Развитие интереса к познавательной и исследовательской активности у дошкольников в процессе игр.
консультация (подготовительная группа) на тему

Гильманова Гульнара Ильсуновна

В роследние годы многие исследователи отмечают, что игры исчезли из жизни детей , что приводит к необратимым потерям в развитии детской психики. Необходимо, знания полученные ребёнком на занятиях закрепить в самостоятельной деятельности , во время прогулки, в режимных моментах и т.д.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_poznavatelnoy_vystuplenie.docx21.33 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие интереса к познавательной и исследовательской активности у  дошкольников в процессе  игр.

Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Традиционный (информационный) метод обучения, который ещё присутствует в отечественной образовательной системе, не стимулирует в достаточной мере развитие познавательных процессов и способностей (М.Н. Силаева, И.Т. Мышъякова).

Игра ребёнка часто выполняет функцию исследования, в процессе игры обычно происходит изучение свойств и особенностей предмета. Игра и исследовательское поведение не исключают, а нередко взаимно дополняют друг друга. Не случайно известный французский психолог А. Валлон сравнивал игру с “ликующим или вдохновенным исследованием, в котором психические функции раскрываются во всех их возможностях”. Очевидно, что для того чтобы играть, надо вначале понять, что за объект перед тобой и как с ним играть. Поэтому средства игры становятся сначала предметами исследования, а затем уже средствами игры. И сам процесс игры содержит много того, что подлежит исследованию; содержание и развитие игрового сюжета – это тоже интереснейший предмет исследования.

Таким образом, сюжетно–ролевые игры создают прекрасные условия для воспроизведения и освоения правил и отношений, существующих в мире, ребёнок получает реальную возможность исследовать отношения между людьми.

В последние годы многие исследователи с тревогой говорят о тенденции исчезновения игры из жизни детей, особенно в старшем дошкольном возрасте. (А.В. Запорожец, Е.Е. Кравцова и др.) Анализ практики работы дошкольных учреждений свидетельствует об углублении противоречия между признанием роли игры в развитии детей дошкольного возраста и явным перевесом педагогического процесса в сторону обучения детей, их раннего вовлечения в систему дополнительного образования.

Таким образом, игровая деятельность перестаёт быть источником самореализации ребёнка – дошкольника, и это приводит к необратимым потерям в развитии детской психики.

Проблема активизации познавательной деятельности дошкольников на всех этапах развития образования является одной из актуальных, т.к активность  является необходимым условием умственного развития личности.

Дидактическая игра помогает проявлять познавательную активность в самостоятельной деятельности, расширять собственные познавательные интересы и потребности, учит владеть разными способами безопасного поведения в современной информационной среде, развивает интегративные качества ребенка, воспитывает, социализирует, развлекает, дает отдых.

Дидактическая игра содействует лучшему пониманию сущности вопроса, уточнению и формированию знаний. Игры можно использовать на разных этапах усвоения знаний: на этапах объяснения нового материала, его закрепления, повторения, контроля. Игра позволяет включить в активную познавательную деятельность большее число детей. Она должна в полной мере решать как образовательные задачи НОД, так и задачи активизации познавательной деятельности, и быть основной ступенью в развитии познавательных интересов детей дошкольного возраста. Игра помогает педагогу донести трудный материал в доступной форме.

 Изучив и проанализировав литературу определила цель и задачи

Проверить эффективность дидактической игры для развития познавательной активности  дошкольников.

Развитие познавательного интереса у детей в процессе экспериментирования.

Развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать.
Задачи:

Развивать познавательную активность, любознательность.

Развивать навыки общения со взрослыми и сверстниками, умения работать в подгруппе.

Развивать самостоятельность, как одно из условий подготовки детей к школе.

Способствовать проявлению стремления к самоутверждению, признанию своих достижений со стороны окружающих.

Развивать связную речь, речь–доказательство, речь–рассуждение.

Развивать творческие способности, воображение. Следовательно, работая в данном направлении, мы можем реализовать поставленные перед собой цели и задачи для полноценного развития детей и подготовке их к школе.

Одним из основных этапов нашей работы стало обогащение предметно–развивающей среды в группе. Длительные наблюдения за сюжетно–ролевыми играми старших дошкольников показали, что дети в основном играют в игры, отображающие реальную жизнь: “Дом”, “Магазин”, “Детский сад”. Иначе и быть не может: игра основывается на жизненном опыте детей. Вследствие жизненных обстоятельств и возрастных особенностей, дети не знают, какие действия присущи, например, таким профессиям, как: актёр, режиссёр, инженер–изобретатель, учёный, журналист, художник–декоратор и т.д. Чтобы донести до сознания ребёнка сущность этих профессий, не менее интересных, чем традиционные “врач”, “учитель”, “продавец” создали в группе центры детской активности с учётом условий современной жизни.

Дети – пытливые исследователи окружающего мира. Исследовательская, поисковая деятельность — это их естественное состояние, они настроены на познание окружающего мира, они хотят его познать.

Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Благодаря этому он познает мир, в который пришел. Любознательность у детей - это норма, даже один из признаков одаренности, поэтому очень хорошо, когда ребенок задает вопросы, и тревожно, когда не задает. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших «открытий», которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы.

При планировании деятельности использую план-схему по организации игровой совместной и самостоятельной деятельности (он может корректироваться в течение всего учебного года) .

Во время планирования предусматриваю следующие пункты:

• переход одного вида деятельности (игры) из совместной в самостоятельную;

• еженедельное внесение в игровую деятельность нового развивающего материала;

• учитывание временных рамок.

Таким образом, знания, полученные ребенком на занятиях, закрепляются в совместной деятельности, после чего переходят в самостоятельную и уже после этого – в бытовую деятельность.

Организуя работу по развитию познавательной активности, применяю не только специально изготовленные игры, но и обычные предметы, чтобы ребенок увидел, что реальный мир не существуют сам по себе.

Для работы с детьми по выявлению свойств и отношений предметов использую не только занятия, но и прогулки, продуктивную совместную деятельность; для индивидуальной работы - режимные моменты (ситуации одевания и раздевания, гигиенические процедуры, приготовление к обеду, ко сну).

Словесные игры помогают развивать речь детей: пополняя и активизируя словарь, формируя правильное звукопроизношение, развивая связную речь, умение правильно выражать свои мысли, составлять самостоятельные рассказы о предметах, явлениях в природе и общественной жизни, формируя навыки пересказа. Такие игры как “Назови одним словом”, “ Назови три предмета” требуют от детей активного использования родовых, видовых понятий. Нахождение антонимов, синонимов, слов сходных по звучанию, главная задача словесных игр. Если ребенку достается роль, гида в играх “Путешествия”, то, он, охотно рассказывая и объясняя - развивает у себя монологическую речь.

Многие дидактические игры формируют у детей уважение к трудящемуся человеку. Например, в игре “ Кто построил этот дом?” дети узнают о том, что прежде чем построить  дом, архитекторы-проектировщики работают над чертежом, затем приступают к делу строители: каменщики, штукатуры, сантехники, маляры и другие рабочие. Дети усваивают знания о том, какие машины помогают людям в строительстве дома. Так у детей пробуждается познавательный интерес к людям этих профессий, появляется желание играть в строительство, домов, железной дороги и других объектов.

Варианты заданий:

Одевание (раздевание) на (с) прогулку.

• предложить детям сравнить туфельки детей и разделить их на большие и маленькие, прикладывая подошвы, друг к друг

• определить, много ли ребят пришло в куртках, в пальто и т. п. (классификация) ;

II. После сна:

• застилая постель, определить на какую геометрическую форму похоже покрывало, подушка;

• расчесывая девочек, спросить, у кого волосы длинные, у кого – короткие (у кого самые длинные) ;

III. Прием пищи:

• попросить детей разложить ложки, перед этим они должны определить количество детей, сидящих за столом;

Прогулка:

• собирая осенние листья, выбрать красные, желтые, зеленые, коричневые; выложить из них шарфики для осени (длинные и короткие) ;

• во влажном песке аккуратно сделать отпечаток подошвы обуви ребенка и воспитателя, сравнить их по форме и по размеру;

• «Найди, что покажу» - искать одинаковые по форме листья, камешки, шишки, куличики;

• «Найди, что назову» - искать предметы по описанию;

• постоянно упражнять в счете: считать ведра, формочки, лопатки, листья, цветы;

• наблюдая за транспортом обговаривать геометрическую форму, цвет, направление и скорость движения;

• наблюдая за небом, обговаривать форму солнца, облаков; цвет и направление движения;

• играть в подвижные игры с математическим содержанием, активно использовать пальчиковые упражнения.

В процессе работы у детей сформировались  стремление к самостоятельности и участию в познавательной деятельности; проявление познавательного интереса в процессе общения со взрослыми и сверстниками; задавать вопросы поискового характера; контроль собственной деятельность и действия партнера; использование элементов планирования в познавательной деятельности; умение строить деловой диалог при совместном выполнении поручения, в случаях возникновения конфликтов; самостоятельность в применении полученных знаний для решения новых задач; испытывать удовольствие от результатов самостоятельной познавательной деятельности; контролировать отрицательные проявления эмоций, радоваться успехам сверстников и т. д.

Используя различные дидактические игры в работе с детьми, убедилась в том, что они дают большой заряд положительных эмоций. Надо добиваться, чтобы радость от игровой деятельности постепенно перешла в радость учения. Учение должно быть радостным!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческой исследовательской активности старших дошкольников в процессе детского экспериментирования

Развитие творческой исследовательской активности старших дошкольников в процессе детского экспериментирования....

Презентация"Развитие творческой исследовательской активности старших дошкольников в процессе детского экспериментирования"

Развитие творческой исследовательской активности старших дошкольников в процессе детского экспериментирования .Подготовила воспитатель ДОУ "Подснежник"76 Сагдарова Эльза Рауфовна.Главным факторо...

Процесс развития исследовательской активности старших дошкольников в процессе экспериментирования .

Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие и самореализацию ребёнка,способствовать развитию исследовательской активности и инициативы дошкольника.Научный  поиск эффективных средств р...

Проект "Развитие творческой исследовательской активности старших дошкольников в процессе детского экспериментирования

Пояснительная запискаДошкольное детство - важнейший период становления человеческой личности. Это время активного развития психических функций, период, когда ребенок открывает для себя мир социальных ...

Сборник диагностик исследовательской активности старших дошкольников в процессе экспериментирования

Для выявления интереса старших дошкольников к экспериментиро­ванию используется систематическое наблюдение за свободной дея­тельностью детей, ее направленностью на самостоя...

Консультация для родителей "Развитие познавательного интереса, творческой и исследовательской активно-сти дошкольников в процессе детского экспериментирования"

На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность. Но, как подчеркивают психо...