Главные вкладки

    «Определение деятельностного подхода в организации жизнедеятельности детей дошкольного возраста».
    консультация на тему

    Найко Елена Александровна

    Определение деятельностного подхода, его методы. Организация  план ирования самостоятельной детской деятельности. 

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    «Определение деятельностного подхода в организации жизнедеятельности детей дошкольного возраста».

    Деятельностный подход - организованная и управляемая педагогом деятельность ребенка при решении последним тех или иных учебных задач. Основы деятельностного  подхода описаны в работах Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, А.Н. Леонтьева и др. Основная цель деятельностного подхода -развитие личности ребенка посредством различных видов деятельности. Поэтому и в основу данного подхода вполне справедливо легли следующие вопросы: чему учить? для чего учить? как учить? Следовательно, воспитателю необходимо создать условия для полноценной реализации деятельностного подхода, учить ребенка самостоятельности, формировать навыки оценки и контроля, а также самооценки и самоконтроля. Для выполнения вышеуказанного, стоит принять во внимание некоторые принципы: принцип субъективности воспитания, принцип учета ведущих видов деятельности, принцип учета сензитивных периодов развития, принцип рефлексивности, результативности . Помимо того, стоит сказать и том, что при осуществлении описываемого подхода немаловажно опираться на деятельностный метод, который предполагает включение детей в деятельность, создание благоприятных условий для воспитания и обучения, прохождение всех необходимых этапов усвоения понятий. Здесь также важно помнить, что педагог должен находиться рядом с ребенком, взаимодействова ть, но ни в коем случае не диктовать собственные установки и правила. Таким образом, грамотное использование деятельностного подхода создаёт условия для развития умений воспитанников мыслить самостоятельно, ориентироваться в новой ситуации, находить свои подходы к решению той или иной проблемы. Также в результате осуществления данного подхода возрастает мотивация детей к деятельности, познанию. А это, в свою очередь, является отличной предпосылкой к обучению в школе.

    Деятельностный метод - это метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности.
    Деятельностный подход опирается на работы Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, А.Н. Леонтьева и др. Согласно теории Леонтьева обучение – это не вооружение знаниями, не накопление их, а формирование умения действовать со знанием дела.
    Суть образования с точки зрения деятельностного подхода заключается в том, что в центре внимания стоит не просто деятельность, а совместная деятельность детей и взрослых по реализации вместе выработанных целей и задач. Педагог не передает готовые образцы нравственной и духовной культуры, а создает, вырабатывает их вместе с воспитанниками.
    Деятельностный подход в дошкольном образовании реализуется в русле ключевой идеи современной педагогики о необходимости преобразования ребенка из преимущественно объекта образовательного процесса в его субъект.
    Основной результат – развитие личности ребенка через разные виды деятельности: игровая, коммуникативная , познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд, изобразительная , музыкальная, двигательная и т.д. 
    Деятельностный метод
    • Обеспечивает включение детей в деятельность
    • Создает благоприятные условия для разноуровнего обучения
    • Обеспечивает прохождение всех необходимых этапов усвоения понятий 
    Использование деятельностного подхода создаёт необходимые условия для развития умений воспитанников самостоятельно мыслить, ориентироваться в новой ситуации, находить свои подходы к решению проблем.
    В результате использования деятельностного подхода в образовательном процессе повышается эмоциональный отклик детей на процесс познания, мотивация учебной деятельности, интерес к овладению новыми знаниями, умениями и практическому их применению. Всё это способствует развитию творческих способностей детей, устной речи, умения формулировать и высказывать свою точку зрения, активизирует мышление.

    « Организация планирования самостоятельной  детской  деятельности »
    Научные исследования свидетельствуют о том, что в условиях оптимального воспитания и обучения дети могут достичь определенного уровня развития самостоятельнос ти в разных видах деятельности: игровой, коммуникативной , двигательной, познавательно – исследовательск ой, продуктивной, трудовой, музыкальной. Самостоятельная деятельность детей – одна из основных моделей организации образовательного о процесса детей дошкольного возраста: 
    1) свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей образовательной среды, обеспечивающая выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально; 
    2) организованная воспитателем деятельность воспитанников, направленная на решение задач, связанных с интересами других людей (эмоциональное благополучие других людей, помощь другим в быту и др.).
    Схема развития любого вида деятельности в соответствии с концепцией Л. С. Выготского такова: сначала она осуществляется совместной деятельностью с взрослыми, затем – в совместной деятельности со сверстниками и, наконец, становится самостоятельной деятельностью ребенка. При этом особая роль отводится воспитателю.
    Воспитатель должен создать разнообразную игровую среду (речь идёт о предметно – развивающей среде в ДОУ), которая должна обеспечивать ребенку познавательную активность, должна соответствовать его интересам и иметь развивающий характер. Среда должна предоставлять детям возможность действовать индивидуально или вместе со сверстниками, не навязывая обязательной совместной деятельности.
    Воспитатель может подключиться к деятельности детей в случаях конфликтных ситуаций, требующих вмешательства взрослого, или при необходимости помочь тому или иному ребенку войти в группу сверстников.
    Предметно – развивающая среда должна организовываться  таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом. Такая среда должна отвечать индивидуальным и возрастным особенностям детей, их ведущему виду деятельности – игре.
    При этом она должна способствовать развитию творческих способностей, развивать воображение, активность действий, учит общению, яркому выражению своих чувств.
    Игра в детском саду должна организовываться, во-первых, как совместная игра воспитателя с детьми, где взрослый выступает как играющий партнёр и одновременно как носитель специфического «языка» игры. Естественное эмоциональное поведение воспитателя, принимающего любые детские замыслы, гарантирует свободу и непринужденность , удовольствие ребёнка от игры, способствует возникновению у детей стремления самим овладеть игровыми способами. Во-вторых, на всех возрастных этапах игра должна сохраняться как свободная самостоятельная деятельность детей, где они используют все доступные им игровые средства, свободно объединяются и взаимодействуют друг с другом, где обеспечивается в известной мере независимый от взрослых мир детства.
    Наряду с игрой немалое место в жизни ребёнка занимает свободная продуктивная деятельность детей (конструктивная , изобразительная и т.д.) Так же как и в игре, здесь обогащаются возможности развития ребёнка.
    Чтобы организовать самостоятельную  художественную деятельность у ребенка должен быть сформирован художественный опыт, который ребенок приобретает на занятиях. Планомерное обучение позволяет постепенно накапливать и увеличивать объем навыков, умений и уже по своей инициативе дети могут проявлять себя в различных видах художественной деятельности: музыкальной, художественно-речевой, изобразительной , театрально-игровой.
    Прежде всего, обучение на художественных занятиях строится так, чтобы дети действовали не только по прямому указанию и по показу взрослого, но и без помощи. Если ребенок научится самостоятельно выполнять учебные задания, то он сумеет так же действовать и вне занятий: организовывать игры-драматизации, по собственному желанию петь, рисовать.
    На занятиях педагог показывает, как по-разному может быть преподнесена сказка. Сначала дети ее слушают, потом рассматривают иллюстрации и по ним составляют сказку, затем инсценируют ее в настольном театре или зарисовывают персонажей и используют фигурки для показа их на фланелеграфе. Впоследствии они применяют эти приемы совершенно самостоятельно — в свободное от занятий время рассматривают иллюстрации, пересказывают сказки, драматизируют их. Большое значение в группе имеют книги, картинки, книжки-самоделки, детские работы на литературные сюжеты.
    В группе также может функционировать центр театрализованной деятельности для театрализованных игр. В данном центре находится все необходимое оборудование — ширма и комплекты различных видов кукольного театра, театральные костюмы. Другое педагогическое условие — влияние праздников и развлечений. Ребенок получает массу впечатлений на праздниках от звучания музыки, песен, красочного художественного оформления помещения, костюмов, выразительных интонаций художественного слова. Он приобщается к общественным явлениям, отраженным в художественно-образной форме, и это становится косвенным побудителем, вызывающим у него желание передать свои впечатления и переживания в иной художественной форме: рисунке, игре, танце. 
    Для организации детской деятельности можно использовать разнообразные развивающие игры, дидактические пособия, материалы. Соотношение игровых и познавательных мотивов в дошкольном возрасте определяет, что наиболее успешным процесс познания будет в ситуациях, требующих сообразительности  детей. 
    Разнообразие занимательного материала позволяет каждому из детей выбрать для себя игру по интересам. 
    Педагог может заранее спланировать самостоятельную деятельность детей с учетом актуальной на данный день (или неделю) темы, поставленных целей и задач образовательной работы в режиме дня, т.е должен быть реализован принцип комплексно – тематического построения образовательного  процесса в ДОУ. Педагог «отталкивается» от этой темы при организации самостоятельной деятельности детей.
    Таким образом, организации самостоятельной деятельности детей в ДОУ педагог должен отводить большое количество времени в течение дня. И если в совместной деятельности с детьми педагог является равным партнером, то в самостоятельной деятельности педагог только наблюдатель.
    Самостоятельная работа детей в ДОУ – это такая работа, которая выполняется без непосредственно го участия воспитателя, по его заданию, в специально предоставленное для этого время, при этом ребенок сознательно стремится достигнуть поставленной цели, употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных или физических действий

     «Деятельностный подход в образовательном                       процессе».
    Деятельностный подход нацелен на всестороннее личностное развитие ребёнка, на формирование его гражданской идентичности. Основной целью деятельностного
     похода является формирование способности детей к новому способу действия. Исходя из этого, педагог должен строить образовательный процесс таким образом, чтобы ребёнок не получал знания в готовом виде, а сам добывал их в процессе учебно - познавательной деятельности. Форма подачи знаний, когда педагог сам "выдаёт" весь материал, малоэффективна. Большинство детей трудно воспринимает информацию на слух, даже если при этом был использован наглядный материал. Занятия в виде лекций скучны и неинтересны маленьким "почемучкам". Но если, с помощью педагога, его наводящих вопросов, с помощью самостоятельног о анализа и поиска необходимой информации, ребёнок получил новые знания, он это уже не забудет. Мало того, он будет гораздо активнее, почувствовав себя открывателем. 
    Процесс образования и воспитания должен строится на диалоге, когда и педагог и ребёнок наравных участвуют в познавательном процессе. Тогда вырастает деятельностная мотивация ребёнка, которая движет им в процессе исследования и познания мира, окружающей среды, самого себя. Ребёнок чувствует себя уверенно и открыт к общению. 
    Всё, что насаждается, то отвергается! Поэтому, педагог должен быть тактичным и уважительным с детьми. Рассказать ребятам, что он сам делает, когда ему необходима какая - либо информация, где он черпает новые знания.
    Также, необходимо обсуждать с детьми результаты их действий или деятельности. Научить детей самопроверке по эталону. Обсудить трудности и найти пути их решения. 
    В результате деятельностного
     подхода в образовательном процессе ребёнок развивается, как самостоятельная , уверенная в себе, мотивированная на успех творческая всесторонне развитая личность.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Организация безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста

    Родительское собрание - Встреча в семейном клубе...

    Родительское собрание "Встреча в семейном клубе". Организация безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста.

    Родительское собрание " Встреча в семейном клубе". Тема: " Организация безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста" Форма проведения: Круглый стол...

    Организация работы по формированию основ безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста

    Организация работы по формированию основ безопасности жизнедеятельности с детьми дошкольного возраста строится на следующих принципах:принцип полноты: содержание программы должно быть реализовано по в...

    Презентация "Реализация системно-деятельностного подхода в работе с детьми дошкольного возраста"

    Материал для воспитателей дошкольных образовательных учреждений по организации воспитательно-образовательной работы...

    Родительское собрание «Организация безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста»

    Цель: повышать педагогическую компетентность родителей по проблемам: обеспечения жизнедеятельности,  повышения ответственности за создание условий для безопасной жизни  ребёнка; обучению дет...

    Родительское собрание «Организация безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста»

    Цель: повышать педагогическую компетентность родителей по проблемам: обеспечения жизнедеятельности,  повышения ответственности за создание условий для безопасной жизни  ребёнка; обучению дет...