Рабочая программа воспитателя Захарян Л.Ж. Группа: 1-ая средняя Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения № 14 Петродворцового района Санкт-Петербурга
рабочая программа (средняя группа) на тему

Рабочая программа по развитию детей средней общеобразовательной  группы разработана в соответствии с основной образовательной программой «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

Программа строится на принципе личностно-ориентированного взаимодействия взрослого с детьми средней группы ГБДОУ № 14 и обеспечивает физическое, социально-коммуникативное, познавательное, речевое и художественно-эстетическое развитие детей в возрасте от 4 до 5 лет  с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

Содержание программы представлено в виде раскрытия целей и задач воспитания и обучения, направлений педагогической деятельности, перспективно-тематического планирования по разделам с учетом времени года и режимом пребывания в детском саду.

Организация образовательной работы предполагает воспитание и обучение на специальных совместно образовательных деятельностях в режимные моменты и в совместной деятельности педагога с детьми в течение всего дня. На совместных деятельностях  используются разнообразные виды детской деятельности, методы и приемы работы с детьми, обеспечивающие динамичность процесса обучения, максимально удовлетворяющие потребности ребенка в самостоятельной деятельности. Более распространённом была представлена перспективное планирование, тематическое планирование по ОБЖ, тематическое планирование по валелогии, мониторинг воспитательно образовательного процесса, перспективный план по взаимодействию с родителям.

В программа подразумевает использование различных режимов дня гибкий режим,  группы здоровье, режим дня на холодный  и теплый период,  максимально допустимая образовательная нагрузка воспитанников группы.              

Цели Программы — создание благоприятных и безопасных  условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.  В приложении представлены разного рода картотеки, конспекты занятии  и разнообразные обучающие и развивающие инновационные технологии по  всем образовательном областям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                       

«Согласовано»                                                      «Утверждаю»

на заседании___________________                               приказ  от _____ № _______

     

протокол от ___________№ __________                       _____________________________

                                                                                                 

Рабочая программа

воспитателя Захарян Л.Ж.

Группа: 1-ая средняя

Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения

№ 14    Петродворцового района Санкт-Петербурга

Санкт-Петербург,

2015 год

 Содержание:

1. Целевой раздел рабочей программы-------------------------------------------------------3

1.1 Пояснительная записка ------------------------------------------------------------------3-4

1.1.2. Принципы и подходы к формированию рабочей программы-----------------4-5

1.1.3.Краткая психологическая характеристика особенностей психофизиологического развития детей---------------------------------------------------5-9

1.1.4.Основания разработки рабочей программы(документы и программно-методические материалы)-----------------------------------------------------------------------9

1.1.5.Целевые ориентиры освоения воспитанниками группы образовательной программы.-----------------------------------------------------------------------------------10-11

2. Содержательный раздел рабочей программы.------------------------------------------11

2.1Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательных областей---------------------------------------------------------------------------------------11-12

2.1.1Перспективное планирование по ОБЖ-------------------------------------------13-14

2.1.2.Перспективное планирование по валеологии----------------------------------14-17

2.2.Система педагогической диагностики (мониторинга) достижения детьми планируемых результатов освоения адаптированной программы дошкольного образован------------------------------------------------------------------------------------ 17-19

2.3.Организация и формы взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников-------------------------------------------------------19-27

3. Организационный раздел рабочей программы----------------------------------------27

3.1.Режим прибивания воспитанников в группе (12 часов) ------------------------29-30                               

3.2 Максимально допустимая образовательная нагрузка воспитанников группы(занятия)-----------------------------------------------------------------------------31-33

3.3 Структура реализации образовательной деятельности------------------------34-37

3.4 Календарное планирование----------------------------------------------------------37-40

3.4. Методическое обеспечение образовательной деятельности (список литературы,---------------------------------------------------------------------------------------41

                               

1. Целевой раздел рабочей программы.

1. 1. Пояснительная записка.

Цель  рабочей программы:

 обеспечение достижения уровня развития ребенка с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств у детей среднего дошкольного возраста.                                Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с другими детьми, взрослыми и миром.                                                                                                                  Исходя из поставленной цели, формируются следующие задачи:

Задачи рабочей программы:

- Укрепление и сохранение физического и психического здоровья каждого ребенка, их физического развития и эмоционального благополучия.                                         - Создание общности пространство детско-взрослого взаимодействия в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения.                                                                   -Формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность.                                                                                                                                            - Оказание педагогической поддержки для сохранения и развития индивидуальности каждого воспитанника.                                                                                                    - Взаимодействие с семьей в рамках осуществления полноценного развития ребенка.                                                                                                                               Настоящая рабочая программа разработана на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Василевой, образовательной программы ДОУ- в соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре для детей среднего дошкольного возраста.                                                                                       Рабочая программа определяет содержание и организацию воспитательного процесса для средней группы и направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей.

Реализации цели осуществляется в процессе разнообразных видов деятельности:                                                                                                                                                                                              - Образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности(игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения)                                                                                                             -Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов.                                                                                                                                            -Самостоятельная деятельность детей                                                                                  -Взаимодействие с семьями детей по реализации рабочей программы:  Таким образом, решение программных задач осуществляется в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.                                                                                         Содержание рабочей программы включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям- физическому, социально- личностному, познавательно-речевому и художественно- эстетическому.                                                                                      Срок реализации Программы-1 год(2015-2016 учебный год)

1.1.2. Принципы и подходы к формирования рабочей программе

При построении рабочей программы учитываются следящие принципы:                     -  сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости(содержание рабочей программы должно соответствовать основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики        -отвечает критериям полноты, необходимости и достаточности (позволять решать поставленные цели и задачи только не необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму)                                                                                                                                       - обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста.                                                                                                                                                                         - Строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возвратными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей,               - Основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса,                                                                                                        - Предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.                                                                               - предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим деятельности для них является игра.                   - обеспечивает осуществление образовательного процесса в двух основных организационных  моделях, включающих: совместную деятельность взрослого и детей, самостоятельную деятельность детей.                                            - учитывает гендерную специфику развития детей дошкольного возраст .                 - направлена на взаимодействие с семьей в целях осуществления полноценного развития ребенка, создания равных условий образования детей дошкольного возраста независимо от материального доставка семьи, места проживания, языковой и культурной среды, этнической принадлежности.  

 1.1.3.Краткая психолого-педагогическая характеристика особенностей психофизиологического развития детей группы.

Группа  общеобразовательная -  средняя. В группе на начального  учебного года 25 человек, из них 10 девочек  и 15 мальчиков .21 из детей имеют  2 группу здоровья, 2 ребенка имеют 3 группу здоровья и 1 человек 1 группу здоровья.                                                                                                                                                         Восприятие  у детей развиты в достаточной степени. Дети умеют группировать предметы по цвету, размеру, форме; могут при помощи взрослых составлять группы из однородных предметов, выделять один из группы. Правильно определяет количественное соотношение двух групп предметов; понимает конкретный смысл слов «больше», «меньше», «столько же».                                                                                                                                           Различает круг, квадрат, треугольник, предметы, имеющие углы и круглую форму.                                                                                                                                       Понимают смысл обозначений:  вверху - внизу, впереди – сзади, слева – справа, на, над, под.                                                                                                                               Воспитанники умеют отделять от большого куска пластилина маленький, раскатывать его прямыми и круговыми движениями ладоней.                                    Дети умеют создавать изображения из готовых предметов, подбирают соответствующие цвета.                                                                                                Дети умеют самостоятельно одеваться, могут помочь накрыть стол к обеду, кормить птиц.                                                                                                        Соблюдают правила поведения в детском саду, имеют элементарные представления о правилах дорожного движения.                                                   Часть детей способны пересказывать содержание произведения с опорой на рисунок, вопросы воспитателя самостоятельно или с помощью взрослого.   Большинство из них  могут узнать произведение (ранее изученное) по отрывку.                                                                                                                       Дети способны рассматривать иллюстрации, отвечать на вопросы о ближайшем окружении, использовать в речи распространенные предложения как самостоятельно, так и с помощью воспитателя.                                         Способны придерживаться правил в дидактических играх. Могут принимать участие в разыгрывании небольших сказок                                                                   В целом, исходя из результатов мониторинга, можно сделать вывод о том, что дети дали положительную динамику в своем развитии по всем образовательным областям. Однако существует ряд проблем, которые требуют обязательного решения в следующем учебном году. В этой связи мы разработали ряд рекомендаций.                                                                  Рекомендации к работе на следующий учебный год:                                           - уделять больше времени индивидуальной работе с детьми;                                             - вести тесную работу с родителями (консультации как с воспитателями, так и со специалистами, проведение открытых совместных занятий);                                          - продолжать использовать проективный метод работы с воспитанниками;                   -создать условия для формирования системы отношений к самому себе, другим людям, окружающему миру;                                                                                  - создание условий для личностного развития учащихся;                                                       - создание условий для полноценного речевого развития детей;                                                  - продолжать работу по оздоровлению детей, развитию у них потребности к физической нагрузке.

                                   

                            Возрастные особенности

               развития детей 4-5 лет (средняя группа)

В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. В процессе игры роли могут меняться. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей. Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рисунок становится предметным и детализированным. Графическое изображение человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и ее деталей. Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности. Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу и т.д.                                                                                                                   Усложняется конструирование. Постройки могут включать 5-6 деталей. Формируются навыки конструирования по собственному замыслу, а также планирование последовательности действий.      Двигательная сфера ребенка характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений. Дети в этом возрасте лучше, чем младшие дошкольники, удерживают равновесие, перешагивают через небольшие преграды. Усложняются игры с мячом.                                                       К концу среднего дошкольного возраста восприятие детей становится более развитым. Они оказываются способными назвать форму, на которую похож тот или иной предмет. Могут вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку — величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина. Совершенствуется ориентация в пространстве.                                                                                                       Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7-8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т.д.                                                                            Начинает развиваться образное мышление. Дети оказываются способными использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач. Дошкольники могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи. Развивается предвосхищение. На основе пространственного расположения объектов дети могут сказать, что произойдет в результате их взаимодействия. Однако при этом им трудно встать на позицию другого наблюдателя и во внутреннем плане совершить мысленное преобразование образа.                                                                                  Для детей этого возраста особенно характерны известные феномены Ж. Пиаже: сохранение количества, объема и величины. Например, если им предъявить три черных кружка из бумаги и семь белых кружков из бумаги и спросить: «Каких кружков больше — черных или белых?», большинство ответят, что белых больше. Но если спросить: «Каких больше — белых или бумажных?», ответ будет таким же — больше белых.                              Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему.                                                       Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15-20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие,                                                                                                                                            В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция. Речь становится предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы.                                                                                                                          Развивается грамматическая сторона речи.                                                              Дошкольники занимаются словотворчеством на основе грамматических правил. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении с взрослым становится вне ситуативной.                               Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок. Ведущим становится познавательный мотив. Информация, которую ребенок получает в процессе общения, может быть сложной и трудной для понимания, но она вызывает у него интерес.                                                                                                      У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Это приводит к их повышенной обидчивости на замечания. Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен.                                                         Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, которая выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются постоянные партнеры по играм. В группах начинают выделяться лидеры. Появляются конкретность,  соревновательность. Последняя важна для сравнения себя с другим, что ведет к развитию образа Я ребенка, его детализации. Основные достижения возраста связаны с развитием игровой деятельности; появлением ролевых и реальных взаимодействий; с развитием изобразительной деятельности; конструированием по замыслу, планированием; совершенствованием восприятия, развитием образного мышления и воображения, эксцентричностью познавательной позиции; развитием памяти, внимания, речи, познавательной мотивации, совершенствования восприятия; формированием потребности в уважении со стороны взрослого, появлением обидчивости,  конкурентности, соревновательноности  со сверстниками, дальнейшим развитием образа Я ребенка, его детализацией. Ребенок в 4-5 лет имеет представление о том, как надо (не надо) себя вести, об особенностях полового поведения. В поведении сверстников и своем выделяет его несоответствие нормам и правилам. Эмоционально переживает, когда поступает не так, «как надо». Усиливается взаимный контроль детей за поведением друг друга. Без напоминания взрослого в состоянии убрать игрушки, выполнять трудовые обязанности, доводить дело до конца. Однако в процессе самой деятельности может отвлекаться на более интересные занятия. Во взаимодействии с другими проявляет (но не всегда) социально одобряемые формы поведения.

1.1.4.Основания разработки рабочей программы(документы и программно-методические материалы)

Рабочая программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:                                                                                                                         В сфере образования федерального уровня:                                                                           - Федеральным законом от 29 декабря 2012г.  № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»                                                                                                                - Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»                                                  - Приказом Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013г. №1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам»                                                                                                                                    - Постановлением Главного государственного дарственного санитарного врача Российской Федерации от  15 мая 2013г. № 26 «Об утверждении Сан Пин 2.4.1.3049-13 «Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»                                                                                                                                                                   - Концепцией о правах ребенка.                                                                                          - Концепцией непрерывного образования                                                                                          - Семейный кодексом Р.Ф.

1.1.5.Целевые ориентиры освоения воспитанниками группы образовательной программы.

Целевые ориентиры                                                                                                                                         Целевые ориентиры дошкольного образования, представленные следует рассматривать как социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка. Это ориентир для педагогов и родителей, обозначающий направленность воспитательной деятельности взрослых.              Целевые ориентиры являются общими для всего образовательного пространства Российской Федерации, одна-ко каждая из примерных программ имеет свои отличительные особенности, свои приоритеты, целевые ориентиры, которые не противоречат ФГОС ДО, но могут углублять и дополнять его требования.                                                                                                                  Целевые ориентиры даются для детей раннего возраста (на этапе перехода к дошкольному возрасту) и для старшего дошкольного возраста (на этапе завершения дошкольного образования).                                                                                - Ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий.                                                                                                                             -  Использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении; проявляет навыки опрятности.                                                                            -  Проявляет отрицательное отношение к грубости, жадности.                                             -  Соблюдает правила элементарной вежливости (самостоятельно или по напоминанию говорит «спасибо», «здравствуйте», «до свидания», «спокойной ночи» (в семье, в группе)); имеет первичные представления об элементарных правилах поведения в детском саду, дома, на улице и старается соблюдать их.                                                                                                         - Владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек. Речь становится полноценным средством общения с другими детьми.                                                                                                                               - Стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого. Эмоционально откликается на игру, предложенную взрослым, принимает игровую задачу.                                                                                                        - Проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им. Умеет играть рядом со сверстниками, не мешая им. Проявляет интерес к совместным играм небольшими группами.                                                                                          - Проявляет интерес к окружающему миру природы, с интересом участвует в сезонных наблюдениях.                                                                                                               - Проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинок, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства.                                                                                          - С пониманием следит за действиями героев кукольного театра; проявляет желание участвовать в театрализованных и сюжетно-ролевых играх.                            -Проявляет интерес к продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование, аппликация)

2. Содержательный раздел рабочей программы.                                                          

2. 1 Содержание психолого-педагогической работы

по освоению образовательных областей

Образовательные области

Цели и задачи

Социально

коммуникативное развитие

Обеспечить условия для нравственного воспитания

 у детей представления о себе, о своей семье. Формировать интерес к своему родному городу, его достопримечательностями. Формировать желание участвовать в посильном труде, побуждать к самостоятельному выполнению элементарных поручений. Воспитывать желание участвовать в уходе за растениями уголке природы и на участке.

Формировать положительное отношение к труду взрослых,

Знакомить с правилами поведения в природе. Знакомить детей с правилами дорожного движения. Формировать навыки безопасного поведения в быту и на улице.

Познание

Продолжать работу по обогащению непосредственного чувственного опыта детей в разных видах деятельности. Помогать им обследовать предметы, выделяя их цвет, величину, форму. В процессе игры с настольным и напольным строительным материалом продолжать знакомить детей с деталями (кубик, кирпичик, трехгранная призма, пластина, цилиндр), с вариантами расположения строительных форм

Развитие речи

Предлагать для самостоятельного рассматривания картинки, книжки, игрушки в качестве наглядного материала для общения детей друг с другом воспитателем. Способствовать употреблению усвоенных слов в самостоятельной речи. Формировать умение слушать небольшие рассказы без наглядного сопровождения. Регулярно читать детям художественные и познавательные книги.

Художественно эстетическое развитие

Развивать мелкую моторику в упражнениях с дидактическими игрушками и пальчиковых гимнастиках. Закрепить умение играть со строительным материалом. Сооружать несложных построек по образцу и представлению.

Формировать умение передавать впечатления от праздника. Упражнять в рисовании дома, украшенного флагами, цветными огоньками. Упражнять в рисовании красками. Закрепить умение передавать впечатления от природы. Развивать умение располагать изображение на листе бумаги. Упражнять в рисовании красками. Упражнять в использовании знакомых приемов лепки. Побуждать объединять вылепленные работы в общую композицию. Формировать умение задумывать изображение, подчинять замыслу последующую работу. Закрепить умение создавать коллективную композицию, самостоятельно выбирая содержание работы.

Физическое развитие

Содействовать гармоничному физическому развитию детей.. Накапливать и обогащать двигательный опыт детей: добиваться точного, энергичного и выразительного выполнения всех упражнений;

закреплять двигательные умения и знание правил в спортивных играх и упражнениях; закреплять умение самостоятельно организовывать подвижные игры и упражнения со сверстниками и малышами;

2.1.1.Тематическое планирование по ОБЖ в средней группе

                                    на 2015-2016 уч. год.

Дата проведения

Тема занятия.

Цели занятия

Содержание

Сентябрь

 «Опасные ситуации: контакты с незнакомыми людьми на улице».

Рассмотреть и обсудить с детьми опасные ситуации возможных контактов с незнакомыми людьми на улице; научить ребенка правильно вести себя в таких ситуациях.

1. «Незнакомец звонит в дверь»

2. Чтение сказок: «Волк и семеро козлят»,«Жихарка», «Петушок-золотой гребешок».

3. Чтение стихотворения «Находчивый Дима» Е. Тамбовцева-Широкова

4. Сюж-рол. игра «Если рядом никого…»

Октябрь

«Осторожно, ядовито!».

Учить детей внимательно относиться к растениям в природе, понимать, что среди них могут быть ядовитые; учить соблюдать осторожность, развивать любознательность.

1. Театр «Осторожно, ядовито!»

2. Наст. игра «Каждый грибок в свой кузовок».

3. Чтение сказки В. Даля «Война грибов с ягодами»

Ноябрь

 «Научим своих детей вести себя правильно».

В игровой форме уточнить и закрепить знакомые детям правила, формировать нежность, любовь к малышам, стремление помочь им и научить тому, что знаешь сам, воспитывать аккуратность, потребность в здоровом образе жизни.

1. «Научим своих малышей вести себя правильно»

Декабрь

 «Правила безопасности на льду».

Дать детям знания о правилах поведения на льду.

1. «Правила безопасности на льду»

2. Беседа «Что такое метель»

Январь

«Берегись мороза».

Учить детей соблюдать правила безопасности на морозе.

1. «Берегись мороза»

Февраль

 «Опасные предметы дома».

Дать детям представление об опасных для жизни и здоровья предметах, с которыми они встречаются в быту, об их необходимости для человека, о правилах пользования ими.

1. «Бытовые приборы»

2. «Опасные предметы дома».

Март

 «Осторожно, сосульки!»

Учить детей быть внимательными, не ходить под крышами и навесами в это время года.

1. «Что такое сосульки и чем они опасны».

Апрель

«Пусть будут здоровы наши ножки».

Развивать у детей умение заботиться о своих ногах, воспитывать бережное отношение к себе и к окружающим людям.

1. «Пусть будут здоровы наши ножки»

2. «Что могут делать руки и ноги?

Май

 «Детские шалости с огнем и их последствия».

Повторить правила пожарной безопасности.

1.«Детские шалости с огнем и их последствия»

               

        2.1.2.Тематическое планирование по валелогии в средней группы

М-ц

       Тема занятия

            Цели и задачи

Содержание работы

Предварительная работа

сентябрь

Наблюдение

Вот кокой я! (как устроено наше тело)

Познакомить детей с внешним строением тела, с возможностями тела (организма). Я умею прыгать, петь, смотреть, слушать, есть, терпеть голод, переносить боль, дышать, думать, помогать людям. Коррекционная задача: Воспитывать чувство гордости, что я –человек. Вызвать интерес к дальнейшему познанию.

На кого я похож? Чем я отличаюсь от других? Что люблю? Чем хочу заниматься?

Из чего я состою? Почему я двигаюсь? Какие бывают люди?

Д/игра: «Умею не умею», «К нам пришел Незнайка». «Моё тело», «Кукла», «Смешные движения».

Просмотр презентации.

октябрь

1.Нам микробы не страшны с чистотою мы дружны.

Учить детей заботиться о своём здоровье, соблюдать элементарные правила гигиены (мытьё рук по мере загрязнения, полоскание горла, рта, чистка зубов, умывание, пользоваться носовым платком, своей расчёсткой.

Коррекционная задача:воспитывать стремление к чистоте и оздоровлению своего организма.

Что такое микробы? Почему они опасны? Как избежать заражения.

Почему надо соблюдать правила гигиены?

Чтение: К.Чуковский «Мойдодыр»,

«Приключения Стобеда», «Азбука здоровья».

Г Остер «Петька Микроб»

Рассматривание через лупу грязных рук..

Наблюдение за водой: Сравнить отстоянную и только налитую из-под крана.

Просмотр презентации.

ноябрь

1.Здоровая пища.

Формирование знаний у детей о полезной и не полезной пище.

Систематизировать представления детей о работе пищеварительного тракта.

Развивать здоровые принципы питания.

Коррекционная задача: Создать оптимистическое настроение обстановку доверия в группе.

Полезная пища. Что я люблю из еды? Вкусная и невкусная пища. Чувство голода и сытости. Игра «Полезная и вредная еда».

Д/игра: «Полезная и вредная еда».

Чтение: О.Дриз «Про весёлый пирожок».

Беседа «О здоровой и вкусной пище»

декабрь

1.Профилактика простудных заболеваний.

Познакомить детей с вирусными заболеваниями.

Дать знания о лечении и профилактике гриппа.

Закрепить у детей умение выполнять основные виды движений (равновесие, ползание, прыжки).

Учить детей профилактике гриппа и простудных заболеваний.

Коррекционная задача: привлечь детей к само профилактике..

Как можно заболеть гриппом? Чем лечатся от гриппа? Какой витамин помогает бороться с гриппом? В каких продуктах он есть? Что делать, чтобы не заболеть?  

Чтение: С.Михалков «Про мимозу», Стих «Заболел сынок».

январь

Контрольный срез знаний по изученным разделам.

Выяснить объем полученных знаний, степень их осознанности.

февраль

Почему я двигаюсь?

Формировать представление о строении тела и мышечной системы. Формировать умение двигаться красиво и точно. Воспитывать осознанное отношение к занятиям физической культуры, к собственному здоровью. Воспитание доброжелательного отношения детей друг к другу и к педагогу.

Коррекционная задача: совершенствовать двигательную активность детей с ЗПР.

Скелет и мышечные системы организма. Тренировка своей мускулатуры. Правила первой помощи при повреждении.

Беседа: «Как правильно сидеть за столом»; упражнения для осанки «Зайка»; самомассаж, д./игры «Мой чердачок», «Говорящее тело», разучивание пословиц и поговорок.

ммарт

Органы чувств

Способствовать осознанию детьми необходимости каждого органа чувств в отдельности и всех вместе при восприятии окружающего мира, приобщая их к ценностям здорового образа жизни. Закрепить знания об органах чувств. Уточнить, какое значение для человека имеют слух, зрение, вкус обоняние и осязание в познании мира. Коррекционная задача: Развивать способность к эмоциональному проживанию познавательного материала, развитию уверенности в себе. Воспитывать потребность быть здоровым. 

Что такое органы чувств? Для чего они нужны? Как их беречь. Игры-эксперементы.

Игры-эксперименты.

Опыты: №11,10, 1.

Д/игры: «Скажи тихо, громко», «Не пропусти свой звук», «Определи по вкусу»,

Составление карточек-моделей «Правила безопасности».

апрель

2.Путешествие воздушных человечков..

Дать детям представление о том – что дыхание это одна из важнейших функций организма. Показать роль дыхания для жизни человека. Познакомить с дыхательным путём , механизмом дыхания (вдоха-выдоха).

Коррекционая задача: 

развивать потребность в собственных действиях для укрепления дыхательной мускулатуры.

Какое бывает дыхание? Как я дышу, когда играю, ем, сплю? Дыхательные упражнения.

Почему вреден дым от сигарет?

Игры - эксперименты.

Беседы : О чистоте окружающей среды.О пользе зелёных насаждений для чистоты воздуха.

«Дым вокруг нас»

Составить : «Правила безопасного дыхания»

май

1.Обобщение по теме «Я и моё здоровье»

Обобщить, систематизировать и закрепить полученные знания о строении человека, о здоровом образе жизни, профилактике простудных заболеваний.

Коррекционная задача: Воспитывать желание соблюдать правила здорового образа жизни.

Д/игры: «Что было бы, если бы», «Письмо от почемучки».

Игры – эксперименты.

2.2.Система педагогической диагностики (мониторинга) достижения детьми планируемых результатов освоения адаптированной программы дошкольного образования

МОНИТОРИНГ ВОСПИТАТЕЛЬНО- ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы далее -система мониторинга) должна обеспечивать комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов освоения Программы, позволять осуществлять оценку динамики достижений детей и включать описание объекта, форм, периодичности и содержания мониторинга. Мониторинг проводится два раза в год (в сентябре  и майе). Основная задача мониторинга заключается в том, чтобы определить степень освоения ребенком образовательного процесса, организуемого в дошкольном учреждении, на развитие ребенка. Содержание мониторинга должно быть тесно связано с образовательными программами обучения и воспитания детей. Определение уровней развития и выполнения программ проводится в форме непосредственного наблюдения педагогического процесса воспитателями и педагогами-специалистами.  Мониторинг образовательного процесса осуществляется через отслеживание результатов освоения образовательной программы, а мониторинг детского развития проводится на основе оценки развития интегративных качеств ребенка. Мониторинг детского развития Мониторинг детского развития (мониторинг развития интегративных качеств) осуществляется педагогами, психологом дошкольного учреждения и медицинским работником. Основная задача этого вида мониторинга –выявить индивидуальные особенности развития каждого ребенка и наметить при необходимости индивидуальный маршрут образовательной работы для максимального раскрытия потенциала детской личности. Мониторинг детского развития включает в себя оценку физического развития ребенка, состояния его здоровья, а также развития общих способностей: познавательных коммуникативных и регуляторных. Диагностика познавательных способностей включает диагностику персептивного развития, интеллектуального развития и творческих способностей детей. Диагностика коммуникативных способностей предполагает выявление способности ребенка понимать состояния и высказывания другого человека, находящегося в наблюдаемой ситуации, а также выражать свое отношение к происходящему в вербальной и невербальной форме. Особое внимание уделяется диагностике построения высказывания ребенка и диагностике межличностных отношений внутри группы. Диагностика регуляторных способностей включает в себя диагностику эмоциональной и произвольной регуляции поведения ребенка, умения действовать, планировать сложные действия а также распределять роли и договариваться с партнерами по деятельности.  В ходе мониторинга детского развития заполняется таблицы Мониторинг образовательного процесса. Мониторинг образовательного процесса проводятся педагогами, ведущими занятия с дошкольниками. Он основывается на анализе достижения детьми промежуточных результатов. С помощью средств мониторинга образовательного процесса можно оценить степень продвижения дошкольника в образовательной программе. Форма проведения мониторинга представляет собой наблюдение за активностью ребенка в различные периоды пребывания в дошкольном учреждении, анализ продуктов детской деятельности и специальные педагогические пробы, организуемые педагогом. Данные о результатах мониторинга заносятся в специальную карту развития ребенка в рамках образовательной программы. Анализ карт развития позволяет оценить эффективность образовательной 98 программы и организацию образовательного процесса в группе детского сада. Мониторинг освоения образовательной программы проводится педагогом на основе наблюдения и анализа продуктов детских видов деятельности. В ходе мониторинга заполняется таблицы.

2.3.Организация и формы взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников

Перспективный план по взаимодействию с родителями

Цель: Сплочение родителей и педагогов ДОУ и создание единых установок на формирование у дошкольников ценностных ориентиров.

Месяц

Название мероприятия

Сентябрь

1. Организационное родительское собрание «Задачи воспитания ребенка 4-5 лет».

2. Консультация для родителей «Что должен уметь ребенок 4-5 лет».

4. Памятка для родителей «Возрастные особенности детей среднего дошкольного возраста».

5. Консультация «Закаливание. О пользе бассейна».

Октябрь

1. Индивидуальные беседы с родителями о необходимости проводить вакцинацию против гриппа и ОРВИ.

2. Анкетирование родителей. Тема: «Какой вы родитель?».

3. Выставка поделок  «Разноцветная осень».

4. «В гости к бабушке» (осенний праздник).

Ноябрь

1. Консультация «Игра, как средство воспитания дошкольников».

2. Индивидуальные беседы с родителями. Тема «Спортивная обувь, форма  для занятий физкультурой». О необходимости её приобретения, тем у кого ее нет.

3. Беседа «Одежда детей в группе».

4. Выставка детских рисунков ко Дню Матери. «Мамочка – наше солнышко!».

5. Памятка для родителей. Тема: «Как помочь птицам зимой».

Декабрь

1.Оформление родительского уголка на зимнюю тему: «Здравствуй, гостья Зима!».

2 Подготовка к Новогоднему празднику (изготовление костюмов).

3. Подготовка подарков на Новый год

4. Папка – передвижка (Новогодние  советы, приметы, гадания, развлечения, конкурсы, рецепты и т.д.) «Скоро, скоро Новый год!»

5. Памятка для родителей «Как отвечать на детские вопросы?».

Январь

1. Консультация «Самостоятельность ребёнка. Трудовые поручения».

2. Индивидуальные беседы. Тема: «Закаливание – одна из форм профилактики простудных заболеваний детей».

3ы. Памятка для родителей. Тема: «Чаще читайте  детям».

Февраль

1. Выставка детских рисунков, тема: «Мой папа».

2. Соревнование – состязание посвященное празднику 23 февраля.

3. Памятка для родителей «Без папы – как без рук».

Март

1. Оформление родительского уголка на весеннюю тему. «Весна – Красна снова в гости к нам пришла».

2. Тематическая выставка детских работ: «Цветы для мамы».

3. Подготовка к празднику  8 Марта.

4. Папка передвижка с заметками, стихами и поздравлениями: «Женский праздник».

Апрель

1. Беседа с родителями «Одежда детей в разные сезоны».

2. Тематическая выставка детских рисунков. «День космонавтики».

3.Папка – передвижка. «Праздник  – Светлая Пасха!»

4. Мастер-класс «Модульное оригами».

Май

1. Родительское собрание « Подведение итогов года. Подготовка к новому учебному году».

2. Папка- передвижка для родителей  ко  Дню Победы  и посещение памятных мест.

3. Индивидуальные беседы «Летние отпуска».

Работа с родителями

Ведущие цели взаимодействия детского сада с семьей — создание в детском саду необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение компетентности родителей в области воспитания.

Основные формы взаимодействия с семьей

Знакомство с семьей: встречи-знакомства, посещение семей, анкетирование семей.

Информирование родителей о ходе образовательного процесса: дни открытых дверей, индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания, оформление информационных стендов, организация выставок детского творчества, приглашение родителей на детские концерты и праздники, создание памяток.

Образование родителей: организация «школы для родителей» (лекции, семинары, семинары-практикумы), проведение мастер-классов, тренингов.

Совместная деятельность: привлечение родителей к организации вечеров музыки и поэзии, гостиных, конкурсов, маршрутов выходного дня (в театр, музей, библиотеку  и пр.), семейных объединений (клуб, студия, секция), семейных праздников, прогулок, экскурсий, семейного театра, к участию в детской исследовательской и проектной деятельности.

Содержание направлений работы с семьей по образовательным областям

Образовательная область «Здоровье»                                                                 Объяснять родителям, как образ жизни семьи воздействует на здоровье
ребенка.
                                                                                                          Информировать родителей о факторах, влияющих на физическое здоровье ребенка (спокойное общение, питание, закаливание, движения). Рассказывать о действии негативных факторов (переохлаждение, перегревание, перекармливание и др.), наносящих непоправимый вред здоровью малыша. Помогать родителям сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье ребенка.                                                                                             Ориентировать родителей на совместное с ребенком чтение литературы, посвященной сохранению и укреплению здоровья, просмотр соответствующих художественных и мультипликационных фильмов.          Знакомить родителей с оздоровительными мероприятиями, проводимыми в детском саду. Разъяснять важность посещения детьми секций, студий, ориентированных на оздоровление дошкольников. Совместно с родителями и при участии медико-психологической службы детского сада создавать индивидуальные программы оздоровления детей и поддерживать семью в их реализации,

Образовательная область «физическая культура»                                                        Разъяснять родителям (через оформление соответствующего раздела в «уголке для родителей», на родительских собраниях, в личных беседах, рекомендуя соответствующую литературу) необходимость создания в семье предпосылок для полноценного физического развития ребенка.      Ориентировать родителей на формирование у ребенка положительного отношения к физкультуре и спорту; привычки выполнять ежедневно утреннюю гимнастику (это лучше всего делать на личном примере или через совместную утреннюю зарядку); стимулирование двигательной активности ребенка совместными спортивными занятиями (лыжи, коньки, бассейн), совместными подвижными играми, длительными прогулками в парк или лес; создание дома спортивного уголка; покупка ребенку спортивного инвентаря (мячик, скакалка, лыжи, коньки, велосипед, самокат и т.д.); совместное чтение литературы, посвященной спорту; просмотр соответствующих художественных и мультипликационных фильмов.                                   Информировать родителей об актуальных задачах физического воспитания детей на разных возрастных этапах их развития, а также о возможностях детского сада в решении данных задач.                                                          Знакомить с лучшим опытом физического воспитания дошкольников в семье и детском саду, демонстрирующим средства, формы и методы развития важных физических качеств, воспитания потребности в двигательной  деятельности.                                                                                                     Создавать в детском саду условия для совместных с родителями занятий физической культурой и спортом, открывая разнообразные секции и клубы (любителей туризма, плавания и пр.). Привлекать родителей к участию в совместных с детьми физкультурных праздниках и других мероприятиях, организуемых в детском саду (а также районе, городе).                      

Образовательная область «Безопасность»                                                     Показывать родителям значение развития экологического сознания как условия всеобщей выживаемости природы, семьи, отельного человека, всего человечества.                                                                                                        Знакомить родителей с опасными для здоровья ребенка ситуациями, возникающими дома, на даче, на дороге, в лесу, у водоема, и способами поведения в них. Направлять внимание родителей на развитие у детей способности видеть, осознавать и избегать опасности,                                     Информировать родителей о необходимости создания благоприятных и безопасных условий пребывания детей на улице (соблюдать технику безопасности во время игр и развлечений на каруселях, на качелях, на горке, в песочнице, во время катания на велосипеде, во время отдыха у водоема и т.д.). Рассказывать о необходимости создания безопасных условий пребывания детей дома (не держать в доступных для них местах лекарства, предметы бытовой химии, электрические приборы; содержать в порядке электрические розетки; не оставлять детей без присмотра в комнате, где открыты окна и балконы и т.д.). Информировать родителей о том, что должны делать дети в случае непредвиденной ситуации (звать на помощь взрослых; называть свои фамилию и имя; при необходимости —фамилию, имя и отчество родителей, адрес и телефон; при необходимости звонить по телефонам экстренной помощи —«01», «02» и «03» и т. д.).                     Привлекать родителей к активному отдыху с детьми, расширяющему границы жизни дошкольников и формирующему навыки безопасного поведения во время отдыха. Помогать родителям планировать выходные дни с детьми, обдумывая проблемные ситуации, стимулирующие формирование моделей позитивного поведения в разных жизненных ситуациях. Подчеркивать роль взрослого в формировании поведения ребенка. Побуждать родителей на личном примере демонстрировать детям соблюдение правил безопасного поведения на дорогах, бережное отношение к природе и т.д. Ориентировать родителей на совместное с ребенком чтение литературы, посвященной сохранению и укреплению здоровья, просмотр соответствующих художественных и мультипликационных фильмов.     Знакомить родителей с формами работы дошкольного учреждения по проблеме безопасности детей дошкольного возраста.                      

Образовательная область «Социализация»                                                               Знакомить родителей с достижениями и трудностями общественного воспитания в детском саду.                                                                         Показывать родителям значение матери, отца, а также дедушек и бабушек, воспитателей, детей (сверстников, младших и старших детей) в развитии взаимодействия ребенка с социумом, понимания социальных норм поведения. Подчеркивать ценность каждого ребенка для общества вне зависимости от его индивидуальных особенностей и этнической принадлежности.                                                                                Заинтересовывать родителей в развитии игровой деятельности детей, обеспечивающей успешную социализацию, усвоение тендерного поведения.   Помогать родителям осознавать негативные последствия деструктивного общения в семье, исключающего родных для ребенка людей из контекста развития. Создавать у родителей мотивацию к сохранению семейных традиций и зарождению новых.                                                             Поддерживать семью в выстраивании взаимодействия ребенка с незнакомыми взрослыми и детьми в детском саду (например, на этапе освоения новой предметно-развивающей среды детского сада, группы — при поступлении в детский сад, переходе в новую группу, смене воспитателей и других ситуациях), вне его (например, в ходе проектной деятельности).           Привлекать родителей к составлению соглашения о сотрудничестве, программы и плана взаимодействия семьи и детского сада в воспитании детей. Сопровождать и поддерживать семью в реализации воспитательных воздействий.                                                                                          

Образовательная область «Труд»                                                                           Изучать традиции трудового воспитания, сложившиеся и развивающиеся в семьях воспитанников.                                                                                   Знакомить родителей с возможностями трудового воспитания в семье и детском саду; показывать необходимость навыков самообслуживания, помощи взрослым, наличия у ребенка домашних обязанностей. Знакомить с лучшим опытом семейного трудового воспитания посредством выставок, мастер-классов и других форм взаимодействия.                                       Побуждать близких взрослых знакомить детей с домашним и профессиональным трудом, показывать его результаты, обращать внимание на отношение членов семьи к труду. Развивать у родителей интерес к совместным с детьми проектам по изучению трудовых традиций, сложившихся в семье, а также родном городе.                                      Привлекать внимание родителей к различным формам совместной с детьми трудовой деятельности в детском саду и дома, способствующей формированию взаимодействия взрослых с детьми, возникновению чувства единения, радости, гордости за результаты общего труда.               Ориентировать родителей на совместное с ребенком чтение литературы, посвященной различным профессиям, труду, просмотр соответствующих художественных и мультипликационных фильмов.                                 Проводить совместные с родителями конкурсы, акции по благоустройству и озеленению территории детского сада, ориентируясь на потребности и возможности детей и научно-обоснованные принципы и нормативы.

Образовательная область «Познание»                                                               Обращать внимание родителей на возможности интеллектуального развития ребенка в семье и детском саду.                                                                 Ориентировать родителей на развитие у ребенка потребности к познанию, общению со взрослыми и сверстниками. Обращать их внимание на ценность детских вопросов. Побуждать находить на них ответы посредством совместных с ребенком наблюдений, экспериментов, размышлений, чтения художественной и познавательной литературы, просмотра художественных, документальных видеофильмов.                                                                         Показывать пользу прогулок и экскурсий для получения разнообразных впечатлений, вызывающих положительные эмоции и ощущения (зрительные, слуховые, тактильные и др.). Совместно с родителями планировать, а также предлагать готовые маршруты выходного дня к историческим, памятным местам, местам отдыха горожан (сельчан).                                                                   Привлекать родителей к совместной с детьми исследовательской, проектной и продуктивной деятельности в детском саду и дома, способствующей возникновению познавательной активности. Проводить совместные с семьей конкурсы, игры-викторины.                                                                           

Образовательная область «Коммуникация»                                                              Изучать особенности общения взрослых с детьми в семье. Обращать внимание родителей на возможности развития коммуникативной сферы ребенка в семье и детском саду.                                                              Рекомендовать родителям использовать каждую возможность для общения с ребенком, поводом для которого могут стать любые события и связанные с ними эмоциональные состояния, достижения и трудности ребенка в развитии взаимодействия с миром и др.                                                                      Показывать родителям ценность диалогического общения с ребенком, открывающего возможность для познания окружающего мира, обмена информацией и эмоциями. Развивать у родителей навыки общения, используя коммуникативные тренинги и другие формы взаимодействия. Показывать значение доброго, теплого общения с ребенком, не допускающего грубости; демонстрировать ценность и уместность как делового, так и эмоционального общения. Побуждать родителей помогать ребенку устанавливать взаимоотношения со сверстниками, младшими детьми; подсказывать, как легче решить конфликтную (спорную) ситуацию.                                          Привлекать родителей к разнообразному по содержанию и формам сотрудничеству (участию в деятельности семейных и родительских клубов, ведению семейных календарей, подготовке концертных номеров (родители - ребенок) для родительских собраний, досугов детей), способствующему развитию свободного общения взрослых с детьми в соответствии с познавательными потребностями дошкольников.

Образовательная область «Чтение художественной литературы»                      Показывать родителям ценность домашнего чтения, выступающего способом развития пассивного и активного словаря ребенка, словесного творчества.          Рекомендовать родителям произведения, определяющие круг семейного чтения в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями ребенка. Показывать методы и приемы ознакомления ребенка с художественной литературой.                                                                                       Обращать внимание родителей на возможность развития интереса ребенка в ходе ознакомления с художественной литературой при организации семейных театров, вовлечения его в игровую деятельность, рисование. Ориентировать родителей в выборе художественных и мультипликационных фильмов, направленных на развитие художественного вкуса ребенка.        Совместно с родителями проводить конкурсы, литературные гостиные и викторины, театральные мастерские, встречи с писателями, поэтами, работниками детской библиотеки, направленные на активное познание детьми литературного наследия. Поддерживать контакты семьи с детской библиотекой.                                                                                                      Привлекать родителей к проектной деятельности (особенно на стадии оформления альбомов, газет, журналов, книг, проиллюстрированных вместе с детьми). Побуждать поддерживать детское сочинительство.

Образовательная область «Художественное творчество»                                                  На примере лучших образцов семейного воспитания показывать родителям актуальность развития интереса к эстетической стороне окружающей действительности, раннего развития творческих способностей детей. Знакомить с возможностями детского сада, а также близлежащих учреждений дополнительного образования и культуры в художественном воспитании детей.                                                                                                              Поддерживать стремление родителей развивать художественную деятельность детей в детском саду и дома; организовывать выставки семейного художественного творчества, выделяя творческие достижения взрослых и детей.                                                                                                                 Привлекать родителей к активным формам совместной с детьми деятельности, способствующим возникновению творческого вдохновения: занятиям в художественных студиях и мастерских (рисунка, живописи, скульптуры и пр.), творческим проектам, экскурсиям и прогулкам. Ориентировать родителей на совместное рассматривание зданий, декоративно-архитектурных элементов, привлекших внимание ребенка на прогулках и экскурсиях; показывать ценность общения по поводу увиденного и др.                                                                                                             Организовывать семейные посещения музея изобразительных искусств, выставочных залов, детской художественной галереи, мастерских художников и скульпторов.                                                                                                                       Образовательная область «Музыка»                                                                  Знакомить родителей с возможностями детского сада, а также близлежащих учреждений дополнительного образования и культуры в музыкальном воспитании детей                                                                                            Раскрывать возможности музыки как средства благоприятного "воздействия на психическое здоровье ребенка. На примере лучших образцов семейного воспитания показывать родителям влияние семейного досуга (праздников, концертов, и др.) на развитие личности ребенка, детско-родительских отношений                                                                                                          Привлекать родителей к разнообразным формам совместной музыкально-художественной деятельности с детьми в детском саду, способствующим возникновению ярких эмоций, творческого вдохновения, развитию общения (семейные праздники, концерты, занятия в театральной и вокальной студиях). Организовывать в детском саду встречи родителей и детей с музыкантами и композиторами, фестивали, музыкально-литературные вечера.                                                                                                            Информировать родителей о концертах профессиональных и самодеятельных коллективов, проходящих в учреждениях дополнительного образования и культуры.

3. Организационный раздел рабочей программы

3.1. Организация режима пребывания детей в образовательном учреждении

В детском саду разработан гибкий режим дня, учитывающий возрастные психофизиологические возможности детей, их интересы и потребности, обеспечивающий взаимосвязь планируемых занятий с повседневной жизнью детей в детском саду. Кроме того, учитываются климатические условия (в течение года режим дня меняется дважды). В отличие от зимнего в летний оздоровительный период увеличивается время пребывания детей на прогулке. Прогулка организуется 2 раза в день: в первую половину дня - до обеда и во вторую половину - после дневного сна или перед уходом детей домой. При температуре воздуха ниже -15°С и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки сокращается. Прогулка не проводится при температуре воздуха ниже -20°С и скорости ветра более 15 м/с. Во время прогулки с детьми проводятся игры и физические упражнения. Подвижные игры проводят в конце прогулки перед возвращением детей в помещение ДОУ. Дневному сну отводится 2- 2.20 часа. Самостоятельная деятельность детей (игры, подготовка к занятиям, личная гигиена и др.) занимает в режиме дня не менее 3-4 часов.                                                                                                          Максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки, включая занятия по дополнительному образованию, составляет 10 занятий. Занятия, требующие повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, проводятся в первую половину дня и в дни наиболее высокой работоспособности детей (среда, четверг). Для профилактики утомления детей такие занятия сочетаются с физкультурными, музыкальными занятиями.

                               

                         Режим дня детей в  средней группы № 1

                                       Холодный  период года

Режимные моменты

Время

Прием детей, игры, дежурство, самостоятельная деятельность

7.00-8.15

Утренняя гимнастика

8.15-8.25

Подготовка к завтраку. Завтрак

8.25-8.55

Подготовка к занятиям. Занятия

9.00-10.00

Подготовка к прогулке

10.00-10.20

Прогулка

10.20-11.50

Возвращение с прогулки. Подготовка к обеду

11.50-12.15

Обед

12.15-12.40

Сон

12.40-15.00

Подъем, закаливающие процедуры, подготовка к полднику

15.00-15.25

Полдник

15.25-15.45

Игры, самостоятельная деятельность

15.50-16.00

Подготовка к прогулки, прогулка

16.00-17.05

Подготовка к ужину, ужин

17.05-17.25

Игры. Уход детей домой

17.25-19.00

                     Режим дня детей в  средней группы  № 1

                                   Тёплый период года

Режимные моменты

Время

Прием, осмотр, самостоятельная деятельность

7.00 - 8.10

Музыкально-ритмическая гимнастика (на улице)

8.10 - 8.25

Подготовка к завтраку, завтрак (образовательная деятельность в режимных моментах)  

8.25 - 9.00

Непосредственно образовательная деятельность (чтение)

9.00 – 9.20

Подготовка к прогулке, прогулка (образовательная деятельность в режимных моментах)  

Непосредственно образовательная деятельность (физкультурно-оздоровительная, художественное творчество, игры, наблюдения, музыка, воздушные и солнечные ванны), самостоятельная деятельность

Второй завтрак

9.20 - 12.20

10.20

Подготовка к обеду, обед (образовательная деятельность в режимных моментах)  

12.20 - 13.00

Подготовка ко сну (образовательная деятельность в режимных моментах)  Дневной сон

13.00 - 15.00

Подъем, водные, воздушные процедуры, гимнастика после сна

15.00 - 15.15

Подготовка к полднику, полдник   (образовательная деятельность в режимных моментах)  

15.15 - 16.00

Подготовка к прогулке, прогулка  (образовательная деятельность в режимных моментах)  

Непосредственно образовательная деятельность (игры, наблюдения, воздушные солнечные ванны)

Самостоятельная деятельность

16.00 - 19.00

Уход домой    

19.00

     3.2 Максимально допустимая образовательная нагрузка           воспитанников группы(занятия)

Режим работы средней группы ГБДОУ «Детский сад № 14 Петродворцового района СПб пятидневная рабочая неделя;

длительность работы ГБДОУ -  12часов;

ежедневный график работы -   с 07.00 до 19.00 часов

выходные дни – суббота, воскресенье, нерабочие - праздничные дни.

Непосредственная образовательная деятельность (НОД) начинается с 9.00 часов.

Продолжительность НОД в средней  группе – 15-20 минут.

Компоненты и содержание режима пребывания

для детей от 4 до 5 лет

Регламент

Примерное распределение времени в день

Содержание образования

1. Регламентированная деятельность (НОД и другие специально организованные формы работы), в т.ч.:

Ежедневно/кол-во в неделю/месяц

60 мин.,

в т.ч.

·   НОД        

        

Ежедневно, до 220 мин. в неделю, до880 мин. в месяц

до 40 мин. в день

·   утренняя гимнастика        

ежедневно

6 минут

·   развлечения, праздник        

1 раз в неделю

15-20 минут

Примечание

Целесообразно использовать интегрированные формы работы и виды деятельности. Допускается модификация распределения времени

Содержание образования

2.Нерегламентированные виды деятельности (совместная деятельность воспитателя и ребенка в групповых и индивидуальных формах работы), в т.ч.:

ежедневно

не менее 4 часов в т. ч.:

·   игра        

ежедневно

не менее 85 мин.

·   двигательная деятельность

ежедневно

не менее 50 мин.

·   предметно-практическая, обследовательская деятельность

ежедневно

не менее 40 мин.

чтение книг, рассказывание, познавательное общение

ежедневно

не менее 30 мин.

  ·  воспитание и обучение в процессе выполнения режимных моментов

ежедневно

не менее 30 мин.

·   психолого-педагогическое сопровождение

ежедневно

не менее 10 мин.

Примечание

Целесообразно использовать интегрированные формы работы и виды деятельности. Допускается модификация распределения времени

Содержание присмотра и ухода

3.Организация режимных процессов,

в т.ч.:

ежедневно

6 часов

45 минут

сон

ежедневно

130 минут

прогулка        

2 раза в день

160 минут

·гигиенические процедуры (умывание, одевание, раздевание, туалет)

ежедневно

25 минут

закаливающие и другие оздоровительные процедуры

ежедневно

30 минут

прием пищи (завтрак, обед, полдник)

ежедневно

60 минут

4. Оказание помощи ребенку в выполнении режимных процессов, в т.ч.:

в гигиенических процедурах

в одевании, раздевании

в приеме пищи

ежедневно

в течение дня

5.Наблюдение за эмоциональным состоянием и самочувствием ребенка в течение дня (во время игр, НОД, режимных процессов)

ежедневно

в течение дня

6.Работа с родителями (ежедневное информирование родителей о состоянии здоровья, самочувствия, развитии ребенка)

ежедневно

15 мин.

3.3. Структура реализации образовательной деятельности

Технологии воспитания, обучения и развития  воспитанников

Любая педагогическая технология имеет цель и обладает средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность детей. Технологии, в которых цели и средства активизации составляют главную идею и становятся основой эффективности результатов, относятся к педагогическим технологиям на основе деятельности, специфичной для ребенка дошкольного возраста.                                                                                                  Технологию метод проектов в ДОУ можно представить как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели и дидактической задачи, получения реального, творческого продукта, который можно использовать в дальнейшей деятельности, и презентации полученных результатов.                                                                                                                

Технология развивающего обучения.                                                                                       Под развивающим обучением, по мнению В. В. Давыдова, понимается новый, активно-деятельностный способ (тип) обучения, идущий на смену объяснительно-иллюстративному способу (типу). В технологии развивающего обучения ребенку отводится роль самостоятельного субъекта, взаимодействующего с окружающей средой. Это взаимодействие включает все этапы деятельности: целеполагание, планирование и организацию, реализацию целей, анализ результатов деятельности. Развивающее обучение направлено на развитие всей целостной совокупности качеств личности.                                                                                                                    

Педагогическая технология самостоятельной исследовательской деятельности детей.                                                                                         Исследовательскую деятельность следует рассматривать как особый вид интеллектуально-творческой деятельности, организуемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящийся на базе исследовательского поведения. Для того чтобы исследовательская деятельность вызывала у детей интерес, необходимо подобрать содержание, доступное их пониманию (окружающий мир, природа и др.), создавать проблемные ситуации, решая которые ребенок будет открывать для себя что-то новое. Педагогическая технология детского экспериментирования Эксперимент – метод исследования, который заключается в активной теоретико-практической деятельности экспериментатора, преобразующего ситуацию для изучения объекта. Технологию детского экспериментирования в группе можно представить как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной 61 цели и подтверждения гипотезы эксперимента или опыта. Реализация данной технологии предполагает использование исследовательского и деятельностного подходов.

 Игровые педагогические технологии По определению, игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Детская игра - средство активного обогащения личности, поскольку представляет свободный выбор разнообразных общественно-значимых ролей и положений, обеспечивает ребенку деятельностью, развивающей его неограниченные возможности, таланты в наиболее целесообразном применении.

               Виды инновационных технологий, применяемых

                               в средней группе  детского сада

Основные виды

Методы и приемы

Здоровьесберегающие технологии:

Динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация гимнастика пальчиковая, ароматерапия, гимнастика для глаз , гимнастика дыхательная, физкультурное занятие, спортивные игры, закаливание, водные процедуры, сказка терапия

Коррекционные технологии:

Технологии музыкального воздействия технологии воздействия цветом 

Информационные технологии

ИКТ

Технологии исследовательской деятельности

наблюдения; беседы; опыты; дидактические игры; моделирование ситуаций; трудовые поручения, действия.

     Совместная и самостоятельная деятельность виды игр

Направление развития ребенка

Направление развития ребенка

     Виды игр

1

Физическое развитие

Физическая деятельность

Подвижные игры, народные игры, игры-соревнования, элементы спортивных игр, игры – забавы.

Художественно-речевая деятельность

Речевые (словесные) игры, пальчиковые игры.

2

Познавательно-речевое развитие

Художественно-речевая деятельность

Речевые (словесные) игры, пальчиковые игры

Конструктивная деятельность

Игры с конструктором, строительные игры

Познавательно-исследовательская деятельность

Математические, логические, сенсор- ные, настольно-печатные, игра-экспериментирование

3

Социально-личностное развитие

Художественно-речевая деятельность

Речевые (словесные) игры: коммуникатив-ные игры, игры с правилами

Познавательно-исследовательская деятельность

Логические, сенсорные, настольно- печатные игры

4

Художественно- эстетическое развитие

Театрализованная деятельность

Творческие, режиссерские, театрали зованные игры, игры-забавы, игры- импровизации

Музыкально-художественная деятельность

Музыкально-ритмичес-кие игры, игры- забавы, игра на музыкальных инструментах

Продуктивная деятельность

Сенсорные игры, игры-эксперименты с красками

                             3.4     Календарно-тематическое планирование

Тема

      Срок реализации

Содержание деятельности

Итоговое мероприятие

месяц

недели

Здравствуй, детский сад!

Педагогические наблюдения

Сентябрь

1 неделя

2 неделя3 и 4 неделя

Развивать у детей познавательную мотивацию, интерес к различным видам деятельности в детском саду. Знакомить с детским садом, как ближайшим социальным окружением ребенка: профессии сотрудников детского сада, предметное окружение, правила поведения в детском саду, взаимоотношения со сверстниками.

Развлечение для детей, организованное сотрудниками детского сада

Осень золотая

овощи, фрукты

«Что нам осень подарила»

Октябрь

1и 2 неделя

3 неделя

4 неделя

Расширять представления детей об осени (сезонные изменения в природе одежде людей), о времени сбора урожая, о некоторых овощах, фруктах, ягодах. Грибах. Знакомить правилами безопасного поведения на природе. Воспитывать бережное отношение к природе. Развивать умение замечать красоту осенней природы, вести наблюдения за погодой.

Выставка поделок из

Природного материала

«Подарки Осени»

Праздник «Осени»

Я и моя семья

Мой город

Транспорт

Правила и безопасность дорожного движения

Ноябрь

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

 Вызвать желание рассказать о взаимоотношениях между детьми и взрослыми в семье. Вызвать желание поделиться своими мыслями, чувствами о своей семье. Знакомить с родным городом, его названием, достоприме-чательностями. Знакомить с правилами поведения в городе, с элементарными правилами дорожного движения.

Фотовыставка ::

«Прогулки по городу»

Домашние животные

Дикие животные

Новогодний праздни

Декабрь

1 неделя

2 неделя

3 и 4 неделя

Познакомить с особенностями поведения домашних животных, рассказать  как человек заботится о них. Знакомить с некоторыми особенностями поведения лесных зверей и птиц зимой. Организовывать все виды детской деятельности вокруг темы Нового года и новогоднего праздника.

Выставка поделок «Волшебная мастерская Деда Мороза»

Утренник «Новый год к нам пришел

Зима

Зимние развлечения

Зимуюшие птицы

Январь

1-2 неделя

3 неделя

4 неделя

Расширять представления о зиме. Знакомить с зимними видами спорта. Формировать представления о безопасном поведении зимой. Формировать исследовательский и познавательный интерес в ходе экспериментирования с водой и льдом. Воспитывать бережное отношение к природе, умение замечать красоту зимней природы.

Расширять представления о сезонных изменениях в природе.

День здоровья

Професии

Наши защитники

Масленица

Февраль

 1 и 2 неделя

3 неделя

4 неделя

Продолжать знакомить с трудом близких взрослых. Знакомить с профессией людей ближайшего окружения :(медсестра, врач, строитель и т.д)

расширять и обогащать представления о трудовых действиях, результатах работы.

Осуществлять патриотическое воспитание. Знакомить с военными профессиями. Воспитывать любовь к Родине. Продолжать знакомить с устным  народным творчеством. Использовать фольклор при организации всех видов деятельности.

Фотовыставка «Мой любимый папа»

Праздник масленицы

 8 марта

Знакомство с народной культурой и традициями

В гостях у сказки

Март

1 неделя

2 и 3 неделя

4 неделя

Организовать все виды детской деятельности вокруг темы семьи, любви к маме, бабушке.

Расширять представления о народной игрушке.

Знакомить с народными промыслами.

Утренник «Мамочка любимая»

Весна

Наши игры и игрушки

Я вырасту здоровым!

Апрель

1 и 2 неделя

3 неделя

4 неделя

Расширять представления о весне. Воспитывать бережное отношение к природе, умение замечать красоту весенней природы. Расширять представления о простейших связях в природе.

Уточнить с детьми названия игрушек, способы игры с ними, научить выделять составные части, форму, цвет, материал. Активизировать словарь. Закрепить представления о здоровье и здоровом образе жизни.

Выставка детского творчества : «Моя любимая игрушка» День здоровья

Мы живем  в России Цветущая весна Педагогические наблюдение

Май

1 неделя

2 неделя

3-4 неделя

Знакомить с названием страны , которой мы живем. Уточнить знания о природе России, предметах русского декоративно-прикладного искусства, народных сказках, потешках. Воспитывать бережное отношение к природе, умение замечать красоту летней природы. Знакомить с некоторыми цветущими травянистыми растениями (одуванчик, мать — и — мачеха).

Праздник «Лето»

                                       

3.4 Литература

1. Программа «От рождения до школы» Н.Е. Веракса Москва. Мозаика-Синтез 2012г. 2. Л. И. Пензулаева «Оздоровительная гимнастика для детей 3-7 лет» Методическое пособие. М. Мозаика-Синтез. 2009-2010 г. 3. Н.Ф. Губанова Развитие игровой деятельности. Система работы в средней группе детского сада. Методическое пособие. М. Мозаика-Синтез 2009-2010г. 4. Д. Денисова «Математика для средней группы». Рабочая тетрадь. М. Мозаика-Синтез 2010- 2012г. 5. Серия наглядно-дидактических пособий «Мир в картинках», «Расскажи детям о…» М. Мозаика-Синтез. 2010-2012 г. 6. В. В. Гербова «Книга для чтения в детском саду и дома». Хрестоматия 4-5 лет. Москва 2005г. 7. Е. С. Евдокимова, Н.В. Дадокина. Детский сад и семья: методика работы с родителями. Москва. Мозаика-Синтез 2007-2010 г. 8. Комплексное перспективное планирование средняя группа. Методическое пособие под редакцией Н Е. Вераксы. Волгоград. 2012г. 9. Стеркина Р. Б. «Безопасность» Учебно-методическое пособие. Санкт-Петербург 2009г. 10. Николаева С.Н. «Юный эколог» Учебно-методическое пособие. 2009г.

           

                                                 

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектно-практические рекомендации для совершенствования работы педагогов в дошкольных образовательных учреждениях различных районов Санкт-Петербурга

Статья "Проектно-практические рекомендации для совершенствования работы педагогов в дошкольных образовательных учреждениях различных районов Санкт-Петербурга"...

Рабочая программа воспитателя для детей 3-4 лет второй младшей группы № 1 «Сказка» муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 79 «Соловушка» города Смоленска на 2020-2021 учебный год

Рабочая программа воспитателя для детей 3-4 лет второй младшей группы № 1 «Сказка» муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 79 «Соловушк...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ для детей 3-4 лет второй младшей группы № 1 «Белочки» муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 79 «Соловушка» города Смоленска на 2019-2020 учебный год

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯдля детей 3-4 лет второй младшей группы № 1 «Белочки»муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 79 «Соловушка...

Рабочая программа воспитателя Старшей группы компенсирующей направленности муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад № 198" 2021-2022 учебный год

Рабочая программа воспитателя старшей группы для детей с тяжѐлыми нарушениями речи: Программа включает три основных раздела: целевой, содержательный, организационный, в каждом из которых отражается об...