Статья "Развитие изобразительных способностей у детей с расстройством аутистического спектра с помощью нетрадиционных техник рисования".
статья по коррекционной педагогике (средняя, старшая, подготовительная группа)

Горячева Юлия Владимировна
Актуальность темы исследования определяется недостаточной разработанностью методического обеспечения коррекционно- развивающей работы по формированию умений изобразительной
деятельности у дошкольников с расстройством аутистического спектра средствами нетрадиционных техник рисования на коррекционных занятиях. Решение вопросов развития изобразительных навыков детей дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра является длительным и кропотливым процессом, который реализуется как в рамках основных занятий, так и режимной деятельности. В процессе
изобразительной и декоративной деятельности ребенок приобретает совершенно новые знания о окружающем мире, начинает осмысливать качество тех или иных предметов, овладевает изобразительными
навыками и умениями. Развитие творческих и художественных особенностей представляет собой важное направление в рамках современных педагогических процессов.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие изобразительных способностей у детей с расстройством аутистического спектра с помощью нетрадиционных техник рисования.

Проблема формирования навыков изобразительной деятельности у дошкольников с расстройством аутистического спектра с использованием нетрадиционных техник рисования на коррекционных занятиях остаётся актуальной. Педагог должен чётко понимать причины и механизмы трудностей в изобразительной деятельности у каждого ребёнка и на основе этого применять соответствующие методы коррекционно-развивающей работы как на занятиях, так и на коррекционных занятиях по развитию изобразительных навыков и способностей. При достаточной разработке методов преодоления фонетико-фонематических, лексико-грамматических нарушений, формирования связной речи и сенсомоторной сферы проблема формирования навыков изобразительной деятельности у детей с расстройством аутистического спектра остаётся актуальной.

Рисование — это самый распространённый вид детского творчества, который даёт возможность самовыражения, познания окружающего мира и отражения эмоционального состояния ребёнка, а также уровня его развития.

Основная задача обучения изобразительному искусству — развитие творческого потенциала личности и обогащение эмоциональной сферы дошкольников через знания и практическую деятельность. Однако изобразительная деятельность также может быть средством развития познавательного интереса детей дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра. Развитие навыков изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра — это длительный и трудоёмкий процесс, который осуществляется как в рамках основных занятий, так и в рамках режимной деятельности.

В процессе изобразительной и декоративной деятельности ребёнок приобретает новые знания об окружающем мире, начинает понимать качество различных предметов, овладевает изобразительными навыками и умениями. Развитие творческих и художественных способностей — это важное направление в современной педагогике. На современном этапе развития педагогики необходимо по-новому взглянуть на процессы обучения и воспитания детей с расстройством аутистического спектра. Для современного общества и педагогической науки характерно наличие показателей формирования творческой направленности личности дошкольников. Для создания определённого творческого и оригинального развития необходимо учитывать определённый опыт, направленный на развитие творческих способностей.

Реализация определённого вида деятельности основана на индивидуальном опыте в рамках широкого типа взаимодействия в основе накопления. Творчество и развитие способности к созиданию — одна из главных задач школьного образования. В концепции дошкольного образования этому уделяется особое внимание. Это связано с тем, что дошкольный возраст является сенситивным, наиболее благоприятным для творческого развития личности ребёнка, так как в это время в жизни человека активно развиваются образное мышление, воображение, то есть психические процессы, составляющие основу творческой деятельности.

Пытаясь понять суть творчества, человечество, по сути, пытается понять себя - важнейшую сущностную характеристику человека. У детей с расстройством аутистического спектра наблюдаются нарушения восприятия, трудности в ориентировке в пространстве, фрагментарность в восприятии окружающей обстановки, искажение целостной картины предметного мира. Низкая устойчивость интереса и высокая астеничность делают длительную работу с одним объектом нецелесообразной.

Дети дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра не могут сконцентрироваться на объектах и часто оставляют упражнение, не закончив его. Поскольку дети с расстройством аутистического спектра воспринимают только внешние грани объекта, им трудно уловить внутренние закономерности, понять требования и осознать проблемы.

У детей с РАС мыслительные процессы, такие как исследование, комбинирование, сравнение, синтез, абстрагирование и разработка, слабо развиты и имеют специфические особенности. Дети с расстройством аутистического спектра способны сравнивать объекты. Им трудно различать похожие объекты. Им особенно сложно определить сходство предметов.

Отличительной характеристикой мышления детей с расстройством аутистического спектра от детей с нормой развития является не критичность, невозможность самостоятельно оценить свою работу. Вопросы формирования навыков изобразительной деятельности у детей с расстройством аутистического спектра активно изучаются в специальной психолого-педагогической и методической литературе.

Формирование мотивации к изобразительной деятельности у детей с расстройством аутистического спектра обеспечивается традиционными и специальными методами обучения и коррекционной работы:

  • создание занимательных ситуаций с использованием игр и игровых моментов;
  • использование красочных, привлекательных наглядных пособий;
  • поощрение достижений;
  • обеспечение практического применения приобретённых знаний и навыков.

Для того чтобы раскрыть потенциал ребенка в изобразительной деятельности, необходимо максимально активизировать коррекционно-педагогическую работу, по сути, сочетая обучающие, коррекционные и воспитательные задачи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческого воображения в изобразительной деятельности у детей с общим недоразвитием речи через обучение нетрадиционной технике рисования

Развитие творческого воображения детей ведется на основе общения, межличностного взаимодействия педагога и детей на НОД по изобразительной деятельности. Данный опыт может быть использован воспита...

Упражнения по развитию речи и сенсорных способностей у детей с расстройствами аутистического спектра

Этот материал окажется более доступным и полезным для дошкольников старшего возраста с различными нарушениями речи. Упражнения представленные в презентации  развивают не только сенсорные и речевы...

Особенности логопедической помощи детям с расстройством аутистического спектра

Логопед обязательно моделирует ситуацию, в которой ребенок будет успешен.   body...

Организация времени для детей с расстройствами аутистического спектра с помощью бережливых технологий в старшей группе компенсирующей направленности

В  ДОУ действует группа для детей с РАС. Основной целью работы с этой    категорией детей, является повышение их качества жизни – это значит, чтобы ребенок стал более самосто...

СЕНСОРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА СТРАТЕГИИ ПОМОЩИ Методическое пособие

Сенсорная система – это совокупность периферических и центральных структур нервной системы, ответственных за восприятие сигналов различных модальностей из окружающей или внутренней среды....

Развитие творческих способностей у детей с расстройством аутистического спектра.

Творческая деятельность оказывает большое значение в жизни детей с РАС. В процессе творчества у ребенка усиливается ощущение собственной личностной ценности, активно строятся индивидуальные социальные...

СЕНСОРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА СТРАТЕГИИ ПОМОЩИ ( методическое пособие)

Педагоги и родители детей с РАС очень часто описывают их проблемы таким образом: «При малейшем прикосновении вскакивает с места, кричит, может ударить». Почему дети так себя ведут? Есть ли...