Статья «Развитие личности ребенка с помощью нетрадиционной техники рисования»
статья на тему

участия IIВсероссийской научно-практической конференции с международным участием " Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса современных условиях" издательство 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Камалова Э.Р.

Воспитатель

(МБДОУ №8 Тургай, г. Нижнекамск.)

 «Развитие личности ребенка с помощью нетрадиционной техники рисования»

  Дошкольное образование является самой первой общественно-государственной формой, в которой осуществляется профессионально-педагогическая работа с подрастающим поколением. Психологи утверждают, что фундаментальные качества личности человека формируются именно в первые годы жизни ребенка. Дошкольный возраст – чувствительный период, характеризующийся быстрыми изменениями в когнитивных способностях, физическом, языковом, социальном и эмоциональном развитии ребенка. Заложенные в раннем возрасте положительный опыт и база для успешного развития и обучения создает прочную основу будущего развития ребенка.

Под психолого-педагогическим сопровождением мы понимаем систему профессиональной деятельности всех специалистов образовательного учреждения с целью создания социально-психологических условий для успешного обучения и воспитания детей, их социальной адаптации и самоопределения, конструктивного решения проблем развития ребенка.

В современной социокультурной ситуации возрастает роль и ответственность семьи (родителей) за воспитание детей.

Анализ психолого-педагогических исследований проблемы педагогического сопровождения позволяет определить педагогическое сопровождение как целостный процесс поддержки и помощи в становлении и развитии личности воспитанника образовательного учреждения посредством системы действий педагога-психолога и воспитателя.

Сущность педагогического сопровождения рассматривается и понимается в следующих значениях: как система педагогических действий; как комплекс мер различного характера; как целенаправленный процесс; как педагогическая технология.

Цель ДОУ – адаптировать личность ребенка к социуму. Самым оптимальным подходом в адаптации является творческий подход, когда человек не противостоит изменяющимся условиям в ущерб своему здоровью и  соглашается со всем, что ему предлагается, а находит способы оказывать влияние на  внешние обстоятельства с максимальной пользой для себя. 

    Поэтому цель моей работы –это создания комфортных условий ребенку для творческого самовыражения и развития личности. Основная задача моей работы с ребенком – создание условий для творческого самовыражения и развития личности ребенка, при этом именно творческое отношение к себе и окружающему миру должно стать  привычкой, естественной реакцией на изменяющиеся обстоятельства. 

Основным методом в моей работе является нетрадиционная техника  рисование, а именно рисуночная терапия (или терапевтическое рисование), дополненная я включаю игру, рассказываю сказки или включаю музыку.  Почему именно нетрадиционное рисование?

Во-первых, рисунок позволяет проводить первичную диагностику состояния эмоциональной сферы ребенка. 
    Во-вторых, уже сам процесс рисования  выполняет профилактическую и терапевтическую функцию, приводя в баланс внутреннее состояние, психических и эмоциональных качеств в развитии ребенка.  
    В-третьих, при рисовании у ребенка происходит развитие сложных движений кистей рук (вращение рук), развивается мелкая моторика рук,  пространственного мышления, зрительно-моторной координации и глазомера. 
   В-четвертых, рисование стимулирует развитие левого, образного, полушария головного мозга ребенка (следовательно, и образного мышления). 

 При работе в группе есть еще один дополнительный эффект: через рисунок и рисование развиваются коммуникативные навыки ребенка, способность к сотрудничеству со сверстниками. Рисование нетрадиционными материалами даёт самые неожиданные, непредсказуемые варианты художественного изображения и колоссальный толчок детскому воображению и фантазированию.

Рисование необычными материалами позволяет детям ощутить незабываемые, положительные эмоции. Эмоции, как известно,- это и процесс, и результат практической деятельности, прежде всего художественного творчества. По эмоциям можно судить о том, что в данный момент радует, интересует, повергает в уныние, волнует ребёнка, что характеризует его сущность, индивидуальность.

Дошкольники способны сочувствовать литературному герою, разыграть различные эмоциональные состояния, тяжелее научиться выражать себя в изобразительной деятельности.

Рисование – прекрасный способ безболезненно для других выразить свои эмоции и чувства, поэтому я рекомендую педагогам и родителям смело расширять ассортимент изобразительных средств и предоставлять возможность свободного к ним доступа ребенка в любое время по его желанию.

    Чем мои занятия отличаются от деятельности воспитателя, занимающегося с детьми ИЗО? 
   Большинство образовательных программ учат ребенка, как правильно делать что-либо, например, рисовать («Домик рисуется вот так, дерево вот так и именно таким цветом»). У ребенка нет возможности подключить свое воображение и поэкспериментировать; он лишен возможности думать, рассуждать, предполагать, сам для себя сделать открытие: за него это уже давно сделали другие, ему остается только смотреть, слушать и воспроизводить. Я даю волю его воображению.  На занятиях мы рисуем нетрадиционными методами .  Можно  рисовать пальцами, делать отпечатки ладоней, мятой бумагой, резиновым игрушками, кубиками, губками, зубными щетками, палочками, нитками, листьями, коктейльными соломинками, ластиками и чем-то еще. Детская инициатива использовать нетипичные предметы для создания изображений всегда приветствуется, если, конечно, не является вредительством в чистом виде, не ущемляет права других детей. Привлечение окружающих предметов по инициативе ребенка служит для педагога знаком вовлеченности в творческую деятельность, успешности адаптационного процесса, возрастания самооценки, появления сил для выдвижения и отстаивания собственных идей. И еще это просто весело!          

Моя цель не научить ребенка рисовать, а помочь посредством рисования справиться с проблемами, вызывающими у него запредельные эмоции (которые зачастую он не может рассказать), дать выход творческой энергии. Я вооружаю ребенка одним из доступных и приятных для него способов снятия эмоционального напряжения и на будущее.

     Развивая воображение, мы переводим внутренние образы в готовый внешний продукт и создаем, творим, открывая для ребенка один из  способов самовыражения личности, а творческая личность всегда найдет дополнительную возможность реализовать себя в жизни.

Список использованной литературы

 1. Агавелян М.Г., Данилова Е.Ю., Чечулина О.Г. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями. М.: ТЦ Сфера, 2009.

2. Апшева A.M. Психолого-педагогическое сопровождение дополнительного образования детей: опыт и практические рекомендации / под общ.ред. Д.В. Моргуна М.: МДЭБЦ, 2011

3.  Видра Д. Детский сад с точки зрения психоанализа . Дошкольное воспитание. - 2004. - №4.

4.  Галанов А.С. Я иду в детский сад: Пособие для родителей и воспитателей. - М.: Школьная Пресса,2002.

5 .Казакова  P.P. «Рисование с детьми дошкольного возраста», 2004г

6.  Павлова Л. О современной проблеме раннего возраста .Дошкольное воспитание. - 2003.

7.  Терёхина О.А., Богословская В.С. Здравствуй, детский сад: психолого-педагогическое сопровождение ребёнка в период адаптации к дошкольному учреждению: Мозырь: ООО ИД "Белый ветер",2006.

8.  Тренинг развития личности дошкольника: занятия, игры, упражнения. - СПб: Речь,2002.

9.  Харитонова Н. Профилактика психоэмоционального напряжения у детей раннего возраста .Дошкольное воспитание. - 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творчества детей с помощью нетрадиционных техник рисования.

Рисование нетрадиционными способами и необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции, развивать воображение, побуждать к творческой дея...

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с помощью нетрадиционных техник рисования

В материале освещается необходимость развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста. Приводятся примеры нетрадиционных техник рисования, способствующих развитию мелкой моторики....

«Развитие творческой личности ребенка-дошкольника средствами нетрадиционных техник рисования»

Развитие творческой личности ребенка-дошкольника средствами нетрадиционных техник рисования...

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики у ребенка 3-х лет с помощью нетрадиционных техник рисования»

Цель: повышение педагогической компетентности родителя по вопросу развития мелкой моторики ребенка 3-х лет.Задачи:Привлечь родителей к сотрудничеству с воспитателями;Выработать у родителей умение орга...

«Развитие творческой личности ребенка-дошкольника средствами нетрадиционных техник рисования»

Нетрадиционные материалы и оригинальные техники привлекают детей  тем, что можно рисовать, чем хочешь и как хочешь. Проявляя творчество и фантазию, дошкольники изобретают свои необычные средства ...