Конспект НОД "Семейные традиции"
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Панжукова Анна Сергеевна

формировать представления о традиции проведения семейного досуга, обобщенные способы умственной работы и средства построения собственной познавательной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл semeynyy_traditsii.docx23.62 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

непосредственно образовательной деятельности

по теме: «Семейные традиции»

                                                                                                     Воспитатель:

Панжукова А.С.

Саратов 2015 г.

Конспект непосредственно образовательной деятельности

Комплексная программа: «Одаренный ребенок» под ред. Л. Венгера

Возрастная группа:старшая.

Направление образования и развития: познавательное развитие.

Тема НОД: «Семейные традиции».

Цель:создание условий для формирования представлений о семейных традициях.

Задачи:

формировать представления о традиции проведения семейного досуга, обобщенные способы умственной работы и средства построения собственной познавательной деятельности;

развивать поисковую деятельность и интеллектуальную инициативу, способность к речевому планированию – прогнозированию будущих изменений;способствовать укреплению детско-родительских отношений, доверительных отношений между родителями, детьми и педагогами.

приобщать детей к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, вызвать у детей интерес к происхождению имен,познакомить с некоторыми историческими сведениями о возникновении имен и фамилий, с правом каждого человека на имя;прививать интерес к русскому фольклору, народным традициям;

продолжать обогащать словарь детей, совершенствовать умение строить высказывание, использовать разные части речи в соответствии с их значением, согласовывать слова в предложении.

Виды деятельности: игровая, двигательная, музыкальная, познавательно – исследовательская, коммуникативная.

Формы организации: групповая, подгрупповая, индивидуальная.

Формы реализации детских видов деятельности: игры с речевым сопровождением; пение; овладение основными движениями; изготовление продукта детского творчества.

Ход НОД

Зал оформлен в русском народном стиле.

Мальчики и девочки в русских костюмах встречают гостей у входа.

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

  1. Вводная часть.

1-й ребенок: Здравствуйте люди добрые

2-й ребенок: Если величать так на пороге встречать.

1-й ребенок: Добро пожаловать к нам в гости.Милости просим.

2-й ребенок: Для каждого найдется доброе словечко

И теплое местечко.

3-й ребенок:( девочка держит хлеб- соль на рушнике)

  Если мы хотим кого-то

 Встретить с честью и почетом

 Встретить щедро от души

 С уважением большим

  То гостей таких встречаем

   Круглым пышным караваем.

 4 –й ребенок: Он на блюде расписном

С белоснежным рушником

 С караваем соль подносим

 Поклоняясь отведать просим

       Дети вручают хлеб – соль гостям, кланяются в пояс.

Воспитатель:Ребята, а вы никогда не задумывались. Почему люди ходятв гости?

-Вот и сегодня   мы встретили гостей соблюдая традиции русского гостеприимства хлебом – солью. Мы много говорили о гостеприимстве, читали рассказы, сказки, рассматривали картины, фотографии, играли.

- Как вы понимаете слово «гостеприимство» - Вспомните, что вы знаете об этом обычае?

- во все времена русские люди любили ходить в гости и встречать гостей, красиво наряжались и украшали свой дом, готовили подарки и угощения, встречали гостя хлебом –солью, кланялись в пояс, гость отламывал маленький кусочек хлеба, в мокал в соль и кушал. Усаживали гостей в красный угол – самое красивое и удобное место в комнате. Пили чай из самовара, пели песни, танцевали, водили хороводы.

Предположительные ответы детей: навестить родственников, поделиться новостями, побеседовать, повеселиться отдохнуть, попить чая из самовара.

Гостеприимство- это значит гостей принимать.

ХОРОВОД « ВО ПОЛЕ БЕРЕЗАНЬКА СТОЯЛА»

( Дети садятся на стулья)

  1. Основная часть.

Воспитатель:Ребята, а я хочу пригласить вас на посиделки. Вы знаете, что это такое?

- издавна на Руси было принято устраивать посиделки, чтобы поделиться новостями, горестями и радостями, да чтобы просто скоротать время в приятной компании. И я знаю, что вы тоже пришли сегодня не с пустыми руками. Рассаживайтесь удобнее, чтобы поделиться друг с другом и с нашими гостями своими семейными традициями.

-Семья – это не просто родственники, живущие рядом. Это близкие люди, связанные теплыми чувствами, интересами и, конечно же, - традициями.

-

Мы с вами проделали большую работу, чтобы узнать – что такое «семейные традиции», из чего они складываются и почему все члены семьи так ими дорожат.Семейные традиции, обычаи – это то, что принято делать обычно, по привычке, каждый день. Традиции – это издавна принятые обычаи. Обычаи передавались от отцов и дедов детям, внукам и со временем становились традициями. Вот когда мы собираемся одной большой семьей, мы вспоминаем наших прабабушек, особенно интересно слушать бабушку, которая любит вспоминать свое детство, своих родителей.

- Давайте расскажем, какие традиции соблюдаются в ваших семьях.

(воспитатель открывает сундучок)

 ответы детей.

Ответы детей.

Воспитатель:

-Ребята, в этом сундучке – символы ваших семейных традиций. Одна из старейших традиций в наших семьях – узнавать свои корни, составлять родословную, генеалогическое дерево. Вы тоже с родителями составляли родословнуюсвоихсемей. У многих ребят не по одному десятку имен на дереве.

-Спасибо, ребята, за интересные рассказы. Думаю, эта традиция прочно вошла в вашу жизнь, и когда-нибудь вы передадите ее своим детям.

(воспитатель достает фото)

- Как вы думаете, почему это фото лежит здесь, с какой традицией это связано?

Воспитатель: Традиция эта очень важная. В каждой семье есть фотографии, которые надолго оставляют память о других людях, о важных событиях жизни. Семейный альбом -это летопись семейных традиций и хранилище памяти.

Когда-то фотография была чудом, фотосъемка всей семьи праздником. Сейчас люди все чаще стали вспоминать о своих корнях, интересуются жизнью предков,

своей родословной. Ведь история страны складывается из истории семей и каждая из них неповторима. Каждый такой снимок несет с собой массу информации. В наше время фотоальбом есть в каждой семье.

-Кто хочет рассказать о своем фотоальбоме?

- Ребята, что дается каждому человеку при рождении?

Воспитатель: Правильно. Издавна на Руси существовала традиция называть ребенка по церковным книгам, в честь небесного покровителя, святого или же давалось модное на данный момент имя, либо кого- то из членов семьи. Ребята, кто хочет рассказать о своем имени?

-Давайте, поиграем. Мы будем передавать по кругу мяч называть свои ласковые имена, «мне нравится, когда меня называют…»

Дети рассказывают о своей семье, демонстрируя плакаты с родословной

 С традицией хранить семейные фотографии.

рассказы детей по фотографиям

Дети:- Имя.

рассказы детей

Игра «Продолжи цепочку»

Воспитатель: К семейным традициям относится традиция отмечать семейные праздники. Ребята, а какие семейные праздники принято отмечают в вашей семье?

Воспитатель достает праздничный колпачок:

- Как вы думаете, на каком празднике побывал этот колпачок?

Воспитатель: Правильно, расскажите, как в вашей семье празднуют день рождения.

Одной из распространенных русских традиций было застолье. За общим столом собирались гости, хозяева угощали их каким -нибудь угощением. Кулинарные традиции были на Руси не на последнем месте. Раньше в почете были щи, каша, репа, редька, дичь.Все течет, все меняется и блюда появляются новые и становятся традиционными. Ребята,а кто расскажет о своем семейном блюде?

ответы детей: новый год, день рождения, пасха, масленица, годовщина свадьбы родителей и т.д.

Дети: День рождения!

ответы детей

Рассказы детей.

-А сейчас давайте поиграем. Я хочу предложить вам игру, которая может стать

вашей семейной традицией. Она называется «Фанты».

Правила игры: Один ведущий собирает с каждого играющего, какой – нибудьпредмет

фант, а второй ведущий, не видя фанта, дает любое задание. Хозяин фанта должен его выполнить.

Игра началась!

Попрыгать вокруг себя на одной ноге;

Изобразить полет бабочки;

Подойти к любому из гостей и пожать руку;

Изобразить человека, колющего дрова;

Изобразить лягушку.

Физ. минутка (игра «Фанты»)

  1. Заключительная часть.

- Вот с каким количеством семейных традиций мы с вами сегодня познакомились. Для чего они нужны?

- В семейном кругу мы с вами растем,

Основа основ – родительский дом.

В семейном кругу все корни твои,

И в жизнь ты входишь из семьи.

В семейном кругу мы жизнь создаем,

Основа основ – родительский дом.

- Я надеюсь, что вы будете следовать вашим семейным традициям, чтить их, бережно хранить для своих потомков.

- Чтобы было интересно, весело, чтобы семья была крепкой, дружной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Семейные традиции" для среднего возраста

Цель:Приобщение детей к истокам семейной культуры и старинным традициям, помочь понять, что все традиции в семье идут из прошлого....

Конспект НОД «Семейные традиции»

Цель. Дать детям представление о старинных семейных традициях.Задачи1 Совершенствовать диалогическую форму речи, способности связно излагать события из личного опыта.2. Совершенствовать умение ст...

Конспект занятия «Семейные традиции» по программе «Социокультурные истоки»

Конспект занятия «Семейные традиции» по программе «Социокультурные истоки»...

План-конспект "Посиделки - Семейные традиции"

Статья содержит план-конспект мероприятия, посвященному семейным традициям. С детьти делаем вывод о том, что семейные традиции подготовки к новому году можно перенести и в группу детского сада....

Конспект занятия «Семейные традиции»(подготовительный возраст)

Конспект занятия  «Семейные традиции»(подготовительный возраст)...

Конспект занятия «Семейные традиции»

Семья – это близкие люди, связанные теплыми чувствами, интересами и, конечно же традициями.Что такое «семейные традиции», из чего они складываются и почему все члены семьи так ими до...