«Задатки и способности»
консультация на тему

Из данной консультации родители узнают много интересного.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx21.48 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №226 «Капитошка»

Консультация для родителей на тему:

 «Задатки и способности»

                                             Подготовила: воспитатель

 старшей группы для детей с ТНР

                                                                                  Алимова Р.Н.

Ульяновск 2015

Способности – это индивидуальные психические способности личности, обеспечивающие успех в деятельности и легкость овладения ею.

     Различают общие и специальные способности. Общие  обеспечивают успешность в разных видах деятельности. А так же легкость в усвоении знаний; специальные позволяют достигнуть высоких результатов в какой – то определенной области. Замечено так же, что способности проявляются в комплексе, а не по одной и что недостаток компенсируется рядом других.

    Задатки – это та природная основа, на которой развиваются способности: анатомо – физиологические особенности нервной системы, мозга. Тела. Одни ученые считают задатки генетически обусловленными, т.е. передающимися через ДНК, РНК;  - другими  врожденными, т.е формирующимися во внутриутробный период развития человека. Но те и другие ученые соглашаются в одном: задатки – изначально природные свойства человека, а не данные ему  после рождения в ходе воспитания.

     Среди природных свойств есть еще один вид, наименее изученный и потому часто умалчиваемый. Это трансперсональное развитие индивидуальности, несущее в себе  последовательность многих жизней. Как это понять: как факт естественного обора нужных качеств (по Дарвину) или как накопление  жизненного опыта в последовательности реенкорнаций (согласно восточным философиям)? Наука пока не дает однозначного ответа.

     Существует три основных направления в психологии в отношении способностей. Представители одного из них, биологизаторского, считают:  человек – биологическое существо, способности – врожденное качество, и именно это обстоятельство определяет «потолок» в развитии человека – все уже задано природой, «выше головы не прыгнешь».

     Другое направление, соцологизаторское, считает человека существом сугубо социальным, рождающимся на свет чистой доской, на которой можно написать все, что захочешь.  Дело лишь за воспитателем и методами, которые он будет использовать, - и гении на потоке будут нам обеспечены.

     Третье направление – серединное. Оно признает несомненную биологическую природу человека с врожденными задатками и способностями,  но считает их всего лишь предпосылками будущего развития человека в социальной среде. Другими словами, природа  - не потолок развития человека, а начало его. Как отнестись к этим направлениям? В каждом есть своя правда и свои примеры из практики…

Биологизаторское направление, начавшее с уважительного отношения к природе человека, закончило тем, что легло в основу расизма и фашизма: теории превосходства одной расы над другими, выделение «чистых» рас и т.п.

Соцологизаторское направление, разработавшее  алгоритмы обучения детей (и взрослых – профессиональным видам деятельности) – «под одну гребенку» нивелировало индивидуальные особенности детей. Для воспитания «винтиков» эти методы хороши, а для вращивания творцов непригодны

Наиболее перспективным и гуманистическим представляется третье направление – рубинштейновское (по имени основателя – психолога С.Л. Рубинштейна), потому что дает инструмент к развитию всех задатков и способностей человека, не лишая их индивидуальности, и способствует развитию творческих способностей в самом широком смысле слова.

Воспитатель понимает: его воспитанник пришел в наш мир с ценными задатками, многими способностями, и задача воспитателя – раскрыть их, дать им возможность реализоваться и развиться.

Оценка задатков и способностей человека

  Она почти всегда субъективна и зависит не только от оцениваемого человека, но и от «оценщика». Например, человек мягкий и благожелательный видит вокруг себя много гениальных детей, а жесткому и требовательному дети кажутся обычными и даже бездарными. Свой «вклад» в неправильную оценку детей вносит установка воспитателя на ребенка.

     Еще одна ошибка, которую чаще всего совершают именно родители, заключается в сравнении своих детей с другими. По успешности их деятельности  они строят положительную или отрицательную модель способностей своего ребенка: «наш лучше» или «наш хуже». Это неправильно. Дети развиваются неравномерно, скачкообразно. Сравнивать ребенка нужно с ним самим: не умел, но быстро научился – значит способный; плохо, медленно обучается – не значит, что не способный вообще. Надо определить причину такого состояния ребенка (болезнь, страх, усталость и т.п.) и только в последнюю очередь говорить о неспособности к этому виду деятельности. Неспособный к рисованию может гениально владеть своим телом или великолепно решать задачи.

Отсутствие инструментария для оценки способностей

         Оценка «на глазок». Даже относительно стандартизированные тестовые методики дают только сиюминутный срез каких – то показателей, но не расскажут о том, хватит ли силы воли или желания обладателя довести их до совершенства.  Примеров одаренных людей, оставшихся на среднем уровне, к сожалению очень много. К тому же  стандарты наших представлений о способностях, нашего понимания их вносят в «черный» вклад в работу с детьми: все что выходит за границы этих представлений, выпадает из разряда нормы, причем часто в сторону минуса.

     Нормы отсекают и действительно неспособных, и одаренных, и гениальных людей: «Не норма!» Способности же проявляются как раз за рамками стандарта.

Как же заметить в ребенке способности? Наблюдать, когда он самозабвенно играет: что лучше получается, чему отдает предпочтение. Тут все очень просто: нравится то, что лучше, легче получается, а получается потому, что есть природные задатки – предпосылки способностей.

     Способности комплексны, поэтому воспитателю придется  представлять много разных условий для их появления и развития. Нужно дать ребенку возможность попробовать себя в разных делах, разных играх и разнообразных ролях и ситуациях.

    Это не  так просто, как может показаться в начале. Иногда дети завалены игрушками, но скучают. Почему? Потому что не умеют играть. Детям нужен руководитель, учитель. Им можете быть вы сами, другие дети, наконец специалисты (в сложных  видах  деятельности – танцах, музыке, живописи и т.д.) Без учителя, без внимания к миру ребенка способности угасают, нарастают равнодушие, пресышенность изобилием и доступностью игрушек.

    Самая главная опасность воспитания – наши собственные нереализованные мечты и планы, которые мы неосознанно пытаемся реализовать в детях.

     Так  появляются маленькие рабы, прикованные к пианино или занимающиеся математикой с репетиторами.

     Очень важно, чтобы ребенок не зацикливался на одной своей способности, что внешне выражается в предпочтении одного вида деятельности. Возможно, его дремлющие способности при их раскрытии сделают его более успешным и счастливым во всем. Заставить ребенка особенно подрастающего, попробовать себя в чем- то  новом порой очень трудно. Нужно, чтобы он сам  этого захотел. Как помочь захотеть? Расширять  сознание через расширение круга друзей и знакомых, представлений о мире и профессиях людей.

Так формируется расширенная мотивация к разным видам деятельности. При этом важно, чтобы ребенок не просто знал, но и пробовал себя в этих делах.

Таким образом,  способности ребенка в ваших руках, воспитатель. Не заметите, не разовьете их – и на свете появится еще один несчастливый и неудачный человек.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Формирование знаний педагогов об основных понятиях - гениальность, задатки, способности" (презентация)

"Формирование знаний педагогов об основных понятиях - гениальность, задатки, способности" (презентация)....

консультация "Способности в отличии от задатков"

Консультация "Способности в отличии от задатков" предназначается для родителей и педагогов , в которой рассказывается чем отличаются способности от задатков  и какими методами можно развить ...

Развитие вокальных способностей ребёнка – дошкольника, с учётом индивидуальных особенностей и задатков.

Пение – наиболее доступный исполнительский вид музыкальной деятельности детей дошкольного возраста...

Консультация "О задатках, способностях и одаренности детей"

С. Е. Белова сравнила одаренность со " ... зведой, свет которой пронизывает каждого человека, пробуждая к жизни ростки удивительных способностей и талантов"...

План работы по выявлению задатков, способностей дошкольников, через мероприятия, способствующие раскрытию творческого потенциала, интеллектуальных способностей

Цель: Создание условий для построения воспитательно-образовательного процесса, направленного на продуктивное развитие у обучающихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой и физкультурно...