Проект "Развитие творческой исследовательской активности старших дошкольников в процессе детского экспериментирования
проект по окружающему миру (старшая группа) по теме

Сагдарова Эрзият Рауфовна

Пояснительная записка

Дошкольное детство - важнейший период становления человеческой личности. Это время активного развития психических функций, период, когда ребенок открывает для себя мир социальных взаимоотношений, разных видов деятельности и стремительного расширения рамок окружающей действительности. Поэтому в настоящее время для всех родителей, педагогов, психологов неоспоримым фактом является необходимость всестороннего развития ребенка-дошкольника. С этой целью ведутся разнообразные развивающие занятия - в дошкольных образовательных учреждениях, домах творчества, развивающих центрах, в домашних условиях, издается большое количество пособий.

Недостаточно просто передать ребенку совокупность определенных знаний, умений и навыков, предоставить ему готовые алгоритмы решения задач. Современные стратегические цели образования акцентируют внимание на формировании творческой, самостоятельной личности, развитии её как активного субъекта собственной жизни и деятельности. В связи с этим в педагогике активно обсуждается проблема перехода от репродуктивной модели образования, обеспечивающей воспроизводство «готовых знаний», к продуктивной модели, ориентированной на активизацию познавательной деятельности дошкольников.

Детское экспериментирование – это один из ведущих видов деятельности дошкольника. Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем ребёнок. Маленький человек охвачен жаждой познания и освоения огромного нового мира.

Исследовательская деятельность детей может стать одними из условий развития детской любознательности, а в конечном итоге познавательных интересов ребёнка. В детском саду уделяется много внимания детскому экспериментированию. Можно организовать несложные опыты и эксперименты и дома. Для этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и конечно, некоторые научные знания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sagdarovaer_zadanie.docx42.52 КБ

Предварительный просмотр:

        Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №76

«Подснежник» г. Нижневартовск

ПРОЕКТ

«Развитие творческой исследовательской активности старших дошкольников в процессе детского экспериментирования»

Автор:

Сагдарова Э.Р.

Нижневартовск

2015 г

« Развитие творческой исследовательской активности старших дошкольников в процессе детского экспериментирования»

Выполнил:

Сагдарова Эрзият Рауфовна

воспитатель

МБДОУ ДСКВ №76

 

Пояснительная записка

Дошкольное детство - важнейший период становления человеческой личности. Это время активного развития психических функций, период, когда ребенок открывает для себя мир социальных взаимоотношений, разных видов деятельности и стремительного расширения рамок окружающей действительности. Поэтому в настоящее время для всех родителей, педагогов, психологов неоспоримым фактом является необходимость всестороннего развития ребенка-дошкольника. С этой целью ведутся разнообразные развивающие занятия - в дошкольных образовательных учреждениях, домах творчества, развивающих центрах, в домашних условиях, издается большое количество пособий.

Недостаточно просто передать ребенку совокупность определенных знаний, умений и навыков, предоставить ему готовые алгоритмы решения задач. Современные стратегические цели образования акцентируют внимание на формировании творческой, самостоятельной личности, развитии её как активного субъекта собственной жизни и деятельности. В связи с этим в педагогике активно обсуждается проблема перехода от репродуктивной модели образования, обеспечивающей воспроизводство «готовых знаний», к продуктивной модели, ориентированной на активизацию познавательной деятельности дошкольников.

Детское экспериментирование – это один из ведущих видов деятельности дошкольника. Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем ребёнок. Маленький человек охвачен жаждой познания и освоения огромного нового мира.

Исследовательская деятельность детей может стать одними из условий развития детской любознательности, а в конечном итоге познавательных интересов ребёнка. В детском саду уделяется много внимания детскому экспериментированию. Можно организовать несложные опыты и эксперименты и дома. Для этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и конечно, некоторые научные знания.

Проект «Развитие творческой исследовательской активности старших дошкольников в процессе детского экспериментирования»

Описание проекта

Программное содержание:

  • Расширить знания детей об окружающем мире через опытно-экспериментальную деятельность;
  • Сформировать у детей чувство ответственности за процесс и результат исследовательской активности в детском экспериментировании.
  • Сформировать убеждения о физических свойствах
    окружающего мира, о различных свойствах веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость);
  • Воспитывать аккуратность в работе, соблюдение правил техники безопасности.
  • Научить самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творческого потенциала и своей индивидуальности.

 Актуальность проекта

Мир, в котором мы живем – сложен, многообразен и изменчив.

В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности детей. Использование детского экспериментирования является одной из составляющих, как общего развития дошкольника, так и дальнейшем успешности его обучения в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание освоить все новое – основа формирования осмысленной деятельности. На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личности ребенка имеет экспериментирование, как процесс исследовательского обучения.

Развитие исследовательских способностей ребенка – одна из важнейших задач современного образования. Знания, полученные в результате собственного эксперимента, исследовательского поиска значительно прочнее и надежнее для ребенка тех сведений о мире, что получены репродуктивным путем.

Таким образом, возникшее противоречие, с одной стороны важность и необходимость ознакомления детей с экспериментированием, формированием у детей дошкольного возраста    диалектического мышления, т.е. способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;   собственного познавательного опыта путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия, и с другой – отсутствие целенаправленной, систематической работы привели к выбору темы проекта.

Объект проекта: процесс развития творческой исследовательской активности старших дошкольников.

Предмет исследования: технология развития творческой исследовательской активности старших дошкольников в процессе детского экспериментирования.

Цель проекта: расширить знания детей об окружающем мире через опытно-экспериментальную деятельность; сформировать у детей чувство ответственности за процесс и результат исследовательской активности в детском экспериментировании; сформировать убеждения о физических свойствах окружающего мира, о различных свойствах веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость); воспитывать аккуратность в работе, соблюдение правил техники безопасности; научить самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творческого потенциала и своей индивидуальности.

Задачи проекта:

  • ознакомить воспитателей с современной методической литературой по развитию творческой исследовательской активности старших дошкольников в процессе детского экспериментирования;
  • провести цикл занятий и мероприятий по теме;
  • организовать познавательно-исследовательскую деятельность детей;
  • ознакомить детей с научными опытами и фактами по определенной тематике;
  • разработать информационные листы для родителей с рекомендациями по ознакомлению детей с окружающим миром;
  • подготовить совместными усилиями детей и родителей памятку «Детские опыты и эксперименты»;
  • систематизировать литературный и иллюстрированный материал по теме «Развитие творческой исследовательской активности старших дошкольников в процессе детского экспериментирования»;
  • провести заключительное мероприятие открытое занятие «Развитие творческой исследовательской активности старших дошкольников в процессе детского экспериментирования».

Термин выполнения: 14 занятий.  

Участники проекта: дети, воспитатели, родители.

Необходимые материалы: две непрозрачные банки (одна заполнена водой), стеклянная бутылка с широким горлышком, ложки, маленькие ковшики, таз с водой, поднос, предметные рисунки; воздушные шарики, таз с водой, пустая пластмассовая банка или бутылка, листы бумаги, игрушка птица; сундук, разные камешки (форма, цвет, тектсура), 4 коробочки, баночки с песком, модель обследования предмета, картинки-схемы(домик), дорожка из камешков; дощечки для лепки, глина, гранит речной, модель обследования предмета; оборудование для теневого театра, фонарь; цветные мелки, песок, прозрачная емкость, мелкие предметы, 2 мешочка, мелкие терки, миски, ложки (палочки), небольшие банки с крышками; игрушки чумазого и чистого котёнка. Мешочек для котёнка. Полотенце, мыло. Алгоритм мытья рук. Проектор. Презентация «Моем руки правильно». Ноутбук. Песок, прозрачная емкость, мелкие предметы, 2 мешочка, мелкие терки, миски, ложки (палочки), небольшие банки с крышками, 6 масок капелек. Баночки с водой, сахар-песок, чайные ложки, тарелочки, лупы. Фартуки для детей,   ящики,  земля,  совочки, палочки- мерки,  лейки с водой, розетки с семенами, тряпочки, модель посева семян, посылка с семенами, письмо, разрезные картинки овощей. Лед, игрушки. Разрезные картинки: синичка (4 части, снегирь (6 частей, имеющие разный фон, «угощения» для птиц (сухарики, зернышки, семечки, конфеты, камни, счетные палочки и комочки ваты), мешочек, штриховки с изображениями перелетных и зимующих птиц, простые и цветные карандаши. Корзина для овощей, муляжи овощей и фруктов, картинно-графический план описания фруктов, две небольшие корзинки с прикрепленными к ним схемами: «в земле», «на земле», шапочки овощей, ширма, игрушка Петрушка, «чудесный мешочек», фруктовая ветка с картинками фруктов, картинки с изображением блюд из овощей, фруктов.

Предполагаемый продукт проекта: мероприятие открытое занятие «Развитие творческой исследовательской активности старших дошкольников в процессе детского экспериментирования»; памятка; разработанные рекомендации для педагогов по ознакомлению детей с окружающим миром посредством экспериментирования; систематизированный литературный и иллюстрированный материал; разработанные рекомендации для родителей.

Список литературы:

  1. Вешневицкая, О. В. Подготовка дошкольников к школе через развитие познавательной активности [Текст] / О.В. Вешневицкая, Н.Н. Карачевцева // Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.).Т. I.  — Челябинск: Два комсомольца, 2011. - С. -68.
  2. Домишкевич, С.А. Функционально-уровневый подход к диагностике и коррекции познавательной деятельности в норме и при отклонение в развитие [Текст] / А.С. Домишкевич // Дефектология, 2005. - №4. - С. -43.
  3. Штепина, И.С. Особенности развития познавательной активности дошкольников [Текст] / И.С. Штепина // Актуальные задачи педагогики: материалы междунар. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.).  - Чита: Издательство Молодой ученый, 2011. - С. -91.
  4. Штепина, И.С. Психолого-педагогическая сущность формирования познавательной активности у дошкольников [Текст] / И.С. Штепина // Психологические науки: теория и практика: материалы междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2012 г.).  — М.: Буки-Веди, 2012. - С. 127.
  5. Штепина И. С. Технологическая характеристика организации психолого-диагностического эксперимента и диагностический инструментарий для оценки познавательной активности младших дошкольников [Текст] / И. С. Штепина // Молодой ученый. - 2012. - №11. - С.- 377.

 Содержание проекта

Этапы реализации проекта

 

Подготовительный этап

Основной этап

Заключительный этап

– постановка целей, определение актуальности и значимости проекта;– подбор методической литературы для реализации проекта (журналы, статьи, рефераты и т.п.);

– подбор наглядно-дидактического материала; организация развивающей среды в группе.

– ознакомление детей с художественной литературой;

– проведение бесед;

− рассмотрение картин и беседы по их содержанию;

− работа с родителями (разработка памятки и презентация занятия);

− проведение занятий;

− проведение мероприятия. 

– анализ результатов проекта. 

 

        План работы        

Организационный момент – приветствие. Основная часть: «Разные банки», «Чем наполнить емкость», Физминутка, «Узнай и назови», Заключительная часть.          

Дата

Содержание работы

Участники

Ответс-твенные

Подготовительный этап

Пн.

 

 

 

 1. Постановка целей, определение актуальности и значимости проекта.

2. Подбор методической литературы для реализации проекта (журналы, статьи, рефераты и т.п.).

 

Дети,

родители

Воспитатели

Сагдарова ЭР.

Белкина Г.В.

Вт.

 

Ср.

 

Чт.

1. Подбор наглядно-дидактического материала; художественной литературы; дидактических игр, разработка бесед.

1. Разработка рекомендаций родителей.

1. Разработка рекомендаций для родителей.

2. Подбор репродукций художественных картин на … тематику.

Пт.

1. Организация развивающей среды в группе старших дошкольников (размещение репродукций картин, плакатов ВОВ)

Основной этап

Пн.

1-я половина дня:1) чтение и обсуждение литературных произведений;

2) рассмотрение картин и плакатов на тематику.

2-я половина дня:

1) беседа «Детям об окружающем мире по конкретной теме, например «О свойствах воды».

2) презентация родителям Памятка «Детские опыты и эксперименты» (информационный лист).

Дети, родители,

Воспитатели старшей группы

Сагдарова ЭР.

Белкина Г.В

Вт.

1-я половина дня:1) чтение и обсуждение литературных произведений о свойствах воды, о воздухе и т.д.

2) Открытое занятие «Развитие творческой исследовательской активности старших дошкольников в процессе детского экспериментирования»

2-я половина дня:

1) прослушивание правил техники безопасности;

2) рассмотрение картин и плакатов.

Дети,

родители

Воспитатели старшей группы

Сагдарова ЭР.

Белкина Г.В

 

Информационное обеспечение проекта

Во-первых, высокая степень неопределенности требует разнообразия используемых познавательных действий, что обеспечивает гибкость и широту обследования предмета. Кроме того, незнакомые и неопределенные предметы вызывают у ребенка любознательность, что является мотивационной основой познавательной активности.

Во-вторых, объекты должны быть достаточно сложными. Чем более сложную и загадочную игрушку предлагают ребенку, чем больше в ней разнообразных воспринимаемых деталей, тем больше вероятность того, что она вызовет различные исследовательские действия. И для того, чтобы ребенок развернул исследовательское поведение, необходим оптимальный уровень сложности объекта.

Третий признак объекта, вызывающий познавательную активность ребенка, противоречивость, конфликтность предмета. Его знакомые и понятные признаки должны сочетаться с новыми и неожиданными.

Таким образом, развитие исследовательских способностей ребёнка - одна из важнейших задач современного образования. Знания, полученные в результате собственного эксперимента, исследовательского поиска значительно прочнее и надёжнее для ребёнка тех сведений о мире, что получены репродуктивным путём.

Ключевые понятия

Опыт, реакция, природные явления, вещества.

Методическое обеспечение проекта

  • Материалы для проведения бесед, связанных с наблюдением и закрепляющими опыт.
  • Воспитательное мероприятие по теме «Знакомство со свойствами воды»
  • Ориентировочный план занятия: Организационный момент – приветствие. Основная часть: «Разные банки», «Чем наполнить емкость», Физминутка, «Узнай и назови», Заключительная часть.          
  •  Рекомендации воспитателям и родителям, закрепленные в памятке «Детские опыты и эксперименты»

Открытое занятие по познавательному развитию «Знакомство со свойствами воды».

Уточнить представление детей о свойствах воды: льется, имеет разную температуру, может окрашиваться в разные цвета. В воде они предметы тонут, а другие плавают, вода может замерзать и превращаться в лед и наоборот. Снег-это тоже вода.

Материал: Две большие емкости для воды ,шесть стеклянных стаканов ,краска трех цветов(красного, зеленого, синего) ложки металлическая и деревянная, ножницы  пластмассовые и железные, камушек и деревянный  кирпичик , кусочек керамзита ,и комочек речного песка, кусочек сахара, два детских ведерочка.

Ход занятий

Дети заходят в группу, садятся в круг на стульчики.

Воспитатель- Ребята на дворе очень холодно, кругом лежит  снег, мне он так понравился, я взяла его в ладошку и хотела поделиться своим впечатлением ,но у меня не получилось. Почему вы думаете это произошло ?....ответы Детей.

Воспитатель – Что мне нужно было сделать ,чтоб принести в группу снежок и не растаял?....ответы Детей.  

-Ребята а что это за ведерочки стоят в углу ,давайте посмотрим. Посмотрите,  в какой ведерочке у нас снег ? …ответ детей (в синем ведёрочке  снег).

-А в другой? ……..в  жёлтом  лёд.

- Предлагаю потрогать  ручками снег и лёд и скажите, какие они?

Ответ детей  ( и снег, и лёд холодные, даже ручки мёрзнут).

-Что нужно сделать чтоб они превратились в водичку? Ваши предложения…..Ответы детей.( поставить  на батарею)

-Я приготовила для вас ведерочки ,предлагаю  взять и положить себе комочек снега и кусочек льда. А в конце занятия посмотрим , что же произойдёт со снегом и льдом

- А пока посмотрите сюда. В тазик и в ванночку я набрала воды. Потрогайте водичку пальчиками и скажите, какая вода в ванночке, а какая в тазике.

Дети убеждаются, что в одной ёмкости вода холодная , а в другой – горячая.

- Как вы думаете, что нам нужно сделать, чтобы получить тёплую водичку?

Ответы детей - Смешать.

- Воды в ванночке стало много. Вот у меня бутылочки и разные предметы (сито ,воронка ,кружка, чашка) давайте попробуем налить в бутылочки воду.

- Настя, Лера и Глеб  старались аккуратно наливать, но вода всё равно пролилась.

Как вы думаете ,чем можно налить в бутылочку ,чтоб она не пролилась.  …Анна  сказала (воронкой), через которую можно лить  воду и не проливать.

-Вот мы и налили воду в  бутылочку, а в чашку можно просто зачерпнуть, а в сито? Почему не набирается? Правильно, дно у сита в маленьких дырочках, вот вода и проливается. А в воронку можно набрать воды? Почему? Нельзя, так как у воронки нет донышка.

- Ребята, скажите вода в бутылочке какого цвета?

-Она бесцветная, чистая вода  всегда прозрачная, не имеет запаха.

- Что произойдёт, если я в неё добавлю немного красной краски.

-Вода стала красной, а если добавить зелёной, синей краски?

Вывод: Вода имеет свойство окрашиваться в разные цвета.

-У нас есть ещё  стаканы с  прозрачной водой, есть камушки, кусочки сахара и комочек песка.

Предлагаю выбрать для себя предметы  ,положить в ёмкость , и размешать воду.

Наблюдение: Детей  Кусочек сахара растаял, вода осталась прозрачной. Камушек остался цел, он не растворяется в воде, вода остаётся чистой. Комочек песка рассыпается в воде, и вода в стакане стала мутной. Но песок не растворился, он постепенно осядет на дно, и водичка отстоится и опять станет прозрачной.

Вывод:  Одни вещества растворяются водой, а другие нет.

-А ещё ребята, я для вас заготовила несколько предметов.  Возьмите каждый по одному предмету и подойдите к ванночке. Сейчас вы по очереди будете опускать предметы в воду, и мы все будем наблюдать за ними, как они себя  ведут в воде: тонут или плавают. Некоторые предметы утонули, некоторые держаться на плаву.

Вывод   Тяжёлые предмету в воде тонут (предлагаю подержать их в руке, ощутить тяжесть), лёгкие предметы плавают (тоже даю подержать в руках, испытывая вес).

- Теперь давайте посмотрим, что произошло с снегом и льдом. Они растаяли и превратились в воду.

Вывод: Детей  Лёд и снег – это тоже вода. В тепле лёд и снег тают, а если вынести воду на мороз, она замёрзнет и снова превратиться в лёд.

-А сейчас, ребята, давайте все дружно. Хором прочитаем потешку про водичку.

1. Льётся в ванночку вода.

Эй, игрушки все сюда

Утки, зайчики и кошки

Я помою вас немножко

1. Ай, лады, лады, лады,

Не боимся мы воды!

Чистая водичка

Умоет наше личико,

Вымоет ладошки Намочит нас немножко,

Ай, лады, лады, лады

Не боимся мы воды!

Чисто умываемся,

Маме улыбаемся!

Дети читают хором.

 Воспитатель благодарит за участие и предлагает пройти к зонам где они хотели продолжить свое исследование, а после мы с вами встретимся и вы мне  расскажите , что у вас получилось.   .

Образовательная область «Познане».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческой исследовательской активности старших дошкольников в процессе детского экспериментирования

Развитие творческой исследовательской активности старших дошкольников в процессе детского экспериментирования....

Презентация"Развитие творческой исследовательской активности старших дошкольников в процессе детского экспериментирования"

Развитие творческой исследовательской активности старших дошкольников в процессе детского экспериментирования .Подготовила воспитатель ДОУ "Подснежник"76 Сагдарова Эльза Рауфовна.Главным факторо...

Процесс развития исследовательской активности старших дошкольников в процессе экспериментирования .

Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие и самореализацию ребёнка,способствовать развитию исследовательской активности и инициативы дошкольника.Научный  поиск эффективных средств р...

программа по самообразованию "Развитие познавательной активности старших дошкольников в процессе детского экспериментирования"

повышение профессионального уровня, мастерства и компетенции педагога по вопросам детского экспериментирования...

Сборник диагностик исследовательской активности старших дошкольников в процессе экспериментирования

Для выявления интереса старших дошкольников к экспериментиро­ванию используется систематическое наблюдение за свободной дея­тельностью детей, ее направленностью на самостоя...

Консультация для родителей "Развитие познавательного интереса, творческой и исследовательской активно-сти дошкольников в процессе детского экспериментирования"

На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность. Но, как подчеркивают психо...