Главные вкладки

    "Сказка за сказкой" -праздник русской народной сказки
    план-конспект занятия (старшая группа) на тему

    Рябухина Нина  Никитична

    «Сказка за сказкой»

    (праздник русской народной сказки)

    Подготовка.

    Дети должны знать тексты русских народных сказок, героев сказок, их имена, занятия, сказочные предметы их применение, волшебные слова, заклинания, зачины, концовки русских народных сказок. Конкурс сочинений «Сказка – ложь, да в ней намек», и в конкурсе рисунков «Я рисую сказку».

    Оборудование: макеты домиков, сказочные вещи, жетоны, награды.

    Ход праздника

    Выходит сказочница.

    Сказочница. Далеко-далеко раскинулось царство необъятное государство – Страна сказок, чудес и волшебства, прекрасная страна и кто хоть раз побывал в ней, останется пленником навеки. Потому что деревья там самые причудливые, горы – самые высокие, терема – самые расписные, птицы – самые звонкие, а чудища – самые страшные.

    Звучит музыка, выключается свет, включаются светильники, бьют часы.

    Не пристало добрым молодцам по палатьям валяться, да на завалинке сидеть, а красным девицам песни распевать да семечки лузгать, предлагаю вам отправиться в путь дороженьку, белый свет повидать, на людей посмотреть и себя показать. Дорожка нам предстоит дальняя. Нужно котомку собрать с вещами самыми необходимыми. Перед вами раскинулась скатерть – самобранка, но на ней не явства заморские, а предметы «сказочные», которые помогут вам в пути: гребень, полотенце, сосуд с живой водой, колечко, яблоко, семимильные сапоги, скатерть-самобранка, клубочек, зеркальце. Предлагаю самым смелым выбрать поочередно 3 предмета, но с таким условием: вы должны назвать волшебные свойства каждого и сказку, где этот предмет встречается. (Дети отвечают на эти «волшебные»?)

    Сказочница. Котомки собрали – в путь. В страну сказок, чудес и волшебства. (Звучит песня охранников из мультфильма «Бременские музыканты» появляются 2 стражника).

    Вот мы и на месте. Но почему ворота заперты? Почему стражники такие сердитые?

    1 стражник. А это кто? Что они тут расселись? Что здесь вообще делают?. Они что не знают, что в нашу страну может войти лишь тот, кто любит и знает сказку? Неучам в ней нет места!

    2 стражник. Да, мы их не можем просто так пропустить в страну сказок, чудес и волшебства. Надо устроить им испытание! Пусть разгадают сказочный кроссворд! Отгадают - молодцы, а нет – придется вернуться.

    1 стражник. А из букв, что в выделенных квадратиках, надо сложить волшебные слова. Только тогда они смогут отомкнуть печать на карте нашей страны. (Показывают свернутую в рулон карту с печатью). Она не хуже волшебного клубочка укажет путь.

    Стражники по очереди задают вопросы командам, записывают ответы, выдают жетоны-ключи, если команды не дают правильного ответа, они отбирают по одному сказочному предмету, называя слово.

    1 Оно из имени Василисы (Премудрая)

    2 Имя царя пославшего Ивана – царевича за жар-птицей (Берендей)

    3 Яблоки дарующие молодость (Молодильные)

    4 Дерево чаще всего встречающееся в сказках (дуб)

    5 Оружие, которым пользуются сказочные богатыри (Палица)

    Второй ребус.

    1 Река, у которой сражался Иван – крестьянский сын (Смородина)

    2 Прозвище Никиты, что спас Киев от змея (Кожемяка)

    3 Скачет.. по ельничку, скачет..по березничку. С дерева на дерево поскакивает да пощелкивает.. (Морозко)

    4 Кот в русских сказках (Баюн)

    5 Животное в которое была заколдована Кащеем Бессмертным прекрасная девушка (Лягушка)

    1 Стражник. Испытания все пройдены, чуть утраты понесли (Волшебные слова «Приди сказка»)

    2 Стражник. Но зато теперь и вам  карту чудную отдам. (Срывают печать, прикрепляют карту и уходят).

    Сказочница. Долго ли коротко шли путники по стране сказок чудес и волшебства, но очутились возле странной избушки Стоит она на курьих ножках, вокруг себя поворачивается. Как в нее попасть? Какие слова нужно сказать?

    Дети. Избушка избушка, встань к лесу задом, ко мне передом, Мне в тебя влезть, хлеба пива есть.

    Звучит музыка. Появляется баба яга, поет и танцует.

    Баба Яга. Какие дорогие гости ко мне пожаловали, как я вам рада, а то совсем меня старую позабыли – позабросили. До чего дошло, стороной обходят, боятся, злыдней считают. А я в вовсе не такая, я даже очень хорошая! На досуге вот сказочки почитываю. Хотите расскажу? Нет, лучше я вам загадки загадаю, да не простые, а про нечисть сказочную. Кто быстрее отгадает?

    1 Сказочная героиня, владелица первого летательного аппарата (Баба яга)

    2 Сказочное существо, житель леса, так называется дух леса (Леший)

    3 Самый одинокий представитель нечистой силы (Водяной)

    4 Нечистая сила неизвестного пола, не то мужик, не то баба ( лихо одноглазое)

    Баба яга награждает жетонами-мухоморами.

    Баба яга. Ладно так и быть отпущу вас, если последнюю мою загадку отгадаете. Как зовут мою сестрицу, болота хозяйку (кикимора). Вот как раз прямо за моим домом дорожка к ней и ведет (показывает на карте) Прощайте, жаль такого вкусного обеда лишаться, но что поделаешь.

    Сказочница. Страшно идти по болоту, под ногами вода хлюпает, ноги глубоко в мох проваливаются. Как же нам задобрить кикимору, чтобы она через свое болото нас пропустила? Давайте ей портрет нарисуем!. А ну смельчаки выходи по одному из команды. Тянем жребий Готовимся. Пока они готовятся, давайте и мы поиграем.

    Игра «перейди болото»

    Перед вами кочки (нарисованные мелом на полу круги) на кочку можно ступить и не провалиться в болото только сказав волшебные слова – зачины русской  народной сказки  (жили были…в некотором царстве… и т.д.)

    Сказочница. А теперь посмотри как наши смельчаки справились с заданием. Думаю после такого прелестного портрета кикимора смилостится и пропустит нас через болото ( показывает портрет) А что это за дом, кто в нем живет?

    Выходит хозяюшка танцует. Одновременно появляется ее дом, самовар, блюдо с баранками.

    Хозяюшка. Здравствуйте гости дорогие! Располагайтесь! Не стесняйтесь! Располагайтесь поудобнее, давайте знакомиться. Зовут меня Мария Ивановна, я хозяйка этого дома. А вы как в нашу страну попали? Небось сказки любите? Вижу долгонько уже идете. Вот и отдохните у меня. Домик у меня не большой, да уютный. Все своими руками сдомовничала, люблю порукадельничать. Не подумайте, что хвастаюсь, нас таких в русских много. Может и вы вспомните героинь сказок, которые были прекрасными хозяйками, хорошо готовили. (Марья царевна («Поди-туба..») Хаврошечка девица из сказки «Морозко», Елена Прекрасная, Василиса Премудрая и т.д.)

    Хозяюшка. А знаете ли вы такие явства которые наиболее часто в сказках предлагают гостю? (Каша, щи, жареные быки, мед, хлеб, соль). Знаете ли такие сказки где хозяева дома были необычные существа? (баба яга, Кощей и др.) Попробуйте назвать сказочные строения и их хозяев ( Избушка на курьих ножках, Царский дворец Берендея, Изба и др.) Читали ли вы сказки, где в одну из комнат гостям не разрешали входить? (Марья Царевна). За правильный ответ – сушка. Молодцы, не буду вас задерживать. Но на последок хочу совет дать: Чтобы из леса поскорее выбраться, назовите героев сказок чьи голоса услышите, и названия сказок. Счастливого вам пути! (Уходит).

    Сказочница. И вот оказались мы в лесу дремучем   Тссс…. Слышите кто то говорит?

    Раздаются голоса героев сказок, дети отгадывают их.

    - Тепло ли тебе девица, тепло ли тебе красная? (Морозко из одноим.сказки)

    -Как выскочу, как выпрыгну, полетят клочки по закоулочкам (Лиса из сказки «Заюшкина избушка»)

    - Аленушка сестрица моя, выплынь, выплынь на бережек, котлы кипят чугунные, ножи точат булатные, хотят меня зарезать.. (Братец Иванушка из сказки «Аленушка и братец Иванушка).

    -Терешечка, мой сыночек, Приплынь приплынь на бережочек, Я тебе есть пить принесла ( мать Терешечки, а затем ведьма из сказки «Терешечка»).

    - Не хвались чудо-юдо поганое! Не подстрелив ясного сокола, рано перья щипать, не узнав доброго молодца, нечего бранить его (Иван – крестьянский сын из сказки «Иван крестьянский сын и чудо юдо»).

    Звучит музыка

    Сказочница. Уф вот и вышли мы из леса. А тут еще одно препятствие – горы. Вершинами своими они небо протыкают, даль затмевают. Как же через них нам перебраться? Не унывайте! Думаю, что сказочные викторины помогут нам справиться и с этим препятствием!

    Вспоминайте!

    - В какой сказке содержится рецепт приготовления диковинного, неповторимого по своим вкусовым качествам блюда из столярного инструмента?

    - В какой сказке говорится про уникальное в своем роде спортивные достижения по прыжкам в высоту среди среди лиц мужского пола, победителя которого ожидал – поцелуй царевны и женитьба на ней («Сивка – бурка»).

    - В какой сказке говорится про то, как заяц стал бомжем, рыжая плутовка завладела всей заичьей недвижимостью и лишь вмешательство третьего лица помогло восстановить справедливость?

    - Назовите сказочный персонаж, лезущий из кожи вон (Лягушка)

    - Как называется русская народная сказка. В которой рассказана история о долгом пути хлебобулочного изделия к потребителю? (Колобок)

    - Какое самое надежное средство ориентации в сказочных ситуациях? (Клубок)

    - Как называется деталь женского платья в котором помещаются реки, озера, лебеди и другие элементы окружающей среды? (Рукава)

    - Назовите имя сказочного персонажа, лопнувшего со смеху, при виде некачественного построенного моста? (Пузырь)

    - Как называется швейная принадлежность в которой таится смертельная опасность для сказочных долгожителей? (Игла)

    - Что является высочайшим достижением волшебного общепита? (Скатерть-самобранка).

    - Назовите имя высокопоставленной особы, чья улыбка стоила сказочно дорого? (Несмеяна).

    Сказочница. Вот и горы остались позади, а впереди нас ждет дворец царский.

    Устанавливается макет дворца, появляется царь.

    Царь. Ой вы гости – господа! Долго ль ездили, куда? Ладно ль за морем иль худо? И какое в свете чудо?

    Сказочница. Прошу ребята ответить вас царю-батюшке, какие сказочные чудеса вы знаете? (летучий корабль, двое из ларца и т.д.)

    Царь Обычно цари в сказках давали по три задания или загадывали по три загадки. Я тоже решил вам ипытание устроить! Царья или н7е царь?!

    - Ну-ка скажите мне, по каким надобностям отправляли цари в путь своих сыновей? (за невестой, за жар -птицей, молодильными яблоками.)

    - Какую награду обычно обещают сказочные цари героям? (полцарства, дочь).

    - Назовите имя царя, жившего так давно, что в это уже никто и не верит? (горох).

    - Какие козни придумывали цари, чтобы сгубить неугодных им людей?

    За правильные ответы, царь дает рубли-жетоны.

    Царь. Жаль мне с вами расставаться, да делать нечего. Вижу люди вы знающие, ученые, да и мне понравились. Поэтому хочу услугу вам оказать. За моим дворцом вас ожидает река огненная. Укротить ее вам поможет заклинания и слова волшебные, что в русских сказках встречаются. Но помните, что не меньше трех вам вспомнить надо! (Уходит).

    - По щучьему веленью! Земля прощай! В добрый путь! Двое из сумы, попить, поесть! Сивка бурка вещая каурка! Стань передо мной, как лист перед травой!

    Сказочница. Вот и река огненная позади осталась. Заканчивается и наше путешествие по стране Сказок и волшебства! Но зато теперь вы сможете продолжить его сами, ведь сказочная тропинка бесконечна. А сегодня прощаясь с вами будет уместно вспомнить слова, которыми заканчиваются наши сказки.

    Молодцы! Пересчитайте свои награды. Награждение участников конкурса. «Сказка ложь, да в ней намек»  (сказки сочиняли сами ребята),  «Я рисую сказку».

    В добрый путь! – хочется мне сказать вам. До новых встреч в стране Сказок Чудес и Волшебства!

     

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Мои любимые сказки.Литературная викторина по русским народным сказкам и произведениям Корнея Чуковского для детей старшей группы

    Уважаемые коллеги представляю Вам литературную викторину, которая прошла успешно. Дети с удовольствием цитировали, играли, отгадывали, инсценировали и получили эмоциональный заряд....

    Тема: «Сказка «Колобок» ( по мотивам русской народной сказки)

    Цель:-        помочь детям представить собственную позицию в выборе способа воплощения действий, образа литературного персонажа;-...

    НОД по развитию речи Тема: «Составление описаний персонажей сказки « Теремок». Лексическая тема: « Русские народные сказки»

    Данная НОД разработана для детей средней группы проведена в рамках работы по проекту "Путешествие по сказкам". Разработка предполагает использование нового информационного оборудования (интерактивная ...

    Конспект НОД Литературная викторина по русским народным сказкам для детей средних групп «У сказки чистая душа»

    Конспект НОД  Литературная викторина по русским народным сказкам  для детей средних групп «У сказки чистая душа» Цель: уточнение представлений о русских народных и авторских сказка...

    Сказка-драматизация по мотивам русской народной сказки "Маша и Медведь"

    Сценарий сказки "Маша и Медведь" в прозе для детей старшего дошкольного возраста....

    Конспект НОД по ОО «Речевое развитие» направление «Развитие речи» в младшей группе «Сказка» по теме: «Чтение русской народной сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

    Данное занятие проводила как открытый просмотр. НОД полностью соответствует ФГОС с интеграцией образовательных областей....

    Самоанализ НОД по ОО «Речевое развитие» направление «Развитие речи» в младшей группе «Сказка» по теме: «Чтение русской народной сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

    Самоанализ НОД  в младшей группе по теме:    «Чтение русской народной сказки   «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»....