Использование интерактивных методов при проведении родительских собраний
материал на тему

Сивиринова Татьяна Александровна

"Использование интерактивных методов при проведении родительских собраний" - это сообщение из опыта работы по данной теме

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ped_chteniya_aktivnye_formy_vzaimodeystviya_s_emey.docx21.7 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей № 126 «Сказка»

Использование интерактивных методов при проведении родительских собраний

(сообщение из опыта работы для «Педагогических чтений»)

                                                 Составила:

Сивиринова Татьяна Александровна

                                                                                      педагог-психолог МДОУ № 126

Г.Комсомольск-на-Амуре, 2013.

В. А. Сухомлинский писал: «В дошкольные годы ребенок почти полностью идентифицирует себя с семьей, открывая и утверждая себя и других людей преимущественно через суждения, оценку и поступки родителей». Поэтому, подчеркивал он, задачи воспитания могут быть успешно решены только в том случае, если поддерживается связь с семьей, если между воспитателями и родителями установились отношения доверия и сотрудничества».

Обновление системы дошкольного образования, процессы гуманизации и демократизации в ней обусловили необходимость активизации взаимодействия дошкольного учреждения с семьей.

В основе взаимодействия ДОУ и семьи должно лежать сотрудничество педагогов и родителей, которое предполагает равенство позиций партнеров, уважительное отношение друг к другу взаимодействующих сторон с учетом индивидуальных возможностей и способностей. Сотрудничество предполагает не только взаимные действия, но и взаимопонимание, взаимоуважение, взаимодоверие, взаимопознание, взаимовлияние. Активная совместная работа педагогов и родителей позволяет лучше узнать друг друга, способствует усилению их взаимоотношений.

В связи с этим, вопрос поиска и осуществления современных форм взаимодействия дошкольного учреждения с семьей на сегодняшний день является одним из актуальных.

Одной из самых традиционных, но эффективных познавательных форм работы с семьей остается родительское собрание. Взаимодействие родителей и педагогов на родительском собрании проходит, в основном, в вербальной форме - один говорит, остальные слушают. Однако из опыта работы знаем, что на непосредственное проведение встреч в виде отчетов и поучающих бесед родители откликаются неохотно. Выход из этого положения, с нашей точки зрения:

-  в изменении методов проведения родительских собраний. (Необходимо шире использовать активные методы взаимодействия, позволяющие вовлечь родителей в процесс обучения, развития и познания собственного ребенка).

- в изменении представлений о родителях. (Родители - современные люди, готовые к обучению, саморазвитию и сотрудничеству, активные участники «разговора»).

С учётом этого выдвигаем следующие требования к методам взаимодействия с семьей: *оригинальность, *востребованность, *интерактивность. Хотелось бы подробнее остановиться на последнем.

Использование интерактивных методов позволяет расширить диапазон  взаимодействия в рамках родительского собрания.
Слово «интерактив» пришло к нам из английского языка от слова «interact», где «inter»- это взаимный, «act»- действовать.

Интерактивный - означает способный взаимодействовать или находится в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (например, человеком).

 Рассмотрим основные характеристики «интерактива»:

- это специальная форма организации, с комфортными условиями взаимодействия, при которых участник чувствует свою успешность, интеллектуальную состоятельность;

- процесс взаимодействия организуется таким образом, что все участники оказываются вовлеченными в процесс познания, обсуждения;

- диалоговое общение ведет к взаимодействию, взаимопониманию, к совместному принятию наиболее общих, но значимых для каждого участника задач;

- каждый участник вносит свой особый индивидуальный вклад, имеет возможность обменяться знаниями, собственными идеями, способами деятельности, услышать другое мнение;

- исключается доминирование как одного выступающего, так и одного мнения. Формируется уважение к чужому мнению, умение выслушивать, делать обоснованные заключения и выводы;

- участник может не только выразить свое мнение, взгляд, дать оценку, но и, услышав доказательные аргументы, отказаться от своей точки зрения или существенно изменить ее;

- участники учатся взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, правильно выражать свои мысли, участвовать в дискуссиях;

-показателем эффективности групповой деятельности служит, с одной стороны, производительность труда группы (ее продуктивность), с другой – удовлетворенность членов группы совместной деятельностью.

Интерактивные методы воспитания обозначают воспитание через участие и взаимодействие. Использование интерактивных методов позволяет  решить сразу несколько психолого-педагогических задач:

 - ставит родителей в активную позицию. В обычной ситуации сделать это достаточно сложно: призывы психолога «высказать свое мнение», «предложить свои варианты», как правило, остаются безрезультатными. Интерактивные методы позволяют сделать родителей активными участниками, в результате чего они начинают вести себя принципиально иначе.

 - ломает традиционные стереотипы родительского собрания: оно становится не просто местом поучающих бесед, а особым пространством, наделенным специфическим смыслом и содержанием.

 - повышает готовность родителей к взаимодействию с психологом, педагогами и другими специалистами. Специалист, организующий оригинальные, непривычные мероприятия, вызывает уважение и интерес.

 - выполняет диагностическую функцию. С  их помощью проясняются родительские ожидания, представления, тревоги и страхи, причем, поскольку их диагностическая направленность для родителя неочевидна, то можно получить информацию, на которую значительно меньшее воздействие оказывает фактор социальной желательности.

 - позволяет значительно углубить воздействие педагога-психолога  на родителей. Они получают опыт непосредственного проживания и отреагирования, что способствует интеграции психолого-педагогических знаний и навыков.

- способствует осуществлению фасилитации. Фасилитация (поддержка, облегчение) - направление и помощь процессу обмена информацией.

При применении интерактивных методов на родительском собрании требуется некоторая подготовка и учет определенных условий:

 1. Обеспечение безопасности участников. Психолог или педагог не должен оценивать правильность или неправильность родительских мнений и установок. Особо следует отмечать ценность обратной связи, полученной от родителей: «Очень важно, что вы об этом сказали». Некоторые родители при участии в играх или дискуссиях могут чувствовать неловкость, которая маскируется смехом или оппозиционными реакциями. Психологу (педагогу) лучше не заострять на этом внимания, а проявить интерес к мнению этих родителей, выразить им благодарность за участие.

2. Заинтересованность родителей. Необходимо объяснить родителям, что интерактивные методы помогут лучше понять, прожить какие-то ситуации дошкольной жизни, применить полученные знания и тому подобное.

3. Организованность пространства. Рекомендуется изменить расстановку стульев и столов (например, поставить их буквой «П» или полукругом) или выбрать другое помещение.

4. Предупреждение родителей о предстоящем мероприятии заранее. Сообщить о том, что на собрании будут применяться новые методы и формы  взаимодействия, можно различными способами (например, подготовить письменные приглашения и передать их с детьми).

5.Выбор оптимального времени на родительском собрании для применения активных методов взаимодействия. Время это обычно ограничивается 20-30 минутами. Если родители ранее не принимали участия в такой работе, то имеет смысл начинать с небольших по времени заданий, постепенно увеличивая их длительность.

 На родительском собрании нами применяются различные интерактивные методы: работа в мини-группах, индивидуально, дискуссии, анкетирование, диагностика, видеозаписи деятельности детей и фрагментов непосредственно-образовательной деятельности, беседы-консультации по поводу конкретной проблемы, «круглые столы» с участием приглашенных специалистов,  анализ поведения детей и взрослых и многое другое. Особое место на родительском собрании мы отводим интерактивным играм.

Интерактивная игра — это интервенция (вмешательство) ведущего в групповую ситуацию «здесь и теперь», которая структурирует активность членов группы в соответствии с определенной целью.

Упрощенный мир интерактивных игр позволяет участникам лучше, чем в сложном реальном мире, познать и понять структуру и причинно-следственные взаимосвязи происходящего. Таким образом, можно более эффективно и с относительно малым риском обучиться новым способам поведения и проверить на практике свои идеи.

Такие интервенции известны под другими названиями — «структурирующие упражнения», «моделирующие игры», «ролевые игры» и тому подобное.

Термин «интерактивные игры», подчеркивает два основных признака: игровой характер и возможность взаимодействия.

Интерактивные игры пробуждают у участников любопытство, готовность к риску, они создают ситуацию испытания и дарят радость открытий, что свойственно всем играм.

Планируя и разрабатывая родительское собрание важно задавать себе вопросы: «Какие игры могут быть использованы? Почему я выбираю именно эту интерактивную игру?» Подбор игр зависит:

- от целей, которые ставим перед собой на конкретном родительском собрании;

- от количества участников. Некоторые игры предполагают индивидуальную работу участников, другие — работу в парах, в тройках, в четверках, в малых группах. Существуют игры, в которых во взаимодействие вступает вся группа. Можно организовать игру так, что малые группы будут соревноваться друг с другом или какая-то часть участников будет наблюдать за действиями других;

- от времени, необходимого для проведения и последующей оценки интерактивной игры;

-  от средств общения, которые задействуются в ходе их проведения. Существуют «вербальные» игры, в которых участники разговаривают друг с другом, есть «невербальные», в которых они взаимодействуют друг с другом с помощью «языка тела». Существуют и другие средства самовыражения — рисунки, шумы и звуки, изготовление трехмерных объектов, письмо и т. п. Данный момент важен потому, что смена средств взаимодействия в процессе работы оказывает положительное влияние на готовность участников к обучению и поддерживает их готовность к развитию. Исходя из всего этого, ведущий собрания должен заботиться о том, чтобы средства общения время от времени менялись.

При применении любой интерактивной игры необходимо придерживаться следующей последовательности действий:

Шаг 1. Анализ групповой ситуации

Педагог должен оценить ситуацию в группе в целом и потребности каждого участника, чтобы понять, какой должна быть активность родителей.

Шаг 2. Инструктирование участников

После того как воспитатель решил предложить родителям интерактивную игру, он должен объяснить, что именно следует делать. Этап инструктирования содержит в себе следующее:

• Информацию о целях проведения игры. После этого он так же коротко информирует родителей, чему они могут научиться с помощью интерактивной игры.

• Четкие инструкции о процессе. Чем более наглядны, лаконичны и убедительны объяснения педагога, тем скорее родители будут готовы к сотрудничеству.

• Уверенное поведение педагога.

• Акцент на добровольности. Ни у кого из родителей не должно возникнуть впечатления, что он обязан принимать участие в интерактивной игре.

Шаг З. Проведение игры

На этой стадии педагог контролирует осуществление запланированной деятельности и дает дальнейшие инструкции, разъясняет неправильно понятые указания и следит за соблюдением временных рамок и правил. И наконец, он внимательно наблюдает за тем, что делают участники.

Шаг 4. Подведение итогов

Педагог должен помочь участникам проанализировать свой опыт: поощрение обмена опытом, помощь в осознании особенностей рассматриваемого вопроса, помощь в нахождении связи между полученным в игре опытом и поведением в повседневной жизни.

Преимущества интерактивных игр:

• Интерактивные игры могут создать мотивацию. Они пробуждают любопытство участников, доставляют им удовольствие, усиливают интерес к взаимодействию между людьми.

• Интерактивные игры могут создать продолжительную заинтересованность в саморазвитии и в раскрытии своего человеческого и родительского потенциала.

• Они облегчают введение новых коммуникативных и поведенческих норм.

• Интерактивные игры помогают человеку увидеть особенности воспитательно – образовательного процесса в ДОУ, почувствовать всю сложность психических, социальных и организационных процессов, понять их взаимосвязь и научиться их использовать в воспитании детей.

• Интерактивные игры могут способствовать появлению у родителей новых представлений и ценностных ориентации, основанных на полученном опыте.

• Интерактивные игры могут сбалансировать активность участников.

• Интерактивные игры могут создать позитивную установку у родителей по отношению к педагогу работающему с их детьми и способствовать конструктивной полемике с ним.

• Интерактивные игры с родителями способствуют проработке важнейших проблем в воспитании детей дошкольного возраста.

Взаимодействие семьи и детского сада - это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий от педагогов и родителей терпения, творчества и взаимопонимания. Разнообразие интерактивных форм взаимодействия с родителями, позволяет воспитателям и специалистам значительно улучшить отношения с семьями, повысить психолого-педагогическую культуру родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы и методы проведения родительских собраний в ДОУ

В нашем БДОУ Детский сад № 127 практикуется следующее: мы вместе с детьми делаем приглашения на родительские собрания для каждого родителя в виде аппликаций, рисунков, поделок. Собрани...

Использование методов коучинга при проведении родительского собрания на тему «Детская тревожность в системе детско-родительских отношений».

На примере родительского собрания «Детская тревожность в системе детско-родительских отношений», хочу поделиться опытом использования методов коучинга в работе с родителями....

Презентация «Нетрадиционные методы проведения родительских собраний»

предлагаю вашему вниманию идеи для организации родительского клуба в детском саду...

Конспект к презентации на тему: «Нетрадиционные методы проведения родительских собраний»

конспект к презентации на тему: "Нетрадиционные метода проведения родительских собраний"...

Презентация "Использование интерактивных методов при проведении родительских собраний"

Презентация "Использование интерактивных методов при проведении родительских собраний" - это иллюстрация к выступлению на педагогических чтениях по данной теме....

Круглый стол — интерактивная форма проведения родительских собраний

Тема «Счастливая дорога от детского сада до домашнего порога?"...