Конспект занятия «Семейные традиции» по программе «Социокультурные истоки»
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Конспект занятия

 

«Семейные традиции»

 

по программе «Социокультурные истоки»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ood_nesterova_semeynye_traditsii.docx18.16 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Излучинская общеобразовательная начальная школа»

Конспект занятия

«Семейные традиции»

по программе «Социокультурные истоки»

Воспитатель: Нестерова Елена Владимировна

Излучинск, апрель - 2020г.

Образовательная область: социально-коммуникативное развитие.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие и физическое развитие.

Цели:

- Дальнейшее наполнение социокультурной категории «Традиции праздника».

- Развитие мотивации к взаимодействию у детей и взрослых.

- Развитие единого контекста в группе.

- Приобщение к семейным ценностям и традициям семьи.

Задачи.

Образовательные:

- продолжать знакомить детей с понятиями «семья»;

- закрепить умение определять наименования родственных отношений между близкими членами семьи;

- обучение выполнению правил поведения в ресурсном круге;

- мотивация родителей на совместную деятельность с ребенком и воспитателем.

Развивающие:

- продолжать формировать представление о мире семьи, как о людях, живущих вместе (мама, папа, бабушка, дедушка, сестра, брат);

- способствовать развитию доброжелательности, терпимости, понимания, взаимопомощи в семье;

- развитие коммуникативно-речевых умений и навыков детей;

Воспитательные:

- формирование у детей и родителей отношения к семье, как основной из главных социокультурных ценностей.

-формирование у детей способности договариваться, приходить к единому мнению.

Оборудование: Книга 5 для развития детей 6-7 лет «Семейные традиции», простые карандаши, презентация «Семейные традиции», выставка рисунков детей к пословицам о семье, выставка рисунков детей и родителей «Традиция нашей семьи».

Предварительная работа:

- знакомство детей с первой частью книги «Семейные традиции», чтение рассказа О. С. Абрамова «Семейная радость», сказа П. П. Бажова «Живинка в деле», рассказа И. С. Шмелева «Благовещение».

- рассматривание иллюстраций по теме;

- разучивание пословиц, поговорок о семье; беседа о смысле пословиц;

-пальчиковая игра «Семья»;

-семейное чтение по теме «Моя дружная семья»:

- игровая деятельность «Наша дружная семья».

- рисование «Традиции моей семьи», «Любимая пословица о семье».

Ход занятия:

1. Подготовительный этап

Присоединение к теме: Упражнение «Эстафета дружбы»

Дети встают в круг:

Воспитатель: «Крепко за руки возьмемся и друг другу улыбнемся» «Я передаю свою дружбу Лизе…» - каждый ребенок повторяет эти слова своему соседу.

Воспитатель: «Ребята, каждый из вас добавил сейчас своему соседу частицу своей дружбы. Пусть она вас никогда не покидает и согревает всегда и везде»

Работа в круге: Наш круг объединил нас с вами в одно целое, настоящий семейный круг - мы все вместе с вами одна.

Дети: большая семья.

Воспитатель: Как говорят в народе «Вся семья вместе так и душа на месте». Вы наверно догадались, что сегодня наш разговор пойдет о семье. Ведь семья – одна из самых великих ценностей жизни, к которой нужно относиться очень бережно.

Семья-словечко странное,

Хотя не иностранное.

Как слово получилось

Не ясно нам совсем.

Ну, «Я» - мы понимаем,

А почему их семь?

Не надо думать и гадать,

А надо просто сосчитать:

Два дедушки,

Две бабушки,

Плюс папа, мама, я.

Сложили? Получается семь человек,

Семь «Я»!

Воспитатель: Ребята, а как вы считаете, для чего человеку семья?

Дети: в семье все друг другу помогают, любят, уважают, заботятся друг о друге.

Воспитатель: Да, молодцы! В хорошей, дружной семье у каждого члена семьи есть свои обязанности. Недаром говориться в народе«Не нужен и клад, если в семье лад». Давайте поиграем в игру «Какая моя семья».

Дети, передавая по часовой стрелке мягкую игрушку «сердечко», поочередно, называют слова (начинает воспитатель: моя семья счастливая, дети - дружная, большая, крепкая, трудолюбивая, веселая, любимая, заботливая. спортивная, добрая и т. д.)

Воспитатель: Семья-это слово греет душу. Оно напоминает о ласковом голосе мамы и о заботливой строгости папы. Она бывает большой и маленькой. В семье все чем-то похожи друг на друга: лицом, голосом, характером. Могут быть общие увлечения и любимые занятия. Главная забота родителей – чтобы дети выросли хорошими людьми. Они не жалеют для этого ни сил, ни времени.

-Ребята, давайте подойдем к нашей выставке и вспомним народные пословицы о семье, детях и родителях.

Дети называют пословицы и объясняют их смысл.

1. Не нужен и клад, коли в семье лад.

2. Семья сильна - когда над ней крыша одна.

3. Семья в куче - не страшна и туча.

4. Вся семья вместе, так и душа на месте.

5. Жизнь родителей в детях.

6. За общим столом еда вкуснее.

7. У кого сесть бабушка и дед, тот не ведает бед.

Воспитатель: Ребята, в каждой семье есть свои традиции, делающие жизнь в семье интересной и насыщенной.

- Давайте вспомним какая традиция была в семье Маши из рассказа «Семейная радость» (имянаречение).

- Что помогло Тимофею Ивановичу найти живинку в своем деле в рассказе П. П. Бажова? (трудолюбие и старание)

- Какие трудности встретились мастеру на пути?

Да, праведное отношение к делу, он стремился познать все тонкости своего дела.

- А какая ребята традиция описана в рассказе Шмелева «Благовещение» (традиция праздника).

- Как праздновали праздник Благовещения в рассказе? (пекли кулебяки, купали птиц, выпускали на волю птиц).

- Расскажите пожалуйста о традициях вашей семьи (дети рассказывают, воспитатель тоже принимает участие в разговоре, выслушивая каждого ребенка).

- Какие традиции есть в нашей группе? в детском саду? (традиция празднования дней рождения, Новый год, 23 февраля, 8 марта, рождество).

Вы все любите отдыхать с семьей. А я вам предлагаю отдохнуть сейчас во время разминки. Слушайте задание и выполняйте.

Физкультминутка «Семья»

Раз, два, три, четыре (хлопки в ладоши)

Кто живет у нас в квартире? (повороты в стороны с подниманием плеч)

Раз, два, три, четыре, пять (Хлопки в ладоши)

Всех могу пересчитать; (указательным пальцем пересчитывают)

Папа, мама, брат, сестренка,

Кошка Мурка, два котенка,

Мой щегол, сверчок и я-

Вот и вся наша семья! (загибают поочередно пальцы на руке)

Работа в круге

Воспитатель приглашает детей и родителей в круг

(дети садятся в малый круг, родители в большой круг, вокруг детей)

Вопрос к родителям: в каждой семье свои традиции, а какая любимая традиция в вашей семье? (ответы родителей)

Обобщение воспитателем ответов родителей. Спасибо, за ваши ответы. Это замечательно, что у каждого из вас есть свои семейные традиции. Семейные традиции объединяют семью, позволяют воспитывать у детей уважительное отношение к родителям. Дети растут в таких семьях уверенные, зная, что у них есть те, кто их поддерживает и ценит. А наши дети подумают и скажут теплое пожелание своей семье начинает воспитатель: Я желаю своей семье быть счастливой.

В заключении мне хотелось бы выделить ещё одну семейную традицию - традицию праздника. В праздник вся семья собирается вместе за общим столом за чашкой чая, и мы приглашаем всех к столу на чаепитие.