Главные вкладки

    РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ «ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ САМООЦЕНКИ У ДЕТЕЙ» (старшая группа)
    методическая разработка (старшая группа) на тему

    Юнг Людмила Александровна
    Выбор данной формы проведения объясняется тем, что она не только позволяет родителям получить информацию, но и их ведёт к размышлению о закономерностях развития ребенка, способствует, буждает внутреннему проживанию темы встречи, позволяет осознать свою родительскую позицию, сравнить ее с позицией других родителей, увидеть наглядный пример типичных ошибок в воспитании детей. Благодаря этому методу можно и создать проблемную ситуацию для родителей, и дать возможность проявить активность тем, кто хочет это сделать, - отработать некоторые приемы эффективного взаимодействия в системе «родитель - ребенок». В то же время этот метод позволяет тем родителям, которые к проявлению активности не готовы, занять позицию слушателя.
     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ «ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ САМООЦЕНКИ У ДЕТЕЙ»

    (старшая группа)

    Подготовила и провела воспитатель: .ЮнгЛ.А

    Цели: познакомить родителей с приемами формирования у ребенка положительной самооценки; способствовать проявлению заботы о психическом здоровье своего ребенка; содействовать формированию потребности к совершенствованию детско - родительских взаимоотношений.

    Форма проведения: семинар-практикум.

    Выбор данной формы проведения объясняется тем, что она не только позволяет родителям получить информацию, но и их ведёт к размышлению о закономерностях развития ребенка, способствует, буждает внутреннему проживанию темы встречи, позволяет осознать свою родительскую позицию, сравнить ее с позицией других родителей, увидеть наглядный пример типичных ошибок в воспитании детей. Благодаря этому методу можно и создать проблемную ситуацию для родителей, и дать возможность проявить активность тем, кто хочет это сделать, - отработать некоторые приемы эффективного взаимодействия в системе «родитель - ребенок». В то же время этот метод позволяет тем родителям, которые к проявлению активности не готовы, занять позицию слушателя.

    Участники: родители, воспитатели, педагог-психолог.

    План:

    • Вступительное слово.
    • Упражнение для родителей.
    • Проблемная мини-лекция.
    • Упражнения для родителей.
    • Памятка для родителей.
    • Рефлексия.

    Оборудование: магнитофон, диски с записями инструментальной музыки для релаксации; бумага, карандаши.

    Ориентировочное время проведения: 40 минут.

    Ход собрания

       I.  Вступительная часть.

    Вступительное слово ведущего (педагога-психолога, воспитателя). Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что человек в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни.

    Все семьи очень разные. Как часто нам приходится наблюдать ситуации, когда ребенок бросается маме на шею, доверяет ей свои секреты, шепчет на ухо о своих неприятностях, а мама нежно гладит его по голове, прижимает к себе, целует... Обычная ситуация взаимной поддержки - важнейший компонент жизни семьи. У окружающих от подобной ситуации становится теплее на душе, и хочется общаться и быть рядом с такими людьми.

    Но не менее часто встречается и противоположная картина. Когда мама (конечно же, желая только лучшего своему ребенку) постоянно одергивает ребенка, делает ему замечания, заставляет авторитарными способами делать что-то против воли... Если ребенок регулярно испытывал к себе такое отношение, у него часто проявляются различные нарушения в развитии эмоциональной сферы, занижена самооценка. Такие дети нередко становятся замкнутыми или агрессивными, у них пропадает интерес к познавательным занятиям, а в дальнейшем и к школьному обучению.

    II.  Основная часть (практическая).

    1. Упражнение для родителей «Слабые и сильные стороны моего ребенка».

    Ведущий. Предлагаю лист бумаги поделить на две части. С левой стороны напишите слабые стороны своего ребенка, а с правой стороны - сильные.

    Вопрос:

    • Какие личностные качества было писать легко, а какие вызвали затруднение?

    Выслушиваются ответы родителей.

    Ведущий. Сегодня на нашей встрече мы поговорим о том, как построить отношения с ребенком таким образом, чтобы,  с одной стороны, приучить его к нормам и правилам поведения, соблюдению режима дня, а с другой - не навредить его эмоциональному состоянию. Этому можно и нужно учиться. Прежде всего, постарайтесь избегать негативных факторов воспитания и психологического микроклимата семьи.

    2. Проблемная мини-лекция «Факторы воспитания и психологического микроклимата семьи».

    • Эмоциональное отвержение ребенка. Это может быть безразличие со стороны родителей или откровенное отталкивание малыша. Нелюбимые и нежеланные дети, которым дают понять, что они обуза для родителей, часто вырастают тревожными, агрессивными, с нарушенной самооценкой. Это предпосылки к нарушению психологического и психического здоровья. Конечно, это крайний и очень тяжелый вариант развития ребенка, и в своей абсолютной форме он встречается редко. Но припомните сами, не проскакивали ли у вас в разговоре с ребенком такие фразы: «Опять ты мне мешаешь», «Когда же кончатся эти выходные и ты пойдешь в детский сад!». Если в сердцах вы произнесете что-то подобное, то ребенок может подумать, что вы его не любите. И тогда нарушения в эмоциональном развитии появятся наверняка.
    • Несправедливое наказание. Помните, что значимый взрослый для ребенка - царь и Бог. И любой незаслуженный окрик или подзатыльник разрушает его справедливую и стабильную картину мира. Вот почему нельзя наказывать ребенка за проступки, не разобрав их мотивы.
    • Неравное (то суровое, то теплое) отношение родителей к детям. К строгим, но постоянным и предсказуемым родителям ребенок в состоянии приспособиться. А когда за одни и те же действия его то наказывают, то хвалят, он теряет ощущение стабильности. Если мама то терпеливо укладывает ребенка спать, читает сказки, то вдруг резко уходит и захлопывает дверь, не объяснив, почему ей сегодня некогда, — это причиняет ребенку страдания. Лучше изначально определитесь, какую стратегию вы выбираете в некоторых вопросах, и не меняйте принципов.
    • Соперничество с братом или сестрой. Нарушение психологического микроклимата семьи может быть связано с неуверенностью в родительских чувствах, ревностью с другому ребенку. Старайтесь подчеркнуть ровное отношение ко всем и в течение дня находить время для любого из них. Хорошо, если с каждым из детей у вас будет своя маленькая тайна, интимный ритуал, общее занятие. Старшему помогите стать помощником и учителем, а не конкурентом малышу, даже если разница между ними небольшая.
    • Противоречивые требования. Если мама хочет от ребенка одного, а папа (бабушка, воспитатель и т. д.) другого, он будет мучиться из-за невозможности угодить всем. Если, например, ребенок тихий, спокойный, это одобряется в детском саду. А родителям хотелось бы, чтобы сын был побойчее, и они учат его постоять за себя, давать сдачи, не уступать насиженного местечка. Ребенок страдает от невыполнимости всех требований сразу, он боится разочаровать кого-то из значимых для него людей. Как поступить в этом случае? Во-первых, родителям необходимо прийти к единому согласию, а во-вторых, убедить ребенка, что мнение мамы и папы, а также их требования все-таки должны быть на первом месте.
    • Неадекватные требования. Обычно это проявляется во внешне благополучных, культурных семьях. От малыша хотят всегда сразу и но максимуму, подгоняют его под идеальный образ. Иногда ребенку навязывают ненужные ему интересы (спорт, музыку). Такая негибкая система воспитания крайне пагубна. Помните, что дети ничего вам не должны, и радуйтесь тому, что у них есть успехи хоть в чем-то.
    • Негативные требования «нельзя». Нельзя, чтобы требования родителей ставили ребенка в униженное, зависимое положение. Сюда относятся требования сделать что-либо противоречащее моральным нормам, - допустим, сказать неправду.

    Ведущий (обобщает). Итак, уважаемые родители, проанализируйте перечисленные выше ошибки в воспитании: не относится ли какой-либо из факторов к вашей семье? Приложите все усилия, чтобы максимально нормализовать обстановку в семье.

    3. Упражнения для родителей.

    «Идеальный родитель».

    Ведущий. «У хороших родителей вырастают хорошие дети» - как часто мы слышим это утверждение, но нередко затрудняемся объяснить, какие они - хорошие родители.

    Смысл упражнения заключается в том, что каждому из вас предлагается написать на листке, какие качества должны присутствовать в идеальном родителе.

    Итог ведущего: При оценке любой человеческой деятельности обычно исходят из некоторого идеала, нормы. В воспитательной деятельности, по-видимому, такой абсолютной нормы не существует. Мы учимся быть родителями, так же, как учимся быть мужьями и женами, как постигаем секреты мастерства и профессионализма в любом деле.

    «Семья».

    Все действия участников сопровождаются комментариями ведущего.

    • Несколько участников (5-7 человек и более), исполняющих роли различных членов семьи, выходят и берутся за руки, образуя круг; кто-то периодически тянет всех на себя, кто-то приходит в круг, кто-то может уйти.

    Комментарий ведущего: «В семью могут приходить новые члены, кто-то ее покидает; люди живут вместе, но это еще не семья».

    2) Когда прослеживаются корни семьи, появляются традиции (потопайте ножками - ощутите «корни»), появляются прочные эмоциональные связи (можете сблизиться в центр; отойти как можно дальше друг от друга, чуть-чуть отклониться назад, не отпуская рук) - это уже настоящая семья — устойчивая и дружная.

    3) Если мы имеем дело с воспитанием ребенка, оно не всегда бывает легким, а может быть даже проблемным.

    «Ребенок» виснет на руках «родителей», других «родственников»; прыгает, может сесть на сцепленные руки. Двое соседей по обе стороны от «ребенка» - это «родители».

    Ведупций спрашивает у этих родителей: «Как вам?» (Тяжело, но семья еще стоит; родителям достается больше всего проблем, но и другим становится несладко.)

    4) А бывает, когда кто-то из членов семьи выбывает: или из семьи, или из процесса воспитания (участники через одного выходят из круга), «ребенок» продолжает всех изводить.

    Комментарий ведущего: «Нелегко воспитывать ребенка, а если этот ребенок еще и с трудом поддается воспитанию, тогда совсем туго приходится членам семьи».

    5) А сейчас прошу всех опять встать в круг. Смотря на ноги стоящих, представьте членов своей реальной семьи и вклад каждого. Почувствуйте эту силу - силу круга, силу семьи. Наберитесь силы у этого круга. Периодически передавайте это своим детям через просматривание семейных альбомов, соблюдение традиций и ритуалов вашей семьи.

    В заключение ведущий просит обменяться впечатлениями тех, кто стоял в кругу и тех, кто наблюдал за происходящим.

    Итог ведущего: Круг - это символ формирования привязанности, единения членов семьи. Если родители не смогли создать этих чувств, ребенок чувствует себя лишним. В таком случае может вырасти так называемый «эмоциональный инвалид».

    4. Памятка «В помощь родителям».

    Воспитатель (педагог-психолог). Чтобы не допускать глубокого разлада ребенка с самим собой и окружающим миром, нужно постоянно поддерживать его самооценку или чувство самоценности. Для этого необходимо:

    • Безусловно принимать его.
    • Активно слушать его переживания и потребности.
    • Бывать вместе (читать, играть, заниматься).
    • Не вмешиваться в его занятия, с которыми он справляется.
    • Помогать, когда просит.
    • Поддерживать успехи.
    • Делиться своими чувствами (значит, доверять).
    • Конструктивно разрешать конфликты.
    • Использовать в повседневном общении приветливые фразы. Например: «Мне хорошо с тобой. Я рада тебя видеть. Я по тебе соскучилась. Давай посидим (посмотрим, поделаем...) вместе. Ты, конечно, справишься. Как хорошо, что ты у нас есть. Ты мой хороший».
    • Обнимать не менее четырех, а лучше восемь раз в день.

    III. Заключительная часть.

    Совместное формулирование общих выводов по обсуждаемой проблеме.

    Рефлексия.

    • Чем помогла вам сегодняшняя встреча?
    • Какая часть вызвала особый интерес?
    • Ваши предложения и пожелания на будущее.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рекомендации по формированию адекватной самооценки у детей старшего дошкольного возраста.

    Дошкольный возраст – начальный период осознания ребенком самого себя, мотивов и потребностей в мире человеческих отношений. Поэтому важно в этот период заложить основы для формирования адекватно...

    Статья "Роль творческой деятельности как фактора формирования положительных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста"

    В статье приведены примеры роли творческой деятельности для формирования положительных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста....

    Формирование положительной самооценки у детей. Рекомендация родителям.

    Материал для воспитателей детского сада, для родителей о барьерах препятствующий развитию у детей самооценки. Статья поможет родителям установить контакт с детьми, наладить отношения....

    План- конспект родительского собрания в нетрадиционной форме для детей старшей группы . Тема: "Здоровье-это движение".

    Цель:   Формирование  у  родителей  устойчивой  мотивации  к   сохранению  и укреплению здоровья своих детей....

    План - конспект родительского собрания по социально-коммуникативному развитию детей старшей группы. Тема : "Влияние детско - родительских отношений на становление различных сторон личности ребёнка - дошкольника"

    Цель:   Укрепление детско - родительских  отношений, создание  безопасной  и благоприятной  обстановки  в семье  в  ходе повышения уровня  педагогичес...