Конспект НОД Литературная викторина по русским народным сказкам для детей средних групп «У сказки чистая душа»
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему

Авдонина Татьяна Александровна

Конспект НОД

 

Литературная викторина

по русским народным сказкам

 

для детей средних групп

 

«У сказки чистая душа»

 

Цель: уточнение представлений о русских народных и авторских сказках

Задачи:

1)образовательная: расширение представлений о творчестве Пушкина, повторение содержания и имен главных героев русских народных сказок;

2)развивающая: развитие памяти, речи, сообразительности;

3)воспитательная: воспитывать уважительное отношение к творчеству Пушкина и русским народным сказкам.

Предварительная работа: Чтение сказок А.С.Пушкина. Рисование героев сказок с использованием различных изобразительных техник. Заучивание отрывков из  сказок. Организация выставки детских рисунков.

 

Ход  НОД.

 

В.: Более двухсот лет назад в городе Москва  6 июня родился великий русский поэт и сказочник А.С. Пушкин .

С раннего детства  маленький Саша Пушкин  был окружен заботой и вниманием своих родителей.

Но особенно заботилась о нем его няня   Арина Родионовна. Она была мастерица петь песни, рассказывать сказки.

Сказки глубоко затронули душу маленького Саши Пушкина. На основе  сказок, услышанных от няни,  взрослый Пушкин создал свои сказки , которые любят и знают не только в России, но и по всему миру.

И не зря каждый год 6 июня в нашей стране отмечается день рождения  А.С. Пушкина и день русского языка, на котором он писал свои замечательные сказки.

В дверь стучит почтальон Печкин и входит  в группу.

Почтальон Печкин: Здравствуйте, ребята! Как хорошо, что я нашел вас. Я принес вам телеграммы от сказочных героев. Только вот не пойму, от кого они. Может быть, вы догадаетесь?

В.: Не переживай, Печкин, ребята быстро догадаются, от кого эти телеграммы.  Давай их сюда.

Почтальон Печкин: Получите и распишитесь. Мне пора идти дальше. До свидания, ребята!

 Печкин отдает телеграммы воспитателю и уходит. 

В.: Ну, что, ребята, готовы отгадывать, кто прислал нам эти сказочные телеграммы? (Ответы детей).

ИГРА «ТЕЛЕГРАММЫ ОТ СКАЗОЧНЫХ ГЕРОЕВ»

1)Тяжелый камень на дно тянет,

    Шелковая трава ноги спутала,

    Желтые пески на грудь легли .

2) Мой хвост остался  в проруби .

3) Превратилась  в облачко, вернусь зимой .

4) Костры горят высокие

     Котлы кипят чугунные,

     Ножи точат булатные,

     Хотят меня зарезати .

5) Хотели из меня воротник на шубу сделать, да я хитрей оказалась. Всю рыбку полегоньку из воза выбросила,  сама с воза спрыгнула и всю рыбу съела .

6) Украла меня лиса из дома, хотела  в печке изжарить да съесть. А я ее перехитрил, на лопатку посадил,  в печь засунул, заслонкой прикрыл и убежал домой .

7)  Не хочу и не летаю,

     А попробуй, догони!

     Я бываю золотая.

     Ну-ка, в сказку загляни .

Воспитатель:  Какой персонаж  просит нас  заглянуть  в сказку?

Дети: золотая рыбка.

Воспитатель: А как называется эта сказка?

Дети: «Сказка о рыбаке и рыбке».

Звучит музыка.  Из-за ширмы «появляется»  рыбка.

Воспитатель: Рыбка золотая, мы с ребятами знаем, что ты  желания исполняешь. Мы тоже хотим получить от тебя что-нибудь приятное в подарок.

Рыбка: Не печальтесь. Будет  вам подарок.

Рыбка исчезает за ширмой. Ведущий тянет невод, вытаскивает сундук из-под ширмы, будто со дна моря.

Воспитатель: Спасибо, рыбка, за подарок! Интересно ребята, а что же в этом сундуке лежит?  Давайте-ка в него заглянем.

Ой, ребята, а в сундуке лежат сказочные предметы. Я  буду их  показывать и называть, а вы должны угадать названия сказок, из которых эти  предметы.

ИГРА «СКАЗОЧНЫЕ ПРЕДМЕТЫ»

На экране появляются иллюстрации к сказкам, из которых эти сказочные предметы.

- 3 ложки, 3 миски

- яйцо золотое

- бобовое зернышко                 

- скалочка

- лопатка  в печь

- корыто

Воспитатель: Молодцы, ребята! Все сказочные предметы угадали!

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА «СКАЗКИ»

Мышка быстренько бежала                                                    (бег на месте)
Мышка хвостиком виляла                                        (имитация движения)
Ой, яичко уронила                                    (наклониться, "поднять яичко")
Посмотрите-ка, разбила             (показать "яичко" на вытянутых руках)
Вот мы репку посадили                                                          (наклониться)
И водой ее полили                                                     (имитация движения)
Вырастала репка хороша и крепка                  (развести руки в стороны)
А теперь ее потянем                                                 (имитация движения)
И из репы кашу сварим                                                      (имитация еды)
И будем мы, от репки, здоровые и крепкие                  (показать "силу")
Мы славная семья козлят
Мы любим, прыгать и скакать                           (подпрыгивание на месте)
Мы любим, бегать и играться
Любим рожками бодаться                     (встают парами и указательными                                  

                                                пальчиками обоих рук показывают "рожки")

 

В зал забегает  ведьма со словами: «Я ведьма, ведьма, ведьма, я пакостить люблю», колдует у экрана и на экране появляется «Заколдованная картинка».

Воспитатель:  Ребята, кто это к нам пришел? Из какой она сказки?  (Ответы детей)

Ведьма: Я ведьма из сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Это я все натворила.

Воспитатель: Ты зачем все картинки заколдовала?

Ведьма: А я  хочу проверить, хорошо ли ваши ребята знают сказки?

Ведьма задает детям вопросы по содержанию сказок.  Если дети отвечают правильно, на экране открываются части картинки. Дети называют сказку по картинке.

1)Сколько раз  старик закинул невод, прежде чем поймал золотую рыбку?

2)Что просил старик у золотой  рыбки  для своей старухи?

3)Что спрашивала у старика рыбка, являясь на зов, и как он ей отвечал?

4)С чем остались старик и старуха в конце сказки?

На экране открывается иллюстрация к «Сказке о рыбаке и рыбке».

 

1)Назовите животных, с которыми жил Жихарка?

2)Чем занимались Кот, Петух и Жихарка?

3)Кто и зачем украл Жихарку?

4)Как Жихарка вернулся домой живым и невредимым?

На экране открывается иллюстрация к сказке «Жихарка».

 

1)Назовите героев сказки «Зимовье», которые убежали жить в лес.

2)Почему эти животные убежали в лес от своих хозяев?

3)Почему сказка называется «Зимовье»?

4)Кто хотел съесть героев сказки и почему?

На экране открывается иллюстрация к сказке «Зимовье».

Ведьма: Ай, да, ребята, молодцы! 

Воспитатель: Ребята, смотрю, вы засиделись. Вставайте у стульчиков, поиграем немного. И ты, Ведьма, с нами поиграй, может тебе понравится, и ты больше не захочешь вредничать.

Ведьма: Здорово поиграли, ребята!  А теперь мне пора в свою сказку.

Ведьма прощается и убегает под музыку.

Звучит музыка. Появляются персонажи из сказки «Лисичка – сестричка  и серый волк». Лиса «едет» на Волке и приговаривает.

Лиса: Битый не битового везет, битый небитого везет.

Волк: Ой, кумушка, куда это мы с тобой попали?

Лиса: Сколько тут маленьких, сладеньких ребятишек!

В.: Ребята, вы знаете, кто это и из какой сказки?                                                          

(Ответы детей)

 Здравствуйте, лиса и волк!

Лиса и Волк здороваются с ребятами.

В.: Зачем вы к нам пожаловали?

Лиса: Мы хотим проверить, знаете ли вы сказки!

В.: Наши ребята знают много сказок, и мы вам это докажем, но сначала поиграйте с нами.

Физкультминутка «Колобок»

Лиса: Ой, какие вы веселые, ребята! Готовы показать, как вы сказки знаете? Я буду загадывать загадки, а вы будете отгадывать названия сказок .

Лиса читает загадки с экрана, дети отгадывают названия  сказок, на экране появляются картинки – отгадки. Волк отвечает неправильно.

Красна девица грустна,

Ей не нравится весна,

Ей на солнце тяжко!

Слёзы льёт бедняжка. (Снегурочка)

Носик – круглым пятачком,

Им в земле удобно рыться,

Хвостик маленький крючком,

Вместо туфелек – копытца.

Трое их и до чего же

Братья дружные похожи!

Отгадайте без подсказки

Вы названье этой сказки (Три поросенка)

 

Кто-то за кого-то

Ухватился крепко:

-  Ой, никак не вытянуть!

- Ой, засело крепко!

Но ещё помощники

Скоро прибегут…

Победит упрямицу

Дружный общий труд.

Кто засел так крепко,

Может это… (Репка)

 

Уходя, просила мать

Никому не открывать,

Но открыли дети дверь!

Обманул зубастый зверь-

Песню мамину пропел,

А потом козляток съел.

Кто из вас догадается,

Как сказка называется? (Волк и семеро козлят)

 

Удивляется народ:

Едет печка, дым идёт,

А Емеля на печи

Ест большие калачи!

Чай сам наливается

По его хотенью.

А сказка называется

…………………………….  (По щучьему велению)

 

Возле леса, на опушке

Трое их живёт в избушке.

Там три стула и три кружки.

Три кроватки, три подушки.

Угадайте, без подсказки,

Вы названье  этой сказки?  (Три медведя)

 

Унесла его лиса
За далекие леса.
Но придет на помощь кот,
Своего дружка спасет!
Открывай, лиса, мешок –
Ты свободен, петушок!
Петя, Петя, петушок,  (Золотой гребешок)

 

Сидит в корзине девочка

У мишки за спиной.

Он сам, того не ведая,

Несёт её домой.

Ну отгадал загадку?

Тогда скорей скажи

Названье этой сказки

……………………………  (Маша и медведь)

 

Румяный круглый паренёк,

Сбежал из дому на денёк.

С весёлой песенкой бродил

И все напасти обходил

До той поры, пока в лесу

Не встретил хитрую лису.  (Колобок)

 

Нашла однажды мышка

Совсем пустой домишко.

Стала жить да поживать,

Да жильцов к себе пускать.  (Теремок)

 

Уговаривала братца

Старшая сестрица:

«Ты из лужицы не пей

Мутную водицу».

Не послушался мальчонка -

Превратился он в козлёнка (Сестрица Аленушка и братец Иванушка)

 

Подарит новое корыто.

И новый дом, и слуг в придачу.

Но если уж она сердита,

С ней вместе уплывет удача!

Исчезнет все, и в море зыбком

Растает…. (Сказка о рыбаке и рыбке)

 

Лиса: Вот, ребята, молодцы! Все сказки знаете, не то, что ты, серый Волк.                                                                                                                                                                            Волк: Я уже все сказки запомнил!                                                                                         В.: Приходи к нам в гости почаще! Мы тебя всему научим.                                                        Лиса: Ладно, ребята, нам пора в свою сказку. До свидания!

Лиса и Волк уходят. Из-за ширмы появляется рыбка и говорит: « Есть у меня еще 1 сюрприз для вас.

Показ мультфильма «У Лукоморья дуб зеленый…»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lit5eraturnaya_viktorina.doc75.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД

Литературная викторина

по русским народным сказкам

для детей средних групп

«У сказки чистая душа»

Цель: уточнение представлений о русских народных и авторских сказках

Задачи:

1)образовательная: расширение представлений о творчестве Пушкина, повторение содержания и имен главных героев русских народных сказок;

2)развивающая: развитие памяти, речи, сообразительности;

3)воспитательная: воспитывать уважительное отношение к творчеству Пушкина и русским народным сказкам.

Предварительная работа: Чтение сказок А.С.Пушкина. Рисование героев сказок с использованием различных изобразительных техник. Заучивание отрывков из  сказок. Организация выставки детских рисунков.

Ход  НОД.

В.: Более двухсот лет назад в городе Москва  6 июня родился великий русский поэт и сказочник А.С. Пушкин .

С раннего детства  маленький Саша Пушкин  был окружен заботой и вниманием своих родителей.

Но особенно заботилась о нем его няня   Арина Родионовна. Она была мастерица петь песни, рассказывать сказки.

Сказки глубоко затронули душу маленького Саши Пушкина. На основе  сказок, услышанных от няни,  взрослый Пушкин создал свои сказки , которые любят и знают не только в России, но и по всему миру.

И не зря каждый год 6 июня в нашей стране отмечается день рождения  А.С. Пушкина и день русского языка, на котором он писал свои замечательные сказки.

В дверь стучит почтальон Печкин и входит  в группу.

Почтальон Печкин: Здравствуйте, ребята! Как хорошо, что я нашел вас. Я принес вам телеграммы от сказочных героев. Только вот не пойму, от кого они. Может быть, вы догадаетесь?

В.: Не переживай, Печкин, ребята быстро догадаются, от кого эти телеграммы.  Давай их сюда.

Почтальон Печкин: Получите и распишитесь. Мне пора идти дальше. До свидания, ребята!

 Печкин отдает телеграммы воспитателю и уходит.  

В.: Ну, что, ребята, готовы отгадывать, кто прислал нам эти сказочные телеграммы? (Ответы детей).

ИГРА «ТЕЛЕГРАММЫ ОТ СКАЗОЧНЫХ ГЕРОЕВ»

1)Тяжелый камень на дно тянет,

    Шелковая трава ноги спутала,

    Желтые пески на грудь легли .

2) Мой хвост остался  в проруби .

3) Превратилась  в облачко, вернусь зимой .

4) Костры горят высокие

     Котлы кипят чугунные,

     Ножи точат булатные,

     Хотят меня зарезати .

5) Хотели из меня воротник на шубу сделать, да я хитрей оказалась. Всю рыбку полегоньку из воза выбросила,  сама с воза спрыгнула и всю рыбу съела .

6) Украла меня лиса из дома, хотела  в печке изжарить да съесть. А я ее перехитрил, на лопатку посадил,  в печь засунул, заслонкой прикрыл и убежал домой .

7)  Не хочу и не летаю,

     А попробуй, догони!

     Я бываю золотая.

     Ну-ка, в сказку загляни .

Воспитатель:  Какой персонаж  просит нас  заглянуть  в сказку?

Дети: золотая рыбка.

Воспитатель: А как называется эта сказка?

Дети: «Сказка о рыбаке и рыбке».

Звучит музыка.  Из-за ширмы «появляется»  рыбка.

Воспитатель: Рыбка золотая, мы с ребятами знаем, что ты  желания исполняешь. Мы тоже хотим получить от тебя что-нибудь приятное в подарок.

Рыбка: Не печальтесь. Будет  вам подарок.

Рыбка исчезает за ширмой. Ведущий тянет невод, вытаскивает сундук из-под ширмы, будто со дна моря.

Воспитатель: Спасибо, рыбка, за подарок! Интересно ребята, а что же в этом сундуке лежит?  Давайте-ка в него заглянем.

Ой, ребята, а в сундуке лежат сказочные предметы. Я  буду их  показывать и называть, а вы должны угадать названия сказок, из которых эти  предметы.

ИГРА «СКАЗОЧНЫЕ ПРЕДМЕТЫ»

На экране появляются иллюстрации к сказкам, из которых эти сказочные предметы.

- 3 ложки, 3 миски

- яйцо золотое

- бобовое зернышко         

- скалочка

- лопатка  в печь

- корыто

Воспитатель: Молодцы, ребята! Все сказочные предметы угадали!

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА «СКАЗКИ»

Мышка быстренько бежала                                                    (бег на месте)
Мышка хвостиком виляла                                        (имитация движения)
Ой, яичко уронила                                    (наклониться, "поднять яичко")
Посмотрите-ка, разбила             (показать "яичко" на вытянутых руках)
Вот мы репку посадили                                                          (наклониться)
И водой ее полили                                                     (имитация движения)
Вырастала репка хороша и крепка                  (развести руки в стороны)
А теперь ее потянем                                                 (имитация движения)
И из репы кашу сварим                                                      (имитация еды)
И будем мы, от репки, здоровые и крепкие                 
(показать "силу")
Мы славная семья козлят
Мы любим, прыгать и скакать                           
(подпрыгивание на месте)
Мы любим, бегать и играться
Любим рожками бодаться                     
(встают парами и указательными                                  

                                                пальчиками обоих рук показывают "рожки")

В зал забегает  ведьма со словами: «Я ведьма, ведьма, ведьма, я пакостить люблю», колдует у экрана и на экране появляется «Заколдованная картинка».

Воспитатель:  Ребята, кто это к нам пришел? Из какой она сказки?  (Ответы детей) 

Ведьма: Я ведьма из сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Это я все натворила.

Воспитатель: Ты зачем все картинки заколдовала?

Ведьма: А я  хочу проверить, хорошо ли ваши ребята знают сказки?

Ведьма задает детям вопросы по содержанию сказок.  Если дети отвечают правильно, на экране открываются части картинки. Дети называют сказку по картинке.

1)Сколько раз  старик закинул невод, прежде чем поймал золотую рыбку?

2)Что просил старик у золотой  рыбки  для своей старухи?

3)Что спрашивала у старика рыбка, являясь на зов, и как он ей отвечал?

4)С чем остались старик и старуха в конце сказки?

На экране открывается иллюстрация к «Сказке о рыбаке и рыбке».

1)Назовите животных, с которыми жил Жихарка?

2)Чем занимались Кот, Петух и Жихарка?

3)Кто и зачем украл Жихарку?

4)Как Жихарка вернулся домой живым и невредимым?

На экране открывается иллюстрация к сказке «Жихарка».

1)Назовите героев сказки «Зимовье», которые убежали жить в лес.

2)Почему эти животные убежали в лес от своих хозяев?

3)Почему сказка называется «Зимовье»?

4)Кто хотел съесть героев сказки и почему?

На экране открывается иллюстрация к сказке «Зимовье».

Ведьма: Ай, да, ребята, молодцы!  

Воспитатель: Ребята, смотрю, вы засиделись. Вставайте у стульчиков, поиграем немного. И ты, Ведьма, с нами поиграй, может тебе понравится, и ты больше не захочешь вредничать.

Ведьма: Здорово поиграли, ребята!  А теперь мне пора в свою сказку.

Ведьма прощается и убегает под музыку.

Звучит музыка. Появляются персонажи из сказки «Лисичка – сестричка  и серый волк». Лиса «едет» на Волке и приговаривает.

Лиса: Битый не битового везет, битый небитого везет.

Волк: Ой, кумушка, куда это мы с тобой попали?

Лиса: Сколько тут маленьких, сладеньких ребятишек!

В.: Ребята, вы знаете, кто это и из какой сказки?                                                          

(Ответы детей)

 Здравствуйте, лиса и волк!

Лиса и Волк здороваются с ребятами.

В.: Зачем вы к нам пожаловали?

Лиса: Мы хотим проверить, знаете ли вы сказки!

В.: Наши ребята знают много сказок, и мы вам это докажем, но сначала поиграйте с нами.

Физкультминутка «Колобок»

Лиса: Ой, какие вы веселые, ребята! Готовы показать, как вы сказки знаете? Я буду загадывать загадки, а вы будете отгадывать названия сказок .

Лиса читает загадки с экрана, дети отгадывают названия  сказок, на экране появляются картинки – отгадки. Волк отвечает неправильно.

Красна девица грустна,

Ей не нравится весна,

Ей на солнце тяжко!

Слёзы льёт бедняжка. (Снегурочка) 

Носик – круглым пятачком,

Им в земле удобно рыться,

Хвостик маленький крючком,

Вместо туфелек – копытца.

Трое их и до чего же

Братья дружные похожи!

Отгадайте без подсказки

Вы названье этой сказки (Три поросенка) 

Кто-то за кого-то

Ухватился крепко:

-  Ой, никак не вытянуть!

- Ой, засело крепко!

Но ещё помощники

Скоро прибегут…

Победит упрямицу

Дружный общий труд.

Кто засел так крепко,

Может это… (Репка) 

Уходя, просила мать

Никому не открывать,

Но открыли дети дверь!

Обманул зубастый зверь-

Песню мамину пропел,

А потом козляток съел.

Кто из вас догадается,

Как сказка называется? (Волк и семеро козлят)  

Удивляется народ:

Едет печка, дым идёт,

А Емеля на печи

Ест большие калачи!

Чай сам наливается

По его хотенью.

А сказка называется

…………………………….  (По щучьему велению)  

Возле леса, на опушке

Трое их живёт в избушке.

Там три стула и три кружки.

Три кроватки, три подушки.

Угадайте, без подсказки,

Вы названье  этой сказки?  (Три медведя)  

Унесла его лиса
За далекие леса.
Но придет на помощь кот,
Своего дружка спасет!
Открывай, лиса, мешок –
Ты свободен, петушок!
Петя, Петя, петушок,  
(Золотой гребешок)  

Сидит в корзине девочка

У мишки за спиной.

Он сам, того не ведая,

Несёт её домой.

Ну отгадал загадку?

Тогда скорей скажи

Названье этой сказки

……………………………  (Маша и медведь) 

Румяный круглый паренёк,

Сбежал из дому на денёк.

С весёлой песенкой бродил

И все напасти обходил

До той поры, пока в лесу

Не встретил хитрую лису.  (Колобок) 

Нашла однажды мышка

Совсем пустой домишко.

Стала жить да поживать,

Да жильцов к себе пускать.  (Теремок) 

Уговаривала братца

Старшая сестрица:

«Ты из лужицы не пей

Мутную водицу».

Не послушался мальчонка -

Превратился он в козлёнка (Сестрица Аленушка и братец Иванушка)  

Подарит новое корыто.

И новый дом, и слуг в придачу.

Но если уж она сердита,

С ней вместе уплывет удача!

Исчезнет все, и в море зыбком

Растает…. (Сказка о рыбаке и рыбке) 

Лиса: Вот, ребята, молодцы! Все сказки знаете, не то, что ты, серый Волк.                                                                                                                                                                            Волк: Я уже все сказки запомнил!                                                                                         В.: Приходи к нам в гости почаще! Мы тебя всему научим.                                                        Лиса: Ладно, ребята, нам пора в свою сказку. До свидания!

Лиса и Волк уходят. Из-за ширмы появляется рыбка и говорит: « Есть у меня еще 1 сюрприз для вас.

Показ мультфильма «У Лукоморья дуб зеленый…»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развлекательно-литературный досуг в средней группе: « Мудрые сказки - добрым детям»

Этот досуг знакомит детей со сказками. К детям приходят сказочные герои с которыми дети играют, танцуют, выполняют задания героев....

конспект занятия по театрализованной и изобразительной деятельности для детей средней группы по сказке «Теремок»

занятие способствует формированию умения детей отражать некоторые игровые действия и имитировать действия персонажей, передовать несложные эмоциональные состояния персонажей, используя мимику, жест, д...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по приобщению детей к истокам русской народной культуры для детей средней группы «В гостях у Хозяюшки»

данная разработка поможет педагогам приобщить детей к истокам русской народной культуры,используя макет избы...

Литературная викторина «В стране сказок» по русским народным сказкам для детей средней группы.

Формирование интереса у дошкольников к художественной литературе...

Конспект ОД по патриотическому воспитанию на основе русских народных сказок для детей средней группы.

Цель: Формирование патриотического сознания и навыков дружественного взаимодействия у детей. Воспитание чувства любви к русской культуре. Задачи: Обучающая задача: • Познакомить детей с ру...

Конспект ОД по патриотическому воспитанию на основе русских народных сказок для детей средней группы.

Конспект ОД по патриотическому воспитанию на основе русских народных сказок для детей средней группы.Цель:Формирование патриотического сознания и навыков дружественного взаимодействия у детей. Во...