Формирование познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста в проектной деятельности
статья (старшая группа) на тему

Миронова Нина Викторовна

Описание системы работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opisanie_sistemy_raboty.docx26.99 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №6 «Берёзка»

п. Медвеженский

Красногвардейский район

                                     

Формирование познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста

 в проектной деятельности

Описание системы работы

                                                                                   

Подготовила

                                                                                     Миронова

Нина Викторовна,

                                                                                воспитатель

высшей квалификационной категории

2015 год

    Сегодня метод проектов широко используется в работе ДОУ. Педагоги не только проектируют свою деятельность, но и разрабатывают интересные проекты на самые разные темы с воспитанниками и их родителями Основной целью проектного метода в детском саду является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

    В основе любого проекта лежит проблема, для решения которой требуется исследовательский поиск.  Проект – это «игра всерьёз», результаты её значимы для детей и взрослых. Обязательные составляющие проекта: детская самостоятельность (при поддержке педагога), сотворчество ребят и взрослых, развитие коммуникативных способностей детей, познавательных и творческих навыков; применение дошкольниками полученных знаний на практике.  

Этапы разработки и проведения проекта.

 1.Ставим перед собой цель, исходя из интересов и потребностей детей.

 2.Вовлекаем дошкольников в решение проблемы (обозначение «детской» цели).

 3.Намечаем план движения к цели (поддерживаем интерес детей и родителей).

 4.Обсуждаем план с семьями.

 5.Обращаемся за рекомендациями к специалистам детского сада (творческий поиск).

 6.Вместе с детьми и родителями создаём план реализации проекта.

Последовательность работы воспитателя.

1.Собираем информацию, материал (изучаем с детьми план).                                      2.Проводим занятия, игры, наблюдения, экскурсии – все мероприятия основной части проекта.                                                                                                             3.Даём домашние поручения родителям и детям.                                                          4.Переходим к самостоятельным творческим работам (поиск материала, информации, поделки, рисунки, альбомы, предложения родителей и детей).                                5.Организуем презентацию проекта (праздник, открытое занятие, акцию), составляем альбом и т.п.                                                                                                                                        6.Подводим итоги: выступаем на педагогическом совете, «круглом столе», проводим обобщение опыта.

      Что касается моего личного опыта проектной деятельности, то он довольно продолжительный и объёмный. Остановлюсь на нём подробнее. Началось всё 10 лет назад, когда заведующая детским садом Зацепина Т.В. купила пособие для руководителей и практических работников ДОУ «Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения». Никто из наших педагогов не обратил особого внимания на эту книжку, а вот меня она заинтересовала. Через два года мне предстояла аттестация, поэтому встал вопрос о выборе темы работы для последующего обобщения опыта. Метод проектов показался мне интересным, т.к. являлся инновационным и никем ещё в нашем детском саду не применялся. В то время актуальной мне представлялась проблема трудового воспитания детей. Литературы, посвящённой данной теме, почти не было. Исключение составили  книга  «Воспитание дошкольника в труде» Нечаевой В.Г., Буре Р.С., Загник Л.В. 1983 года издания и отдельные публикации в журнале «Дошкольное воспитание» о дискуссии кандидата педагогических наук А.Д. Шатова и доктора психологических наук, профессора А.А. Петровского на тему трудового воспитания. Учёные отмечали, что во многих программах того времени (исключая «Детство») практически игнорировался термин «нравственно-трудовое воспитание». Я обратила внимание на то, что некоторые дети старшей группы даже не знают, где и кем работают их родители, зачем вообще нужно трудиться, какие бывают профессии. Так родилась идея моего первого долгосрочного проекта «Профессии и ремёсла. Формирование познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с трудом взрослых». Так, в 2005 году мной был составлен план реализации проекта, рассчитанный на год. В плане были отражены все формы деятельности с детьми: занятия (так тогда называлась организованная образовательная деятельность), прогулки, наблюдения, целевые экскурсии, викторины, дидактические игры, подбор картинок, фотографий, рассказов, стихов, пословиц, поговорок о труде и людях труда, изготовление поделок, совместные с родителями мероприятия (беседы, праздники, занятия рукоделием). Была проделана огромная работа, предстояло обобщить опыт и представить его должным образом. Своего рода презентацией проекта стал большой фольклорный праздник «Мы за чаем не скучаем». К его проведению я сшила для всех девочек сарафаны, а для мальчиков русские рубахи. Красочно оформлено было и помещение группы. Большую помощь оказали родители воспитанников в разучивании сценок и стихов, в поиске экспонатов для музея «Русская изба». Гостями праздника были родители, а также глава поселения и представители сельской администрации. Жаль, что в то время у меня ещё не было компьютера, все документы составлялись вручную. Помощь в печатании материалов проекта оказала родственница из Пятигорска, была собрана и оформлена внушительная папка методических разработок. В феврале 2007 года данный опыт был представлен мной в г. Ставрополе при прохождении аттестации. Тогда проект получил высокую оценку комиссии, и мне была присвоена высшая квалификационная категория по должности «воспитатель». В это же время я была аттестована на высшую категорию по должности «музыкальный руководитель», представив опыт работы по теме «Роль музыкально-дидактических игр в развития музыкальных способностей дошкольников».

   В 2010-2011 учебном году мной был  подготовлен  и успешно реализован годовой исследовательский музыкально-познавательный проект «Времена года» в старшей группе, презентация которого прошла в апреле 2011 года на районном МО музыкальных руководителей Красногвардейского района. Опыт интегрирования по познавательному развитию детей и музыкальному воспитанию получил высокую оценку педагогов Красногвардейского района и рекомендован к внедрению в ДОУ. В декабре 2011 года проект «Времена года» был представлен мной в Министерстве образования Ставропольского края при проведении зачёта по результатам курсов повышения квалификации на тему «Интерактивные формы работы с детьми», где получил высокую оценку и на краевом уровне.                                                                            Работая по совместительству в школе, мне было интересно отследить, какие показатели в учёбе и творчестве показывают наши бывшие воспитанники. Так, дети, участвовавшие в реализации проекта «Профессии и ремёсла», в течение всех лет пребывания  в школе показывали высокие результаты в учении,  творчестве, были активными и целеустремлёнными, участвовали в предметных олимпиадах, спортивных соревнованиях, творческих конкурсах на районном и краевом уровнях, в играх КНВ и «Зарница», во всех школьных акциях, праздниках. Это нынешний президент школы Ткаченко Евгений, ученик 10 класса, а также ребята, окончившие 9 классов и продолжающие сейчас образование в колледжах и техникумах: Сидельникова Мария, Анпилов Алексей, Салиёв Александр, Леонтьев Николай, Керимов Васфи.

  Выпускники  моей группы, участники  проекта «Времена года»,  стали первым классом в школе, обучаемым по ФГОС НОО. Учитель начальных классов Селезнёва В.В. отметила высокий уровень познавательных способностей детей, которые на базе детского сада уже были подготовлены к проектной деятельности. Работая в этом классе в рамках курса внеурочной деятельности общекультурного направления «Капельки», я с интересом наблюдала в течение четырёх лет за ходом реализации учащимися школьных проектов «Овощи и фрукты – полезные продукты», «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу», «Английский алфавит» и других. Высокой мотивацией к учёбе, активностью отличаются Горбатко Алиса, Эдиева Диана, Щербинина Карина, Васильева Дарья, Толмачёва Алёна, Шишлина Виктория.

   Данные наблюдения позволили мне прийти к выводу, что метод проектов является очень перспективным и результативным. Он «учит детей учиться», т.е. самостоятельно добывать знания в ходе наблюдений, опытов и исследований, работе с книгой и Интернет-ресурсами, в сотрудничестве со старшими наставниками – родителями, воспитателями, учителями, социумом. Для каждого ребёнка создаётся ситуация успеха, когда его труд является частью большого общего дела. Дети учатся работать в команде. Создаются предпосылки формирования универсальных учебных действий, достижения предметных, метапредметных, личностных результатов. Это как нельзя лучше отвечает требованиям ФГОС ДО и школьным ФГОС.

    В этом учебном году в старшей группе реализуются два проекта: среднесрочный познавательный проект «Откуда хлеб пришёл» (сентябрь – декабрь 2015 года) и долгосрочный исследовательский  проект «Неживая природа» (рассчитан на текущий учебный год). Первый проект подходит к завершению, заканчиваются последние запланированные мероприятия, готовится презентация. В рамках второго проекта проведены две открытых ООД на темы «Воздух» и «Водяные следопыты», ряд опытов и экспериментов по изучению свойств глины и песка, сравнению свойств каменного угля и мела. Запланированы интересные мероприятия по изучению атмосферных явлений, свойств драгоценных, полудрагоценных и поделочных камней, почвы, полезных ископаемых и т.д. Тема проекта перекликается с моей темой самообразования на ближайшие два года - «Экспериментально-опытническая деятельность детей старшего дошкольного возраста». Актуальность проблемы состоит в том, что в современном обществе востребована творческая личность, способная к активному познанию окружающего, проявлению самостоятельности, исследовательской активности. Поэтому уже в дошкольном возрасте необходимо заложить первоосновы личности, проявляющей активное исследовательско – творческое отношение к миру. Ученые, исследовавшие экспериментальную  деятельность (Н.Н. Поддьяков, А.И.Савенков, А.Е.Чистякова, О.В.  Афансьева),  отмечают основную особенность познавательной деятельности: «Ребенок познаёт объект в ходе практической деятельности с ним… А овладение  способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает мировидение ребёнка».  На этом принципе и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы с дошкольниками.

   Таким образом, проектная деятельность помогает  мне  поддерживать  детскую познавательную инициативу в условиях детского сада и семьи,  изменять к лучшему межличностные отношения сверстников, а также взрослых и детей. Все участники проектной деятельности приобретают опыт продуктивного взаимодействия, умение слышать другого и выражать своё отношение к различным сторонам реальности. Работа над проектами позволяет  мне повышать свой  профессиональный уровень  и степень вовлеченности в деятельность.

Миронова Нина Викторовна, воспитатель

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №6 «Берёзка»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста, имеющих речевое недоразвитие, в процессе проектной деятельности

Развитие познавательного интереса к различным областям знаний является одной из составных успешности обучения детей в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание познать и освоить все новое...

Эффективные формы и методы формирования познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста

Презентация к педсовету по теме "Эффективные формы и методы формирования познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста"....

Тезисы на тему "Самостоятельная исследовательская деятельность как средство формирования познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста"

Тезисы на тему "Самостоятельная исследовательская деятельность  как средство формирования познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста" для педагогов детского сада...

Статья "Самостоятельная исследовательская деятельность как средство формирования познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста"

Самостоятельная исследовательская деятельность как средство формирования познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста...

консультация для воспитателей "Роль проектной деятельности в формировании познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста"

Роль проектной деятельности в формировании познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста...