Развитие творческих способностей у детей с расстройством аутистического спектра.
материал (старшая группа)

Андросова Алена Юрьевна

Творческая деятельность оказывает большое значение в жизни детей с РАС. В процессе творчества у ребенка усиливается ощущение собственной личностной ценности, активно строятся индивидуальные социальные контакты, возникает чувство внутреннего контроля и порядка. Кроме того, творчество помогает справиться с внутренними трудностями, негативными переживаниями, которые кажутся непреодолимыми для ребенка. Перед педагогами стоят очень ответственные задачи: с одной стороны- создать условия для безопасного и комфортного выхода детей с «особыми» потребностями в большой социум; а с другой – стимулировать желание находиться в этом в этом социуме и сформировать доверие к нему. Всем детям с РАС необходимы простые вещи: внимание, любовь, понимание, возможность реализовывать себя в творчестве.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitietvorcheskih_sposobnostey_u_detey_s_ras.docx16.55 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие творческих способностей у детей с РАС.

Творческая деятельность оказывает большое значение в жизни детей с РАС. В процессе творчества у ребенка усиливается ощущение собственной личностной ценности, активно строятся индивидуальные социальные контакты, возникает чувство внутреннего контроля и порядка. Кроме того, творчество помогает справиться с внутренними трудностями, негативными переживаниями, которые кажутся непреодолимыми для ребенка. Перед педагогами стоят очень ответственные задачи: с одной стороны- создать условия для безопасного и комфортного выхода детей с «особыми» потребностями в большой социум; а с другой – стимулировать желание находиться в этом в этом социуме и сформировать доверие к нему. Всем детям с РАС необходимы простые вещи: внимание, любовь, понимание, возможность реализовывать себя в творчестве.

Творчество отражает внутренний мир человека, его желания, стремления, переживания. Оно даёт человеку понятие о своей целостности. В момент творчества человек наиболее полно осознает свою индивидуальность, как личность. Способности к творчеству у всех детей разные. Они зависят от наследственности, темперамента, среды, которая окружает ребенка, от особенностей нервной системы. Так музыкальный слух будет развиваться у детей с высокой чувствительностью иначе, чем у детей с низкой чувствительностью. Также большое значение, а во многом и определяющее, в развитии способностей к творческой деятельности имеют особенности обучения и воспитания. Творчество играет огромную роль в жизни человека, тем более оно играет большую роль в жизни детей с РАС. В процессе творчества у ребенка с потребностями усиливается ощущение собственной личностной ценности, возникает чувство внутреннего контроля и порядка, активно строятся индивидуальные социальные контакты. Так же, творческая деятельность помогает справиться детям с негативными переживаниями и внутренними трудностями, которые кажутся для ребенка непреодолимыми. Детям с РАС легче выразить свои чувства, переживания и эмоции с помощью зрительных образов, чем вербально. Кроме того, некоторые дети-аутисты ограничены или вообще лишены возможности говорить или слышать, тогда единственным инструментом, вскрывающим и проясняющим интенсивные чувства и эмоции, оказывается невербальные средства. Немалое значение имеет тот факт, что творчество позволяет ребенку выражать негативные чувства, такие как: злость, обида, ненависть, зависть, в социально приемлемой манере, ликвидируя их полностью, или понижая их активность. Если ребенок нерешительный, боязливый, застенчивый, для него очень полезна творческая деятельность, она независимо от сюжета, позволяет ребенку выйти из состояния зажатости.

Для формирования творческой личности, способной к саморазвитию, необходимо следующее: развивать творческую активность учащихся, включать учащихся в творческую деятельность, вносить проблемность в учебный процесс, развивать качества творческого мышления: самостоятельность, критичность и т. п. Развитию творческих способностей учащихся с РАС способствуют следующие принципы: 1) развития мотивации к творческой деятельности; 2) развития стремления к самообразованию и самовоспитанию; 3) приоритета творческой деятельности; 4) согласования педагогического процесса и индивидуальных особенностей учащихся; 5) выбора форм обучения, обеспечивающих самостоятельность и творчество учащихся.

Дети с РАС несамостоятельны, они постоянно нуждаются в помощи и поддержке взрослого, вследствие чего они лишены обширных контактов и не имеют того опыта от других сверстников, который имеют обычные дети. Эти дети имеют ряд ограничений в различных видах деятельности. Их возможности приобретения навыков и мотивация к различным видам деятельности сильно ограничена. Трудности в освоении окружающего мира приводят к возникновению эмоциональных проблем у таких детей (боязливость, тревога, страх и т. д.). Часто мир для них кажется пугающим и опасным. Часто они не могут выразить свои переживания и страхи, например, в игре, как это происходит у обычных детей, что приводит к возрастанию эмоционального напряжения, как следствие, к возникновению поведенческих проблем. Это становится серьезным препятствием в развитии ребенка. Для развития творческих способностей у особенных детей огромный потенциал заключен в изобразительной и декоративной деятельности, использование нетрадиционных техник (витраж, коллаж пуговиц, рисование пластилином, свечой, папье-маше, комбинированная аппликация и т.д.). Все эти перечисленные техники привлекают своей художественной выразительностью, активизируют индивидуальные способности детей. С новыми материалами работа необходима, так как она формирует необходимые для творчества качества: уверенность в себе, самоуважение, самоутверждение, снимает страх, неудачи. Без самоутверждения, самоуважения, уверенности в себе нет места творчеству, нет возможности выдать что-то свое. Для детей с РАС развитие творческих способностей, очень важно, так как способствует реализации себя. Участие в творчестве и созидании, приобретение опыта успешности в конкретной области за счет своих способностей и трудолюбия. Ребёнок, участвуя в творческой деятельности, может пройти путь от интереса, через приобретение конкретных навыков, к профессиональному самоопределению, что так же важно для успешной социализации. Развивая творческие способности у детей с РАС, мы-педагоги создаем условия для успешной адаптации в социум, равные возможности для дальнейшего существования в нем.



        Первое условие – материальная, ресурсная, психологическая готовность образовательных учреждений принять детей с РАС, готовность распознать и развивать творческую одаренность (или творческие способности) ребенка. Второе условие – адекватная позиция родителей этих детей, их вера в возможности и способности ребенка к преодолению своего недуга, раскрытию талантов и способностей и современные формы взаимодействия образовательного учреждения с семьями воспитанников и обучающихся. Третьим условием развития творческих способностей особенного ребенка является его психолого-педагогическое сопровождение. Целью такого сопровождения является формирование положительных личностных качеств самого ребенка – его самоотношение и самоуважение, вера в свои возможности, готовность к трудностям, воля и оптимизм. Проблема состоит в том, что сами условия жизни детей с РАС (симбиотические отношения с ухаживающим родителем, привычная опека и забота, несамостоятельность, ограниченный социальный опыт и опыт общения со сверстниками, часто неопределенность прогноза заболевания) провоцируют развитие прямо противоположных личностных качеств. Именно поэтому необходимо психолого-педагогическое сопровождение развития творческих способностей детей с РАС, активная заинтересованная позиция социального окружения, создание возможностей. Четвертое условие развития творческих способностей этих детей– адекватная особенностям и способностям детей система внеурочной деятельности, обеспечивающая включение ребенка в активную жизнь учреждения и социума. В основе взаимодействия с ребенком во внеурочной деятельности лежит принцип успешности каждого ученика, что требует особых педагогических средств и способов. Одним из средств развития творческой одаренности учащихся с РАС являются творческие конкурсы.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Упражнения по развитию речи и сенсорных способностей у детей с расстройствами аутистического спектра

Этот материал окажется более доступным и полезным для дошкольников старшего возраста с различными нарушениями речи. Упражнения представленные в презентации  развивают не только сенсорные и речевы...

Особенности организации работы по развитию речевых навыков у детей с расстройством аутистического спектра в условиях детского сада.

Педагоги-дефектологи,учителя логопеды в ходе своей работы нередко встречаются с детьми, которые не используют активную речь как средством общения....

ОПЫТ РАБОТЫ «Развитие навыков общения у детей с расстройствами аутистического спектра средствами альтернативной коммуникации»

Актуальность внедрения средств альтернативной коммуникации в работе с детьми, которые не способны овладеть устной  речью,  обусловлена  в  первую  очередь  важным ...

Развитие коммуникативных умений у детей с расстройствами аутистического спектра с использованием системы альтернативной коммуникации с помощью карточек PECS

В материале представлен опыт работы по теме "Развития коммуникативных умений у детей с расстройствами аутистического спектра с использованием системы альтернативной коммуникации с помощью карточе...

Развитие мелкой моторики для детей с расстройствами аутистического спектра

Кратко представлены задания, которые способствуют развитию мелкой моторики ребёнка....

Развитие имитации действий у детей с расстройством аутистического спектра

Основа имитации – это способность имитировать новые движения и новое поведение в принципе. Имитация буквально означает «делать то же самое».Дети с РАС часто самостоятельно не овладев...