Картотека дидактических игр
картотека на тему

Яруллина Лейсан Рустамовна

Я сделала картотеку для всех игр которые имеются у меня в кабинете татарского языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kartoteka_igr.doc74.5 КБ

Предварительный просмотр:

                     

                           Игра "Карусели"

Описание игры и приемы ее проведения. Воспитатель предлагает ему вместе с ним пригласить детей поиграть в новую игру. Педагог берёт малыша за руку, ставит впереди себя и вместе с ним начинает собирать в одну цепочку всех желающих поиграть. Выбранный ребенок вместе с воспитателем подходит по очереди к каждому из детей, называет его по имени и спрашивает: «Сашенька, будет играть с нами? Тогда прицепляйся к нам!»Сашенька дает руку воспитателю, и они втроем подходят к следующему ребенку. Так собираются в общую цепочку все участники игры. Цепочка замыкается и образует круг. «Сейчас мы будем кататься на карусели, — говорит воспитатель. — Повторяйте слова за мной и двигайтесь дружно по кругу, чтобы карусель не сломалась».
 


Еле-еле-еле-еле
Завертелись карусели.
 


Карусель медленно движется в правую сторону.


А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом!
 


Темп речи и движений постепенно ускоряются.
 

Побежали, побежали,
Побежали, побежали!
 


На слова «побежали» карусель меняет направление движения.

Тише, тише, не спешите,
Карусель ос-та-но-ви-те.
Раз-два, раз-два (пауза),
Вот и кончена игра.
 


Темп движений постепенно замедляется, и на слова «раз-два» все останавливаются и кланяются друг другу.

Игра кончается тем, что дети хлопают друг с другом в ладоши и разбегаются. Потом они снова собираются в круг и игра начинается сначала.
Правила игры.
1. Крепко держать друг друга за руки, чтобы во время движений круг не обрывался.
2. Поворачиваться лицом в сторону движения «карусели».
3. Подчиняться общему темпу движений и дружно, хором произноситьслова.

                         

                       Дидактическая игра

«Укрась тюбитейку и калфак»

Цель игры: познание законов симметрии, закономерности сочетания элементов по цвету, расположению, размеру, развитию пространственного мышления, воображения, наблюдательности и эстетику восприятия.

Правила игры: дети выбирают понравившийся цвет основания ковра, затем выбирают орнаменты и фрагменты, составляют композицию, учитывая законы симметрии, закономерности сочетания элементов по цвету, расположению и размеру. По окончанию работы дети выставляют ковры на выставку, где проводят анализ своей работы и работ товарищей

«Назови овощи и фрукты»

   Игра состоит из шести лепестков с изображением овощей и фруктов скрепленных между собой в виде веера. На лепестках: лук, картошка, капуста, морковь, помидор, огурец. Второй  лепесток: яблоко, помидор, апельсин, ягода, виноград.

   Описание игры. Ребенку предлагается собрать овощи и говорить словами. Если ребенок затрудняется подсказывыют. Задачи игры. Закрепить знания детей о овощей и фруктов. Закреплять словарный запас;совершенствовать моторику рук. Игра для детей 4-6лет. Для детей более старшего возраста игру можно усложнять добавив больше лепестков других овощей.

«Назови домашних и диких животных»

   Игра состоит из шести лепестков с изображением животных скрепленных между собой в виде веера. На лепестках рисунки животных.

   Описание игры. Ребенку предлагается собрать овощи и говорить словами. Если ребенок затрудняется подсказывыют. Задачи игры. Закрепить знания детей.Закреплять словарный запас;совершенствовать моторику рук. Игра для детей 4-6лет. Для детей более старшего возраста игру можно усложнять добавив больше лепестков других животных.

Җырлы – биюле уен.

«Су анасы»

Балалар түгәрәккә басалар. Бер бала “су анасы” итеп билгеләнә. Ул күзләре бәйләнгән килеш түгәрәк уртасында утыра.

Уйнаучылар түгәрәк буйлап җырлап йөриләр:

                         Су анасы, су анасы,

                         Су анасын күр әле.

          Каршыңда кем басып тора –

          Ялгышмыйча әйт әле.

Җыр ахырында балалар туктап калалар. Су анасы урыныннан тора, бармагы белән берәр уенчыга төртеп күрсәтә. Әлеге бала су анасы янына килә. Су анасы , капшап карап, аның кем икәнлеген әйтергә тиеш. Әгәр дөрес әйтсә, шул уенчы су анасы була. Дөрес әйтмәсә, су анасы кире үз урынына утыра.

Җырлы – биюле уен.

«Чума үрдәк, чума каз»

  Уйнаучылар кара-каршы ике рәт булып тезеләләр дә, парлашып, кулга-кул тотыналар.  Рәт башында бер ялгыз уенчы басып тора. Балалар барысы бергә җырлыйлар:

          Чума үрдәк, чума каз,

  Тирән күлне ярата ул, ярата.

  Әлфирә үзенә иптәш эзли,

  Белмим кемне ярата шул, ярата.

  Сәвияне ярата шул, ярата.

Уйнаучылар җыр ритмына туры китереп, кулларын хәрәкәтләндереп торалар. Ялгыз бала, рәт арасыннан узып үзенә бер иптәш сайлый һәм аны җитәкләп ахырга барып баса.  Үз парыннан аерылган уйнаучы исә рәт башына китә. Җыр яңадан башлангач, ул да үзенә шул тәртиптә иптәш сайлый.

     Уен шулай дәвам итә.

        

 Җырлы – биюле уен.

«Түбәтәй»

Балалар түгәрәкләнеп басалар. Түбәндәге җырны җырлыйлар, түбәтәйне бер-берсенә бирәләр:

        Түбәтәеңне кигәнсең,

        Бик ераклардан килгәнсең.

        Төскә матурлыгың белән

        Шаккаттырыйм дигәнсең.

        Туп-туп, түбәтәй,

        Түбәтәең укалы.

        Чиккән матур түбәтәең

        Менә кемдә тукталды.

 Җыр ахырында түбәтәй кемдә калса, шуңа җәза бирелә. Уен шулай дәвам итә.

Җырлы – биюле уен.

«Ак калач»

Балалар,  кулга-кул тотынышып, түгәрәк ясыйлар. Берсе уртага чыгып баса. Түгәрәктәге балалар, җырлыйлар, калачның ничек пешүен, җәелүен кул хәрәкәтләре белән күрсәтәләр.

                        Булатның туган көненә

        Без пешердек  ак калач;

                        Менә шулай ул биек,

                        Менә шулай тәбәнәк,

                        Менә шуның киңлеге,

                        Менә шуның тарлыгы,

                        Ак калач, ак калач,

                        Теләгәнеңне алып кач!

Ул үз  урынына берәүне сайлап чыгара да түгәрәктәгеләргә кушыла. Шулай дәвам итә.

        

 Җырлы – биюле уен.

        «Без-без, без идек»

Без-без, без идек,

Без унике кыз идек;

Базга төштек бал ашадык,

Келәткә кердек май каптык,

Кап та коп, кара, Якуб,

Тимер туп,

Авызыңны ач та йом!

М-м-м...

Балалар уен сүзләрен көйләп әйтәләр, аннары берюлы  авызларын йомып, җиңелчә күңелле төрле шаян хәрәкәтләр ясыйлар. Кем көлеп җибәрә, шул уеннан чыга һәм җәза үтәргә тиеш була.

Җырлы – биюле уен.

«Нардуган»

        

Бер бала уртага чыга. Башка балалр аның тирәсендә бер түгәрәк ясап, кулга-кул тотынышып, шушы нардуган җырын җырлап әйләнәләр. Ул үзенә бер көйгә җырлана.

                  Син уртада, без кырыйда,  

                  Әйләнәбез, нардуган,

                  Син нишләсәң, ни кылансаң,

                  Мин дә шуны булдырам!

Җыр беткәндә уртадагы бала нинди дә булса бер хәрәкәт ясый, түгәрәктәге балалар шул хәрәкәтне кабатларга тиеш. Кем шуны булдыра алмый, уртадагы бала аны үз урынына чыгара да, уен баштагыча дәвам итә.

Дидактическая игра

«Волшебное дерево»

«Тылсымлы агач»

    Цели:

1. Способствовать активизации в речи детей слов на татарском языке по теме «Счет» «Цвета»

2. Учить ребенка составлять диалог “Ничә алма? ” “Нинди төстә?”

3. Развивать внимание, память и логическое мышление;

4. Воспитывать любовь и уважение к своей семье, вызывать радостные эмоции

Детям задается вопрос «Бу нәрсә?» “Нинди төстә?” “Ничә алма?” Дети должны отвечать на вопросы считая и говоря какого цвета яблоко, лист.

Дидактическая игра

«Веселый кубик»

Цели:

1. Способствовать активизации в речи детей слов на татарском языке по теме «Моя семья» (ти, ни, кыз, малай, бабай)

2. Учить ребенка составлять диалог “Бу кем? ”

3. Развивать внимание, память и логическое мышление;

4. Воспитывать любовь и уважение к своей семье, вызывать радостные эмоции

Содержание игры

Дети садятся за столом. Они по очереди подкидывают кубик, какая картинка выпадает, ребенок проговаривает слова на татарском языке

Примечание: Когда дети усвоили лексический материал, можно приступить к составлению диалогов. Ребенок может спросить у детей - Бу кем?

Дидактическая игра

«Моя семья»

 Цели:

• Развивать внимание, память и логическое мышление;

• Воспитывать любовь и уважение к своей семье, вызывать радостные эмоции при «оживлении» героев;

• Сформировать представление о семье на примере людей, героев сказок, используя их заместители;

• Учить составлять предложения, согласуя их с предыдущими.

Содержание игры

Изображение героев надевается на средний и указательный пальцы при помощи отверстий. Дети могут инсценировать разные сюжеты, где есть данные герои. Это могут быть и сказки. Во время игры дети учатся строить диалоги, отвечать на вопросы и т. д.

Дид. игра "Одень куклу" Цель:учить классифицировать одежду на татарском языке.

Дидактическая игра

«Говорим по татарский»

Цель игры: обогащать словарный запас и навыки выразительной речи, учить детей сравнивать предметы по счету  закрепить названия на татарском языке

 Урындык - стул, стл- стол, тлинк- тарелка, кашык- ложка, чынаяк - чашка, чй - чай.

 

 Ход игры: Игра проводится с 5 детьми. Воспитатель ставит рисунок  и спрашивает «Сколько яблок», «Бу нәрсә?» “Бу кем?”, “Нишли?” . Потом спрашивает ребенок у другого ребенка на те ңе вопросы долңен отвечать другой ребенок.

Дидактическая игра

«Найди пару и назови»

  Цели:

1. Способствовать активизации в речи детей слов на татарском языке.

2. Развивать внимание, память и логическое мышление;

3. Воспитывать любовь и уважение к своей семье, вызывать радостные эмоции

Содержание игры

Дидактическая игра для запоминания татарский слов "Найди пару и назови". Дидактическая игра сделана на основе старых СD-дисков: с одной стороны диски обклеены фмолетовой бумагой, с другой стороны белой. На белую бумагу приклеены различные картинки: мяч (туп, яблоко (алма, медведь (аю, кукла (курчак, котенок (песи, собачка (эт) и т. д. Дети по очереди разворачивают диски и называют на татарском языке что там изображено, если разворачивают две одинаковые картинки, то диски убираются. Если же картинки не совпадают, то диски снова закрываются и право хода переходит другому игроку. Выигрывает тот ребенок, у которого больше всего открытых картинок. С помощью этой игры дети лучше запоминают татарские слова, которые изучают на занятиях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАСТЕНИЯМИ (картотека основана на книге: Дрязгуновой В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. М.: Просвещения, 1981. – 8о с. )

С раннего детства ребенок видит вокруг себя раз­личные овощи и фрукты. Постепенно он запоминает их названия, начинает находить знакомые среди них. Однако малыши почти не имеют представления об о...

Картотека дидактических игр и упражнений в подготовительной группе: «Овладение основами первоначальной грамоты»Для лучшего развития наших детей необходимы дидактические игры.

Картотека дидактических игр и упражнений в подготовительной группе: «Овладение основами первоначальной грамоты» Дид. игра «Звуковые шапочки» Цель: Развивать навыки звукового анализа. Учить с...

Картотека дидактических и подвижных игр по формированию основ пожарной безопасности; картотека загадок и стихов о противопожарной опасности в быту, социуме, природе.

Картотека дидактических и подвижных игр по формированию основ пожарной безопасности; картотека загадок и стихов о противопожарной опасности в быту, социуме, природе....

Картотека (средняя группа) на тему: Непосредственная образовательная область "Познание" Картотека дидактических игр для средней группы

Непосредственная образовательная область "Познание" Картотека дидактических игр для  средней группы...

Консультация для родителей тема: «Роль дидактической игры в семье и детском саду»+ картотека дидактических игр.

Консультация для родителей тема: «Роль дидактической игры в семье и детском саду»+ картотека дидактических игр....

Консультация для родителей тема: «Роль дидактической игры в семье и детском саду» Картотека дидактических игр.

Консультация для родителей тема: «Рольдидактической игры в семье и детском саду»+картотека дидактических игр....

Картотека дидактических игр Картотека дидактических игрдля детей старшей группы по образовательным областям ФГОСРечевое развитие

Картотека дидактических игр для детей старшей группы по образовательным областям ФГОС Речевое развитие...