Сборник диагностик исследовательской активности старших дошкольников в процессе экспериментирования
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая, подготовительная группа) по теме

Дерябина (Кондрашова) Наталья Андреевна

Для выявления интереса старших дошкольников к экспериментиро­ванию используется систематическое наблюдение за свободной дея­тельностью детей, ее направленностью на самостоятельное исследова­ние, экспериментирование.Для выявления интереса детей к экспериментированию и содер­жанию этой деятельности, помимо наблюдений и уточняющей беседы, используются практические ситуации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sbornik_diagnostik.docx23.74 КБ

Предварительный просмотр:

Наблюдение "Изучение познавательных интересов"

Вопросы

Возможные ответы

Балл

п/п

1

Как  часто  ребенок  подолгу  занимается

в  уголке

 а) часто

5

познавательного развития, экспериментирования?

 б) иногда

3

 в) очень редко

1

2

Что  предпочитает  ребенок,  когда  задан  вопрос  на

 а) рассуждает самостоятельно

5

сообразительность?

 б) когда как

3

 в) получить готовый ответ от других

1

3

Насколько

эмоционально

ребенок

относится

к

 а) очень эмоционально

5

интересному для него занятию, связанному с умственной

 б)  когда как

3

работой?

 в) эмоции ярко не выражены (по сравнению с другими

1

ситуациями)

4

Часто ли задает вопросы: почему? зачем?

как?

 а) часто

5

 б) иногда

3

 в) очень редко

1

5

Проявляет интерес к символическим «языкам»: пытается

 а) часто

5

самостоятельно «читать» схемы, карты, чертежи и делать

 б) иногда

3

что-то по ним (лепить, конструировать);

 в) очень редко

1

6

Проявляет интерес к познавательной литературе

 а) часто

5

 б) иногда

3

 в) очень редко

1

30-22 баллов – потребность выражена сильно;

21 –18 баллов – потребность выражена умеренно;

17 и меньше баллов – потребность выражена слабо.


Методика "Выбор деятельности" (Прохоровой Л.Н)

Ребенку демонстрируются картинки, на которых изображены дети, занимающиеся разными видами деятельности:

1 – игровая;

2 – чтение книг;

3 – изобразительная;

4 – детское экспериментирование;

5 – труд в уголке природы;

6 – конструирование.

Затем ребенку предлагается выбрать ситуацию, в которой он хотел бы оказаться. Последовательно делось три выбора. Все три выбора фиксируются в протоколе, за первый выбор засчитывается 3 балла, за второй – 2 балла, за третий – 1 балл.

Ф.И. ребенка

Выбор деятельности

1

2

3

4

5

6

"Что мне интересно?" (О.В.Афанасьева)

        Цель исследования: Выявить интерес детей к экспериментированию, определить наиболее привлекательные для них разновидности данной деятельности. Выявить интерес детей к экспериментированию, определить наиболее привлекательные для них разновидности данной деятельности.

Ребенку предъявляются предметы и материалы, допускающие возможность их использования, как по функциональному назначению, так и для экспериментирования: вода, мокрый песок, сосуды разной вместимости, пластилин, кисточка, карандаш, краски, бумага, цветной полиэтилен, кусочки бечевки.

До начала экспериментирования ведется разговор с детьми: Что можно сделать с этими предметами? Сможешь ли ты их использовать еще интереснее, по-своему? После этого ребенку предлагается действовать с предметами по - своему усмотрению. После завершения ему задают дополнительные вопросы: Что ты делал? Интересно ли тебе было? Почему ты выбрал именно это занятие? Что ты сегодня узнал?

Критерии оценки:

3 балла – ребенок проявляет интерес к экспериментированию, выражает эмоциональное удовлетворение, желание продолжить экспериментирование, проявляет творчество.

2 балла – у ребенка отсутствует целенаправленность, достигает результата с помощью воспитателя;

1 балл – ребенок не проявляет инициативы, боится проявить самостоятельность и инициативу.


"Сахар" (Л.Н.Прохорова)

        Цель исследования: Выявить умение детей анализировать объект или явление, выделять существенные признаки, сопоставлять различные факты, умение рассуждать и аргументировать собственные выводы.

        Детям предлагается следующая ситуация: «Один мальчик очень любил пить чай с сахаром. Один раз мама налила ему чашку чая, положила туда два кусочка сахара. А мальчик не захотел пить чай, он хотел достать ложкой сахар из чашки и съесть его. Однако, в чашке сахара не оказалось. Тогда мальчик заплакал и закричал: «Кто съел мой сахар?».

Вопросы:

- Кто взял сахар?

- Куда делся сахар?

- А как проверить, был ли в чае сахар?

Критерии оценки:

3 балла – ребенок рассуждает, аргументирует свои собственные выводы;

2 балла – ребенок справляется с заданием с помощью наводящих вопросов

воспитателя;

1 балл – ребенок затрудняется выдвинуть гипотезу и  обосновать ее.

Далее проводится качественный и количественный анализ ответов. Результаты экспресс - диагностики фиксируются в таблице:

Ф.И. ребенка

Качественный анализ ответов

Полный ответ с аргументами

Правильный ответ без аргументации

Ответ с ошибками

Отсутствие ответа

Количественный анализ ответов:

количество

%

Правильный ответ

Способ проверки

Нет ответа


"Перевертыши" (Т.И.Бабаева, О.В.Киреева)

        Цель исследования: Выявить знания детей о плавучести предметов. Исследовательская задача ребенка – определить степень плавучести различных предметов в воде.

        Перед ребенком стоит таз с водой и предметы: деревянный кораблик, гвоздь, камень, бумага, железная машинка, пластмассовая банка.

Задача ребенка – провести на практике эксперимент и разрешить заданную проблему: определи с помощью опыта, что плавает, а что тонет.

        3 балла – ребенок разрешает проблему самостоятельно с помощью экспериментирования,

        2 балла – ребенку дается подсказка: "Посмотри, перед тобой таз с водой и предметы, как ты думаешь, ты сможешь определить, что плавает, а что тонет." Воспитатель помогает.

        1 балл – ребенок действует вместе с воспитателем, но не может проявить самостоятельность и инициативу.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный план по самообразованию воспитателя Ерышкановой Натальи Владимировны МБДОУ №84 «Серебряное копытце» по теме «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования»

в индивидуальном плане по самообразованию  воспитателя Ерышкановаой Натальи Владимировны  представлены основные формы работы по теме ,практичекие выходы...

Собственный инновационный опыт воспитателя МБДОУ «Лямбирский детский сад № 3 комбинированного вида» Ашировой Надии Харрясовны по теме: «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования»

Новизной данной разработки  является комплексное использование элементов ранее известных и современных методик детского экспериментирования. И характеризуется структуризацией практического и диаг...

Программа по самообразованию «Развитие поисково – исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования»

То, что я услышал, я забылТо, что я увидел, я помнюТо, что я сделал, я знаю (Китайское изречение)В современном обществе одной из актуальных задач воспитания детей дошкольного возраста п...

Конспект по самообразованию "Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования"

Детское экспериментирование должно строиться самим ребенком. Оно должно быть направлено на познание свойств и связей объектов разными способами действий, что способствует развитию мышления и других ст...

Материал по самообразованию «Развитие поисково – исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования»

В статье раскрывается суть процесса самообразования как необходимого условия профессионального роста педагогов....

Программа по развитию поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования

Авторская программа "Поисково-исследовательская деятельность дошкольников в процессе экспериментирования"...