка и склеивание | сентябрь | 1 |
3 | «Хлебный магазин» | сентябрь | 1 |
4 | «Грибы в корзинке» | октябрь | 2 |
5 | «Фрукты на тарелке» | октябрь | 2 |
6 | «Мышонок на сыре» | ноябрь | 2 |
7 | «Кот Васька» | ноябрь | 2 |
8 | «Чудо-рыбка» | ноябрь | 1 |
9 | «Снеговик» | декабрь | 1 |
10 | «Лесные красавицы ёлки». | декабрь | 1 |
11 | «Ёлочные украшения» | декабрь | 2 |
12 | «Тигренок на чайнике» | январь | 2 |
13 | «Веселый клоун» | январь | 2 |
14 | «Веселое сердечко» | февраль | 2 |
15 | «Плывет, плывет кораблик» | февраль | 2 |
16 | Букет для мамы. | март | 1 |
17 | «Алфавит» (коллективная композиция). | март | 1 |
18 | «Овечка» | март | 2 |
19 | «Кактус» | апрель | 1 |
20 | «Гусеница на листике» | апрель | 1 |
21 | «Божьи коровки» (коллективная композиция) | апрель | 2 |
22 | «Бабочки-красавицы»(коллективная композиция) | май | 2 |
23 | Подготовка изделий к выставке Оформление выставки | май | 1 |
Учебно-тематический план
Итого 35 занятий
Материально – техническое обеспечение программы:
Помещения для занятий:
1 Комната русского быта.
Технические средства:
1.Телевизор
2.DVD плеер
3. Магнитофон.
4. Проектор, экран, ноутбук
Инструменты и приспособления:
1.Кусочки ткани (вытирать руки).
2.Пластиковая подставка.
4.Стеки, пластмассовые лопаточки.
5.Кисточки, краски
6.Емкость с водой
7.Шаблоны.
8.Формочки, пуговицы, природный (семена, травы…), бросовый материал (проволока, бусинки…).
9.Скалка, валик, ситечко, пресс для чеснока и другой подручный материал.
Наглядный материал:
1.Иллюстрации по теме занятия
4.Образцы изделий.
Ожидаемые результаты к концу обучения:
Должны знать:
- Историю возникновения лепки из солёного теста;
- Технологию приготовления соленого теста (неокрашенного и цветного), особенности соленого теста.
- Основные приемы работы с соленым тестом.
- Особенности сушки готовых изделий
- Название, назначение, правила пользования ручными инструментами для обработки пластичных материалов.
- Что такое «каркас», из чего его можно изготовить, как укрепить поделку с помощью каркаса.
- Правила техники безопасности;
Должны уметь:
- Рассказать об истории возникновении лепки из соленого теста
- Рассказать о технологии приготовления соленого теста (неокрашенного и цветного), об особенностях соленого теста.
- Соединять детали из соленого теста различными способами; Применять основные приемы лепки как для небольших поделок, так и для составных конструкций, картин. Определять последовательность действий при выполнении работы. Объединять изображённые предметы, соблюдая пропорции предметов и соотнося их между собой и т.п.;
- Рассказать о том, как правильно сушить и оформлять изделие.
- Активно использовать при оформлении и изготовлении поделки подручные средства, может назвать их.
- Укреплять поделку с помощью каркасов разного типа
- Выполнять правила техники безопасности при работе с подручными материалами и инструментами.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы
Подведение итогов осуществляется в виде составления альбомов готовых поделок с фотографиями работ, проведение выставок, совместных занятий с родителями, участие в конкурсах детского творчества на муниципальном, региональном уровнях.
В программе предусмотрено не только постепенное усложнение материала, но и постепенное изменение видов работы: от создания фигурок до сочинения сказок, коллективных работ, творческих альбомов детей.
Содержание программы
№ п/п | Тема | Содержание | Оборудование |
Сентябрь | |||
1 | Знакомство с лепкой из солёного теста.Знакомство с инструментами и приспособлениями для лепки | Познакомить с приёмами, которые используются в процессе лепки, с историей возникновения. Познакомить с основными инструментами.Учить пользоваться стекой, формочками, скалкой | Мука, соль, вода, основные инструменты для работы |
2 | Способы создания простых деталей - работа с формочками и трафаретами .Секреты лепки сложных элементов. Декор изделий. Сборка и склеивание | Учить делать шарик из теста, лепёшку, колбаску, конус, закреплять умение работать с формочками, трафаретами. Познакомить детей с правилами составления узоров на плоских и объёмных формах. Познакомить детей с приёмами сборки деталей при помощи зубочисток и путём склеивания. Обсудить технику безопасности в работе с подручными материалами и инструментами | Соленое тесто, основные инструменты для работы. |
3 | «Хлебный магазин» | Привлечь детей к изготовлению атрибутов для игры в «Магазин».Учить детей задумывать содержание своей работы на основании личного опыта.Уточнить и закрепить знания детей о хлебобулочных изделиях. Формировать умение передавать форму знакомых предметов, их пропорции, используя усвоенные ранее приёмы лепки. | Соленое тесто, демонстрационный материал по теме «Хлеб», кондитерские украшения, мак пищевой, кунжут |
Октябрь | |||
1 | «Грибы в корзинке» «Боровик», «Лисички», Панно «Грибное лукошко». 2 занятия | Научить лепить корзинку, уточнить знание формы - трапеция. Учить украшать корзину разными способами. Закрепить название грибов, учить лепить грибы разными способами, передавая характерные особенности белого гриба, лисичек, мухоморов; аккуратно раскрашивать поделку и оформлять свою работу в готовую композицию. | Соленое тесто, демонстрационный материал «Грибы», рамка для панно, гуашь, кисти, картонная основа, ткань для основы, клей ПВА. |
2 | «Фрукты на тарелке» 2 занятия | Побуждать детей к передаче формы и характерных особенностей фруктов при лепке. Использовать знакомые приёмы: оттягивание, сглаживание и др Уточнить знание форм: шар, овал и др. Учить оформлять фрукты в готовую композицию. | Соленое тесто, демонстрационный материал по теме «Фрукты», гуашь, кисти, трафареты листьев, палочки. |
Ноябрь | |||
«Мышонок на сыре» 2 занятия | Учить передавать характерные особенности мышки, закреплять приемы скатывания и раскатывания, сплющивания, рисоединения частей. Аккуратно раскрашивать свою поделку, предавая ей индивидуальность. | Соленое тесто, гуашь, кисти, нитки, леска, стеки, зубочистки, подручный материал, фольга | |
«Кот Васька» 2 занятия | Упражнять детей лепить животное из разных по форме частей, передавая несложные движения (спит, сидит), закреплять приемы лепки скатывания и раскатывания, сплющивания, присоединения частей | Соленое тесто, гуашь, кисти, нитки, леска, стеки, зубочистки. | |
«Чудо-рыбка» | Продолжать учить лепить рыбку из целого кусочка теста, передавая ее характерные особенности (хвост, плавники), украшать ее налепами в виде шариков, отпечатками различных подручных материалов, полосками; соединять элементы узора с готовой основой. | Цветное тесто (зелено, желтое, синее, оранжевое, красное), кисточки, фактурные пуговицы, стека, фольга, перец горошком. | |
Декабрь | |||
«Снеговик» | Развивать эстетический и художественный вкус детей, творческие способности, воспитывать у детей интерес к лепке; совершенствовать умение расплющивать исходную форму (шар); лепить из частей, разделяя кусок на части, выдерживая соотношение пропорций по величине (голова меньше туловища, мелкие детали прикреплять, плотно соединяя их; воспитывать желание дарить радость другим). | Готовое тесто, мука, вода, кукла «Снеговик», загадки про снеговика В.Аникина, пальчиковые игры, корзина со снежками из ваты, нарисованная "зимняя лесная поляна". | |
«Лесные красавицы ёлки». «Ёлка из треугольников», «Ёлка из полосок теста» | Учить лепить ёлочку модульным способом. Шарики расплющивать в диски определённого размера.Накладывать диски поочерёдно от большего к меньшему.Воспитывать любовь к окружающей природе, передавать красоту ёлочки.Развивать общую ручную и мелкую моторику | Цветное зеленое соленое тесто, фольга, стеки, бусинки, ленточки. | |
«Ёлочные украшения» 2 занятия | Учить получать готовые формы путем вырезания из формочек елочных украшений. Украшать подручными средствами свою поделку, аккуратно раскрашивать. | Формочки для теста, соленое тесто, бусинки, конфетти, ленточки, фактурные пуговицы, вольга. | |
Январь | |||
«Тигренок на чайнике» 2 занятия | Продолжать учить работать с шаблонами. Дополнять шаблон отдельными деталями. Передавать в лепке характерные особенности тигренка, соблюдать пропорции, соединять элементы между собой. Проявлять творчество в раскрашивании готового изделия. Учить оформлять свою работу в готовую композицию. | Соленое тесто, фольга, стеки, гуашь, леска, кисти | |
«Веселый клоун» 2 занятия | Учить лепить фигурки клоуна рациональным способом из удлиненного цилиндра путем надрезания стекой и дополнения деталями. Учить понимать относительность величины частей. Показать возможность передачи движения лепной фигуры путем небольшого изменения положения рук и ног. | Соленое тесто, стеки, кисти, краски, подручный материал( фактурные пуговицы, бусинки, фактурные пуговицы, фольга. | |
Февраль | |||
«Веселое сердечко» 2 занятия | Учить делать сердечко с помощью шаблона, стеки, дополнять свою поделку украшениями из ленточек, бусинок. | Соленое тесто, гуашь, кисти, веревочки, формочки в виде сердечек, разноцветные ленточки, нитки. | |
«Плывет, плывет кораблик» 2 занятия | Продолжать учить работать с формочками, вырезать кораблик, аккуратно раскрашивать и, раскатывать из соленого теста колбаски, придавая им форму волн. Учить создавать композицию из готовых корабликов и волн, дополнять композицию солнышком, облачками, чайками. | Формочки для теста, соленое тесто, картон, кусочки ткани синего цвета, гуашь, кисти. | |
Март | |||
Букет для мамы «Ромашки», «Розочка», «Простые цветочки», | Учить лепить цветы различными способами, соединять детали цветка. Создавать цветочные композиции, оформлять готовые работы. Развивать цветовое восприятие подбирать цвета в соответствии с реальным цветом цветка. | Цветное соленое тесто (желтое, зеленое,, красное, синее), стеки, формочки, зубочистки, фольга, кисточки | |
Алфавит. (коллективная работа)
| Закрепление представления детей о начертании печатных букв; показ написания и лепки букв разными способами. Продолжать изучение свойств и качеств соленого теста. Учить создавать коллективную композицию используя подручный материал. | Разноцветное соленое тесто | |
«Овечка» 2 занятия | Учить лепить в лепке характерные особенности овечки.(овальное туловище, голова). Учить передавать правильные пропорции головы, туловища, лапок, украшать спинку овечки шерстью – маленькими шариками или выдавливая тесто через пресс для чеснока. Учить создавать коллективную композицию, добавляя ее стогом сена, луговыми цветами. | Соленое тесто, стека, кисти, краски, карандаш, баночки с водой, пресс для чеснока. | |
Апрель | |||
«Кактус» | Учить использовать подручный материал для создания каркаса поделки. Учить передавать в лепке характерные особенности кактуса, использовать для колючек зубочистки, для украшения - ленточки | Цветное соленое тесто зеленое, коричневое, красное), зубочистки, старые диски, ленточка, фольга. | |
«Гусеница на листике» | Учить передавать в лепке характерные особенности личинки насекомого, закрепить умение делить материал на несколько равных частей, использовать в лепке ранее усвоенные способы работы с соленым тестом. | Разноцветное соленое тесто (красное, желтое, зеленое, синее, оранжевое), шаблон листа, зубочисткеи, фольга. | |
«Божьи коровки» 2 занятия (коллективная работа) | Продолжать учить приемам лепки из соленого теста (скатывать шарик, сплюснуть его с одного конца), работать с подручным материалом (зубочисткой делать продольную полоску, разделяя крылышки); аккуратно раскрашивать свою поделку; делать коллективное панно. | Цветное красное соленое тесто, черная и белая краска, перец черный горошком, гвоздика, зубочистка. | |
Май | |||
«Бабочки-красавицы» 2 занятия (коллективная работа) | Учить передавать характерные особенности бабочек, закреплять приемы скатывания и раскатывания, сплющивания, рисоединения частей. Учить проявлять творчество, фантазию при создании коллективной композиции. Воспитывать любознательность, интерес к познанию мира природы. | Соленое тесто, гуашь, кисточки, фольга, стеки, подручный материал. | |
Подготовка изделий к выставке Оформление выставки | Развивать навыки общения и согласовывать свои интересы с интересами других детей .Учить объединять предметы в композицию, соблюдая пропорции предметов и соотнося их между собой | Коллективные работы, лучшие работы детей. |
- И. Гусева «Соленое тесто». Москва. Мой мир. 2006.
- Поделки и сувениры из соленого теста, ткани, бумаги и природных материалов Москва. Мой мир. 2006.
- И.А. Лыкова «Лепим с мамой».
- М.О. Синеглазова «Удивительное соленое тесто». Москва. Издательский Дом МСП. 2006.
- И. Хананова «Соленое тесто». Москва. 2007.
- Г. Чаянова «Соленое тесто для начинающих».
- Кискольт И. «Соленое тесто». «АСТ - пресс» Москва 2001г.
- Романовская «Поделки из солёного теста» Москва АСТ.
- Горичева В.С. «Сказку делаем из глины, теста, снега, пластилина». Ярославль «Академия развития» 1998г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа кружка по лепке из соленого теста "Мукосолька"
Соленое тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки. Поделки из теста - древняя традиция, им находится место и в современном мире, потому что сейчас ценится все экологически чис...
Программа по лепке из соленого теста "Мукосолька" старшего воспитателя МАДОУ ЦРР №36 г.Курганинска
С целью приобщения детей старшего дошкольного возраста к декоративно-прикладному искусству Кубани нами была разработана система кружковых занятий по тестопластике. Дети знакомятся с традиционными худо...
Программа по лепке из соленого теста "Ладушки"
программа кружке по по лепке из соленого теста...
Лепка из соленого заварного теста «Бублики — баранки»
познакомить детей с новым материалом для лепки: соленое тесто ,учить детей лепить угощение – для бабушки и дедушки[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"14453463","att...
Программа кружка "Лепим из соленого теста"
Программа кружка "Лепим из соленого теста"...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по лепке из соленого теста "Мукосолька"
Художественно-прикладное творчество стимулирует у детей развитие внимания, восприятия, воображения, мелкой моторики, воспитывает аккуратность, усидчивость при выполнении работ, эстетический вкус, обес...
Программа кружка по лепки из соленого теста Младшая группа «Волшебное тесто»
АктуальностьНародное декоративно-прикладное искусство — одно из средств эстетического воспитания — помогает формировать художественный вкус, учит видеть и понимать прекрасное в окружающей ...