Тезисы на тему "Самостоятельная исследовательская деятельность как средство формирования познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста"
статья (старшая группа)

Смирнова Татьяна Петровна

Тезисы на тему "Самостоятельная исследовательская деятельность  как средство формирования познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста" для педагогов детского сада

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty_ped_gordeevskie_chteniya_smirnova_tp.docx18.15 КБ

Предварительный просмотр:

Смирнова Татьяна Петровна,

воспитатель МАДОУ детский сад 15

aszkug@yandex.ru

                                                           623300  Красноуфимск, ул. Советская, 49А

Самостоятельная исследовательская деятельность

как средство формирования познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста

Аннотация: В статье описывается методика работы с детьми старшего дошкольного возраста по организации самостоятельной исследовательской деятельности. Данная методика позволяет формировать познавательные способности у детей старшего дошкольного возраста.

Ключевые понятия: познавательный интерес, самостоятельная исследовательская деятельность, старший дошкольный возраст.

        Tatyana Smirnova, teacher of MADOU kindergarten 15 aszkug@yandex.ru 623300 Krasnoufimsk, Sovetskaya str., 49A Independent research activity as a means of forming the cognitive interest of children of senior preschool age Abstract: the article describes the methodology of working with children of senior preschool age to organize independent research activities. This method allows you to form cognitive abilities in children of older preschool age. Key concepts: cognitive interest, independent research activity, senior preschool age.

        

Познавательный интерес является наивысшей формой проявления потребности в познании окружающего у детей дошкольного возраста. Целевые ориентиры дошкольного возраста, представленные в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (далее ФГОС ДО), предполагают развитие у детей «любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности».

        Достижение данных результатов невозможно без формирования познавательного интереса детей, который становится важным стимулом деятельности, особенно в предшкольный период.

        Во ФГОС ДО отмечено, что комплексное оснащение образовательного процесса строится на использовании образовательных технологий деятельностного типа. Суть технологий заключается как раз в том, что педагог не просто объясняет новое знание, а создаёт условия для того, чтобы дети самостоятельно открыли его для себя.

        Для формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста использую методику Савенкова А. И. Она включает ребёнка в собственный исследовательский поиск в различных видах деятельности. Согласно данной методике, исследовательская деятельность включает следующие этапы: выделение и постановка проблемы; выбор темы исследования; выработку гипотез; поиск и предложение возможных вариантов решения; сбор материала; обобщение полученных данных; подготовку материалов исследования к защите; защита.

        Путь развития исследовательских способностей дошкольника должен проводиться поэтапно: сначала – тренировочный этап, на котором дошкольники учатся, как нужно проводить исследование, затем – этап самостоятельных учебных исследований.

        Опыт работы по методике самостоятельной исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста, раскроюна одном из примеров по теме «Животные лесов нашей местности».

        На начальном этапе исследования определили с детьми тему исследования. Для этого детям предлагается набор карточек с изображением предметов и явлений окружающего мира. Заинтересовавший детей объект и становится темой исследования.  Далее определяем проблему исследования: какие животные обитают в наших лесах?

 На следующем этапе исследования предположили ряд гипотез «Животные, которые живут в лесу, они дикие?», «В лесу много травы, деревьев, значит там много животных?» и т. д.

        Далее обсудили с детьми варианты решения проблемы. Эти варианты и будут являться способами сбора информации – «методами исследования». Методы исследования должны быть заранее изображены с помощью символов на карточках «Подумать», «Спросить у другого человека», «Понаблюдать», «Провести опыт или эксперимент», «Посмотреть в книгах», «Посмотреть по телевизору, в компьютере», «Позвонить по телефону».

Таким образом, составили план проведения исследования.

        По плану исследования собрали материал о животных леса, чётко соблюдая каждый «метод исследования» в представленной последовательности. Собранную информацию о животных леса дети зарисовывали с помощью символов на листах бумаги. С помощью таких пиктограмм запоминали полученную информацию о животных.

        На следующем этапе исследования обсудили и обобщили собранный материал о животных леса. Подготовили небольшие доклады об обитателях наших лесов.

На завершающем этапе дети представили свои доклады о животных нашего леса. После выступления устроили небольшое обсуждение докладов. Представленную информацию о животных леса собираем в специальные «папки исследователя».

Данная технология в практической деятельности с дошкольниками оказалась востребованной не только среди детей, но и заинтересовала родителей. Они стали активными помощниками детям в исследовательской деятельности.

        Предлагаемая методика А.И. Савенкова позволяет включить ребенка в собственный исследовательский поиск в различных видах деятельности. Она рассчитана не только на то, чтобы обучать детей простым вариантам наблюдения и экспериментирования, но включает в себя полный цикл исследовательской деятельности - от определения проблемы до представления и защиты полученных результатов. Она позволяет научить ребенка наиболее рациональному варианту поиска информации.Таким образом, самостоятельная исследовательская деятельность способствует формированию познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста, учит самостоятельному открытию и усвоению нового, также облегчает овладение методами научного познания в процессе поисковой деятельности.

Литература

  1. Савенков А. И., Мнтодика исследовательского обучения дошкольников – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2010. – 128с.
  2. Толстикова Л. Н., Савельева О. В., Иванова Т. В., Овчинникова Т. А., Симонова Л. Н., Шлыкова Н. С., Шелковкина Н. А. Современные педагогические технологии образования детей дошкольного возраста: методическое пособие.- Екатеринбург: ИРО, 2013. -199с.
  3. ФГОС ДО