Праздник Русская сказка о балалайке и гармони
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Попова Лариса Анатольевна

  Цель:

:  Приобщать  детей дошкольного возраста к  русской народной культуре, формировать  нравственное и патриотическое воспитание.

Воспитывать художественно-эстетический вкус, обогащать музыкальные впечатления детей.

Способствовать развитию познавательности, активности,  любознательности к народному творчеству.

Продолжать учить детей выразительно  и эмоционально исполнять песни, русские танцы, совершенствовать навыки игры на инструменте 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление из опыта работы по теме:

«Приобщение детей дошкольного возраста к русской

народной культуре»

 Работая по теме « Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре» » у детей формируется патриотическое, духовное, нравственное воспитание. В дошкольном возрасте ребенок особенно активно впитывает социальный опыт, превращает его в собственный, приобщается к общечеловеческим ценностям. Народная музыка в процессе воспитания отличается от других предметов тем, что ей доступно передавать непосредственное движение человеческой жизни, она способна воплотить в себе дух эпохи, характер нации, позволяет формировать у ребенка чувство сопричастности традициям и духовным ценностям Родины, поэтому так велико значение народного искусства в развитии личности ребенка.

Цель этой работы - привлечение детей дошкольного возраста к народной культуре, воспитание на народных традициях и обрядах.

В ходе этой работы мною были поставлены задачи:

-Приобщать детей к русской народной культуре

-Формировать у дошкольников патриотическое, духовное, нравственное воспитание.

-Развивать воображение, эмоциональность, творчества ребенка

-Прививать исполнительские навыки в области пения, музыкально -
ритмических    движений, игре на музыкальных инструментах.

Воспитывать художественно – эстетический вкус

Показать детям красоту русского языка через устное народное творчество

Чтобы осуществить эти задачи  предлагаю детям

- послушать народную музыку, песни.

- Знакомлю их с музыкальными играми и хороводами.

-  с народными музыкальными инструментами.

-  с традициями и обрядами русского народа.

Также использую такие виды фольклора как:

загадки, песенки, пословицы, поговорки,  сказки, скороговорки, игры, хороводы.

В младших группах (слушаем народные песни, поем песенки «Петушок», «Ладушки», «Дождик др.), обыгрываем песенки ( как идет петушок, как кричит петушок, хлопаем в ладоши, показываем ладошки)

Детям необходимо слушать хорошую, добрую, доступную музыку, какой является народная музыка.

     Заочно (по фотографиям) познакомила детей с народным ансамблем песни и танца «Вишенка» предложила  родителям вместе с детьми сходить на концерт во Дворец культуры.  Детям очень понравилось, и они  делились своими впечатлениями о концерте на занятии.

В старших группах прослушиваем записи русских песен, обращаю внимание детей и на различные виды фольклорных песен: лирические, плясовые, шуточные, игровые, используя эти виды песен на занятиях, праздниках,  мероприятиях.

Играем с детьми в игры, например  ДОПОЛНИ ПЕСЕНКУ (проигрываем)

 Также вместе с детьми разучиваем русские народные песни, русские танцы (танец с балалайками, с ложками, танец ромашки), хороводы, инсценируем их. Играем в русские  народные игры,  большая роль  в игре отводится жестам и мимике, творчеству.

С целью развития у малышей чувства ритма использую игру на детских музыкальных инструментах: погремушках, ложках, колокольчиках, бубнах. Эти инструменты впоследствии использую в плясовых песнях и играх на праздниках и развлечениях.

Знакомство с музыкальными инструментами, начатое в младших группах, продолжается в старшем возрасте. Такие инструменты как - дудка, свирель, балалайка, гармонь, баян.

Познакомила детей  с ансамблем саратовских гармошек « Озорные колокольчики»  дети посетили концерт, слушали записи.

 Дети с огромным удовольствием принимают участие  в музыкально - театрализованной деятельности, которая основывается на знакомом фольклорном  материале, обыгрываем сказки.

Работая  по теме «Приобщение детей к русской народной культуре»  провожу работу и с родителями. Совместно  с   родителями, воспитателями, детьми    изготавливаем   простейшие    шумовые инструменты. С детьми играем на разных инструментах,  одаренных детей обучаю игре на гармошках и аккордеонах.

 

Все это способствует развитию творческой деятельности, формирует патриотическое, духовное,  нравственное воспитание,  раскрывает личность ребенка.

Выступление из опыта работы по теме:

«Приобщение детей дошкольного возраста к русской

народной культуре»

 

Музыкальный руководитель

                                                                        МБДОУ «Детский сад №12»

                                                                         Попова Л.А.

2015г.



Предварительный просмотр:

Конспект занятия по теме: «Осень и музыка»

«Влияние предметно – развивающей среды на формирование социально – личностных качеств ребенка»

Для детей старшей группы

МБДОУ№12 г.Красноармейска Саратовской области Музыкальный руководитель Попова Л.А.

Цель:

Формировать личность ребенка путем воздействия музыкального искусства, закреплять художественно – творческие представления и навыки у детей.

Развивать музыкальные и творческие способности ребенка, внимание, мышление, фантазию, кругозор детей.

Воспитывать доброжелательные отношения и с помощью предметов изображать осень, на музыкальных инструментах изображать приметы осени.

Материалы и оборудование:

Осенние листочки, султанчики, игрушки, зонты, кукольный театр, музыкальные инструменты, картины и разрезные картинки по временам года, запись осенних песен.

Ход Занятия:

Здравствуйте  дети! Послушайте песню и определите о каком времени поется в песне.(слушают песню «Осень») (ответы детей)

Назовите приметы осени (ответы детей).

Скажите можем ли мы с вами на музыкальных инструментах обыграть приметы осени? (ответы детей)

Какие приметы  осени мы можем обыграть на маракасах? на тарелочках? На бубнах? на барабанах ? (ответы детей)

Обыграем с вами сказку «Осень»

Наступила осень, опадают листья и шуршать листья(дети играют на маракасах)

Налетел ветер (играют на бубнах)

В небе собираются тучи (играют на тарелках)

Гремит гром ( играют барабаны)

Пошел дождь (играют на металлофонах).

Дети вам понравилась осенняя сказка? (ответы детей)

А вы хотите отправиться в осенний  волшебный лес? Тогда выберете  предметы, которые относятся к Осени (дети выбирают)

Почему Лиза, Настя, Кристина выбрали листочки?

Почему Антон, Катя выбрали зонты?(ответы детей)

Придумайте танец  с этими предметами.

Танец Осенний (Звучит песня « Осеняя пора»)

Вот мы с вами в осеннем лесу, какие животные живут в лесу.( ответы детей)

Давайте с вами поиграем в игру: «Угадай какое животное поет»

(ребенок поет песню « Осень золотая» голосом медведя, ребенок поет голосом лисы, ежа, волка и дети угадывают, за ширмой ребенок показывает кукольный театр – животных).Сейчас мы все вместе с лисичкой, ежиком, волком и медведем споем  песню «Осень». Нам животные принесли красивые картинки. Но ветер налетел и все они разлетелись, посмотрите какие времена года изображены на картинках (ответы: Весна, Осень Зима, Лето). Поиграем в игру «Собери Времена года» .Посмотрим правильно ли вы собрали картинки  по временам года? Вы, ребята  молодцы,

Скажите пожалуйста, могут ли собраться вместе все четыре времени года? (ответы детей)

Для вас дети сюрприз, к нам идут все четыре времени года!

Танец «Времена года» (исполняют девочки подготовительной группы)

Они для вас принесли угощение!!!(Ребенок угощает детей)



Предварительный просмотр:

 Праздник по теме:                                            «Русская сказка о балалайке и гармони»

для детей подготовительной группы

                                                              Музыкальный руководитель

                                                МБДОУ№12

                                          Попова Л.А.

2015г.

   

  Цель:  Приобщать  детей дошкольного возраста к  русской народной культуре, формировать  нравственное и патриотическое воспитание.

Воспитывать художественно-эстетический вкус, обогащать музыкальные впечатления детей.

Способствовать развитию познавательности, активности,  любознательности к народному творчеству.

Продолжать учить детей выразительно  и эмоционально исполнять песни, русские танцы, совершенствовать навыки игры на инструменте

 

     Под музыку в зал входят дети,                                                                                      

Под русскую народную музыку входят  дети,  Василиса – Прекрасная исполняют  русский хоровод, обходят один круг и становятся в одну линию.

Василиса : Здравствуйте гости дорогие! Милости просим! Всех гостей встречаем, друзей в гости приглашаем.

Ребенок:  Добрый день всем добрым людям!

Мир вам, гости дорогие!

Вы явились в добрый час

Встречу теплую такую

Мы готовили для вас!

Ребенок:

Хлебосольством и радушьем

Знаменит наш край

Здесь у нас и сказки русские

И медовый каравай!

Дети исполняют песню: Хлеб – соль

Нынче мы гостей встречаем

На своей родной земле

Хлебом – солью угощаем,

как обычай нам велел!

Очень рады встрече нашей

С добрым словом и с любовью

И с душой гостям мы скажем:

«С хлебом солью

 С хлебом солью!»

Дети несут каравай, угощают гостей

Василиса:

Я премудрая девица

На все руки мастерица,

Все я знаю там и тут

Василисою зовут!

Много ль знаете вы дети?

На загадки вы ответьте?

Кто из вас их отгадает, как и я премудрым станет!

1загадка:

Музыкальным инструментом

Кашу есть и щи хлебать,

Можно запросто, а после

 Для друзей своих сыграть. ( ложки)

2.То толстеет, то худеет,

На весь дом голосит! Что это? (гармонь)

3. Три струны ,а звук какой!

С переливами,  живой

Узнаю его в момент-

Самый русский инструмент! (балалайка)

Василиса:

Вы премудрые ребята!

Все загадки отгадали!

А сказки вы любите? ( ответы детей)

Василиса: Мы сказку начинаем! Всех в сказку  приглашаем! В одной деревушке жил веселый народ, они пели, плясали,  да на  инструменте играли, как назвать его не знали, все болтали, да болтали, да балалайкою назвали.

Василиса: Посмотрите какие красивые балалайки ( дети смотрят на экране картинки с балалайками)

Песня: Чудо балалайка

Я на балалаечку ленточку навешаю

Русскую, раздольную песню запою

Пусть она плывет, плывет

Над рекой и лесом

Пусть скорей услышит песенку мою

Василиса: жили люди весело  пели, плясали, присели отдохнуть и  услышали они, что кто то играет на балалайке …

 ( Включается мелодия  Во поле береза стояла и смех Змея Горыныча)

Змей Горыныч:: ХА ха ха… Вот так инструмент, такого я не видел!

Треугольная доска

А на ней три волоска:

Волосочек тоненький

Голосочек звонкий

Мне понравилась она!

Балалаечка моя!

Вам балалайку не отдам, скучно мне, грустно мне, хоть балалайка веселит!

Василиса: Змей Горыныч, чтобы тебе не скучать, ты на балалайке играй, а мы с балалайкой станцуем!

Змей Горыныч: Я буду играть, выходите танцевать!

Ребенок: Балалайки мы возьмем, да и пляску заведем!

Танец с балалайками

Василиса: Каждый мастер  по своему украшает  свою балалайку, а у тебя Змей Горыныч балалайка не украшена.

Змей Горыныч: Научите меня балалайку  украшать.

Василиса: Мы тебе поможем!

Игра: Укрась балалайку

Василиса: Змей Горыныч мы дарим тебе балалайку!

Змей Горыныч: Спасибо, вы играйте, а я с балалайкою пойду!

(Змей уходит)

Игра: Это что за народ

Василиса: В деревне музыканты мастера стали придумывать новые инструменты! И вот я вам сейчас загадаю загадку, а вы должны угадать о каком инструменте идет речь?

У нее вся душа на распашку

Хоть и пуговицы есть – не рубашка, не индюшка,

 а надувается, и не птица, а заливается.

Ребенок:

В руки я ее возьму, растяну и сожму,

Заиграет только тронь ,

А зовут ее ?  ( все дети: гармонь!)

Василиса:

Посмотрите, какие разные  гармони, вот двухрядка гармонь и саратовская гармонь с колокольчиками ( гармони лежат на столе) , а вот еще какие бывают гармони , давайте посмотрим …( звучит музыка и  на экране картинки гармони), (дети смотрят гармони) и у нас есть саратовская гармонь, Ой, где же  гармонь?  Пропала?  кто же ее мог взять ?

Звучит музыка вбегает баба Яга с гармошкой

Баба Яга:

Растяни меха  гармошка

Эх, играй наяривай

Пой частушки бабка Ежка,

 пой не разговаривай!

Василиса: Здравствуй баба Яга! Ах вот и гармонь нашлась!

Баба Яга: Ягодка ты моя, гармонь  никуда и не пропадала, а гармошечка  то моя! Я вам ее не отдам!

Василиса: А что если конкурс устроим, если мы победим гармонь наша!

Баба Яга: Давайте конкурс частушек устроим, я все равно вас перепою!!!ха ха ха!!!

Конкурс частушек

Баба Яга: ( поет)

Начинаю петь частушки очень замечательно,

Ставьте ушки на макушки слушайте внимательно.

Ребенок:

Мы частушек много знаем

И веселых и смешных

Приглашаем тех послушать

Кто не знает никаких!                (Яга на  проигрыше: много знают что вы)

Б.Яга:

Я летала, я летала

С ног я даже сбилася

Не отдам я вам гармонь

Я в нее влюбилася!

Ребенок:

Ты прости Бабуля Яжка

Что тебя обидела,

Забрала твою метлу

А тебя не видела!                (вот  дают ,так и без метлы останешься)

Б.Яга:

Гармонь весело играет ( или хорошо гармонь играет)

Все  ребята говорят

У Саратовской гармошки

Колокольчики звенят.

Ребенок:

Баяниста Петю я

Давно заприметила

Играет он старательно

Моргает завлекательно.

Ребенок:

Наш оркестр так играл,

Балалайки брякали

Наши мамы сидя в зале

Громко, громко плакали.

Ребенок:

Я играю, замечаю

Кто кого из вас бойчей

Кто из вас из всех ребят

Потанцует веселей.

Ребенок:

Гармонист, гармонист,

Гармонист хороший!

Ты играй повеселей

Я хлопаю в ладоши!

Дети:

Мы частушек много знаем

Знаем целый миллион

Приходите их послушать

В Красноармейский наш район.

Василиса: Молодцы! Отлично спели частушки!

Б.Яга: Частушки то вы знаете, но гармонь я вам не отдам!

Играть вы не умеете!

Василиса: Мы сейчас тебе покажем!

Ребенок:

 Музыканты выходите

Инструменты вы берите

Ребенок:

Нам играть не надоест!

И создали мы оркестр!

ОРКЕСТР  рус.нар.мелодия

Б.Яга:  Развеселили вы меня! Настроение у меня отличное! Выходите поиграем в веселую игру!

ИГРА: «Тетя Весельчак»

Б.Яга: вот здорово!

Вот спляшу- ка я, спляшу,

С вами я сейчас

Вспомню молодость свою

 Станцуем перепляс!

Василиса: Выходите на русский перепляс!

Русский перепляс

Б.Яга: Мне понравилось у вас! Но гармошечка то как?

Василиса: Дарим мы тебе гармонь!

Б.Яга: ( поет)

Вот спасибо угодили

Я гармонь с собой возьму

Буду петь частушки звонко

Каблучками постучу.

А за то что вы такие

Пряников  вам напекла,

Угощайтесь, не стесняйтесь

Вы возьми их, Пока!!!

Василиса: Спасибо за пряники! (Б.Яга  с приплясом уходит)

Василиса: Сегодня наша сказка заканчивается, но мы с вами будем придумывать новые сказки!

Звучит музыка, под музыку Василиса и дети уходят.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Сказка за сказкой" -праздник русской народной сказки

laquo;Сказка за сказкой»(праздник русской народной сказки)Подготовка.Дети должны знать тексты русских народных сказок, героев сказок, их имена, занятия, сказочные предметы их применение, волшеб...

Цикл знакомств с русскими народными инструментами "Балалайка поиграйка"

quot;Балалайка поиграйка" цикл занятий знакомство с русскими народными инструментами.ссылка: https://www.instagram.com/tv/B-t22FdnjnA/?igshid=YmMyMTA2M2Y=...

Конспект занятия - русский народный инструмент - Балалайка. Презентация доступна по ссылке в облаке: https://cloud.mail.ru/public/wgrA/FA8zJyBb4

Конспект занятия в рамках реализации регионального проекта 2021г. народный инструмент - Балалайка...

Русский перепляс «Чудо балалайка»

Хореографическая  постановка...

КОНСПЕКТ ООД «РУССКИЙ НАРОДНЫЙ ИНСТРУМЕНТ - БАЛАЛАЙКА»

КОНСПЕКТ ООД «РУССКИЙ НАРОДНЫЙ ИНСТРУМЕНТ - БАЛАЛАЙКА»...

Сценарий новогоднего праздника "Русская сказка"

Сценарий новогоднего праздника "Русская сказка" (как Баба Яга украла Снегурочку)...