семинар-практикум для воспитателей
методическая разработка на тему

 Слобожанинова Елена Владимировна

 

«Развитие навыков сотрудничества у детей дошкольного возраста, через реализацию программы «Детский сад-Дом радости»

 

В последнее время все чаще высказывается мысль о том, что в условиях обучения дошкольников по развивающим программам детям недостаточно общаться только со взрослыми; для полноценного развития им необходимы содержательные, конструктивные контакты со сверстниками. Чтобы быть успешными в современном обществе, дети должны уметь выстраивать партнерские отношения, обладать социальными умениями навыками:

   - устанавливать и поддерживать контакты с социумом;

  - действовать в команде;

  - правильно строить отношения с другими людьми;

  - проявлять уважение к сверстникам и взрослым;

  - разрешать возникшие конфликты.

   Думаю, вы согласитесь, что в ситуации взаимодействия со сверстниками ребенок более самостоятелен, независим, начинает точнее оценивать себя и других, при этом растет его творческая активность и социальная компетентность.

   Несомненно, наиболее ярко контакты ребенка со сверстниками проявляются в игре, но недостаточно развивать только игровое взаимоотношение, т.к. в старшем возрасте большое место отводится занятиям. Поэтому считаю, необходимо использовать такой тип взаимодействия, как сотрудничество.

 Сотрудничество, с одной стороны, - результат культурного развития человека, с другой стороны, - воспитывает человека, развивает гуманное отношение к социальному миру. Для сотрудничества характерны сообща обдуманные, согласованные действия участников, направленные на решение разнообразных задач при общем взаимопонимании и взаимопереживании за результат совместной деятельности, т. е. выделяется общая цель, общий мотив, совместные действия и завершает структуру сотрудничества общий результат.

  Поэтому, уважаемые коллеги, предлагаю вам использовать технологию развития сотрудничества дошкольников со сверстниками на занятиях и в свободной деятельности.

  По убеждению  Л.С.Выгодского: «… в процессе социализации ребенок не прямо подражает взрослым, точно запоминая их слова, действия, поступки, а организует собственное поведение по тому социальному образу, которое освоил во взаимодействии  со взрослыми – через «сотрудничество сознаний» и «среды – определяющая развитие ребенка через переживание среды». Это говорит о том, с чего мы с вами должны начать эту работу:

  первое  - мы, взрослые, должны проанализировать свое поведение (не унижать, не высказываться по поводу поведения кого-либо при детях и т.д.),

  второенаучить детей действовать с другими партнерами  - сотрудничать:

  - входить в контакт со сверстниками,

  - устанавливать деловые отношения с партнерами по деятельности,

  - находить слова убеждения в своей правоте,

  - уметь соглашаться со справедливыми претензиями в свой адрес.

 

  Как вы видите все это показатели личностной готовности ребенка к школе, его умение общаться. Общение ребенка со сверстниками складывается в различных объединениях, одно из которого является  группа детского сада- первое социальное объединение детей, где проявляются различные взаимоотношения (дружеские и конфликтные). Здесь и выделятся дети, испытывающие трудности в общении.

 Наша с вами задача:

1-    выявить эффективные приемы и методы работы к сотрудничеству (беседы, наблюдения, диагностические наблюдения);

2-    научить детей осознавать цель совместной деятельности (быстро, удобно, эффективнее выполнять действия совместно);

3-    способствовать созданию партнерства и сотрудничества семьи и детского сада.

Для поведения систематической работы по развитию межличностных отношений – необходимо придерживаться целостного образовательного процесса, т.е. включать элементы сотрудничества во все виды деятельности (игра, труд, продуктивная деятельность).

Технология развития сотрудничества

три этапа решение задач взаимодействие педагога и детей:

  I этап – (младший возраст) укрепление положительных эмоциональных контактов между детьми (поддерживать интерес и желание сотрудничать, развивать умение действовать в паре – с дружком, по интересам, по желанию и т.д.).  Установить позитивный контакт между партнерами, т.е. педагог во взаимодействии с детьми подсказывает, помогает объединять детей на группы, вносит новые предложения, ориентируясь на ситуацию.   

  II этап – (средний возраст) закреплять навыки сотрудничества. Даем возможность самим детям выбирать партнера или набрать команду.

  III этап – (старший возраст) в подготовительной группе дети должны самостоятельно выбирать лидера  или взять на себя роль – т.е.  организовать совместную деятельность.

I этап:

Как  можно объединить детей:

- по желанию;

- росту;

- по цвету волос;

- по времени года, на которое приходиться день рождения;

- по количеству членов семьи;

- по названию улиц, где живут дети;

- по картинкам на пары (медведь - бочка с медом; заяц - морковка; ежик -  гриб; мышонок – сыр; собака – косточка; и т.д.)

 

Включать в работу демонстрацию образов поведения и действий игровых персонажей, стихи, песенки о друге, показ результата совместной работы, игры-инценировки.  Использовать совместные подвижные игры с детьми, которые позволяют развивать способность точно давать указания и принимать команды партнера, следовать им, проявлять внимательность, терпеливое отношение к сверстнику.

«Проведи слепого» - в паре дети договариваются, кто будет играть роль слепого, ему завязывают глаза.  А другой,  с помощью словесных команд доводит «слепого»  от одного конца комнаты к другому.

«Назови друга» - ребенок идет по кругу и на каждый шаг называет имя друга.

«Ты самый, самый…» - отметить достоинства и преимущество каждого, добрый, улыбчивый, скромный, приветливый, веселый  и т.д.

 «Сиамские близнецы»- рисовать один  в паре,  при этом руки связаны.

 «Азбука настроения»- используются каты-пиктограммы, с использованием эмоциональных состояний (веселый, грустный, сердитый и т.д. ).

«Дуэт»- двое детей встают плечо к плечу и ставят по одной ноге в коробку (либо завязывают ноги) и двигаются.

II этап:

   На первом этапе дети научились  работать в  парах, но как обычно бывает – кто-то один из них более активный.    Работая  в группе,  не все дети могут принять участие в выполнении задания, но  и для пассивных детей эта деятельность не проходи даром – они волей-неволей общаются друг с другом.

  Для накопления опыта и навыков сотрудничества у детей дошкольного возраста предлагаю вам использовать игровые ситуации:

«Где мы были -  мы не скажем, а что делали - покажем» - дети активно обсуждают, придумывают движения, которые они будут изображать, т.к. движения должны быть четкими, интересными и слаженными.

«Человекомашины» - дети делятся на небольшие группы и показывают, как работает машина, например, стиральная, мясорубка, соковыжималка и т.д. для этого необходимо договориться, распределить между собой действия, установить их последовательность.

«Поликлиника» - дети делятся на небольшие группы и показывают, как работает врач – хирург, или врач – терапевт, действия медицинской сестры. Показать взаимосвязь действий в процессе совместной работы.

«Кондитерская фабрика» - показывают взаимосвязь пекаря, кондитера или кулинара. Без фантиков, коробок  конфеты не отправить в магазин.

«Мебельная фабрика» - в сюжено-ролевую игру можно включить ручной труд, т.е. один делает ножки для стола, а другой – столешницу.

«Мастерская Деда Мороза», «Ателье», «Ферма».

Занятия в форме «КВН», соревновательного вида, конструирование (городов, деревень, заводов, фабрик и т.д.), коллективные творческие работы, обсуждение прочитанных историй, проигрывание этюдов (небольшие театральные рассказы) и т.д.

 Пользоваться конкретными высказываниями:

- «Мы будем делать это вместе…»

- «Давай вместе подумаем, что нам нужно для выполнения задания..»

- «Давайте решим, что сделать сначала, что потом…»

- «Кто начнет выполнять задание, а кто продолжит?»

- «Посмотрим, как у нас вместе получилось»
- «В следующий раз обязательно постараемся».

 

   III этап:

Если вы, уважаемые коллеги, дошли до этого этапа работы с вашими воспитанниками, то заметили, что у ваших детей закрепился интерес к разным видам занятий с элементами сотрудничества.

Наша задача – усложнять содержание работы по созданию условий для установления сотрудничества в совместной деятельности. Предоставлять детям максимум самостоятельности в своих идеях, выборе материалов, обсуждении выбора работы и ее реализации.

Например,

·        в творческих работах («Осень», «Зима», «Космос», и т.д.);

·        в конструировании (или сюжетно-ролевая игра с элементами конструирования);

·        труд (посадка лука, цветов на участке для прогулок, постройка горки для детей младшей группы ит.д.);

·        театральная деятельность (выступление в младшей группе, подготовка к чаепитию, изготовление костюмов и т.д.).

   Партнерское взаимодействие взрослого и ребенка не ограничивается только дошкольным учреждением, активными участниками являются и их родители. Поэтому целесообразно привлекать их в педагогический процесс. В театральной постановке -  родители могут помочь в изготовлении костюмов, атрибутов, участвовать в постановке, посадке лука – в изготовлении ящика для посадки, сюжетно-ролевой игре – рассказать о той или иной профессии и т.д.

  Хочется верить, что вы нашли из сегодняшнего практического сообщения много интересного и полезного для себя и своих воспитанников. Помните, только сотрудничество, творческое общение, взаимное доверие и уважение поможет наполнить жизнь ребенка интересными делами, радость от совместных победах, переживаниями в процессе выполнения общего дела, что составит бесцельный социальный опыт, столь необходимый во взрослой жизни. 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

   

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл semenar-praktikum_dlya_vospitateley_dou.docx22.82 КБ

Предварительный просмотр:

Слобожанинова Елена Владимировна

воспитатель

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №77», город Березники.  

«Развитие навыков сотрудничества у детей дошкольного возраста, через реализацию программы «Детский сад-Дом радости»

В последнее время все чаще высказывается мысль о том, что в условиях обучения дошкольников по развивающим программам детям недостаточно общаться только со взрослыми; для полноценного развития им необходимы содержательные, конструктивные контакты со сверстниками. Чтобы быть успешными в современном обществе, дети должны уметь выстраивать партнерские отношения, обладать социальными умениями навыками:

   - устанавливать и поддерживать контакты с социумом;

  - действовать в команде;

  - правильно строить отношения с другими людьми;

  - проявлять уважение к сверстникам и взрослым;

  - разрешать возникшие конфликты.

   Думаю, вы согласитесь, что в ситуации взаимодействия со сверстниками ребенок более самостоятелен, независим, начинает точнее оценивать себя и других, при этом растет его творческая активность и социальная компетентность.

   Несомненно, наиболее ярко контакты ребенка со сверстниками проявляются в игре, но недостаточно развивать только игровое взаимоотношение, т.к. в старшем возрасте большое место отводится занятиям. Поэтому считаю, необходимо использовать такой тип взаимодействия, как сотрудничество.

 Сотрудничество, с одной стороны, - результат культурного развития человека, с другой стороны, - воспитывает человека, развивает гуманное отношение к социальному миру. Для сотрудничества характерны сообща обдуманные, согласованные действия участников, направленные на решение разнообразных задач при общем взаимопонимании и взаимопереживании за результат совместной деятельности, т. е. выделяется общая цель, общий мотив, совместные действия и завершает структуру сотрудничества общий результат.

  Поэтому, уважаемые коллеги, предлагаю вам использовать технологию развития сотрудничества дошкольников со сверстниками на занятиях и в свободной деятельности.

  По убеждению  Л.С.Выгодского: «… в процессе социализации ребенок не прямо подражает взрослым, точно запоминая их слова, действия, поступки, а организует собственное поведение по тому социальному образу, которое освоил во взаимодействии  со взрослыми – через «сотрудничество сознаний» и «среды – определяющая развитие ребенка через переживание среды». Это говорит о том, с чего мы с вами должны начать эту работу:

  первое  - мы, взрослые, должны проанализировать свое поведение (не унижать, не высказываться по поводу поведения кого-либо при детях и т.д.),

  второе – научить детей действовать с другими партнерами  - сотрудничать:

  - входить в контакт со сверстниками,

  - устанавливать деловые отношения с партнерами по деятельности,

  - находить слова убеждения в своей правоте,

  - уметь соглашаться со справедливыми претензиями в свой адрес.

  Как вы видите все это показатели личностной готовности ребенка к школе, его умение общаться. Общение ребенка со сверстниками складывается в различных объединениях, одно из которого является  группа детского сада- первое социальное объединение детей, где проявляются различные взаимоотношения (дружеские и конфликтные). Здесь и выделятся дети, испытывающие трудности в общении.

 Наша с вами задача:

  1. выявить эффективные приемы и методы работы к сотрудничеству (беседы, наблюдения, диагностические наблюдения);
  2. научить детей осознавать цель совместной деятельности (быстро, удобно, эффективнее выполнять действия совместно);
  3. способствовать созданию партнерства и сотрудничества семьи и детского сада.

Для поведения систематической работы по развитию межличностных отношений – необходимо придерживаться целостного образовательного процесса, т.е. включать элементы сотрудничества во все виды деятельности (игра, труд, продуктивная деятельность).

Технология развития сотрудничества

три этапа решение задач взаимодействие педагога и детей:

  I этап – (младший возраст) укрепление положительных эмоциональных контактов между детьми (поддерживать интерес и желание сотрудничать, развивать умение действовать в паре – с дружком, по интересам, по желанию и т.д.).  Установить позитивный контакт между партнерами, т.е. педагог во взаимодействии с детьми подсказывает, помогает объединять детей на группы, вносит новые предложения, ориентируясь на ситуацию.  

  II этап – (средний возраст) закреплять навыки сотрудничества. Даем возможность самим детям выбирать партнера или набрать команду.

  III этап – (старший возраст) в подготовительной группе дети должны самостоятельно выбирать лидера  или взять на себя роль – т.е.  организовать совместную деятельность.

I этап:

Как  можно объединить детей:

- по желанию;

- росту;

- по цвету волос;

- по времени года, на которое приходиться день рождения;

- по количеству членов семьи;

- по названию улиц, где живут дети;

- по картинкам на пары (медведь - бочка с медом; заяц - морковка; ежик -  гриб; мышонок – сыр; собака – косточка; и т.д.)

Включать в работу демонстрацию образов поведения и действий игровых персонажей, стихи, песенки о друге, показ результата совместной работы, игры-инценировки.  Использовать совместные подвижные игры с детьми, которые позволяют развивать способность точно давать указания и принимать команды партнера, следовать им, проявлять внимательность, терпеливое отношение к сверстнику.

«Проведи слепого» - в паре дети договариваются, кто будет играть роль слепого, ему завязывают глаза.  А другой,  с помощью словесных команд доводит «слепого»  от одного конца комнаты к другому.

«Назови друга» - ребенок идет по кругу и на каждый шаг называет имя друга.

«Ты самый, самый…» - отметить достоинства и преимущество каждого, добрый, улыбчивый, скромный, приветливый, веселый  и т.д.

 «Сиамские близнецы»- рисовать один  в паре,  при этом руки связаны.

 «Азбука настроения»- используются каты-пиктограммы, с использованием эмоциональных состояний (веселый, грустный, сердитый и т.д. ).

«Дуэт»- двое детей встают плечо к плечу и ставят по одной ноге в коробку (либо завязывают ноги) и двигаются.

II этап:

   На первом этапе дети научились  работать в  парах, но как обычно бывает – кто-то один из них более активный.    Работая  в группе,  не все дети могут принять участие в выполнении задания, но  и для пассивных детей эта деятельность не проходи даром – они волей-неволей общаются друг с другом.

  Для накопления опыта и навыков сотрудничества у детей дошкольного возраста предлагаю вам использовать игровые ситуации:

«Где мы были -  мы не скажем, а что делали - покажем» - дети активно обсуждают, придумывают движения, которые они будут изображать, т.к. движения должны быть четкими, интересными и слаженными.

«Человекомашины» - дети делятся на небольшие группы и показывают, как работает машина, например, стиральная, мясорубка, соковыжималка и т.д. для этого необходимо договориться, распределить между собой действия, установить их последовательность.

«Поликлиника» - дети делятся на небольшие группы и показывают, как работает врач – хирург, или врач – терапевт, действия медицинской сестры. Показать взаимосвязь действий в процессе совместной работы.

«Кондитерская фабрика» - показывают взаимосвязь пекаря, кондитера или кулинара. Без фантиков, коробок  конфеты не отправить в магазин.

«Мебельная фабрика» - в сюжено-ролевую игру можно включить ручной труд, т.е. один делает ножки для стола, а другой – столешницу.

«Мастерская Деда Мороза», «Ателье», «Ферма».

Занятия в форме «КВН», соревновательного вида, конструирование (городов, деревень, заводов, фабрик и т.д.), коллективные творческие работы, обсуждение прочитанных историй, проигрывание этюдов (небольшие театральные рассказы) и т.д.

 Пользоваться конкретными высказываниями:

- «Мы будем делать это вместе…»

- «Давай вместе подумаем, что нам нужно для выполнения задания..»

- «Давайте решим, что сделать сначала, что потом…»

- «Кто начнет выполнять задание, а кто продолжит?»

- «Посмотрим, как у нас вместе получилось»
- «В следующий раз обязательно постараемся».

   III этап:

Если вы, уважаемые коллеги, дошли до этого этапа работы с вашими воспитанниками, то заметили, что у ваших детей закрепился интерес к разным видам занятий с элементами сотрудничества.

Наша задача – усложнять содержание работы по созданию условий для установления сотрудничества в совместной деятельности. Предоставлять детям максимум самостоятельности в своих идеях, выборе материалов, обсуждении выбора работы и ее реализации.

Например,

  • в творческих работах («Осень», «Зима», «Космос», и т.д.);
  • в конструировании (или сюжетно-ролевая игра с элементами конструирования);
  • труд (посадка лука, цветов на участке для прогулок, постройка горки для детей младшей группы ит.д.);
  • театральная деятельность (выступление в младшей группе, подготовка к чаепитию, изготовление костюмов и т.д.).

   Партнерское взаимодействие взрослого и ребенка не ограничивается только дошкольным учреждением, активными участниками являются и их родители. Поэтому целесообразно привлекать их в педагогический процесс. В театральной постановке -  родители могут помочь в изготовлении костюмов, атрибутов, участвовать в постановке, посадке лука – в изготовлении ящика для посадки, сюжетно-ролевой игре – рассказать о той или иной профессии и т.д.

  Хочется верить, что вы нашли из сегодняшнего практического сообщения много интересного и полезного для себя и своих воспитанников. Помните, только сотрудничество, творческое общение, взаимное доверие и уважение поможет наполнить жизнь ребенка интересными делами, радость от совместных победах, переживаниями в процессе выполнения общего дела, что составит бесцельный социальный опыт, столь необходимый во взрослой жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар – практикум ПУТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ И РОДИТЕЛЕЙ

Методы,  приемы и формы   работы педагогов детского сада с родителями воспитанников....

Семинар практикум для начинающих воспитателей

Семинар - практикум для начинающих воспитателей  является  формой методической работы приеменяемой в Школе молодого воспитателя. Содержание семинара - практикума направлено на обучение педаг...

Приложение к семинару - практикуму с начинающими воспитателями

Приложение к семинару - практикуму с начинающими воспитателями. Проект "Кто полетит в космос" с детьми средней группы...

Годовой семинар практикум для старших воспитателей и воспитателей "Реализация ИКТ - технологий в прцессе формирования социокультурных норм"

Семинар. Использование информационно-коммуникативных технологий в реализации образовательной области "социально-коммуникативное развитие" (Октябрь 2018)Обзорная экскурсия "Создание усло...

Семинар-практикум на тему: «Воспитатель и родитель: диалог или монолог» (семинар-практикум для воспитателей ДОУ)

В настоящее время актуальной проблемой является взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями, которая предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями; оно также направлено на повы...

«Профессиональный стандарт педагога, как инструмент реализации ФГОС ДО» семинар-практикум для старших воспитателей и воспитателей Уссурийского городского округа

Профессиональный стандарт педагога – в последнее время такой запрос все чаще вводится в поисковые системы. Немудрено: наступило время, когда профессиональные стандарты из рекомендаций стали обяз...