Конспект непрерывной образовательной деятельности по приобщению детей к истокам русской народной культуры для детей средней группы «В гостях у Хозяюшки»
план-конспект занятия (средняя группа) на тему

пысина светлана александровна

данная разработка поможет педагогам приобщить детей к истокам русской народной культуры,используя макет избы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nod.doc78.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад№57»

Энгельсского муниципального района Саратовской области

Конспект непрерывной образовательной деятельности

по приобщению детей к истокам русской народной культуры для детей средней группы

«В гостях у Хозяюшки»

        Подготовила:

Пысина Светлана Александровна

Конспект непрерывной образовательной деятельности

Возрастная группа: средняя

Тема НОД: «В гостях у Хозяюшки» (с использованием технологии макетирования)

Направление образования и развития (образовательная область): познавательное развитие.

Цель: - приобщение детей к истокам русской народной культуры с использованием макета русской избы

Задачи: уточнить и закрепить знания детей о русской избе и традиционных предметах русского быта;

-создать условия для формирования умений детей отгадывать загадки; находить картинки-отгадки;

- обогащать словарный запас детей, знакомить детей с устаревшими словами (изба, веретено, рушник, ухват, половик) и понимать их значение;

-приобщать детей к истокам народной культуры;

-развивать у детей интерес к прошлому своей страны, используя малые формы устного народного творчества (загадки, потешки),

- воспитывать любовь к своей стране, к ее традициям и обычаям.

Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, игровая, коммуникативная, музыкальная

Формы реализации детских видов деятельности: отгадывание загадок, чтение стихотворений, беседа, решение проблемных ситуаций, дидактическая игра» «Отгадай что есть в избе»,» Отгадай загадку» р.н.и. Как у дяди Трифона», хоровод» Пришла весна»

Формы организации: групповая, подгрупповая, индивидуальная.

Оборудование: макет русской избы, сундук, прялка

Материалы: мини-макеты предметов русской старины (русская печь, лавки, люлька, чугунок, самовар, ухват, деревянные ложки, аудиозаписи р.н.п:» К нам гости пришли», «Во кузнице».

Примерное содержание

непрерывной образовательной деятельности

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

I. Вводная часть

Создание благоприятного психологического климата

Воспитатель приветствует детей, предлагает встать в круг и подарить улыбки. Собрало друзей всех в круг

Я твой друг и ты мой друг.

Мы сейчас пойдем направо,

А теперь пойдем налево,

В центре круга соберемся,

И на место все вернемся.

Улыбнемся, подмигнем,

 А потом играть начнём (замечают на лавочке сундучок)

Дети встают в круг в круг и дарят

друг другу улыбки.

Постановка проблемы

Воспитатель обращает внимание на странный сундучок. Откуда он здесь взялся?Хотят ли дети узнать ,что в нём находится? Как открыть сундучок?

Воспитатель предлагает вспомнить и произнести волшебные слова :Сундучок, сундучок разукрашенный бочок, свою крышку открывай нас скорее удивляй! (крышка открывается, слышится треск, шум. гаснет свет)

дети высказывают предложения-кто-то принёс, забыл, потерял

дети предлагают поискать ключ, разбить (жалко, он красивый), отнести в мастерскую и т.д

Звучит р.н.м появляется макет русской избы

Воспитатель А куда мы попали? Обращает внимание на макет избы:» Смотрите, дети, дом какой-то деревянный, таких уже не строят давно, мебель не как у нас.

дети высказывают предложения-что они попали в прошлое. Это же старинная изба.

Воспитатель ведёт беседу о том, что раньше, в старину, жилища строили из бревен,и такие дома назывались – избами.
В избе жили хозяин, хозяйка с малыми детушками А  в избе, было много предметов – помощников, которые хозяюшки использовали почти каждый день

Дети отвечают на вопросы по ходу беседы.

II Основная часть

Постановка проблемы

 Воспитатель обращает внимание на беспорядок в горнице: «Горница здесь небольшая, Да красивая какая. А где же хозяева Ой, что же здесь случилось? Какой здесь беспорядок вещи разбросаны, шкатулка перевёрнута. Хозяева придут домой, расстроятся. Что делать, как исправить ситуацию?

дети предлагают уйти, навести порядок.

Д.И. «Отгадай что есть в избе…»:

Воспитатель предлагает взять предмет, рассказать о нём и поставить на своё место.

 Дети читают стихи и показывают домашнюю утварь: 

1Она стоит в русской избе

От неё тепло везде

Вы поймете, о чём речь

Это русская печь 

2. Кашу варит всем дружок,

Круглобокий. чугунок.

3. В печку слазить очень рад,

А зовут его. ухват.

4. Стоит у стола длинная кошка

У нее четыре ножки.

Сидит на ней вся семья

Это русская скамья

5. Воду дед носил с утра,

Каждый раз по два ведра,

На плечах дугой повисло

Держит ведра коромысло

6.Вы в деревне не кричите,
Холодильник не ищите,
Потому что молоко 
Не на ферме далеко
И не в ведре в коровнике,
А здесь, на подоконнике.
Не в кружке, не в ковше,
А просто в кувшине.
7.Перед вами утюг,
Бабушкин старинный друг.
Греется он на углях,
И живет во всех дворах.
8.Ты помощница моя,
Прялочка родная.
Напрядешь ты пряжи мне,
Что не видно края.
Коромысло с утра я беру,
За прозрачной водичкой иду.
Буду кушать готовить, стирать,
Буду маме своей помогать.

Воспитатель хвалит детей: «Молодцы, ребята, навели порядок. Ну что, же, осмотрели избу мы…

Эй, хозяева, где вы?» (под р.н.п.выходит Хозяюшка)

Хоз. Здравствуйте, детишки,
Девчонки, да мальчишки.
Спасибо, что мимо не прошли,
Ко мне в гости зашли.
Проходите, не стесняйтесь,
Поудобнее располагайтесь!

Дети здороваются с хозяюшкой, садятся на лавки/.

Беседа о русской лечи.

Хозяюшка предлагает поговорить о самом главной помощнице в русской горнице-русской печи: У хозяев гордость – печь!

Поведу о ней я речь!

Все готовится в печи

И хлеба, и калачи,

Каши и картошка и баранья ножка.

 А как народ печку называет, знаете?

Дети отвечают на вопросы: кормилица, матушка

Она избу обогревала, в ней готовили обед, пекли пироги, 
сушили одежду, лечились от разных болезней

Ребенок: Русской печки нет добрее
Всех накормит, обогреет
Варежки сушить поможет
Детей спать она уложит

Вос-ль:.А ребята стихотворение знают про печку

Ребенок читает стихотворение:

Русской печки нет добрее
Всех накормит, обогреет
Варежки сушить поможет
Детей спать она уложит

Воспит-ль предлагает вспомнить русские народные сказки, в которых есть печка и как печка помогала героям сказок

Дети отвечают на вопросы (Жихарка, Колобок, Гуси-Лебеди, По щучьему велению)

Русская народная игра

» Как у дяди Трифона»

Хозяйка благодарит дете:"Ай, да молодцы! «На печи, на девятые кирпичи лежит баба-яга, костяная нога, нос в потолок врос, сама зубы точит». Страшно? А вы не бойтесь. Давайте лучше поиграем. Собирайся детвора будет русская игра выходите, веселей

Поиграем поскорей. А играть будем в игру «Как у дяди Трифона»

(Дети образуют круг и под песню идут по кругу до ее конца. Водящий ходит внутри круга пока звучит песня. Слова такие:

Как у дяди Трифона
Было семеро детей
Было семеро детей
Было семь сыновей
Они не пили, не ели
Друг на дружку всё смотрели
Разом сделали вот так!

С последними словами (Разом сделали вот так!), которые уже произносятся всеми хором, а не поются, водящий должен совершить особенное действие. Суть его заключается в том, чтобы не каждый в круге мог его повторить. 

.(хоровод »Пришла весна»)

Хозяйка хвалит детей за ловкость, высказывает огорчение из-за того, что загостилась зима, весна никак не хочет просыпаться. Как бы разбудить весну?

Дети предлагают спеть хоровод» Пришла весна»

Хозяюшка благодарит детей:» Сказки вспомнили, печь рассмотрели, в игру поиграли, чем же вас еще. гости дорогие порадовать?»  

Дети рассаживаются на места

Игра» Отгадай загадку»

Хозяюшка предлагает провести испытание на самого смышлёного гостя и загадывает загадки о предметах быта1.Выпускает жаркий пар
Древний чайник…(самовар).
2.Чугунок очень рад,
Что его схватил …(ухват)
3.К низу узок, верх широк,
Не кастрюля … (чугунок).или Он как круглая кастрюля,
Он чумазый не чистюля
Где там, в печке уголек
Кашу сварит...(чугунок
4.Надо для стирки,
Может и для купания.
Посудина странное 
Имеет название.-.ю
Не знаю, кем это
Название открыто,
Но эта посудина 
Просто …(корыто) 
5.Воду он носил с утра,
Каждый раз по два ведра,
На плечах дугой повисло
Держит ведра…(коромысло).
6.На стене висит, болтается,
Всяк за него хватается (рушник).

7.Он по горнице гуляет,
Пыль и мусор собирает… (веник)
Эту обувь не забыли,
Хоть давным-давно носили.
Влезут дети по полати
У печи оставят… (лапти)

8.Сами не едим, а людей кормим? (ложки).

Дети отгадывают загадки, объясняя ответы

Хозяйка: Ребята, для чего нам нужны ложки?(показывает красивую деревянную ложку)

А вот ложка расписная, была у царя такая из нее ничего ни прольется, щи из нее вкуснее, да каша добрее, никогда не обожжёшься. По форме деревянные ложки глубокие, потому что на Руси основным блюдом был суп или жидкая каша. А еще деревянные ложки на Руси были музыкальным инструментом.
Давайте на них поиграем.

Ответы детей.

Дети исполняют на ложках Русскую народную песню «Во кузнице».

III. Заключительная часть

Рефлексия

Хозяйка: Ох, я развеселилась, расплясалась, а про баранки забыла, я ведь специально для вас в печку их поставила. (достаёт из печи баранки).

Вы давно баранок не ели? Вы баранок захотели? Напекла я их поесть Сотен пять, а может шесть

Угощение на славу, А гостям на забаву.(угощает детей) Ребятки, а ведь у меня есть   маленький дружочек, живёт за печкой, защищает от всего плохого дом, он не любит ленивых. И сам помогает   заниматься домашней работой. Отгадайте, как его зовут. Хотите познакомиться с ним. А вот придёте к нам в следующий раз в гости, вас и познакомлю. Вот настал момент прощанья,

Будет краткой моя речь

Говорю вам: «До свиданья!»

До счастливых новых встреч.

 

Ответ детей

Дети высказывают разные предположения.

Дети прощаются с хозяйкой и выходят из избы.

Литература:

1. Бударина Т.А, Куприна А.С., ,  Маркеева О.А., Корепанова О.Н. и др. Знакомство детей с русским народным творчеством. Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников. -Санкт-Петербург: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003.

2.Илларионова Ю.Г.  Учите детей отгадывать загадки. Пособие для воспитателей детского сада. - М.: Просвещение, 1987г.

3.Князева О.Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры.- Санкт-Петербург: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2007.

Использованные материалы и Интернет-ресурсы

1. Аудиозапись р.н.п» Во кузнице» http/iPiayer.FM

2.Аудиозапись р.н.п» К нам гости пришли» http/iPiayer.FM


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационная деятельность по приобщению детей к истокам русской народной культуры.

Инновационная деятельность по приобщению детей к истокам русской народной культуры....

Конспект занятия «Дорога к письменности (приобщение детей к истокам русской народной культуры) (подготовительная группа)

конспект в подготовительной группе приобщение детей к истокам русской народной культуры...

Перспективный план реализации парциальной программы О.Л.Князевой, М. Д. Маханевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» в старше - подготовительной группе на 2019-2020 учебный год. (Проводиться 1раз в неделю среда в свободной деятельност

Перспективный план реализации парциальной программыО.Л.Князевой, М. Д. Маханевой«Приобщение детей к истокам русской народной культуры»в старше - подготовительной группена 2019-2020 учебный...

Конспект интегрированного игрового досуга по приобщению детей к истокам русской народной культуры «Путешествие в страну русских народных музыкальных инструментов»

Конспект интегрированного игрового досуга по приобщению детейк истокам русской народной культуры«Путешествие в страну русских народных музыкальных инструментов»...

Конспект организованной образовательной деятельности по программе «Приобщение к истокам русской народной культуры» в старшей группе Тема: «Весёлая карусель»

Конспект организованной образовательной деятельности по программе «Приобщение к истокам русской народной культуры» в старшей группеТема: «Весёлая карусель»Цель: продолжат...

Конспект занятия по приобщению детей к истокам русской народной культуры в первой младшей группе «Приходите в гости к нам, будем рады мы гостям!»

Конспект занятия по приобщению детей к истокам русской народной культурыв первой младшей группе«Приходите в гости к нам, будем рады мы гостям!»...

Конспект организованной образовательной деятельности по приобщению детей к истокам русской народной культуры тема: «Кузнечное дело»

Тема: «Кузнечное дело!» Цель: Воспитание у детей уважение и любовь к традициям русского народа Задачи: 1. Дать детям представление о ремесле кузнеца, дать знания о значимости ремесла в русской куль...